Тихо шепчет сад заброшенный...

ТИХО ШЕПЧЕТ САД ЗАБРОШЕННЫЙ


- Ну, все я побежала.
Женька чмокнула меня в щеку. Уже в прихожей крикнула:
- Не забудь, у тебя сегодня издательство и вечером встреча с одноклассниками.
Она всегда была такой собранной, все помнящей, и за все беспокоящейся. Я допивал остывший чай, глядя в замерзшее окно и почесывая небритую щеку. Мысли как-то незаметно улетели туда, в то далекое, светлое и доброе, в котором, как пела Алла Борисовна, «каждый день кино». Точно, кино какое-то, как вчера все было. Я кинул чашку с недопитым чаем в мойку, мыть как всегда лень... Потом. И перебрался в кабинет, единственное место в котором я чувствовал себя уютно. Отогнал все мысли и сосредоточился. Как там было?

Застрял в сосульках увядающий мороз…

Нет, ерунда какая-то.

По переулкам одиноким...

Вот, блин, и переулки, уже были. Не лезет с утра, значит, день пропал.

... – Астраханцев, к доске.
А? Что? Смотрю в окно, никого не трогаю. Чей это мурый с утра рыскает, наверно, Татарина. Вот развел голубей - и мурые, и красные, и каких только нет. А здесь своих два десятка кормить нечем.
 - Я не готов, Валентина Ивановна.
- А когда ты, Астраханцев, был готов? Встань, когда с тобой старшие разговаривают. О чем ты думаешь на уроке литературы? Вас что-нибудь интересует в этой жизни?
Про себя: «Да думаю, чей мурый рыщет. А про вашего Онегина...» и уже вслух:
- Онегин Ваш, Валентина Ивановна, был хоть и бабник, но поступил правильно! Нечего было этой Татьяне ему на шею вешаться. А то «Я вам пишу…»
- Замолчи, Астраханцев! Выйди из класса. Ничего их не интересует. «Митрофанушки»! И что из вас вот таких выйдет? Непонятно. Не выйдет из вас героев...
 - Подождите, Валентина Ивановна, Вы еще мое творчество проходить будите на своих уроках!
- Иди, иди, Астраханцев, а то сейчас твое последнее творенье на уроке литературы будет изучать Виктор Данилович.


Виктор Данилович - это наш директор школы. Замечательный человек, с большой буквы. Фронтовик, офицер, был ранен. После войны уже институт педагогический закончил. Физмат. Жена у него очень красивая. Зовут ее Нина Сергеевна, говорят, она у него в десятом классе училась, и он ее прямо со школьной скамьи в ЗАГС повел. А потом она тоже физмат закончила, и они к нам в школу приехали.
Был Виктор Данилович строгим, но справедливым. Мы его не боялись, как это зачастую бывает: раз директор, значит, все должны трястись. Он был с каким-то внутренним стержнем, который было видно в его выправке, размеренных твердых движениях, в его походке, в умных внимательных глазах, в манере разговаривать. Кажется, задавая вопросы типа «Как это произошло?»,          он заранее знал ответ, но лишний раз хотел убедиться в том, что он прав. Прежде чем что-то сказать, он всегда делал паузу, как бы обдумывая. И лишь потом говорил. Говорил он всегда тихо, но твёрдо. Подчеркивая каждое слово. Если он кого-то отчитывал, то делал это, не обижая собеседника, но настолько точно и аргументировано, что было стыдно за содеянное.

Зима, зима. Мне всегда трудно было писать про зиму, да и что про нее можно написать? Ну мороз, ну снег... То ли дело - осень, сколько красок. Палитра невообразимая.

Разбросала осень акварель,
Отражаясь в капельках дождей.
И танцует красок хоровод,
На пустынных сценах площадей.

Зима, зима...

Последний снег лежит
На индевелых крышах.

Ну вот, вроде что-то. Все равно ерунда, нет души у этой зимы, а если нет души, то что тогда описывать? Это как механической китайской игрушке приписывать какие-то не существующие качества. То ли дело старый добрый плюшевый мишка... Блин, опять я не про то.
Тоже, соберутся все однокашники, состряпают добрейшие физиономии. Ну ты где, ну ты как? Как, как. Не как! Вот эта зима не идёт... а сдавать надо завтра, а сегодня предварительный просмотр, а показывать нечего.

- Астраханцев, ты почему не на уроке?
Ну вот, кажется, влип.
- Да я в туалет, Татьяна Дмитриевна.
Это наш завуч, у нее еще мой отец в вечерке учился. В войну была медсестра! Говорят, она кучу раненых из-под огня вынесла. Герой! Отец говорил, что ее все мужики в вечерке боятся, когда ее урок, они не решались даже пива кружечку пропустить.
-У тебя, Астраханцев, что, недержание, что ли? На каждом уроке у тебя туалеты, смотри - позвоню отцу.
- Я быстро, Татьяна Дмитриевна, одна нога тут другая здесь.
- Там.
- Что там?
- Нога другая там.
-А, ну да.
Скорее бы перемена. А то спалишься, не дожив до вечера. А вечером танцы, а танцы, как комсомольское собрание, пропускать нельзя. Так что надо дожить во чтобы то ни стало. Долгожданный звонок, и я спасен! Теперь за школу - на перекур.

Зима, зима...
Поземкой осыпает все вокруг...

Это кто же придет, интересно? Пан спортсмен не придет - это уж точно. Он у нас до восьмого доучился и ушел в педучилище на факультет физкультуры. Нормальный был пацан, во всяком случае, с какой-то целью в голове, не то, что мы.
- Кем хочешь стать?
- А я еще не знаю.
И это в десятом, а Пан спортсмен знал. Андрюхой звали, точно Андрей. И где он сейчас? Как судьбинушка сложилась? Или Зема. Я Земля, я своих провожаю питомцев. Пел хорошо Серёга и на баяне играл. Тоже не знаю, где. Мы как-то лет двадцать назад собирались, юбилей был в аккурат двадцать лет. А теперь сорок. Во время летит. Когда на выпускном винца хлебнули, друг другу в вечной дружбе клялись. Писать обещали. Выпускной...
Здорово было, все нарядные, девчонки какие-то в один миг взрослые стали, с прическами. В бальных платьях, макияж. Ну макияж тогда конечно был «мама не горюй!», но все равно круто. Галка - да Галка, и до неё дошел - красивая была девчонка, очень нравилась, да не мне одному, полшколы вздыхало. А она, видишь ли, своим одноклассникам предпочла дембеля Толяна. Он-то парень неплохой был, но все равно одноклассник есть одноклассник. После школы сразу поженились и уехали, и с тех пор я ее не видел. Говорят, они разошлись, а может, и нет. Недавно появилась в «Одноклассниках», ну, прямо скажем, не очень, и опять этот возраст. Что же это за напасть такая - ни памяти с этим возрастом, ни внешнего вида.

Зима, зима...
Тебе кричу, но ты меня не слышишь...

Ну и тупик, попробуй подбери рифму к слову вокруг... –друг... –круг...

И не когда не разорвать нам этот круг.

Буза какая-то. Крыши - слышишь.
Зимой и поэтам, наверное в спячку надо впадать как медведям. А что, сколько страна бумаги сэкономит? Это ж вагоны бумаги.

- На следующий урок идешь?
 Спросил меня Чугун, не знаю, почему его так прозвали. Наверно, из-за роста и большей головы. Он когда на танцах дрался, излюбленным приемом у него было бить лбом.
- Не знаю, а что, есть предложения?
- Может, до больницы?
Больница у нас была районная, и в нее приезжали на комиссию из других районов, ну а мы, как хозяева земель, брали дань.
- Да пошли.


- Да, да, слушаю.
Телефон прервал мои воспоминания.
- Сергей Матвеич, это Лена...
- Да, Леночка, слушаю.
- Сергей Матвеич, мне Вас сегодня ждать?
- Ох, Леночка, даже не знаю. Покинула меня моя непорочная любовь по имени Муза. Сижу в горькой тоске, оплакиваю.
- Сергей Матвеич, ну может, сжалится, вернется?
- Сомневаюсь, Вам ли, Леночка, не знать о коварстве женщин.
- Может, она не такая, может, она добрая.
- Ну надежда умирает последней.
- Так я Вас сегодня жду?
- Наверно.
- Ну тогда до встречи?
- Пока.
Нет, все же, что ни говори, а в зиме тоже есть какая-то прелесть. Это мы в городе сидим и ничего не видим, кроме грязного снега. А выехать в лес… Красота - ели под снегом, рябины, снегири. Лес...

После выпускного на утро поехали в лес. Шашлыки, вино. Делились – кто куда поступать будет. Горбонос, это Горбоносов наш, он с детства хотел хирургом стать. Ему как апендикс вырезали, так он и заболел «'белыми халатами». И поступил же. Сейчас уже профессор. Профессор... Сашку Прокопенко так звали – «профессор». Художник. Он всегда хорошо рисовал, в художке учился, а после восьмого в художественное училище рванул. И поступил-таки, и конкурса не испугался. Сейчас где-то в Тамбове, директор художественной школы.
Во разбросало. А меня почему-то всегда в деревню тянуло, на берегу реки дом, птица всякая, экзотическая. Цесарки, павлины, голуби, фазаны. Так и не сбылось. Ну ничего, оно и в городе неплохо, когда свой дом дворик, садик, виноградник. Ну и хорошие соседи, это самое наипервейшее, когда с соседом можно так вот запросто чайку на веранде попить и о жизни потрещать.

Из больницы мы с Чугуном тогда вернулись с добычей, рубля два насшибали. Зашли в магазин, купили сигарет и довольные двинули к школе.
Школа наша находилась на бульваре Энтузиастов, кто они такие были эти энтузиасты и что они такого сделали для нашего Пятиморска, я и сейчас не знаю. Любили в стране советов из крайности в крайность: то какие-то энтузиасты безликие со строителями и коммунарами, а то сразу Брежнев, Андропов. А политбюро ЦК КПСС в то время не молодое было - всем за семьдесят, представляю что бы было лет через десять в стране: Брежневбург, Андроповград - не страна, а колумбарий. Вовремя перестройка началась. Свернули этот опыт, а городам дали прежние названия.
В школе было прохладно и пахло чем-то непонятно-казенным. Мы быстро пробежали в туалет, чтобы никто не заметил и стали дожидаться перемены.

Зазвонил мобильник. О, Бражко...
- Привет, Хан!
- Привет, Бражко!
- Еще живой?
- А что со мной сделается?
- Ну как же, все под Богом ходим, а ты часто через дорогу без сопровождения, да еще и не в ладу с собственной головой.
Он всегда был язва, начитался в молодости О'Генри вперемешку с Ильфом и Петровым и шпарил цитатами, думая, что остроумен. Многих это раздражало, а я как-то спокойно на это смотрел.
- Не дождешься!.. Че звонишь ни свет ни заря? Похмелье одолело что ли?
- Старик, ты же знаешь, с зеленым змием я битву выиграл окончательно и бесповоротно. Так что из напитков предпочитаю только традиционный русский чай и ничего больше!
Ну поперло, сейчас скажет, что раньше ему эта битва не приносила положительных успехов и он часто просыпался не со щитом, а на щите да ещё и в вытрезвителе....
- Это я раньше....
- Ладно, Брага, давай короче, мне работать надо.
- Что, мысли через край? Новые сюжеты, новые герои?
- Ну вроде того. Че надо?
- Ты идешь сегодня засвидетельствовать свое почтение нашим старушкам из 10 «А»?
- А что, ты хочешь меня сопроводить, чтобы не заблудился?
- Да нет, ты столько не зарабатываешь, я же VIP-проводник, я думаю, может, цветов взять каких или там шампанского. Сами не пьем, так хоть девок подпоим, покуражимся.
- Бражко, тебе сколько лет?
- Ты опять меня носом в песок, ну младше я на два месяца, но это не дает тебе право разговаривать со мной как с ребенком...
- Да я не про это, просто у наших девушек у кого подагра, у кого радикулит.
- Да ладно, видел я здесь, месяц назад Ольгу Петрушку (это Петрухину значит) в полном расцвете, как говорится, грудь колесом не меньше третьего, спина, ниже пояса тоже, оставляет, неизгладимый след в памяти, измотанной временем и алкоголем. Ну а лицо, сам знаешь, какие чудеса творит современная наука. Так что девочки наши...
- Ну цветы - так цветы, я за любой кипиш....
- Тогда где встречаемся? Давай у ларька цветочного, рядом со школой в семь. Окей?
- Ну давай, давай.
- Сам «давай».
- Все, Володь, пока, надоел.
Я положил трубку.

Фамилия у Вовки была Бажков, но кто-то ляпнул, не подумавши, Бражко, так и повелось, Бражко. Погоняло свое он полностью оправдывал. Любитель заложить за ворот или, как сейчас выражается молодежь, одеть синие ботинки. От этого у него была масса всяких неприятностей и дома, и на работе. При советах с зеленым змеем боролись беспощадно. И конечно, не обходилось без перегибов. Если тебя ловят при выходе из пивного бара, в который ты заходил далеко не для того, чтобы хлебнуть «Баржоми», ты попадаешь в вытрезвитель, и на утро тебя удостаивают почетного звания алкоголика, ставят на учет, и жизнь твоя превращается в ад. На производстве два раза в день, утром и вечером, ты должен отмечаться у нарколога, и не дай Бог от тебя запашок, даже вчерашний. Ты тут же переходишь в разряд злостных и тогда... Ну не будем о грустном.
Володька в классе был своеобразным мешочком смеха. Выкидывал такие номера! Был очень любознательным, неплохо разбирался в радиоделе, чему и посвятил свою жизнь. Выписывал кучу научных журналов, постоянно проводил какие-то эксперименты. Варил мыло, изобретал передатчики, изучал библию, тут же сопоставлял ее догмы с кораном, и делал еще кучу самых нелепых вещей, до которых нормальный человек вряд ли додумался бы.
В жуткие перестроичные, когда в стране царил сухой закон, наш Вован умудрялся варить всевозможные спиртные напитки из гороха, из риса, из пшеницы, из томатной пасты и прочей ерунды. И получалось. Правда, пить эту ужасную бурду было очень страшно, но на удивление дегустаторов, она еще и вставляла. Даже помню, была попытка из виноградного сока, купленного в магазине, сделать вино. Но из-за отсутствия определенных знаний в изготовлении сока - а именно его просто стерилизовали лимонной кислотой, тем самым убивая все живое, - продукт не бродил, а скисал. Но Бражко заявил, что у него в результате научных изысканий получилось пять литров высококачественного уксуса и что любой и каждый может, не стесняясь, обращаться теперь к нему.

Ну вот и долгожданный звонок.
- Чугун, катим в столовку, пирожков захаваем.
- Катим. Ты на физику идешь?
- Да надо, а то Фаза наш обещал пару в четверти поставить, папик меня за ноги подвесит. А ты?
- Да погнали, мне по барабану, можно и на физику.
В столовой была куча народа, под ногами крутилась мелкота, которую технично оттесняли от раздачи старшеклассники, и пахло горелым маслом.
- Э... А ну, разойдись, мелких пропусти! - заорал Чугун что есть мочи, он всегда за мелких заступался. Воспитание, ничего не поделаешь, интеллигентность, ее ведь не спрячешь - это тебе не трешка в трубочку.
- А ну, пистолеты, налетай, подешевело!
Детвора довольная кинулась к раздаче, крепко зажимая в кулачках свои пятаки.
- Хан, четыре схаваешь?
- Нет, ты что, с дуба рухнул? Пару хватит.
- Ну как хочешь, а я четыре.
- Да хоть десять - бабки не мои. Смотри, будешь как Поплавок.
Поплавок - это Юрец из 9 «Б», шайба килограмм на сто. На пляже когда купается, река из берегов выходит, но он не огорчается. А мне так он больше панду напоминает. Эдакий колобок безобидный, хоть как его подкалывай, он одно смеется.
К нам подкатил Дед.
- Блин, горячие.
- А ты вон ту Марусю попроси, она тебе подует.
- Ага, еще и пожует, - добавил Чугун.
- Фу, дебил, вечно ты аппетит испортишь.
- А че, нормальная тетка, правда зубы не чистит, ну это мелочи, зато челюсть какая рабочая.
- Чугун ты это сейчас о чем?
- Да я так, пошли, покурить еще надо успеть.
На улице пела весна, на влажных от сока вербах тряслись на ветру сережки. Еще чуть-чуть и - лето. Кайф! В небе кружит стая голубей, Кузьма, похоже, своих тряхнул. И кажется, все это только потому, что здесь ты, и это для тебя. Как это там у поэта:
Стоит верба, стесняясь наготы,
Приопустив ресниц пушистых почки,
От клена закрываясь за кусты,
Спеша зеленые свои одеть листочки.
Хорошо сказал, эротика прям какая-то.
- Чугун, ты стихи любишь?
- Нет, прозу больше.
Чугун у нас начитанный, уже успел «Войну и мир» прочитать. Голова. Удивительное сочетание двух стихий. По жизни хулиган, каких свет не видел, а в душе лирик. Я так эту «Войну…» за всю жизнь не прочитаю, а он возьми да проглоти. Гены.
- Чугун, а кем были твои предки?
- Не знаю точно, батя говорит, до революции они очень богато жили.
- Так ты, стало быть, буржуй?
- Ну, стало быть, да. А ты никому не скажешь?
- Да ладно, обломись, за это сейчас не преследуют.
- Да я прикалываюсь. А твои, Хан? У тебя же на лбу крупными буквами «интеллигент» написано.
- По матушке, родоки говорят, репрессированные были, а в те времена, сам понимаешь, простых не трогали. А по отцу, бабка рассказывала, как они свои пароходы имели. Прикинь, целый пароход! Во, блин, житуха была. Париж, Брюссель.
- Ты хоть знаешь, где этот Брюссель?
В географии Чугуну не было равных, и я быстренько съехал с темы.
Слушай, погнали, а то опять заморочки начнутся.
Ворвались в школу с теплым весенним ветром.
- Фу, накурились. Сережка, я все отцу расскажу.
- Ну теть Оль, я же не в затяжку.
- Будет тебе - не в затяжку!
Она еще что-то кричала вслед, но для меня это было уже не важно.
- Здравствуйте, садитесь, - произнес дежурную фразу Фаза, и, гремя стульями, класс уселся в предвкушении каждый своего.
Фаза - это наш Евгений Анатольевич, замечательный, всегда чуточку сдержанный, говорил тихо и нараспев. Никогда не обращал внимание на выходки задних парт. Мог только остановиться и после некоторой паузы выдать свое завсегдашнее:
- Я подожду, продолжайте.
И этого почему-то всегда хватало. Когда он вел урок, даже я, несчастный холерик, который не мог просидеть и пяти минут спокойно, почему-то брал себя в руки и всецело отдавался чарующим тайнам физики. Наверное, поэтому сейчас с гордостью Наполеона меняю лампочки и ремонтирую розетки, что приводит в дикий восторг мою Женьку. При этом она всегда говорит:
- Вот знала, за кого замуж иду, а у Таньки Андрей... Я, как кот, свожу ресницы и с удовольствием слушаю, что у Таньки Андрей...

Роковая пауза в купаже с легкой дрожью и беспощадное:
- Божков к доске.
Бражко как-то неестественно весь сжался и....
- Евгений Анатолич, а я не готов.
- Встань для начала, бери учебник и выходи к доске.
И я сразу догадался, что будет шоу, в котором Бражко в качестве факира преподаст нам урок знания прикладной физики.
- Открывай учебник, - произнес Евгений Анатольевич с тоном тренера по боксу. Мол, ты же можешь, ты же должен.
Бражко с неуверенностью бегемота, пытающегося преодолеть препятствие, открыл учебник.
- Ну... пиши формулу, - предложил Фаза.
Бражко понял, в чем дело, быстро накатал формулу.
- Ну... Рассказывай, мы тебя внимательно слушаем.
Брага расплылся в улыбке, и.... Его поперло. Да, он был виртуоз. Никто не понимал физику так, как понимал ее он.
А за распахнутым окном плела холсты весна, до одури пахло свежим ветром, солнце, казалось, хохотало от удовольствия - делать удовольствие всем, кто попадал под его теплые ласковые лучи. Небо было такое голубое, такое высокое. А жизнь была такая бесконечно длинная, беззаботная, что хотелось пить это небо, играть этими облаками и радоваться, радоваться, радоваться!
- Садись, Божков, четыре.
- Как, Евгений Анатольевич! Он же не готов, сам сказал.
Ну зануда, вечно ей больше всех надо. Это наша отличница Наташа Петрова. Зубрилка несчастная. Сама в физике дуб дубаря, и туда же.
- Слышь Зубра, ты бы постеснялась гения касаться своей мерзкой предвзятостью. А то ведь ненароком можно заработать ненависть и проклятия потомков.
- А что я? Он же сам сказал, что не готов.
- Так, заканчиваем, Астраханцев. А перед Вами готов объясниться. Вы материал зубрите и учите, а Божков думает и анализирует. Вот и вся разница, если Вам это что-нибудь даст.
Звенит звонок, и мы еще на один час ближе к вечеру. Ох, вечер, вечер...
- Ты идешь курить?
- Не, пацаны, я крайне занят.
- Ну-ну, - масляно промямлил Жора - это Калек, мой лучший друг, братела!
- Ну ты Штирлиц... Гостайны не выдавай, история не прощает ошибок, даже я будучи в чине генерала КГБ не смогу тебе помочь.
- Ладно, генерал вали к своей Людочке.
В раздевалке , в самом углу, было тихо и пахло сыростью. Я пробрался в самый конец и стал ждать. Стук по кафелю босоножек вызвал мелкую дрожь во всем теле. Она... Людка подходила, срываясь на бег, делая последние шаги. Кинулась на шею. Я обнял ее за талию и начал целовать, рука медленно поползла к груди. Она вырвалась и с волнением в голосе, задыхаясь:
- Дурак, ты что, не здесь.
Я, еле сдерживая волнение, трясущимся голосом:
- А что здесь такого?
- Да ничего, школа - вот чего, еще маме настучат, она меня убьет. И так уже пилит - не связывайся ты с этим бандитом... Опять курил?
- Люд, ну прекращай хоть ты. Учителя лечат, папик лечит, еще ты...
- Лечат да не вылечат. Астраханцев, ты же обещал не курить.
- Ну все, все. Пообщались. Я погнал.
- Ты куда?
- Грызть!
- Что грызть?
- Науку, Людок, науку.

Пес за окном начал лаять, тем самым напомнив, что его надо кормить. Во умная псина. Эти чау-чау вообще умные ребята, их в свое время тибетские монахи разводили - для созерцания, как пишут древние книги. Мне с моим холерическим складом только такая и нужна. Спокойная и добрая.
- Что, Крейзи, проголодалась?
Ее имя Крейзи - бешеная или сумасшедшая - совершенно не соответствует действительности. Просто я до нее держал колли, а это не собака, а мячик. Один раз подкинь, и целый день прыгать будет. Когда ее не стало, я долго не мог успокоиться, а потом решил, что, пока не заведу нового друга, так и буду жить страданьями-воспоминаньями. И когда купил щенка, назвал ее Крейзи, думал, такая же будет безбашенная. А она возьми да и стань эталоном преданности и понимания. Черная моя красавица. Чемпион России. Я ее когда по выставкам возил, так увлекся, что уже в воскресенье не мог усидеть дома. Такой азарт я испытывал только при игре в карты - в молодости, когда с девятнадцатью очками сидишь, а на банке - ого-го.

С Людкой мы познакомились еще в восьмом, вернее это я в восьмом, а она в седьмом. Инициативу проявила она, засунув записку мне в карман пальто, в раздевалке, в которой простенько и банальненько без имени и обратного адреса нетвердой рукой было начертано «Я тебя люблю». Моему удивлению не было предела, так как я наивно полагал, что подобные признания - это прерогатива исключительно мужской половины человечества. Долго ломал голову и следил за всеми девчонками, кто хоть как-то удостаивал меня своим взглядом. Да, нелегкая это работа, раньше хоть дамы платки роняли, а здесь - поди разбери, кто тебя любит...
Все разрешилось само собой, когда мы готовили новогодний вечер. Я играл в школьном ансамбле на гитаре, а она пела с девчонками, что-то про то, как на опушке жила зима в избушке. Я терпеть не мог такую белиберду, но, что поделаешь, сценарий.
Она на меня так смотрела, краснея и волнуясь, что все стало ясно, как день. Я вызвался проводить ее до дома и тут-то все и началось. И почему я раньше ее не замечал?
- Потому что растяпа, - любила повторять она.
А я был довольный, как слоник, потому что даже «растяпа» она произносила так ласково, как никто другой. Наши чувства, искренние и чистые, со временем, действительно, переросли во что-то большое и главное, что мы уже и представить не могли себя по одиночке. Все вокруг знали о нашей «дружбе», как это тогда называли, и относились к этому с уважением, даже учителя. За исключением двух-трех ханжей да парочки завистников. Одним из них и был наш будущий доктор Горбонос. Он как-то резко задружил со мной, а я, ничего не подозревая, впустил его в наше пространство. Вопрос разрешился тогда, когда Людка мне сказала, что он частенько заглядывает к ней домой по-соседски, на чай – они, действительно, жили рядом. Ну пришлось начистить ему мурло, чтобы он не совал его куда попало, и я лишился друга, так и не успев по-настоящему подружиться.

Выйдя из школы я наткнулся на кучку пацанов.
- Привет, Хан.
- Привет, бедолаги, че за планерка?
- Да вот стоим кубатурим, куда кости кинуть.
Ответил Мустафа один за всех. И после короткой паузы...
- Может, в сквер, на гитарешке побринькаем.
-А че, и правда, погнали.
Поддакнул Чугун, окинув всех по кругу испытующим взглядом.
- А арфу где возьмем? - поинтересовался я и, не дожидаясь ответа, - Пупо, у тебя что ли?
- Можно и мою, я здесь рядом живу, - ответил Пупо, его так за рост прозвали и за прическу, которой он хоть и отдаленно, но был похож на Пупо из далекой солнечной Италии.
- Ну так и порешили, - постановил я.
Потому что глотку рвать должен был тоже я. На гитаре лучше меня в нашей компании все равно никто не играл. Я к тому времени уже закончил музыкалку и кое-что понимал в диезах и бемолях, в отличие от остальных. Да и голос у меня хоть и ломался, но что-то мог.
В парке пахло прелыми листьями вперемешку с горьким запахом тополиных почек. Ветер раздувал наши длинные волосы, за исключением Мустафы, он стригся налысо, и был похож на басмача из фильма «Белое солнце пустыни»,  оттого и прилипло к нему - Мустафа. Мы шли по аллее среди уже вовсю зеленевших газонов, запах весны дурманил наши молодые сердца. Проходя мимо двух мамочек с колясками, сидевших на лавочке и подставлявших своих крох ласковому солнцу, я узнал, что «Малыш» с гречкой гораздо лучше поедается детьми, чем «Малыш» с толокном...
«Надо же... Че бы понимали», - подумал я про себя. А в душе уже звучал знакомый мотивчик.
В школьное окно... ТРАМ... ПАМ...
Смотрят облака… ТРАМ... ПАМ...
Во молодец Маликов, такую вещицу забацал.
Мы добрались до конца аллеи – туда, где стояли, качели-лодочки, хоть они и были перетянуты огромной цепью, мы любили на них зависать. Пупо не заставил себя долго ждать, инструмент у него был неплохой - старая облезлая, но не дурно звучащая гитара времен НЭПа.
- Пупок, че ты ее в порядок не приведешь?
- А как?
- Как, как. Я же тебе рассказывал. Берешь стекло и начинаешь аккуратно счищать тонкий слой лака. Потом все это дело проходишь нулевкой, а потом лаком на несколько слоев.
- Ладно ты, Хан, со своим ликбезом, - возмутился Чугун. - Играй давай.
- Мне сказали, она потом звучать не будет, - недовольно отозвался Пупо.
- Да все будет, не боись.
Я пробежал по струнам, подтянул первую, потом еще раз по струнам, третью, сделал пару вступительных аккордов. Глядя на Чугуна, сразу понял чего он ждет и затянул...
Тихо шепчет сад заброшенный,
Низко стелется туман…
Глянул на Чугуна, потом на всех остальных и мне стало смешно. Они смотрели на меня в предвкушении припева, как смотрят собаки когда им вот-вот должны покинуть лакомый кусочек. У меня не было сил смотреть на все это, и я так расхохотался, что меня, наверное, было слышно далеко за пределами парка.
- Ладно ты, обломись, крыша поехала? - Злобно произнес Мустафа.
- Не пацаны, ну рожи чуть попроще. А то, глядя на вас, так и хочется забацать:
И Ленин такой молодой
И юный октябрь впереди!
- Хан, ну играй давай, - занудил Пупо.
У него был в этом свой интерес, он запоминал аккорды, а потом дома часами измывался над собой. Надо отдать должное - парень он был упертый и, не умея петь, очень даже сносно аккомпанировал.
Я, стараясь не смотреть на благодарную публику, начал сразу с третьей строчки.
Ходит осень - гость не прошенный,
Нет любви один обман.
И тут как хор Пятницкого... Как ухнуло:
Пролетят как желтые листы…
Глядя на их серьезные лица, меня буквально рвало на части.
Шумной чередой года.
Нет маю любовь не вспомнишь ты... Мотал гривой Чугун...
 Нет, не вспомнишь никогда.

И тут на аллее Мустафа увидел мужика, судя по походке, изрядно лизнувшего. Мужик направлялся прямиком к нам, подходя ближе, нетвердо ступая по не успевшему просохнуть асфальту, он издалека невнятно произнес:
- Пацаны, закурить не найдется?
- Найдется батя, найдется, - успокоил его Мустафа. Это был его любимый конек, глумиться над синяками. Мужик подошел ближе и, раскачиваясь из стороны в сторону, окинул нас ничего не выражающим взглядом.
- Привет...
- Привет, батя. Тебе что «Мальборо»? Или «Беломор» сойдет?
- «Беломор», - икнувши произнес мужик.
- Нет у нас, дядя, «Беломора», мы такую хрень не курим.
- Ну тогда Мали..Мар... Мабру...
- Эээээ, да ты, брат, совсем плохой. А «Стюардессу» будешь?
- Давай...
- Ну где же мы тебе ее возьмем? - измывался Мустафа. - У нас у самих с женщинами проблема.
Я не выдержал - достал начатую пачку «Радопи», вложил ее мужику в грязную ладонь:
- На, мужик, и иди отсюда.
Но ему, видно, этот расклад понравился, и тут прозвучало...
-А спппичкку?
Мустафа не заставил себя ждать, выхватил из его рук пачку, достал сигарету, воткнул ее табаком в рот мужику, зажег спичку и начал поджигать фильтр. Противно завоняло горелой бумагой, но мужик, как ни в чем не бывало, с удовольствием затягивался вонючим дымом.
- Ооооо... Где это ты так картуз извозил? - поинтересовался Мустафа.
Пацаны уже начинали уматываться...
- Давай я тебе его отряхну.
Он снял фуражку с его головы и начал демонстративно вытряхивать. Вывернув наизнанку, он притулил ее кое-как опять на голову жертвы. Смех нарастал...
- Во, гляди, и куртка вся непонятно в чем. Где ты лазил, дядя?
Мустафа начал трясти куртку, из карманов которой посыпалась мелочь. Мужик, не обращая на это никакого внимания, безучастно хлопал глазами.
Потом так же вывернув куртку, Мустафа начал натягивать ее на рыхлое тело. Мужик, ни о чем не догадываясь, послушно подставлял руки. Закончив одевание, Мустафа вывернул наизнанку внутренний карман, оказавшийся снаружи, и он свис, как носовой платок. Не хватало полотенца через руку, и получился бы замечательный холдей из ближайшей забегаловки. Окончив кутюр, Мустафа довольно осмотрел плод своей неудержимой фантазии, довольно клацнул языком и произнес свое излюбленное:
- Красава! Ну ладно иди мужик, иди...

 * * *
Ну вот, опять воспоминание подходит к тому месту, когда я стараюсь уйти от него, избавиться во что бы то ни стало. Прошло столько лет, а мне становится не по себе. Да страшные вещи, эти совесть и память.
Опять зазвонил телефон...
- Астраханцев, привет, ты что-нибудь ел?
Это Женька.
- Нет, что-то не хочется.
- А что так? Опять хандра? Не пишется?
- Да нет, просто не хочу.
- Нет, Астраханцев, я тебя знаю. Не идет да?
- Ну, да. Тебе бы за столько лет пора к этому привыкнуть.
- Ну как я могу привыкнуть, если тебе плохо.
- Ну ладно, Жень, не сгущай. Все хорошо, просто не в настроении.
- Ты что-нибудь ел?
- А что, пора?
- Да ты посмотри на часы, уже два?
- Ну ладно, пойду, разогрею.
Хотя и не собирался этого делать.
- В редакции не был, конечно.
- Конечно. Да что с тобой сегодня?
- Все хорошо, просто недоспал.
-Ну ладно, Сереж, мне пора, поешь обязательно! Я тебя целую, пока.
- Пока, Жень.
Хандра! Сегодня точно эта хандра разрешится.

* * *
Я посмотрел на часы.
- Ну что, орлы, на алгебру идем? - поинтересовался я, хотя был уверен - это делать никто не собирается. Хотя...
- Да надо идти, хоть и перед смертью не надышишься.
Заключил Чугун.
Ну тогда погнали, а то опоздаем и...
Забежали в школу, натыкаясь на малолеток, выходивших из школы. Закончился четвертый урок. Как лыжники в слаломе, пробрались до лестницы и поднялись на второй этаж. Возле класса стояла толпа «однополчан», от которой отделилась инициативная группа и направилась к нам с Чугуном. Петруха, Галка, и ещё пару красавиц с загадочными улыбками подкатили ближе.
- Мальчишки, дело есть, - промолвила заговорщицки Галка. - Пойдём в сторону.
Отойдя к окну, дамы выложили свой план.
- Мальчишки, никто, кроме вас! Надо сорвать урок! Никто не готов, а Мария, сами знаете, церемониться не будет. Пар понаставит и - отдыхай перед самыми экзаменами.
Выложила свой план Галка.
- Ага, а нас под поезд, а сами чистенькие, - возразил Чугун.
- Пацаны, идите сюда, - подозвала Галка Бражко и Пупо. - Здесь такое дело. Надо урок сорвать, а чтобы Сереге с Сашкой не влетело, надо всем поддержать, тогда и судить некого будет, все виноваты.
- Ну ты молодец, - промолвил Бражко, мы с голой ж… грудью на танки , а они в кустах.
- Да ладно ты, Брага, вмешался я, не паникуй. В первый раз что ли?
- Ну ладно, че дашь? - с ехидцей спросил Брага, - себя не предлагать.
- Вовчик бери, что хочешь, - подыграла ему Галка, поняв, что уговоры получились.
Разработали стратегический план, а именно все должно было начаться не сразу, а посмотреть - кого вызовут, если батанов то жить можно, а если кого-то из своих, то сразу начинаем базар.
В класс зашли, не прошло и двух минут, как прозвенел звонок.
- Здравствуйте, садитесь, - окинув полубезразличным взглядом класс, произнесла Мария Петровна.
Прогремев стульями со смешками, предвкушая скандал, мы уселись за столы.
Полистав журнал, Мария Петровна остановилась на своей странице и начала внимательным спокойным взглядом вглядываться в фамилии. В классе стояла напряженная тишина с поскрипываниями стульев и покашливаниями.
- Так, к доске пойдет... пауза...  Горбоносов.
Выдох всего класса пошатнул листья на цветах стоящих на окнах. Горбонос вышел к доске с уверенностью милиционера и начал отвечать, рисуя на доске замысловатые иероглифы, в которых я ничего не смыслил, похожие на буквы Х, У, В, и ещё чего-то. Это продолжалось недолго, когда он закончил, Мария задала ему пару вопросов, заключив:
- Четыре. Садись.
Ииииии опять дикий напряг.
- А теперь послушаем Петрухину, - заключила Мария, и у меня внутри что-то екнуло.
Надо было начинать, мы переглянулись.
- Чугун, - громко сказал я, - у тебя паста есть? А то моя кончилась.
- Есть, - с радостью подхватил Чугун, с улыбкой глядя на меня. - На.
Я, глядя на Марию, произнес:
- Можно?
И, не дожидаясь ответа, встал из-за стола. И двинул через весь класс к Чугуну.
- Это что такое? - возмутилась Мария.
- Все нормально, Мария Петровна, - спокойно произнес я, глядя в упор. - Я сейчас.
- Астраханцев, немедленно сядь на место!
- Да, сейчас, Мария Петровна.
- Что ты себе позволяешь?
- А что я позволяю? Подошел, так сказать, к спасителю взять пасту чтобы внимательно записывать ваши мысли вслух.
Бражко долго наблюдал за происходящим и здесь заключил:
 - Хан, а может, ты мне за сигаретами сгоняешь?
- Да без проблем, тебе каких?
- Это что происходит? – недоумевая, повысила голос Мария. - Где актив класса, где комсорг? Комсорг, встань.
Из-за стола поднялась Рая - наша комсорг и, моргая глазами, молчала.
- Почему ты молчишь, это что такое?
И здесь случилось самое страшное, то, о чем я вспоминал всю последующую жизнь. Это была бомба, которая разорвалась в одну секунду и оставила глубокое осколочное ранение в моей душе.
- Астраханцев, выйди из класса, дай нам спокойно учиться. Подонок...
Это слово резануло меня, словно бритвой, глубоко-глубоко! Тишина стояла такая, что было слышно, как шумит ветер за окном, путаясь в зеленевших ветках. Вот так, я же для вас, мне оно не надо, я бы просто прогулял и все. Я же спасаю вас, я же из-за вас на рельсы! Позабыв все на свете, я медленно, глядя ей в глаза, подошел ииии... дал пощечину. Что было потом, я помню смутно: кто-то возмущался, кто-то кричал «Правильно, дождалась!»
Запомнились глаза Петрухи  и гаденькая улыбочка, мол, что, комсорг, получила? Не будешь лезть куда тебя не просят.
- Козлы вы все, - промолвил я не помня себя и пулей вылетел из класса.

* * *
Вечер был тёплым и влажным. Чувствовалась весна в каждом вздохе, еще дымили догоравшие листья собранные в большие кучи. Танцы закончились, и мы по привычке сидели в парке на наших качелях и слушали радио «Монте Карло». «Гудбай, май лав, гудбай», - заключал Демис Руссос. И мы вместе с ним. Было, как всегда, скучно, после активно прожитого дня публика была вялая и малоразговорчивая.
- Ну что, Хан, на завтра родительский комитет собрали,  - сказал Чугун, его маман была членом этого комитета.
- Ну и что? Расстреляют что ли?
-Расстреляют - не расстреляют, а до экзаменов могут не допустить... Мамаша сказала – она, конечно, будет за тебя бороться, потому что и я типа такой же. Но одной моей мамы маловато.
- Да мне по барабану, пусть что хотят, то и делают.
- Не, ну там, конечно, и класс подпишется... Зря ты ей смазал.
- И че, надо было уши опустить и... Да, я подонок, извините. Все же хотели, чтобы мы урок сорвали, все, просто не все это вслух произнесли. А теперь получается, я один подонок, а все белые и пушистые. Козлы они и есть козлы. Они завтра еще и речи будут толкать, как нехорошо бить девочек, а если девочка попутала и не думает, что несет... Что, нельзя было нормально сказать?
- Да и то верно, - заключил Чугун.
Помолчали. Покурили.
- Ну что, Людок, пойдем?
- Пойдем, - безразлично-спокойно ответила Людка.
Молча подошли к подъезду.
- Ну че, пока?
- Пока. Что, все так серьезно? - спросила Людка.
- Да, Людок, может, меня еще в тюрьму посадят. Будешь передачки носить?
- Во дурак. Я с ним по-человечески, а он...
- Ну ладно, Люд, шучу.
- Ну и шуточки у тебя, Астраханцев. С ним по-хорошему а он....
- Ну все, все пока.
Я нежно, как малышку, поцеловал ее в лоб и со словами «Пока, до завтра» направился к своему подъезду.
 
* * *
Родительский комитет был в полном составе.
Сначала выслушали, как полагается, Марию...
Возмущению не было предела, о себе я узнал много нового, да и остальные пацаны тоже.
- Таким, как Астраханцев, я считаю, вообще не место в школе, - заключила она.
Потом слушали мнение класса, говорили, естественно, одни зубрилки, элита так сказать, как мы не даем им спокойно учится, впитывать учебный процесс. Наконец дошла очередь до родителей...
Встал папа Зубры и начал, что он уже боится ребенка в школу отпускать, что не известно, что с ней может случиться в школе.
«Как же, единственная дочка, любимица. Кому она только нужна? Зубрилка твоя?» - думал я.
А он уже вершил вердикт:
- Он должен извиниться.
- Да! - подхватили остальные родители. - Однозначно должен извиниться!
- Не буду я извиняться! - неожиданно для себя самого выдал я.
- То есть как - не будешь? - удивленно посмотрела на меня Мария.
- А вот так - не буду! Весь класс просил урок сорвать, а я отдуваться буду? Что вы молчите? Все же хотели этого, просто никто не думал, чем это закончится. Не так? Что все потерялись? Ну, давайте, герои! А вы, милые родители, думаете, что Астраханцев один такой мерзкий тип? Нет, все такие, только Астраханцев смог, а ваши деточки довольные промолчали. Вот и вся разница! И ни перед кем я извиняться не буду.
Я резко повернулся и пошел к двери.
- Вернись, Астраханцев, мы еще не закончили, - твердым голосом сказала Мария.
- Я думаю, выгнать меня из школы вы можете и без моего присутствия.
И хлопнул дверью.

 * * *
- Ну, хан, ты даешь... Там такое началось! - восторженно произнес Чугун, закуривая сигарету.
 Я сидел на лавочке и, безразлично докуривая, смотрел куда-то мимо проходивших пацанов.
- Короче, папик Зубрилки начал расспрашивать, как все было. Галка встала начала возмущаться , что все молчат. Типа сами же просили. Здесь и Бражко, и Пупо, и Кореш, и девчонки стали выступать... Короче, мама моя сказала, что не стоит так строго, насчет экзаменов, что ты со временем все осознаешь и поймешь. И не раз об этом пожалеешь. Ну, короче, решили оставить все пока, как есть. Живи!
- Ну спасибо, Чугун, а то я и не знал как дальше быть, жить или не жить, - ехидно выдал я.
- Да ладно Хан, не парься, все пучком.

* * *
Экзамены тогда пролетели, как один день. Даже и вспомнить нечего. Все как-то казенно-торжественно. Белые рубашки, две ручки. Шепот учителей и листы с гербовыми печатями.
И сколько раз мне приходила в голову эта история с алгеброй...
И сколько было вариантов окончания этой истории...
А сегодня эта история точно разрешится. Я твердо решил подойти и извиниться... Перед всеми, чтобы наконец-то закончить все это раз и навсегда.

Снег хрустел под ногами, перед школой было людно. Мы с цветами в руках зашли с Володькой в фойе. Ничего не изменилось, только стены покрашены в другой цвет да наглядной агитации поменьше.
- Здравствуйте, Сергей Матвеевич, - услышал я за спиной.
Обернувшись, увидел Галку.
- О, Галина Ивановна, тебя годы не берут, - слукавил я, глянув на Бражко. Тот так многозначительно покачал головой, что мне стало неудобно.
- Да и ты, смотрю, не в шахте... Хорошо выглядишь.
- Спасибо, Галочка! Здоровый образ жизни делает свое дело.
- Ну ладно, хватит лицемерить, иуды. Петушка хвалит кукуха... Что, много народа собралось? Или как всегда - одна богема, что и выпить не с кем.
- Вовчик, да я с тобой завсегда... - наигранно пропела Галка.
- Нет, ребята, демократы только чай, - заключил строго Брага.
В актовом зале было много народа из других классов, все стояли отдельными группами и оживленно беседовали. То здесь, то там раздавалось: «А помнишь…» или «Да ты что!..» Мы подошли к своей группе, поздоровались, подарили нашим «принцессам» цветы и влились в приятный разговор на тему воспоминаний. Бывшие девчонки и мальчишки рассматривали друг друга, и каждый, наверное, про себя думал: надо же, а - вот жизнь. Неужели и я такой? Такой-такой или такая. А какими мы можем быть еще? Время не дает нам выбора. Хотя кое-что изменить еще можно.
- Слушай, Гал, а где Райка? Комсюк наш?
- Во, а ты что, не в курсе?
- А что в курсе-то?
- Да она же умерла...
- Как умерла?
- Ну, как умирают? Болела сильно и...
- Да, дела....
- Уже года три прошло. Вот так.
Заиграла музыка и зал затих. Начались приветствия, воспоминания, чествование ветеранов. Вообще, обычная дежурная часть, мне стало немного скучно.
- Серга, а вон видишь мужчина в костюме, в сером, да, да. Вон там.
- Ну... Вижу.
- Это сын ее.
- Чей сын?
- Ну Райкин. Он священник.
- Да ты что. Интересно...
- Подойди, если хочешь, он нормальный мужик, с ним приятно общаться.
- Что, уже на исповедь успела сходить? - вставил Бражко.
- А ты не подслушивай, бестактный ты наш.
- Как же не подслушивать, если тебя директор школы перекричать не может.
Я их уже не слышал, ноги сами несли меня туда, где в толпе стоял один единственный кто мог...

***
Я пробирался через весь зал к толпе девчонок.
- Ну что «Сад» споешь? - спросила Ольга из параллельного.
- Оленька, для тебя хоть огород, с тебя два белых. Идет?
- Идет! Хоть три.
- Нет, три это много, а вас у меня вон сколько.
Девчонки расхохотались.
- А что это ты, Оль, с нашими пацанами, своих мало?
- Мало, - загадочно улыбнулась она, глядя на меня.
- Ну ладно, девчонки, не ссорьтесь, на всех хватит.
Пацаны наши не очень-то любили танцевать. Кто-то стеснялся, кто-то не умел. Танцевали более-менее человека три, четыре. На девчонок своих я особенно не засматривался, за десять лет недоели.
Похохмив, я направился к сцене, подойдя к микрофону я объявил - эта песня звучит для наших любимых и почти что родных одноклассниц! И затянул:
Тихо шепчет сад...
Все разбрелись по залу парами, покачиваясь в такт музыке.
Пролетят как желтые листы
Шумной чередой года…
Тянул я и улыбался: действительно, пролетят, как пролетели эти десять лет, вроде вот только был первый, потом пятый и на тебе - выпускной.
 Сухое вино кружило голову и куражило тело. Допев, я объявил перерыв, начались какие-то викторины, и я направился к выходу, умышленно не позвав никого. Выйдя на крыльцо, я отошел чуть в сторону, чтобы лишний раз не нервировать учителей курением. В небе светила полная луна, освещая школьный сад, в воздухе пахло цветами. Закурив, я двинулся вглубь сада на лавочку.
- Эй, красавчик, закурить не найдется?
Оглянувшись, я увидел силуэт девушки.
- Отчего ж не найдется, есть.
- Угостишь?
Она подошла ближе. В лунном свете я рассмотрел довольно-таки приятное личико. Она была не очень высокой и достаточно хорошо сложенной, лет девятнадцати-двадцати, не больше. Я достал пачку и, слегка встряхнув, чтобы легче было ухватиться за фильтр, протянул ей.
- Держи.
Достав сигарету, она, по-женски зажав ее между указательным и средним пальцами, поднесла к пухлым губам.
- А спичку?
Я достал зажигалку и чиркнул перед ее лицом. Пламя осветило красивые карие глаза, она, действительно, была очень даже ничего. Затянувшись дымом, она на выдохе произнесла:
- Скучно, даже поболтать не с кем.
- Во, а я тебя, что, не устраиваю?
- Да ты же еще маленький, тебе к малолеткам своим идти надо.
- Ну маленький не маленький, а откуда дети берутся, уже знаю!
- И откуда же?
- Тебе рассказать или показать? - хамовитым тоном спросил я, чувствуя, как меня начинает колотить мелкая дрожь.
- Ну покажи.
Я, ни секунды не раздумывая, схватил ее в охапку и начал целовать. Дерзко, нагло, всем своим видом пытаясь доказать, что я уже взрослый, я уже мужчина, а не какой-то там хлюпик. Она, не пытаясь вырваться, наоборот как-то старалась ближе прижаться ко мне, обхватив руками и крепко сжимая. Это продолжалось несколько минут, потому что у меня не хватало воздуха, и я задыхался от волнения.
- Ого, как тебя колотит, - усмехнулась она.
 Я действительно не мог удержать дрожь, которая буквально не давала мне дышать. Не отталкивая, она гладила меня по щеке, приговаривая:
- Ну все, все успокойся, маленький, все хорошо. Как ты целуешься! Красавчик.
Я прижался к ней еще сильнее и опять стал целовать, уже более увереннее и нежнее. Рука поползла к груди, она не сопротивлялась, лишь слегка застонала. Меня опять начало колотить, я, не думая ни о чем, начал хватать ее везде, где только доставали руки, в голове шумело от удовольствия, от того что я уже такой взрослый и могу вот так запросто соблазнять женщин, что мне уже все можно. Вдруг она отшатнулась от меня с резким:
- Ну хватит! Потом, спокойнее, а то до греха недалеко.
Поправила юбку. Видно было, что ей тоже не просто справиться с собой. Я опять рванулся было к ней...
- Ну все, все, - с волнением в голосе прошептала она. - Не здесь и не сейчас.
- А где и когда?  - ничего умнее не придумал я.
- Будет еще время, ты же на танцах в ДК играешь, да?
- Ну играю и что?
- Ничего, я тебя найду.
Я еще не мог поверить, что сейчас все кончится, и рванулся было к ней.
- Ну, ну, ну, ласковый, не сейчас, ты же большенький и все понимаешь. Все пока. Я тебя найду сама.
Она чмокнула меня в щечку, повернулась и пошла.
- Погоди, слышишь, зовут-то тебя как?
- Таня, - не оборачиваясь, крикнула она и быстро пошла к выходу из сада.
«Вот тебе и сад заброшенный», - подумал я, не веря, что такое могло произойти. Постояв немного и полностью успокоившись, я поднял голову вверх, и мне показалось, что луна смеется надо мной. На востоке уже начинало понемногу зарождаться новое утро. Закурив, я еще немного подумал о случившемся и, выбросив недокуренную сигарету, двинулся к школе.
Возле школы толпой стояли пацаны, что-то обсуждая.
- Хан, ты где был?  - спросил Колька, тебя все обыскались.
- В романтическом путешествии, а кто искал?
- Да пацаны искали.
 Тут подкатил Чугун
- Хан, ты где лазишь? Мы тебя обыскались!
- Что ты! Нельзя прям на полчасика уединиться, наедине со своими мыслями.
- Да можно, только у нас там еще «сушнячок» остался, мы можем и без тебя.
- Нет, такие вещи без меня нельзя, это нарушение принципов мушкетерского братства!
- Ну и я о том же, пошли, а то уже народ потихоньку собирается закат встречать.
- Ну вы че, до вечера решили на берегу сидеть, ждать заката?
- Какого заката? - начал уматываться Бражко.
- Не знаю про какой ты мелешь, - обратился я к Чугуну.
- Да ладно, не цепляйся, рассвет – закат!
- Ну пошли.
Мы зашли в класс и достали из шкафа припрятанную бутылку «Каберне», открыв, разлили по стаканам и, осушив, вернулись в зал. Полусонная толпа уже подгребала к выходу. За окнами начинало светать, и мы гурьбой двинули к выходу. Шутить особенно не хотелось, хотя вино слегка взбодрило, шли, тихо переговариваясь, навстречу новому дню, солнцу, новой жизни. В небе весело стрекотали первые ласточки, таяли звезды как льдинки на первых солнечных лучах. И было немного грустно от того, что все кончилось и что мы уже никогда не будем учениками, не будем спешить в школу, беззаботно прогуливать уроки, дурачиться на переменах. Впереди нас ждала настоящая жизнь, не прощающая ошибок, со своими трудностями и уроками - уроками жизни. И разбросает нас по белому свету: кого на БАМ, кого на Атоммаш, кого-то ждет Новый Уренгой, а кого-то - Старый Оскол, кого-то убьют в пьяной драке, а кому-то намотают приличный срок, кто-то станет олигархом, а кто-то прилетит из Кабула грузом 200, а кто-то в Чечне упадет животом на гранату, спасая вчерашних пацанов… Развалятся СССР и Берлинская стена. Из-за неразберихи и бардака к власти придут бездарности и развалят страну. Но это все будет потом... А сейчас встает солнце, и начинается новый день, первый день нашей взрослой жизни!

* * *
Здравствуйте, батюшка.
- Здравствуйте. А я Вас ждал и, кажется, даже догадываюсь, о чем Вы хотите со мной поговорить.
- И о чем же? Как Вы можете, святой отец, догадаться?
- Я, наверное, не совсем правильно выразился, просто мама много рассказывала мне о Вас.
- Даже так?
- Да, и в этом нет ничего удивительного. Просто она, зная Вашу ранимую натуру, была убеждена, что тот урок не прошел для Вас бесследно. Она всегда говорила: «Как он с этим живет? Я уверена, что он очень часто об этом думает и наверняка страдает. Я его уже давно простила, ведь не стоило мне тогда так реагировать. Но в то время мне казалось, что это единственное верное решение. Ведь нас так воспитывали».
- Я не могу поверить, святой отец, неужели после всего того, что произошло, она простила меня, даже не дождавшись извинений?
- А что в этом удивительного? Вы ведь верующий? Неужели у Вас не было в жизни тех, кого Вы простили? Просто так - взяли и простили. По душевной доброте? Ведь раны заживают, сердце успокаивается. Время лечит. Ноша непрощения иногда бывает гораздо тяжелее ноши непрощенного. Ведь душа только тогда радуется, когда она свободна от обид. Когда в памяти нет места злу. Господь учил нас любить, прощать.
- Ну а если бы я, предположим, не раскаивался, что тогда?
- А ничего. Вы получили свое прощение, а раскаянье – оно, поверьте мне, рано или поздно пришло бы. Потому что изначально в каждом из нас заложена любовь, а осознание зла - это лишь дело времени. Рано или поздно любой из нас делает оценку содеянного. И я глубоко убежден, что у каждого человека наступает момент покаяния.
-Как это у Вас все просто, святой отец, раз и все...
- А жизнь она и есть сама простота - это люди ее осложняют своим грехом. Что Вам мешает жить в мире с Господом?
- Но ведь существует еще огромный мир с его реальностью, правилами игры, с его принципами...
- Чепуха, нет никаких правил и принципов. Это люди придумали лишь для того, чтобы оправдать свои гнусные деяния. Ради каких принципов, скажите мне, пожалуйста, надо лгать, сквернословить, воровать, убивать, в конце концов. Нет таких правил. Вокруг все как сбесились: деньги, Канары, машины... Да друг перед дружкой - у кого дороже, кто богаче, у кого дом выше. Вот вы, простите, чем занимаетесь.
- Пишу...
- О чем, позвольте Вас спросить?
- О любви, о совести, о душе.
- Ааааа… О душе, о совести? И что же? Читают?
- Читают.
-Ага, еще не разучились!? Про душу!?
- Нет, не разучились.
- Простите!..
И уже спокойно:
 - Конечно, трудно людям после такого хаоса осознать свое значенье в этом мире. Наломали дров, но видите, Вы несете в этот мир доброе, светлое, кто-то еще. Глядишь и поднимется народ с колен, а то ведь смотрите до чего дошло - государство мало платит пособие, а самому встать и пойти зарабатывать лень. Государство ему, отец родной, не платит. Осознать должен каждый человек свое место, свое назначение. Для чего он живет, зачем? Чтобы жить со смыслом, верить в завтрашний день, быть хозяином. И все это с Богом в сердце...
Недолгое молчание нарушил школьный вальс, народ зашевелился.
- Ну идите, Сергей Матвеич, к своим, заждались небось?
- Спасибо Вам, батюшка, такой каменюка с души!
- Господу нашему кланяйтесь, ибо без него ничего не решается! Храни Вас Бог! Ну, ступайте, ступайте...


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.