Исповедь автора

Глава 12. Заключение

                Человек  никогда  не   бывает
                так  счастлив или несчастлив,
                как  это кажется ему самому.
                Французский философ

                Наши недостатки -
                это зачастую продолжение наших  достоинств.               
               
                Мудрость неизвестного происхождения

                Никогда не говорите о себе дурное,
                Вам могут поверить.
                Андре Моруа

Этот раздел является завершающей частью моих мемуаров из 12  глав под общим названием: "Мои воспоминания, размышления и суждения", также размещённых на сайте. Но поскольку мемуары достаточно велики по объёму и поэтому непросто читаются в электронном виде, то для удобства читателя я разделил их примерно на 40 сюжетов под разными названиями и разместил на сайте.
               

      Итак, моё повествование заканчивается. Да и возраст уже солидный - к моменту написания раздела исполнилось 84 года, а сейчас, в 2022 году, уже 90 лет. Иногда задумываюсь: какой я на самом деле, какие мои основные достоинства и недостатки, не зря ли я прожил свою жизнь, реализовал ли я себя, тем ли занимался в жизни, что для меня главное в жизни, был ли я счастлив в жизни, какова будет дальнейшая жизнь моих близких. Серьёзно беспокоит меня судьба страны. Попробую ответить на эти вопросы откровенно.
 
   1  К моим положительным качествам, по моему субъективному мнению, я бы отнёс следующие: развитый ум, неплохие организаторские способности, умение общаться и работать с людьми, трудолюбие, любознательность, ответственность, правдивость, бережливость, чувство юмора. Обычно я осмотрителен и неконфликтен, стараюсь приходить к компромиссам, не склонен к рискам, независтлив, владею разнообразными знаниями по многим отраслям, включая политику, экономику, медицину, литературу, религию. Могу выполнять и делаю разные хозяйственные работу по дому: по мелкому ремонту мебели, приборов, автомобиля, электрики, сантехники.  Вплоть до 65 лет жизненный путь часто представлялся мне в виде извилистой дороги, где за каждым крутым поворотом меня может ожидать приятный  сюрприз. Затем чувства оптимизма у меня значительно поубавилось и я уже побаиваюсь этих крутых поворотов.  В жизни я скорее рационалист, чем оптимист или пессимист.

 Но не много ли положительных, а как следует из дальнейшего текста, и несколько меньше отрицательных качеств я приписал себе?  Ну и пусть, человек по отношению к себе частенько старается высветить свои достоинства и завуалировать,  скрыть недостатки. Оценки  близких и окружающих более объективны, пусть они и сделают свои выводы и заключения.

   2  Есть мудрое высказывание: наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Действительно, если человек волевой, решительный  это может переходить в самодурство и хамство, доброта – в слабость, бережливость в скупость, пунктуальность - в мелочность, правдивость в занудство, смелость – в безрассудство, осторожность в трусость и т.д.  К своим недостаткам отношу дефицит смелости, излишнюю бережливость, временами переходящую в скупость, в первую очередь по отношению к себе. Временами бываю недостаточно внимательным к своим близким, но стараюсь помогать им и не обижать. Иногда у меня проявляются  некоторое занудство, небрежность в одежде. А такое качество, как трудоголик, которое у меня явно присутствует, с одной стороны - положительное, с другой - не очень, так как сужает время на общение с близкими, на посещение культурных и оздоровительных мероприятий, да и на занятие каким-нибудь хобби, себе в удовольствие.

   3 Считаю, что жизнь прожил не зря, неплохо поработал для блага  семьи, предприятия, даже государства, заслуги перед которым отмечены полученными наградами. В основном я поступал по правилу: нужно или не нужно что-то делать, а не по принципу: хочу или не хочу.
 
   4  У меня есть предположение, что я не совсем правильно выбрал свой жизненный путь, вернее я его и не выбирал, так сложились жизненные обстоятельства. После учёбы в авиационном техникуме, куда я поступил из-за материальных трудностей в семье, я никуда не мог поступить, кроме как в авиационный ВУЗ.  По складу ума мне, наверное, лучше бы подошла профессия политолога-международника, к чему я тяготел с детства, экономиста, аналитика, юриста, адвоката, даже врача, но не хирурга, и по этим направлениям деятельности, как мне представляется, я мог бы достигнуть лучших результатов в жизни и творчестве, лучше бы реализовал свои способности.

   5  Для меня главные личные ценности в жизни – это семья и работа. Сейчас, после выхода на пенсию, меня беспокоит будущее моих близких - детей, внуков, правнуков.

Серьёзно беспокоит меня нынешнее и тем более будущее нашей страны. Я считаю, что наш народ заслужил более достойную жизнь, чем он сейчас имеет. Слишком много благ достаётся малой, далеко не лучшей его части, в то время как большинство народа имеет их явно недостаточно, а немалая часть семей просто бедствует.

   6  Был ли я доволен жизнью? Думаю, что в основном – да.  Были достаточно продолжительные периоды в жизни, когда я  не чувствовал себя комфортно. В жизни я очень редко когда говорил, что люблю, считал это слово сильно потрёпанным. Мне больше нравилось выражение: «Любовь - не слово, а действие», не слова, а поступки определяют это чувство, и через мои поступки  близкие могли определить, как я отношусь к ним. Больше всего в жизни я ценю независимость, очень не люблю быть должником, даже не хочу получать дорогие подарки, чтобы через это не быть обязанным кому-либо, даже своим близким.

    7  Из человеческих качеств одним из наиболее неприемлемых для меня является лживость. Можно допустить ложь во спасение, но неприемлема наглая ложь, как говорится, глаза в глаза.
   
    8 В женщинах ценю привлекательность, доброту, верность, дипломатичность, чистоплотность в широком смысле, не помешают  интеллект и чувство юмора.   В мужчинах, по моему мнению, наиболее важны характер, ум, обязательность, трудолюбие, порядочность, не помешают доброжелательность и то же чувство юмора.   
   
Послесловие

      Вот и закончилось моё повествование, я затратил на него с перерывами целый год, и рад, что довёл дело до конца. Это пятая редакция воспоминаний, они завершились 2013 годом, затем пошли 2014-2017 драматические годы, произошло много значимых событий мирового масштаба, в том числе трагические события на юго-востоке Украины. Однако в моей личной жизни не произошло особо значимых событий. Может, это и к лучшему, в моём преклонном возрасте вполне может подойти выражение: «Самая хорошая новость — это отсутствие каких-либо новостей».   Каждый раз по завершении очередной редакции хотелось что-то добавить, подсократить или уточнить написанное. Но теперь я решил больше ничего не исправлять, иначе это может продолжаться до бесконечности. Как говорится, лучшее — враг хорошего.

      В молодости и среднем возрасте было много планов, желаний, действий, были и силы для достижения целей, и как-то я не представлял, что доживу до такого возраста  и чем буду тогда заниматься. Однако хочется прожить оставшуюся часть жизни достойно, с нормальной памятью, психикой, быть самодостаточным, не зависеть ни от кого и никого не обременять уходом за собой. Поэтому  я с удовольствием принимаю  предложения о публикациях своих материалов в городской газете, сайте города, в сборниках и в Интернете, много читаю, выполняю посильную физическую работу по дому, огороду, езжу в автомобиле, правда в пределах нашего небольшого города, причём только в тёплое время. Веду активную общественную работу в Совете ветеранов города. Иногда ловлю себя на мысли, что время в пожилом возрасте бежит как-то слишком быстро, не успеешь оглянуться, а день, неделя, месяц уже промелькнули, как в калейдоскопе. И понимаешь, как важен каждый прожитый день, который никогда не вернётся.

Воспоминания в полном объёме         http://proza.ru/2016/03/01/231

Воспоминания жены Валентины о детстве в годы войны  http://www.proza.ru/2016/11/03/36

   Телеинтервью с автором Александром Смирновым
http://www.proza.ru/2022/05/14/497

               


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

Доброй ночи! Засиделась)..

Очень понравилось читать "Исповедь..."

Я рада, что вышла на нее - читаю Мемуары с интересом и к ним вернусь.

Вы человек деятельный, открытый, и очень хороший человек и интересный!

Мне понравилось, как Вы себя оцениваете, с разных сторон - это не так просто; рада Вашей энергии, что Вы дарите и нам, через свои произведения!

Конечно, желаю Вам быть еще ближе к близким своим, к родным людям, но я думаю и даже уверена, что Вы и так им дарите много тепла и любви!

Я тоже не люблю бросаться словом "Люблю" - (вот такой каламбур получился), но взглядом, обьятием, вниманием, умением выслушать - как это всегда нужно нашим родным самым людям (меня папа любил, но вот этого мне не додал, отчего сейчас очень сожалею, а по делам своим - заботился обо мне, но особого отцовского тепла не хватает мне... Сейчас его давно уже нет с нами...)

Вам добрых лет жизни! Еще много, много лет! Очень желаю!

Рада общению с Вами!

С уважением, Вера.

Дочки-Матери   03.03.2023 03:06     Заявить о нарушении
Вера, я очень признателен Вам за такой доброжелательный комментарий и тёплые пожелания! С уважением,

Александр Смирнов 83   03.03.2023 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.