Свежие кокосы. Ги де Мопассан

Я слышал, как рассказывали о смерти моего дядюшки Оливье.
Я знал, что в тот момент, когда он собирался тихо выдохнуть в тени своей большой спальни, чьи ставни были закрыты из-за ужасного июльского солнца, среди этой удушающей послеобеденной летней тишины  на улице раздался аргентинский колокольчик. Затем звонкий голос прорезался через жару: «Свежие кокосы! Освежитесь, дамы! Кокосы, кокосы! Кто хочет кокоса?» Мой дядя сделал движение, что-то двинуло его губами, словно лёгкая улыбка, во взгляде проскользнуло последнее веселье и вскоре погасло навсегда.
Я присутствовал на оглашении завещания. Мой кузен Жак, естественно, наследовал состояние отца, а мне в качестве сувенира доставались некоторые предметы мебели. Последнее условие завещания касалось меня. Вот оно: «Я оставляю своему племяннику Пьеру рукопись из нескольких листов, которые он найдёт в левом ящике моего бюро, а также 500 франков, чтобы купить охотничье ружьё и 100 франков, которые он должен будет передать от моего имени первому продавцу кокосов, которого встретит!..»
Эти слова вызвали всеобщее изумление. Рукопись, которую он мне передал, объясняла это удивительное условие завещания.
Я привожу её здесь дословно:
«Человек всегда живёт под ярмом суеверий. Раньше верили, что звезда зажигается в тот момент, когда рождается ребёнок, что она будет следовать за превратностями его жизни, освещать собою его счастье и гаснуть от его бед. Верили во влияние комет, високосных годов, в пятницы, в число 13. Верят, что некоторые люди являются вестниками судьбы и обладают дурным глазом. Говорят: «Когда я его встречаю, мне всегда не везёт». Всё это правда. Я верю в это. Я объяснюсь: я не верю в оккультное влияние вещей или людей, но я верю в упорядоченные случайности. Определённо, когда кометы посещали наше небо, случай делал возможными важные события. Они же случались в високосные годы. Некоторые несчастья выпадали на пятницу или совпадали с числом 13, а вид некоторых людей совпадал с определёнными событиями, и т.д. От этого рождаются суеверия. Они формируются от поверхностного взгляда на вещи, и никто не доискивается глубинных причин.
Итак, моя звезда, моя комета, моя пятница, моё число 13, мой жребий – это, конечно, продавец кокосов.
Мне говорили, что в тот день, когда я родился, продавец до вечера кричал под нашими окнами.
Когда мне было 8 лет, и я прогуливался с моей няней по Елисейским полям, мы пересекали широкую улицу, и один из торговцев внезапно зазвонил за моей спиной. Моя няня смотрела на проходивших солдат, а я обернулся, чтобы посмотреть на торговца кокосами. Тележка, запряжённая двумя лошадьми, сверкающая и быстрая, как молния, ехала на нас. Кучер закричал. Моя няня не услышала, я – тоже. Я почувствовал, как я падаю, качусь куда-то, как на меня сыплются ушибы… и внезапно, не знаю – как, я очутился в руках продавца кокосов, который, чтобы утешить меня, подставил мой рот к одному из своих кранов, открыл его и дал мне попить… мне это очень понравилось.
Моя няня обошлась сломанным носом. И если она продолжала смотреть на солдат, солдаты не смотрели на неё.
Когда мне было 16 лет, я только что купил своё первое ружьё и накануне дня открытия охоты отправился в бюро дилижансов, поддерживая под руку свою старую мать, которая шла очень медленно из-за ревматизма. Внезапно я услышал, как сзади закричали: «Кокосы, кокосы, свежие кокосы!» Голос приближался, следовал за нами, преследовал нас. Мне казалось, что он обращается ко мне, что это было личное оскорбление. Я думаю, что торговец смотрел на меня со смехом и продолжал кричать «Свежие кокосы!», словно издевался над моим сияющим ружьём, над моим новым снаряжением, над моим костюмом охотника, который был абсолютно «свеж» и сшит из коричневого бархата.
В экипаже я всё ещё слышал этот голос.
На следующий день я не подстрелил ни одной дичи, но убил собаку, которую принял за зайца, и курицу, которую спутал с куропаткой. Маленькая птичка села на живую изгородь – я выстрелил, но она улетела, а меня пригвоздило к месту страшное мычание. Оно продолжалось до самой ночи… Увы, мой отец должен был оплатить стоимость коровы бедному фермеру.
Когда мне было 25 лет, однажды утром я увидел старого продавца кокосов. Он был очень морщинист, сгорблен и опирался на палку при ходьбе, словно придавленный своей ношей. Он мне показался похожим на божественное существо, на патриарха, на начальника всех продавцов кокосов в мире. Я выпил стакан кокосового молока и заплатил 20 су. Глубокий голос, который словно выходил из ящика, а не от человека, простонал: «Это принесёт Вам счастье, дорогой мсье».
В этот день я познакомился с моей женой, которая сделала меня счастливым на всю жизнь.
Наконец, продавец кокосов помешал мне стать префектом.
Только что произошла революция. Мне было необходимо стать публичной персоной. Я был богат, уважаем, был знаком с министром. Я попросил аудиенции, обозначив цель своего визита. Мне позволили эту встречу в очень дружелюбной манере.
В назначенный день (было очень жаркое лето) я надел светлые брюки, светлые перчатки и холщовые туфли с лаковыми носами. На улицах пылала жара. Тротуары горели. Большая бочка с водой превращала улицы в клоаку. Время от времени дворники сметали эту горячую грязь в сточные канавы. Я думал только о своей аудиенции и шёл быстро, когда натолкнулся на эту волну грязи. Я отпрыгнул: раз, два… В мои уши вошёл пронзительный крик: «Кокосы, кокосы, кто хочет кокоса?» Я сделал неосторожное движение от неожиданности, я поскользнулся… Со мной произошла жалкая вещь… Я сел в этой грязи… Мои брюки промокли, белая рубашка покрылась пятнами, шляпа плавала рядом. Яростный голос продолжал кричать и выть: «Кокосы, кокосы!» А 20 человек передо мной, сострясаемые жутким смехом, корчили гримасы, смотря на меня.
Я бегом вернулся домой. Я переоделся. Время аудиенции прошло».
Рукопись заканчивалась так:
«Подружись с каким-нибудь продавцом кокосов, Пьер. Что же касается меня, я уйду из этой жизни счастливым, если в момент своей смерти услышу продавца кокосов».
На следующий день я встретил на Елисейских полях одного очень старого продавца, который казался очень несчастным. Я дал ему ассигнацию в 100 франков от имени дяди. Он затрясся от неожиданности, затем сказал мне:
- Большое спасибо, сударь, это принесёт Вам счастье.

14 сентября 1878
(Переведено 10 марта 2016)


Рецензии