Об НЛО - мнение православного священника

НЛО — популярная тема прошлых лет. Мнения о "летающих тарелках" многообразны и противоречивы до сих пор.

Однажды мне довелось побеседовать на тему НЛО с православным священником Андреем Березиным. Он так же является преподавателем Духовной семинарии в Нижнем Новгороде.

Я попросил отца Андрея объяснить, как относится к феномену НЛО православная церковь.

* * *

- Отец Андрей, наверное, с развитием космонавтики люди стали чаще задумываться о том, что где-то во вселенной тоже могут быть разумные цивилизации? А тут как раз НЛО... Многие увидели в них братьев по разуму.

- Ну, потом даже какой-то бум разгорелся. Об этом очень много говорили. Были периоды затишья темы НЛО в нашей печати, потом интерес к этому феномену снова возрастал. На западе это муссировалось порой очень обширно. Бог есть творец всего, и кроме того, что он создал, ничто более не существует. Мне кажется, что если в Священном Писании прямо не говорится о существовании, кроме ангелов и людей, еще каких-то разумных существ, созданных Богом, это нас должно насторожить: а все ли мы здесь воспринимаем правильно?

- А как вы относитесь к тому, что многие исследователи пытались найти скрытое описание НЛО в Библии: различные знамения в видео огненных столбов, сигарообразных облаков и тому подобное? Так, например, этот феномен часто пытаются увидеть в явлении Бога Моисею на горе Синай в дыму и огне (книга Исход, гл., 19, ст. 16, 18-20).

- Те ссылки на Священное Писание, которые некоторые уфологи пытаются приспособить к своим теориям, по-моему, совершенно несостоятельны, потому что они ссылаются на определенные второстепенные моменты и на этом основании пытаются что-то подогнать под свою идею. Огненный столб может образоваться и от взрыва, а дымное облако химическим путем. Я не вижу вообще никаких аналогий в данных ссылках на Библию и считаю, что в ней таких ссылок нет.

- Вы хотите сказать, что в Библии вообще каждый может найти все, что захочет?

- Может быть, это и так, если будут искать то, что захотят, а не то. Что следует. Но так делать нельзя. Священное Писание должно пониматься не так, как каждому захочется, а так, как Господь велит его понимать. У нас есть Священное Предание на основе ветхозаветных пророков, а также отцов церкви. Там говорится о том, как нужно понимать Библию.

- Понятно. А если, не имея ввиду НЛО, предположить, что где-то в космосе существуют некие разумные существа? Каково будет к ним отношение Православной Церкви?

- Если бы Господь создал где-то еще, помимо ангельского и человеческого мира, мир других разумных существ и если бы их бытие пересекалось с человеческим бытием, то я думаю, что об этом все равно упоминалось бы в Священном Писании. А раз этого нет, то лучше не фантазировать на данную тему.

- В последнее время НЛО превращается в своеобразный культ. Например, в популярном фильме американского режиссера Стивена Спилберга "Тесные контакты третьего рода" эта вера в пришельцев становится почти религиозной.
- Массовые явления НЛО стали наблюдаться не столь уж давно. В истории мы может найти нечто подобное, но это были какие-то единичные факты. А в от такого массового их явления еще никогда не было. Могу порекомендовать книгу современного американского православного ученого иеромонаха Серафима Роуза "Православие и "религии будущего". Там он достаточно исчерпывающе пишет об этом. То есть при соответствующем анализе пришли к выводу, что феномен НЛО никак не связан с инопланетянами, что он отрицателен, судя по его действиям от контактов с ним. Более того, добросовестные исследователи, которые многие годы занимались этим феноменом, сделали очень интересный вывод: феномен НЛО нематериален. Хотя как будто бы действительно: материальный объект, места посадок НЛО и так далее.

Но ведь... бесы тоже нематериальны, понимаете? Церковь нам говорит однозначно, что все эти НЛО — проявление бесовщины. Можно задаваться вопросом, а на сколько оправданы такие выводы? Ну, оправданы, конечно. Об этом очень многое написано. Бесы могут материализоваться. Бес — это падший ангел, это духовное существо, но со знаком "-". И если в былые времена они принимали вид каких-то неприятных животных или даже человека, то сегодня, похоже, просто идет подыгрывание под то, что человечеству больше импонирует. Приятно думать об инопланетянах, о том, что они сыграют какую-то роль в спасении человечества. Это, естественно, не отрицает само по себе Господа Бога. Но получается, что они идут параллельными путями? Уж если бы Богу угодно было с помощью неких разумных существ сделать нечто для человечества, неужели бы об этом не было написано в Библии? Было бы, конечно. А если понимать это так, что они независимо от Бога хотят что-то сделать... Это абсурд. Сейчас, вы знаете, есть НЛО-контактеры. Они общаются с высшим, по их словам, разумом, записывают, что он им говорит. Личные контакты, другое какое-то общение с НЛО — это всегда печальный результат. Серафим Роуз об этом же говорил в своей книге. Поэтому можно сделать вывод: бесы просто подыгрывают под то, на что больше всего клюнет человек. Когда-то это был спиритизм, сейчас НЛО. И все это вредно для человека. И при желании узнать что-то большее нужно обращаться к православным источниками. Там есть мнение и компетентных ученых, и богословов. Все сказанное об НЛО — не только моя точка зрения, это точка зрения всей Православной Церкви.

- А вы в своих проповедях говорите о подобной опасности для человека?
- Ну, конечно, говорил в свое время. Но я, думаю, что сейчас люди такими вопросами не задаются. По-моему, для них все понятно.

- Спасибо. Будем надеяться, что этот разговор будет интересен читателям.

2001 г.


Рецензии