Потерянная тетрадь, третья часть

рассказ: «Ох, тошнёшеньки»
для черновика-рукописи книги "Неслучайные странности"
жанр: историко-философские мечтания (уж извини, не знаю точного названия)


    …А земелька-то на холме удивительная, жирная, торфом и минералами изобилует, плугом не тронутая. Да и кому тут трогать-то? Народ здесь всё вольный, да  кочевой, сплошь рыбаки, да охотники со скотоводами, к пашне непривычные. Вот и позаросли травой, да кустарником поля вокруг рыбацких и охотничьих угодий, орешником лесным обогатились, кстати, до сих пор на дикий орешник у нас набрести можно. Вкусно, не передать!
     Одним словом, место отменное: «стройся, – не хочу». Хоть барские хоромы в два этажа ставь, хоть землянку рой, никто слова не скажет, к тому же  у братьев бумага важная от самого императора Александра-Освободителя на обустройство имеется, где б те сами не пожелали на «пустых» землях государевых остановиться. А здесь на пустынном холме в перелесье меж Шимском и Старой Руссой и есть «пусто», безлюдно кругом.
     Впрочем, как и теперь в конце двадцатого века!
     Поуезжали отсюда во времена незабвенной «Перестройки» последние Федянкины и Гераськины в поисках лучшей доли. Опустела деревенька, братьями основанная в год великого освобождения страны от крепостного ига, одни избы остались под дачи приспособленные.
     Ох, тошнёшеньки!
     Но всё равно даже в этом запустении – красота-то какая вокруг, глаз не отвести!
     Видно за эту красоту, и приглянулся холм братьям, ушедшим в свободное плавание с нажитых, да невольных мест. Много тогда народу ушло в поисках воли и счастья. Так всегда бывает – свобода она всего дороже, даже если и не помышляешь о ней вовсе, но если вдруг Бог дал право выбора меж журавлем в небе и синицей в клетке (ну, в руке, то есть), настоящий Русский размышлять не станет.
     А тут – на  тебе,  воля сама тебе в руки просится!
     Чего ж думать-то?
     И то, верно, - строиться надо!
     Герасим, младший среди братьев, – молодой, сильный, задорный, с характером. Славные хоромы себе построил, залюбуешься, до сих пор могли б Гераськиных радовать, да забрали их дом в конце двадцатых под правление колхоза, затем перед войной под почту пристроили, а уж после и вовсе сожгли, как бывшее пристанище фашистского правления во время войны Великой.
     А изба Федора хоть и невелика была, всего на два окошка в передней, да с большим хозяйством на заднем дворе под скотину, больше века простояла по соседству с моим Домом, пока в канун Московской олимпиады последние его постояльцы (пришлые чужие люди) не угорели в нём по глупости собственной. Лишь только после этой напасти разобрали крепкое сооружение. Теперь на его месте какой-то фермер поселился, точней фермерша. Кирпичный двухэтажный дворец себе «отгрохала» и ларек рядышком поставила для продажи втридорога пива, да прочего «барахла» всякого, дачникам залетным, кои в деревне летом таки появляются ещё.
     Неправильно это как-то, нескромно, суетно, что ли, неполюдски, нет бы молоко, да картофель собственный продавала. Ай, нет, ничего не выращивает, только землю зря заняла, запустила, «запорошила».
     Ох, тошнешеньки!
     А впрочем, чего уж там, люди в деревне теперь сплошь незнакомые живут, не наши Федянкины, да Гераськины, чужие. Да и деревня теперь чужая стала, одни мы с бабой Капой пока ещё и «брязжем» тут, а другие уж давно у развалин старой церкви на вечный постой собрались.
     Ясно дело, что про братьев в деревне теперь уже никто и не помнит, даже могил их на деревенском кладбище не сыскать. Но название сторон на Федянкину (правую по направлению к озеру) и соответственно Гераськину (левую) до войны помнили ещё  и, что характерно, блюли при новом строительстве, хотя последние из Федоровичей, да Герасимовых ещё в страшные годы продразверстки все сгинули.
     Да чего уж теперь вспоминать-то?
     Когда легко-то бывало? То одна напасть, то другая! Но ведь только так-то судьбы славные складываются! Только в преодолении Путь великий откроется, ведь истинно сказано, что «…дорогу одолеет идущий». Да и не в этом ли задумка Создателя, - души наши на земле пребывающие, обжечь в печи Жизни как следует, что горшки глиняные. А ежели, не сделать того, так просто все блага жизненные в руки дать, то и не будет у индивида ни судьбы, ни Пути, и не то что славного и великого, а вообще никакого, - кисель один выйдет из него студеный, бесформенный.
     Не веришь?
     Взгляни сам, что ли! Сидит вон «этакая амеба» с дьявольской машинкой в руках, «гадким гаджетом» обзываемой, беседу вроде бы как ведёт интеллектуальную, а смысла существования своего на земле не знает, даже бабу рядом стоящую узреть не в состоянии, не говоря уж о том чтоб «окучить» её как Природой Матушкой назначено…

     Вот это да!
     Или нет,  как там, у бабушки: «Ох, тошнёшеньки»!
     Это ж надо, когда ещё наши предки о смысле жизни всё знали и всё понимали. И об опасности Интернета предугадывали. Впрочем, последний абзац, похоже, опять не бабушка писала, он на полях мелким быстрым подчерком приписан. Но всё равно явно задолго до 2030 года написано, когда стало отчетливо ясно, что человечество с головой уходит в виртуальную жизнь, тем самым лишая себя будущего.
     Как это?
     Да, я и сама, спустя более полувека толком не понимаю, как это могло случиться. Но население земного шара к тому времени вдруг неожиданно впервые за все годы существования нашей цивилизации резко (в разы) начало сокращаться. И сокращаться не вследствие какой-то там глобальной войны или неизвестной эпидемии, что вполне естественно с учетом накопленного к тому времени бактериологического и прочего оружия массового поражения на земле, а естественным путем. Ну, то есть, проще говоря, вырождаясь!
     Папа, ссылаясь на своего деда (кстати, похоже, автора той самой книженции «Здесь Вам ни тут»), рассказывал, что люди в те годы, совсем, перестали видеться друг с другом. Он говорил, что это стало совершенно не нужным, лишним, даже обременительным. Вся необходимая информация об окружающей среде в рассудок человека тогда поступала в виде набора рисунков и символов (к примеру, эмоции выражались некой желтой рожицей в виде колобка) по специальным виртуальным сетям, прозванным, как я уже говорила, в народе просто и незатейливо Вертушкой. В результате люди перестали выходить из дома. Ну, не за чем стало это делать, да и некогда – столько информации Вертушка подкидывала, что только успевай её перерабатывать, а остановиться невозможно, «засасывает». Продукты и прочие товары первой необходимости задолго до этого научились передавать по сети, с помощью специальных порталов и каких-то там объемных принтеров, прямо в квартиры. Правда, они (товары эти) перестали быть живыми, настоящими, то есть выращенными на земле и в воде естественным, органическим образом Всевышним нам завещанным. Но это ничего генное моделирование научилось делать практически полный их аналог с помощью химических реакций и соединений. А вкусовые, слуховые и обонятельные усиливающие добавки вообще отучили людей от свежей живой пищи, стало просто не вкусно.
     Деньги, магазины, школы, поликлиники, офисы, библиотеки и всё остальное были только виртуальные. С помощью специальных программ и электронных трехмерных голограмм, создавалась полная иллюзия присутствия человека в любой точке мира. Люди могли, буквально за секунду переместится (виртуально конечно) в любую точку земного шара, и при необходимости побеседовать с помощью своих «электронных двойников». Это оказалось очень удобно. Не надо ничего строить: ни новых жилых домов, ни гипермаркетов, ни театров, ни дорог, ни больниц, ничего! Не надо бесконечно убирать улицы! Просто создаешь в Вертушке специальные виртуальные сайты и порталы, куда люди реально не покидая дома, виртуально как бы перемещаются и как бы общаются. Даже на стадион забрести можно, поболеть за любимую команду – эффект присутствия на матче полнейший.
     Но это ещё что, чуть позже общение в Вертушке ещё более упростилось, появились телепатические датчики. Всё, ну абсолютно всё стало доступно, не шевеля ни единым пальчиком и не говоря ни единого слова. Команды считывались прямо с человеческого мозга, машины их воспринимали мгновенно, создавая в ответ специальные виртуальные образы прямо в рассудке нашем телесном.
     Смешно! Недавно мне попался на глаза старинный фантазийный фильм, в котором рассказывалось, как Вертушка в далеком (для времени съемки) будущем якобы вживила робота-терминатора внутрь искусственно выращенной ею живой плоти человека, дабы чисто внешне они не отличались от людей. Ну, конечно, как он (автор) мог тогда догадаться, что это не понадобится. Спустя всего-то тридцать лет машины заберутся в прямо мозги человека и просто создадут те формы и образы, какие захотят, то есть создадут любую реальность. В результате при встречах с подобными себе люди перестанут замечать их, проходя мимо, полагая очевидно, что перед ними трехмерный глухонемой «глюк», потому как без Вертушки он (человек) не мог отозваться на телепатические запросы себе подобного, а переходить на прямую контактную речь, глядя прямо в глаза, уже не умели.
     Как результат, дети перестали появляться на свет. И не потому даже, что люди не могли их производить, генетика к тому времени достигла невиданных чудес в клонировании. И, конечно же, не потому, что Вертушка была против этого, всё-таки первичность человеческой мысли, как искры Божьей во всех её проявлениях никто отменить не мог. Просто люди искренне не хотели иметь детей, потому как с детьми общаться надо, а они разучились это делать.
     Не все к счастью разучились, и не все не хотели.
     У нас, к примеру, в стране многие, очень многие люди начали бить тревогу по поводу деградации нации задолго до объявления Святой Русью (неформальное добровольное единение государств, где подавляющее большинство населения мыслят, а телепатические датчики не обманешь, на русском языке) территорией свободной от засилья. Под флагом борьбы с общечеловеческим Злом без какого-либо объявления о том настоящие русские объединились, просто и незатейливо отключив по доброй своей воле все виртуальные сети от своих электронных датчиков.
     Как это возможно?
     Ну, не может русский человек не общаться с себеподобными! Что тут странного?
     Ну, не могут настоящие русские мужики не касаться настоящих живых женщин, а настоящие русские бабы обходиться без настоящих мужчин! А если что-то мешает этому, то настоящие русские всё снесут на своем пути, всё уничтожат, что по-настоящему не дает их единению, а уж тем более какую-то там «Виртуалку».
     Вот так и не стало Интернета на территории всей Святой Руси. И не стало прежде всего в головах их.
     Эх, что тут началось!
     Через год рождаемость у нас в стране выросла вдвое, а уже через три года - в пять раз.
     Спустя десять лет население федерации русских земель выросло в восемь раз, за счет приезжих, правда, в том числе. К тому времени в Святую Русь со всех концов земного шара начали приезжать, приходить, приползать, спасаясь от всепоглощающего засилья «всесильного и ужасного» Интернета,  думающие о своем будущем люди.
     А спустя ещё двадцать лет появился Союз Сообществ со Святой Русью, в котором к нашей декларации независимости от виртуальных сетей, присоединились Германо-Римские, Индо-Персидские и Монголо-Китайские сообщества, свободные от искусственного интеллекта, образовав, тем самым новый Светлый Союз сообществ. Правильней сказать СССР (но это что-то кому-то напоминает, поэтому эту аббревиатуру почему-то решили пока не использовать).
     Эх, тошнешеньки, красота!
     О да я, как баба Дуня, уже заговорила. Всё-всё, это она меня к дальнейшему диалогу со Временем приглашает.

   …Ох, тошнешеньки!
     Впрочем, то мне не ведомо, это теперь ваше дело молодых и умных дела вершить да думать, вы теперь в ответе за будущее, потому и рассказываю вам о прошлом, так как уверена, что в нём ответы на все вопросы ваши. Потому и потребно мне рассказать о том, что самой известно, что волнует меня теперь.
     Так вот отец-то Ваньки, дед Егор то есть, младшим сыном Федора, оказывается, был, как и Ванька его в семье их с Анастасиюшкой, женой единственной и любимой. И также дом свой (что сгорел от лесных пожаров летом 1912 года) сам незадолго до свадьбы построил на фундаменте отцом его Федором заложенным. Как и отчего старший из братьев-основателей деревни умер, никто и не помнит теперь, год из памяти давно стерся, но день, хорошо известен - первого февраля по новому стилю (всё тот же день). О том и запись в церковной книге была когда-то. Летоисчислением на деревне тогда наш батюшка ведал, все даты и праздники по книгам и тетрадям мудреным определял. Он и вывел эту дату.
     А ещё вот что интересно, - братья-то эти плотники в Большой Витани у деда моего Михаила (отчества не знаю, не было тогда отчеств) квартировали, сдружились с ним крепко, а уж затем благодаря дружбе этой и остались.
     Во как, получается!
     Случай?
     Бог весть, «може и случай», но случайное не случайно.
     Много их случайностей-то по жизни нашей рядом с нами бредут. Это ли не чудо?
     …
16.04.2016г.

Автор приносит извинения за возможные совпадения имен и фамилий в этой, безусловно, правдивой истории с реальной зелённой тетрадью и её автором (о котором будет сказано отдельно в конце этой повести), дабы не желает кого-нибудь обидеть своим безобидным историко-фантазийным исканием событий неоднократно слышанных в детстве и юности.

http://www.proza.ru/2018/05/22/500


Рецензии