Святой Дух тождественен огню? БОГ есть огонь? Отве

Л.Р.2:  =Да, я отождествляю Дух Святой и Огонь. Евр.12:29 "потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГНЬ поядающий". Дан.7:10 "Огненная река выходила и проходила пред Ним".
Трудно с этим не согласиться, и со многими другими местами - Исх.24:17, Неем.9:19, Иер.23:29, Матф.3:11 и т.д. Иоанн Лествичник: "Сие труд есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс. 78, 16). Тогда уже не будет в нас насилия злых навыков; ибо Бог наш есть огнь, поядаяй (Евр. 12, 29) всякое разжжение и движение похоти, всякий злый навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое".
Если Огонь и Бог - это одно, то Огонь и Дух Святой - это тоже одно, т.к. Святой Дух - это Бог в Троице. Огонь и Слово Божье - это тоже одно, т.к. Слово - это Бог в Троице. Поэтому Христос говорил, что Он и Отец - одно (Ин.10.38). Поэтому Иоанн Креститель сказал: " будет крестить Духом и огнем".И поэтому же Иисус сказал в Ин.14.23: "Мы придем". =

Ответ:
1. Все цитаты, которые Вы привели, касаются огня и БОГА, но именно «касаются», тождество огня с БОГОМ нигде не устанавливается.
И нигде в Библии не сказано, что Святой Дух это огонь. Более того, эти понятия  явно разделены "будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк.3,16) "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф.3:11).

2. БОГ это не только БОГ-ОТЕЦ, СЫН БОЖИЙ и СВЯТОЙ ДУХ, но и Божественные (нетварные) Энергии-Действия.
Огонь относится к энергиям-действиям. Действие огня – очищение от всякой скверны (огонь пожигающий, поядающий, преображающий) отличаются от  прочих действий и плодов Святого Духа.

3. Святой Дух - податель Божественных Энергий-Действий, одной-одним из которых является огонь. Святой Дух очищает через нетварный огонь, и являет себя на Пятидесятнице в образе "как бы огненных языков", не будучи Сам тождественным огню.
"И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".(Деян, 2,2-4)

Главные же плоды Святого Духа - Жизнь и Благодать, в которой все иные плоды: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…"(Гал. 5:22).

4. В Ин.14.23: "Мы придем". Это касалось СЫНА и ОТЦА, т.е. тоже отдельные и разные Ипостасти. «Я и Отец одно» (Ин.10.38) – это не значит, одно и то же, но одно Целое. В православии есть чёткое понимание различия Ипостасей.  Сущность одна, а Ипостаси разные,
Лица в ТРОИЦЕ тождественны по сущности, но не тождесвенны по ипостасям.

5. БОГ и огонь – это не одно и то же, странно даже так думать. БОГ может действовать как огонь, но огонь – это не БОГ, и не Святой Дух, и не ХРИСТОС, так как не имеет Божественной Сущности и не тождественен им. Признание БОГА огнём, а огонь - БОГОМ, т.е.  сама постановка вопроса о БОГЕ-огне (как тождестве) - это опасное заблуждение, ведущее к  язычеству.  У них тоже был бог-огонь, бог-солнце и т.п. В православном понимании правильнее использование понятия не «БОГА – огня» (исключение - как образ), а Божественного огня. 

Выводы:
Вся библия написана образным языком, все это прекрасно знают.
Евр.12.29 «БОГ есть огнь поядающий (испепеляющий)» – этот ОБРАЗ (образное выражение) из Втор.4,24. подчёркивает суровость наказания Божьего и Страшного Божьего Суда, и необходимость  для верующих спасительного страха БОЖИЯ.  Такой смысл в эти слова вкладывают практически все богословы-толкователи Послания.  «Бог есть огонь поядающий» – это образное выражение, а не отражение тождества.

1) Образ «огонь поядающий» – это  образ энергии-действия, не имеющей Божественной Сущности. Любая Ипостась Святой ТРОИЦЫ не могут быть тождественны огню, так как они принципиально отличаются по сущности.
И это  - важнейшая причина их не тождественности.

2) Три Ипостаси абсолютно не тождественны. Они тождественны по сущности, но не по Ипостасям. А потому  действия, относящийся к БОГУ-Отцу или БОГУ-Сыну, не обязательно в той же мере(!) присущи Святому Духу, иначе в чём различия? Ибо Ипостаси и различаются   образом бытия и действования. «Отец рождает, Сын рождается, Дух Исходит», «Отец благоволит, Сын действует, Святой Дух – усовершает тварь в добре и красоте» (Максим Исповедник).

3) Трудно представить «Утешителя» в образе Огня поядающего. Как огня очищающего – да,   как Жизни Подателя и Сокровища благих – да, как Духа любви – да. (Рим.5,5). И нигде не говорится о Духе  как огне испепеляющем.

А потому Святой Дух и огонь – не могут быть тождественны не только по сущности, но также и по образу действования.


Рецензии