Из жизни насекомых

                «исторические аспекты)
          Мясные мухи – общее название некоторых видов насекомых отряда двукрылых. Самки серых мясных мух живородящие. Мухи откладывают личинки (опарыши) на мясе, рыбе, гниющих фруктах, словом, на любой разлагающейся органике, включая и раны на живых существах, которые после появления личинок превращаются в язвы. Самке достаточно на мгновенье прикоснуться  брюшком к выбранному месту, чтобы личинки появились на свет и сразу начали расползаться и вгрызаться в мясо.
          Взрослые мясные мухи, живущие лишь неделю, большую часть времени проводят на цветах, опыляя их, и в поисках места для откладывания личинок будущего потомства.          Чем опасны серые мухи? Так как основными местами обитания мясных мух являются помойки и прочие места с разлагающимся мусором, неудивительно, что эти насекомые являются переносчиками целого ряда заболеваний, начиная желудочно-кишечными расстройствами и заканчивая брюшным тифом и холерой. Личинки опасны тем, что попадая на слизистые и раны человека и домашних животных, способствуют развитию язв и провоцируют заражение крови».
           Вот такая муха, как ни странно, стала  формальной причиной цепи драматических событий, известных в истории, как восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин Таврический»(!) Меня, как человека, имеющего высшее ветеринарное образование, преподавателя и, в далёком прошлом, матроса Черноморского флота всегда интересовала эта тема. Иногда на занятиях по паразитологии насекомых я говорю об этом своим студентам в качестве  примера из истории. Старшее поколение, вероятно, помнит исторический фильм 30-х годов режиссёра Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Я впервые смотрел его еще в школьном возрасте и был поражен кадрами, где крупным планом на экране было показано мясо, на котором «копошились» мелкие белые черви и из него (мяса) потом приготовили борщ для матросов. Как такое может быть, в голове не укладывалось. Недавно я еще раз (второй раз в жизни) посмотрел в Интернете этот немой фильм и взгляды на проблему несколько изменились.
           Так что же всё таки произошло в июне 1905 года на главном корабле Черноморского флота? Какие тайны хранит история?
           12  июня 1905 года броненосец «Князь Потёмкин Таврический» снялся из Севастополя и на следующее утро прибыл к Тендровской косе - традиционному месту учебных сборов флота для проведения стрельб из орудий главного калибра.
           Днём 13 июня командир броненосца Е. Н. Голиков отправил миноносец № 267 в Одессу для приобретения провизии. В Одессе в те дни проходила всеобщая стачка, часть магазинов была закрыта, торговля велась в меньших объёмах. Мичман, старший группы закупки провианта, привёл сопровождавших его судовых коков и матросов-артельщиков в магазин своего знакомого купца Копылова. В магазине мясо было, но покупатели обратили внимание, что на нём имеются «маленькие белые черви». Мичман не придал этому значения, а матросы, обошедшие весь базар, мясо в других магазинах в достаточном количестве для закупки не обнаружили. Предложение артельщиков закупить мясо прямо на Тендровской косе у крестьян мичман отверг, так как мясо на базаре в Одессе было дешевле. В конце дня, не найдя ничего другого, группа закупки приобрела 28 пудов той самой говядины. На обратном пути к броненосцу судну пришлось еще на несколько часов задержаться для оказания помощи пострадавшей рыбацкой лодке. Напомним, что на дворе был жаркий июнь. Так как холодильных камер в те времена ещё не было, мясо, пролежавшее сначала целый день в магазине, а затем всю ночь на борту миноносца, учитывая жаркую июньскую погоду, несомненно, попало на борт броненосца к утру следующего дня уже несвежим.  По словам очевидцев от мяса шёл «лёгкий запах несвежего». При этом нужно иметь в виду, что в то время дневной рацион матроса был вдвое дороже армейского, а по условиям жизни на флоте и отсутствию холодильной техники «мясо с червями на кораблях Черноморского флота в те времена было явлением нередким, но всегда обходилось без конфликтов…».
           14 июня  утром половина привезённого на броненосец мяса была положена в котёл для приготовления борща, а оставшиеся туши висели на спардеке для «проветривания». Там их и обнаружили матросы, разбуженные по побудке, как всегда, в 5 часов утра для выполнения рутинных корабельных работ. Весть о том, что было закуплено несвежее мясо, быстро облетела весь корабль. Среди команды начался ропот и агитация не есть борщ.
          Ни командир корабля, ни вахтенный офицер не стали брать пробу с борща, сваренного для команды. Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца, который признал его хорошим. Репутация врача Смирнова среди команды была низкой, его считали «способным на всякую подлость». Команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. Только один член экипажа - ученик кочегара - получил порцию борща, ел его и нашёл его «вкусным и жирным». В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено командиру корабля.
           Выйдя к матросам и узнав от них причину, по которой они отказываются от обеда, командир корабля вызвал старшего врача из кают-кампании и приказал ему вторично освидетельствовать борщ. Врач вторично признал борщ хорошим, не пробуя его, и указал, что команда «зажирела». После этого командир броненосца пригрозил матросам наказанием за бунт. Старший офицер вызвал на палубу вооруженный караул и приказал оттеснить к корме человек 30 матросов, которые случайно оказались на корме отдельно от всей команды. Затем последовала его команда накрыть матросов брезентом и приготовиться к стрельбе. В этот самый момент на баке один из матросов выстрелил по чайке. Прозвучавший выстрел был воспринят, как сигнал к началу активных действий - артиллерийский квартирмейстер В. Г. Вакуленчук выстрелил в своего непосредственного командира - старшего артиллерийского офицера. После первых залпов восставшие матросы «пошли в атаку», выбежав из батарейного помещения на палубу юта. Впереди всех бежали вожаки восстания А.Н. Матюшенко и В. Г. Вакуленчук. Раненый двумя пулями В. Г. Вакуленчук добежал до борта броненосца и, перевалившись за леера, вывалился за борт.
         В воде плавало до тридцати человек. Восставшие матросы вели по ним огонь из винтовок - они полагали, что в воду могли прыгнуть только те, кому есть чего опасаться - офицеры или «кожи» - и которые поэтому вполне заслуживают смерти. Хотя на самом деле бо;льшая часть прыгнувших в воду была молодыми матросами, которые растерялись и в испуге попрыгали за борт.
         Восстание победило. Корабль был в руках восставших. Команде был сварен новый обед. Что делать дальше, они не знали. Восставших возглавил минно-машинный квартирмейстер А. Н. Матюшенко. Восставший корабль встретился в море с объединённой эскадрой под командованием адмирала Кригера. Броненосец Потёмкин прошёл сквозь строй эскадры, корабли разошлись без открытия огня.
         Несколько слов об Афанасии Матюшенко. Примечательно, что он наш земляк, уроженец пос. Деркачи  Харьковской губернии. По молодости лет работал в паровозных мастерских Люботина. Был призван служить на Черноморский флот. В 1905 году переведен на броненосец Потёмкин в звании унтер-офицера. С лидером матросского движения В.Г. Вакулинчуком их объединяла дружба, общие взгляды, которые вероятно можно назвать революционными.
          13 июня 1905 года, во время протеста команды на броненосце «Потёмкин» по поводу недоброкачественной пищи, Матюшенко возглавил группу матросов, просивших доложить командованию о червивом мясе. Выступал за единодушный отказ команды от обеда, запрещал матросам брать борщ с камбуза. Матюшенко одним из первых призвал матросов к оружию, выбежал с оружием на ют с криком «Довольно нас вешали, будем их вешать!..» Матюшенко с первого же дня становится душою восстания. Он, избранный в первый день восстания председателем судового комитета и его исполкома, стал во главе восставших. За все время одиннадцати дневного плавания мятежного «Потемкина» Матюшенко выделяется своею решительностью и энергией. 17 июня, во время встречи броненосца с эскадрой Кригера, находился в боевой рубке «с револьвером в кармане» и руководил ходом корабля. Он до последнего дня вел агитацию среди матросов, пытался направить ход событий в более активное русло и категорически возражал против сдачи корабля в Румынии, - но перетянуть на свою сторону большинство команды не сумел. В румынском порту А.Н. Матюшенко разделил между всеми матросами, захваченную ими корабельную кассу. В, последствии, матросов перевезли в различные города Румынии, отведенные властями для проживания.
           Фильм Эйзенштейна заканчивается оптимистически – броненосец проходит через строй эскадры кораблей, направляясь в «светлое будущее». В реальности же броненосец уплыл в Румынию, а румынские власти «сдали» корабль его хозяевам.


Рецензии