Не последний парад варяга

                (продолжение)
       Из нашей первой публикации о «Варяге» читатели узнали, что в самом начале Русско-японской войны 1904-1905 годов крейсер первого ранга 1-й Тихоокеанской эскадры «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были направлены в нейтральный корейский порт Чемульпо (рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего корабля на рейде. В Чемульпо также находились военные корабли других стран (Англии, Франции, США и др.) 8 февраля 1904 года японская эскадра блокировала порт Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга».
      Неравный бой одного крейсера против целой японской эскадры длился всего лишь 50 минут. Но, за это время «Варяг» выпустил по противнику больше тысячи снарядов. Две трети команды получили ранения. Моряки погибали от густого горячего дождя осколков. Израненный и горящий «Варяг» буквально вполз в бухту. Так как "Варяг" спасти не удавалось, командир крейсера В.Ф. Руднев объявил о решении совета офицеров корабля - "Кореец" взорвать, а "Варяг" потопить.
      Экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав и позднее доставлены в Шанхай и Сайгон, а затем возвратились на родину. 16 апреля 1904 года из Одессы они прибыли по железной дороге в Петербург, где моряков-героев приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были подарены морякам. Всем матросам  и офицерам «Варяга» были вручены кресты Святого Георгия 4-й степени и именные часы.
      Но, на этом история «Варяга» не закончилась. В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было проведено награждение и назначены пенсии ветеранам крейсера «Варяг». Среди награждённых был житель украинского города Славута Адольф Войцеховский. 27 января 1904 года он участвовал в бою у Чемульпо наводчиком орудия. После боя, по прибытию на рейд, командиром крейсера В. Ф. Рудневым был назначен вестовым. Одним из последних покинул тонущий крейсер. Затем матроса Войцеховского направили на Черноморский флот, а в Севастополе его зачислили в команду броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». Там он познакомился и подружился с будущими руководителями восстания на броненосце - Григорием Вакуленчуком и нашим земляком-дергачевцем Афанасием Матюшенко. После восстания на «Потёмкине» и гибели Вакуленчука, в числе двенадцати матросов Войцеховский присутствовал на похоронах 16 июня 1905 года в Одессе. В июле 2012 в городе Славута ветеранами Военно-морского флота установлен памятник на могиле матроса крейсера «Варяг», участника боя у Чемульпо А. Д. Войцеховского.
     Новейшая история «Варяга» тесно связана с Украиной и Китаем.
     Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» задумывался, как флагман советских военно-морских сил и был спущен на воду в Николаеве в 1988 году. В случае достройки он мог нести до 56 боевых самолетов и вертолетов. Среди вооружения «Варяга» предусматривались крылатые ракеты, в том числе с ядерными боеголовками, радиус действия которых составляет до 500 км. По своим размерам и боевой мощи «Варяг» уступал бы только самым большим в мире американским авианосцам класса «Нимитц». Водоизмещение корабля длиною в 300 метров и шириною в 72 метра превышает 65 тысяч тонн. Но, строительство «Варяга» было законсервировано в 1992 году, когда его готовность приближалась к 70%. К 1998 году крейсер находился на судостроительной набережной Николаевского черноморского судостроительного завода. При разделе Черноморского флота СССР в недостроенном состоянии «Варяг» достался Украине.
     Достройка «Варяга» никак не вписывалась в оборонную концепцию Украины – авианосец представлял собой исключительно ударное, а не оборонительное оружие. Да и денег для такого дорогостоящего проекта не было. При этом поддержание недостроенного корабля на плаву требовало определенных затрат. В 1998 году Национальное агентство по реконструкции и европейской интеграции (было в то время такое в Украине) объявило тендер на продажу "Варяга", при этом основным условием было обязательство покупателя не использовать корабль в военных целях. Победителем тендера стала компания из Китая. Ее представители заявили о намерении переоборудовать "Варяг" в развлекательное заведение.
     У КНР на тот момент не было ни опыта, ни соответствующих технологий, а самое главное - не было палубного истребителя, без которого строительство авианосца теряет всякий смысл. И вот тут на помощь пришла Украина, которая в 2005 году продала Китаю опытный истребитель Т10К, оставшийся после развала СССР на нашей территории. Именно на основе этого самолета был создан первый китайский палубный истребитель J-15. Военные КНР к тому же  изучали методику подготовки летчиков палубной авиации на расположенном в Крыму Научно-испытательном комплексе корабельной авиации.
     Турция почти полтора года не давала разрешения на прохождение «Варяга» через проливы Босфор и Дарданеллы. Буксировка корабля была задержана по причине несогласованности его прохода с властями Турции, считавшими, что прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжелые навигационные последствия. 16 месяцев корабль циркулировал в Чёрном море. Сразу же по выходе из проливов, буксируемый авианосец попал в сильный девятибальный шторм. В конце концов, в мае 2002 года он был отбуксирован в китайский порт Далянь и несколько лет о нем ничего не было слышно, как собственно и о том, что у берегов Китая появилось новое плавучее казино. Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов.
     Китайские власти наконец признали, что корабль планируется использовать как учебный авианосец, а в 2011 году он совершил свое первое плавание. 25 сентября 2012 года авианосец был официально принят в состав ВМФ Китая под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16. Передача «Ляонина» ВМС стала событием общегосударственного масштаба, организованным со свойственной КНР любовью к массовым мероприятиям. 
     «Варяг» получил шанс стать полноценным кораблем, а не ржаветь, как крейсер «Украина», у причальной стенки в Николаеве.
               


Рецензии