Следы войны в моей семье

(Эту исследовательскую работу мы писали вместе с моим сыном. Ему 8 лет. Мне кажется, это самый подходящий возраст для того, чтобы воспитать патриота. Повествование идет от его имени).



 Этим летом я ездил на свою малую Родину, в Волгоград. И конечно, гостил у прабабушки Паши.
 Хильченко Прасковья Афанасьевна – это моя прабабушка. Я ее сильно люблю. Она уже старенькая, 85 лет. Передвигаться самой тяжело, помогают ходунки. А год назад полностью ослепла.  Но зато она самая добрая и замечательная. Когда-то она работала учительницей, и теперь, когда я приезжаю к ней в гости, часто рассказывает мне интересные истории из своей молодости, а я внимательно, с интересом, слушаю.
 Получилось так, что мы приехали в город 22 июня. По телевизору много рассказывали о войне, о Великой Победе и о том, как в 1941 году фашисты напали на нашу страну. Я уже не раз слышал от мамы рассказы о Великой Отечественной войне, сам читал книги. Особенно мне запомнилась книжка, которую еще мама читала в детстве, «900 дней мужества». Там говорилось о тяжелом детстве мальчишек и девчонок в годы войны, а Таню Савичиву было особенно жалко. И я подумал: война была давно, значит, в это время и моя бабушка Паша была ребенком. Так почему она никогда не рассказывала мне об этом? И тогда я задал этот вопрос свой прабабушке. Она тяжело вздохнула, усадила меня рядом и начала рассказывать:
«Когда фашисты напали на Советский Союз, так раньше называлась наша страна, я была всего на 3 года старше тебя…»
 Семья бабушки  Паши в то время жила в станице Аксай Ростовской области. 
(Краткая информация: Аксай расположен в месте слияния рек Дон и Аксай, в 18 км от Ростова-на-Дону. Занимаемая площадь 67,5 кв. км. Город областного подчинения, самостоятельное муниципальное образование, центр Аксайского района. Население района около 90 тыс. человек. Одно из старейших казачьих поселений на Дону. Упоминается в летописи от 1570 года).
 В семье бабушки Паши росло шестеро детей. Четверо старших братьев: Иван, Тихон, Григорий, Яков, моя прабабушка Прасковья и самый младший брат Женя. Все четверо старших братьев, когда началась война, ушли на фронт защищать Родину. Ивана сразу забрали в действующую армию. А Тихон и Григорий прямо перед войной успели окончить летную школу. Тихон стал первоклассным летчиком и сбил немало вражеских самолетов. Гриша отличался особым складом ума и успеваемости в училище, поэтому в начале войны его отправили в Москву в засекреченное конструкторское закрытое бюро. А Яша ушел в ряды советской армии добровольцем в 16 лет. В военкомате он приписал себе еще год. На фронт ушли все.  Остались бабушка Паша с младшим братиком Женькой и мама с папой.  Отец работал кузнецом. Поэтому под призыв не попал, но во время битвы под Москвой его вызывали в столицу. Он с другими ремесленниками латал крыши, пострадавшие от бомбежек и зажигалок.
 В годы Великой Отечественной войны в 1941-1943 гг. станица Аксайская была дважды оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. На ее территории шли ожесточенные бои. Первый раз станицу оккупировали 20 ноября 1941 года. Тогда немцы вошли в Аксай. Продержались они здесь лишь неделю. Но какими страшными были эти семь дней для жителей! О том, что творил враг на аксайской земле, поведала районная газета «Сталинский путь» (ныне газета «Победа») от 12 декабря 1941 года: «Целую неделю хозяйничала разбойничья банда Гитлера в нашей станице. Это была неделя кошмаров. Фашистское зверье рыскало по дворам, убивая раненых и больных красноармейцев, которых сначала мучили голодом, а потом расстреляли. Не щадили и мирных жителей…». Утром 27 ноября 1941 года началось наступление Красной Армии. Бойцы 1177 полка 347-й стрелковой дивизии 56 армии под шквальным артиллеристским и минометным огнем противника и под бомбежкой с воздуха по тонкому молодому льду переправились через реки Аксай и Дон и атаковали численно превосходящего противника. Утром 28 ноября 1941 г. под вражеским артиллерийско-минометным огнем бойцы 1177-го стрелкового полка пошли на штурм противника, засевшего в Аксае. Уличные бои велись до самого вечера. Станицу удалось освободить.
 Брат Тихон в это время как раз воевал в районе Ростова, и случалось так, что пролетал над родной станицей. Частенько в эти моменты он сбрасывал с неба коробки, в которых были продукты для семьи. Коробки он подписывал, чтобы сельчане передавали гостинец точно по адресу. Хотя местные жители и так знали, что это сын кузнеца Севастьянова. А однажды самолет пролетел совсем низко и сбросил очередную посылку, но в ней провизии не оказалось, а была настоящая фарфоровая кукла для бабушки Паши. Вот почему Тихону пришлось снизить высоту, чтобы гостинец для сестры не разбился. Бабушка Паша рассказала, что эта кукла долго еще хранилась в их семье, даже ее дочь Алена, когда была маленькая, заплетала косы фарфоровой красавице. Полеты брата были не долгими. 25 июля 1942 года станицу Аксайскую фашисты оккупировали вновь. С первых дней оккупации немцы начали наводить свой порядок. Начались аресты, грабежи. Одной из первых арестовали и расстреляли Александру Федоровну Показанкину –  председателя Совета станицы. В станице установили специальный режим. И все должны были отмечаться в комендатуре.
К Севастьяновым  часто стали захаживать городские жители, только звали их теперь полицаи. Они с первых дней оккупации вызвались на помощь фашистам. Проверяли всё и всех. Никого не щадили. Сначала в семье бабушки Паши фашисты забрали всю скотину и мешки с мукой.  Позже полицаи начали доносить немцам сведения о том, у кого в семьях есть красноармейцы и коммунисты. А в ноябре 42-ого стали расстреливать такие семьи чуть ли не каждое утро. 
 Как-то ранним утром на улице послышалась немецкая речь и выстрелы. Строчили из автомата, звенело разбитое стекло, лаяли собаки. Соседку, тетку Матрену поволокли на расстрел. Ее муж был командиром Красной армии и коммунистом. Ребятишки бежали за ней, кричали и плакали. Они были совсем маленькими и ничего не понимали. Ее расстреляли публично, при всех. Бабушка Паша рассказывает, что было очень страшно. Но страшнее было то, что труп женщины не закопали и не убрали. А оставили, чтобы смотрели все станичники. Местным жителям не разрешили прикасаться к женщине и хоронить ее.  Дети сидели несколько дней рядом с ней, не отходили, плакали. Им обоим не было и пяти лет. К ним тоже не разрешали подходить. Немец караулил. Они, маленькие, полураздетые и голодные, через два дня начали обгладывать руки и ноги тетки Матрены. Страшно, как же страшно это все! Дальше то чего ждать?! Что же будет со всеми остальными и с семьей бабушки Паши?!
Стало ясно, что Севастьяновых тоже расстреляют: четверо сыновей –  солдат советской армии, четверо коммунистов. Бежать некуда. От судьбы не уйти. И действительно, фашисты пришли и за ними. Когда их поставили к стенке. Отец Афанасий сказал детям: «Только не кричите и не бойтесь, а если страшно, просто закройте глаза». Солнце тогда только-только вышло из-за горизонта. Это был огромный красивый огненный шар. И тогда бабушка Паша сказала своему братику, который был у нее на руках: «Женька, открой глаза! Смотри на солнышко, какое оно! В последний раз смотри!»…
 Послышалась команда: «die Waffen!». Но команды «Feuer» почему-то не было. Немецкий офицер что-то скомандовал, и все солдаты опустили оружие. Он подбежал к семье Севастьяновых, упал на колени перед бабушкой Пашей, начал трогать ее за волосы и руки и плакать. Ее родители ничего не могли понять: отец стоял в недоумении, мать без чувств упала на землю, а Женька начал истошно кричать. Тогда фашист достал из внутреннего кармана фотокарточки, на которых почему-то была сама Паша рядом с этим офицером и какой-то женщиной. Оказалось, что на фотографиях была не моя бабушка, а дочь немца, просто как две капли воды похожа на Пашу. Такой же возраст, те же белокурые волосы и те же глаза. Сходство поразительное. 
  В то ноябрьское утро немецкий офицер пощадил семью Севастьяновых и дал им полчаса на сборы. Вся станица в считанные минуты собрала необходимые продукты и одежду тем, кому удалось выжить. Севастьяновым дали лошадь и небольшую телегу.  И они поехали, куда глаза глядят. Главным стало одно: выжить и тогда, когда это совсем невозможно.  Позже эта фраза стала жизненным девизом моей бабушки.
В 1942 года зенитная батарея 3-го дивизиона 485 артиллерийского полка прикрывала эвакуацию мирных жителей через реку Дон. Благодаря этому Севастьяновы и перебрались в безопасное место. Уже позже, в память о трагических событиях в Аксае, в 1985 году, недалеко от входа в Почтовую станцию, открыт памятник «Переправа».
 В феврале 43-его года советские войска начали наступление. Уже к утру 14 февраля 1943 г. Аксай был полностью очищен от врага. Но Севастьяновы туда уже больше не вернулись. Все время оккупации они перебирались с места на место. И поселились в хуторе Власов Милютинского района Ростовской области. Там и встретилась Паша со всеми старшими братьями, после того, как 9 мая 1945 года прозвучала по радио самая долгожданная новость: «Победа!».
 Я долго не мог поверить услышанному. А потом подошел к маме и спросил: «А ты знала об этом?». Мама сказала, что знала, и рассказала еще о том, что моя бабушка  Алена(она журналист), дочь бабы Паши, сняла про нее документальный фильм . Тогда мы всей семьей сели смотреть это кино. Мама мне часто повторяет, что я настоящий мужчина, помогаю ей во всем, что я сильный, и что настоящие мужчины не плачут. Но почему-то, когда я смотрел фильм, слезы сами катились из моих глаз. Мужчиной я в этот момент себя не чувствовал, я был маленьким мальчиком, и все кино сидел, прижавшись к своей маме, а она вытирала мои мокрые глаза. Тогда я понял, что самое страшное – это не двойка, полученная в школе за не выученный урок или то, что тебе не купили очередную машинку. Война. Вот что на самом деле страшно!
Когда мы с мамой ехали в Волгоград, я просил ее отвести меня в настоящий цирк, с ареной, посмотреть на выступление тигров, на карусели, в городской сад и в аквапарк. Но после того, как услышал историю своей бабушки, я изменил план нашей экскурсии по городу. Мне захотелось побывать в тех местах, где могут рассказать о войне. В самом начале мы отправились к дому Павлова, к тому самому дому, который сталинградцы защищали от фашистов не один день и выстояли. А затем в музей «Панорама». Теперь я знаю все о Сталинградской битве. В ней участвовали и мои двоюродные прадедушки, родные братья бабушки Паши. Имя одного из них, Ивана Севастьянова, мы с мамой нашли на стенах пантеона славы на Мамаевом кургане. Оказалось его во время войны приставили к званию Героя Советского Союза, за подвиг. На главную высоту Сталинграда мы отправились, чтобы возложить цветы в память о тех солдатах, которые защищали нашу родину и мою прабабушку Пашу.
  Теперь-то я знаю все.  Моя прабабушка – Хильченко Прасковья Афанасьевна, ветеран тыла. Она пережила войну, оккупацию, голод, расстрел... За полгода до 70-летия Великой Победы ослепла, но не сломалась и, со слезами радости, встретила 9 мая.
 Они: солдаты, старики, дети – герои Великой Отечественной войны. Они сделали все, чего ждала от них Родина. Они выполнили свой долг перед Отечеством. Они победили, пусть даже многие из них ценой собственной жизни. Теперь очередь за нами: за их внуками и правнуками. Наш долг – не забыть подвиг героев, пронести память о страшной войне через года и передать историю своей семьи в военное лихолетье новому поколению.


Рецензии
Сейчас столько придумывают, переворачивают, ставят с ног на голову, что правда от близких людей становится на вес золота. Это как маленькая гирька на весах, которая своим небольшим весом побеждает большое, тяжёлое зло. Лена, нужное дело. Надо сохранить память. Спасибо больше!

Столбов Сергей 2   26.12.2020 23:25     Заявить о нарушении