Эль алма перуана

Как описать то, что не поддается описанию, где найти слова, которых для этого так часто не хватает? И возможно ли наяву в точности передать всю палитру чувств и эмоций, охвативших тебя во сне? Всегда остается непонятная чужому взору недосказанность. Вот и в этом случае, после стольких лет путешествий по Перу, я каждый раз ловлю себя на мысли, что синтаксис, используемый мной для передачи настроения и внутреннего восторга от страны крайне пресен и скуден. Но я все же рискну...
Первое что мне бросилось в глаза по приезду в Лиму - это парапланеристы над городом в районе Мирафлорес. Взмывая вверх с крутого косогора, нависающего над Тихим океаном, они парили в воздухе. Отрешенно, порой зависая в пространстве, так, словно остановилось время, и ничто более в этом мире не имело абсолютно никакого значения. Ты приезжаешь сюда, полный пустых амбиций и раздутого чувства собственной важности, и парящие в небе парапланы, невольно цепляющие твой взгляд, постепенно заставляют задуматься о материях, которые до этого тебя не особо занимали. Затем ты вживаешься в эту отрешенность. Сначала с трудом, шаг за шагом преодолевая внутренние барьеры и комплексы. Но потом отрешенность становится нормой, которую не хочется нарушать, и города и места которые ты посещаешь, способствуют мягкому, безболезненному погружению в эту атмосферу. Парапланы - это кондор, который проснулся в тебе, и которому вдруг становится тесно. Там, у океана, впервые кондор во мне забеспокоился не на шутку. И я его отпустил...
Все началось в начале шестнадцатого века. Конкистадор Франциско Писарро, которому не давали покоя лавры Кортеса, завоевателя империи ацтеков, вместе с кучкой таких же авантюристов как он сам, снарядил корабль, и поплыл на юг вдоль тихоокеанского побережья американского континента. Так и доплыл он до небольшой реки Биру, за которой ему начали встречаться ухоженные, обработанные поля. Именно от названия этой реки и получилась впоследствии страна Перу. Другая река, Римак, что на языке народа кечуа значит рычащая, дала название уже столице страны Лима. Сам Писарро, найдя подходящую бухту для стоянки своих кораблей у устья реки Римак, провозгласил построенный позднее на этом месте город городом Королей, то есть Сьюдад де лос Рейес. Отсюда он и начал свое победное шествие по Империи Инков. Тогда, 400 лет назад в Перу встретились два мира, столкнулись две цивилизации, и наивность Верховного Инки Атауальпы оказалась бессильна перед коварством и алчностью конкистадоров во главе с Франциско Писарро. О масштабе трагедии, и последствиях столь бескомпромиссного столкновения культур свидетельствуют документы. Дон Манцио Серра де Легуисамо, последний, оставшийся в живых из первых завоевателей Перу писал в своих заметках: "Мы обнаружили эти государства в очень хорошем состоянии, и упомянутые Инка управляли ими так мудро, что среди них не было ни воров, ни порочных мужчин, ни неверных жен, ни распутных женщин, ни безнравственных мужчин... причина, которая обязывает меня об этом писать - очищение моей совести, поскольку я чувствую себя виновным. Мы уничтожили все это своим плохим примером, народ, который имел такое правительство и был счастливой нацией.... Когда они увидели, что мы вешаем на двери замки и закрываем их на ключ, они решили, что мы боимся, что они могут убить нас, но они не верили, что кто-нибудь может украсть имущество другого. Когда они обнаружили воров среди нас, и людей, которые пытались соблазнить их дочерей, они стали презирать нас". Верховный Инка Атауальпа был пленен конкистадорами, и не смотря на уплаченный выкуп, впоследствии казнен. Империя подверглась разрушению, а остатки некогда великого народа укрылись в сельве. Легенда гласит, что инки унесли большую часть своих сокровищ в сельву, где построили таинственный город Пайтити. С тех пор, вот уже несколько сот лет самые разные искатели сокровищ пытаются найти этот город. И ведь именно Пайтити искал в начале двадцатого века американский профессор Хайрам Бингем, тот, что в долине реки Урубамба вместо Пайтити явил миру Мачу Пикчу, который чудом избежал участи остальных инкских городов, до основания разрушенных конкистадорами Писарро. Идеология испанского короля Карла V, приказавшего сровнять с землей города и монументы инков была проста - ничто более не должно было напоминать о них. Цивилизация инков должна была померкнуть пред блеском и мощью испанской короны.
В переводе с языка кечуа Мачу Пикчу означает "старая гора". Город являлся резиденцией Инки Пачакутека, и ничем примечательным в истории государства Инков не выделялся, разве что ему было суждено после четырехсот лет забвения предстать перед миром в первозданном виде. Другое дело Куско. Когда-то первый Верховный Инка Манко Капак вышел из озера Титикака вместе со своей женой Мамой Оэльо. В руках у него был золотой посох. Манко Капак и Мама Оэльо появились внезапно на закате солнца на священном озере Титикака, и объявили, что они дети Солнца, и посланы им, чтобы даровать людям цивилизацию. Согласно легенде, в месте, где посох бы полностью вошел в землю, должна была быть основана столица будущей цивилизации. В районе Куско посох Манко Капака наконец таки проткнул земную твердь.
С высоты птичьего полета очертания Куско напоминают пуму, которая наряду с кондором и анакондой является символом Перу. Вообще, символике в Перу издревле придают очень большое и важное значение. Это - часть сакральной культуры страны, так называемая Андинская троица. Кондор в ней олицетворяет верхний мир. Более того, в местной традиции кондор выполняет роль перевозчика душ. Пума символизирует наземный мир, а анаконда, соответственно, подземный. Над Куско возвышается крепость Саксайуаман - цитадель, которая помимо оборонительного назначения служила и религиозным мистическим центром. Саксайуаман считался домом Солнца, оружия и войны, и поэтому только инки могли входить в него. Каждый год в день зимнего солнцестояния в Саксайуамане проводился праздник Инти Раими (Праздник Солнца). В 1572 году Инти Раими был запрещен католической церковью, и только в 1944 году празднования были возобновлены. Это бывает яркое зрелище с театрализованными шествиями представлением, посвященным Солнцу - Инти. Тысячи туристов каждый год стекаются в Куско для того, чтобы принять участие в церемонии.
Пуп земли - именно так переводится Куско с языка кечуа - заново был заложен конкистадорами 15 ноября 1533 года. Город сочетает в себе невероятный микс средневековой европейской архитектуры, надстроенной на остатках фундамента уникальных строений эпохи Инков. Что же осталось в облике Куско от инков? Неповторимая кладка старой столицы, водопроводы и монолиты крепости и храмового комплекса Саксайуамана. То есть то, что испанцы не смогли разрушить. Но на осколках старого Куско испанцы выстроили новый город. И этот город великолепен. Уникальны его храмы, площади, архитектура. На фундаменте "храма Солнца", Кориканча испанцы построили собор Санто Доминго (Святое Воскресение), который вполне может служить образцом идеального сочетания двух культур. Инки чтили свое верховное божество Инти, и поэтому стены и крыша Кориканчи были выложены золотыми пластинами, а двор украшали золотые статуи. Стоит ли говорить, что все это безжалостно было разграблено и вывезено в метрополию? Верховный Инка Атауальпа, оказавшись в заложниках у Писарро, приказал доставить большую часть выкупа именно из Кориканчи.
У Писарро был брат, Гонсало, который не менее его хотел признания, славы, золота. И так и остался бы он в истории как брат Франциско, если бы не алчность. Гонсало решил найти свою страну Эльдорадо, снарядил экспедицию, и в районе Эквадора перешел через Анды, в сельву. К экспедиции, к слову сказать, неудачной, присоединился Франциско Орельяна, которому по стечению обстоятельств принадлежит право открывателя реки Амазонка.
Амазония - еще одна значимая точка на туристической карте Перу. Центром перуанской Амазонии считается город Икитос, расположенный на ее берегу в 150 километрах ниже от места слияния рек Мараньон и Укайяли. С чем можно сравнить Икитос? С первых минут, когда ты сходишь с трапа самолета в Икитосе, атмосфера вокруг покрывает тебя невероятно мягкой женской энергетикой. Ты словно погружаешься в материнские объятия. Мир меняется... Но Икитос остается прежним. Таким, каким он был пятьдесят, сто лет назад. Время в Икитосе не имеет никакого значения. Время здесь статично.
Икитос был основан в 1757 году как иезуитская миссия Сан Пабло. Это единственный крупный порт в перуанской Амазонии. В тридцатых годах прошлого столетия здесь добывали каучук, и тогда Икитос был действительно городом богатых людей. Таких, которые могли себе позволить, к примеру заказать металлический дом во Франции у самого Густава Эйфеля, затем перевезти это строение через Атлантику, к устью Амазонки, поднять его вверх по реке, и поставить в Икитосе. Дом этот, не приспособленный для жилья в субтропиках, переходил из рук в руки, пока последний владелец не приспособил его под аптеку на центральной площади Икитоса. Талантливый немецкий режиссер Вернер Херцог снимал здесь свой фильм "Фицкарральдо" с неподражаемым Клаусом Кински в главной роли. Это город цветов. В смысле разноцветный. Причем разноцветие здесь приобретает совершенно умопомрачительные вариации. Яркое, контрастное безумие цветов в сочетании с обволакивающей атмосферой вгоняет тебя в особое, совершенно невероятное состояние некоей невесомости. Вязкий воздух странным образом заставляет ощутить зыбкость окружающей реальности. Здесь ты словно в Матрице, которая обезличивает тебя, растворяя полностью в себе.
Икитос окружен со всех сторон сельвой, что делает его единственным городом на земле, к которому не ведут автомобильные дороги. Сельва скрывает в себе удивительный мир. Ты сталкиваешься в ней с непосредственностью, чистотой и наивностью, которой не осталось больше нигде. Ты сталкиваешься в ней с архаикой, которая больше похожа на магию. Люди в сельве и сейчас живут теми культурными традициями, которыми жили столетиями и являются органичной частью окружающего их мира. Когда первые христианские миссионеры начали проповедовать христианство среди индейцев, они столкнулись с откровенным непониманием с их стороны. "Зачем? Вы идете в церковь, и разговариваете о боге. А мы идем в лес, и разговариваем с богом" - отвечали индейцы недоуменным миссионерам. Понятие, которое мы обозначаем как "современная цивилизация", и сегодня коснулось жителей сельвы весьма условно.
Флора и фауна сельвы заслуживают отдельного разговора. Сложно подобрать определения для всего этого разнообразия птиц, животных и растений. Это просто надо видеть. К примеру, совершенно ниоткуда может появиться рой насекомых, волнообразно перекатывающийся в пространстве вокруг, оставляя за собой шлейф, то рассыпаясь, то вновь собираясь в жужжащий клубок, отчего становится похожим на парящий снег из рождественских стеклянных шаров с видами Нью Йорка. Ночью в Амазонии буйство красок сменяется буйством звуков, и в этой какофонии ты улавливаешь отголоски первородного крика человечества.
К югу от Куско, в провинции Пуно расположено и самое высокогорное судоходное озеро в мире - Титикака. То самое, из которого вышел первый Верховный Инка Манко Капак. Почти каждая легенда Кордильер говорит об озере как начале всего. Все цивилизации, существовавшие в Андах указывали на Титикаку как место первозданного творения. Отсюда вышел и создатель всего, Солнце в облике человека - Виракоча. Согласно легенде он был высоким, бледнолицым и бородатым. Точно так же ацтеки в Мексике изображали верховного бога Кецалькоатля как белокожего человека с волнистой бородой. Именно этим и объясняется чрезмерная, беспечная доверчивость Верховного Инки к Франциско Писарро, благо он, как и Эрнан Кортес идеально подходили под эти описания.
Аймара, местные жители произносят название озера как "Титихаха", что в переводе означает все ту же пуму, но только каменную. Большая часть акватории Титикаки принадлежит Перу, тогда как остальная, меньшая, лежит уже на территории Боливии. Испанский язык довольно неприхотлив, и поэтому слова тити и кака в испанском вызывают те же ассоциации, что и на русском, отчего перуанцы и боливийцы постоянно спорят, какому берегу озера принадлежат тити, а кому кака. Состав воды в озере, которое расположено на высоте более 3800 метров, почти идентичен морской, и этот факт является еще одной загадкой Перу. В 2000 году группа итальянских водолазов обнаружила на дне озера Титикака руины древнего города, предположительно 1500 летней давности: каменную мостовую, стену, длиной около километра, и вытесанную скульптуру в виде человеческой головы. Согласно легендам под водой находился город Ванаку.
Еще одной достопримечательностью озера являются искусственные плавучие острова племени Урос, которые когда то служили убежищем для народа, преследуемого Инкой Пачакутеком. Впрочем, сегодня эти острова являются не более чем аттракционом для туристов.
Легендами и тайнами обросла еще одна часть на юге Перу - пустыня Наска. Все западное побережье страны занимает пустынная зона, которая далее, в Чили переходит в самую сухую пустыню в мире - Атакама. Именно подобные климатические условия этого региона Перу позволили сохраниться такому уникальному явлению, как "линии Наска". Десятки гигантских геоглифов, изображающих животных, в сочетании с различными геометрическими фигурами и линиями правильной формы, разбросаны по всему плато Наска на площади примерно 500 кв.км. Гигантские изображения колибри, паука, обезьяны, кондора, и так далее можно разглядеть лишь с высоты птичьего полета, поднявшись в воздух на маленьком самолете из местного аэропорта. До сих пор не существует идей, кому, когда, и главное зачем их надо было выкладывать. Индейские легенды по этому поводу ничего не говорят, равно как молчат об этом и испанские хроникеры. Единственное вертикальное изображение, сделанное на скале, зовется астронавтом, и напоминает фигуру человека в шлеме, приподнявшего в приветствии руку. Линии Наска не единственные геоглифы в стране. В нескольких сотнях километров к северу, в местечке Паракас, на склоне холма на берегу Тихого океана изображен так называемый Андский канделябр - гигантский трезубец, возраст которого насчитывает несколько тысяч лет. Трезубец вызывает тот же поток вопросов, что и в случае с Наской, однако и здесь все покрыто завесой тайны и туманом прошлого. Предположительно канделябр служил неким маяком для кораблей, следующих в бухту Писко, но местные жители склонны считать это изображением кактуса Сан Педро, который активно применяется в шаманских практиках, как элемент культа бога Виракоча. Канделябр был создан представителями культуры Паракас, потомками которой является культура Наска.
Океан. Бесконечная даль, поглощающая взгляд. В Тихом океане расположены знаменитые острова Балестас, которые помимо вышеупомянутого канделябра являются еще одной визитной карточкой Паракаса. Этот крупный природный заповедник из группы островов еще называют малыми Галапагосами. Острова являются пристанищем для сотен морских львов, и тысяч различных птиц, включая пингвинов. Можно представить себе экосистему океана вокруг островов, обеспечивающую пищей подобную ораву. Кстати, носители культуры Паракас (750-100 г. до н.э.) практиковали вытягивание черепов наподобие аланских.
Ну вот, пожалуй и все. Солнце в Лиме постепенно гаснет в океане, и парапланы возвращаются домой. И только кондор, которого ты отпустил, продолжает свой полет. "Перуанские хроники" могут длиться нескончаемо долго, затем плавно перейти в "аргентинские", "чилийские" или "бразильские". Неважно. Южная Америка способна впечатлить и увлечь без остатка. Впрочем, как и весь остальной мир. Вопрос в том, зачем это надо тебе. Что ты ищешь в дороге, и что бы ты хотел найти? Разве только заглушить непрошенные воспоминания, навязчиво теребящие сознание? А может заменить одни воспоминания другими? Любая дорога, на которую ты становишься, как бы длинна она ни была, начинается и заканчивается прежде всего в тебе. Как начинается и заканчивается свобода, которую она тебе дарит. Тебе остается только следовать за кондором.


Рецензии
Очень понравилось

Костянтин Рахно   27.10.2020 16:46     Заявить о нарушении