Кудесник Звонкой тишины

Почётный член Российской Академии художеств, заслуженный художник Грузии Гурам Николаевич Доленджашвили родом из грузинского города Кутаиси. В 1968 году окончил факультет графики Тбилисской Государственной Академии Художеств. Учился в мастерской профессора Ладо Григолия. Он любит Грузию, одну из красивейших её уголков Имеретию (часть западной Грузии), центром которого и является город Кутаиси. И в своих удивительных произведениях показывает родной край в основном в снежном наряде. Любит тему зимы и поэтому у него много произведений по России. И какие бы места ни изображал Гурам – просторы русского Севера или горы и долины Грузии – вы как бы попадаете в особую страну между снегами и  небесами, сказочный диалог которых и наносит автор на бумагу. Даже трудно поверить, что всё это великолепие, сотворённое десницей великого мастера, можно изобразить простым карандашом…
Об этом человеке мне впервые рассказал мой друг (увы, уже ушедший из жизни) великий русский художник Станислав Никиреев (мой очерк о нём см. http://blogs.mail.ru/bk/saamov/765E957ADC51B693.html.) Он говорил о своём коллеге с таким вдохновением, с таким искренним восторгом и со свойственным ему темпераментом, что я понял – речь идёт о большой творческой личности. При этом он не скупился на эпитеты –  «выдающийся», «неподражаемый», «не имеющий аналогов».
В доказательство сказанного Станислав Михайлович подарил нам с женой журнал «Художественный совет», в котором была опубликована его статья об этом выдающемся грузинском художнике с очень удачным заголовком: «Блистательный мастер тишины».
У них много общего в творчестве, особенно в карандашных рисунках: и Станислав Никиреев, и Гурам Доленджашвили создают картины простым карандашом, используя особую технику светотени. Причём, они пришли к такому феноменальному владению этим направлением графики независимо и, не зная друг друга. Они знали друг о друге только по отдельным публикациям в печати. И когда они познакомились, оба были удивлены. Было взаимное уважение, и был восторг.
Но, давайте, заглянем в подаренный Никиреевым журнал: «То, что я увидел в карандашных рисунках Гурама, дало мне основание говорить о какой-то сверхновой художественной манере…
Представившаяся мне возможность держать в руках большого формата офорты и особенно рисунки, свидетельство большого таланта – праздник для глаз, души и сердца…
Художник компонует свои сюжеты, решает задуманные темы крупно, мощно, монументально и серебром любимого простого карандаша превращает всё изображение в красивейшую живописную игру света и тени и звуков тихой музыки…он с помощью света невидимой луны сумел услышать тончайшую музыку тишины...
И самое невероятное: неба с привычными сказочными облаками нет, но ощущение небесной стихии присутствует!
Как выразительна пластика листа»!
Я привёл эти обширные цитаты, чтобы показать, как великий Станислав Никиреев относился к своему великому коллеге.
А Гурам Доленджашвили мне с таким же восторгом рассказывал о Никирееве: «Конечно, он был великим художником, и я рад, что в его родном городе помнят своего великого земляка... Я вот эту работу делал несколько месяцев, а Никиреев сделал бы быстрее, потому что он был выше меня, он был чародей графики».
Когда два гиганта, работающие в одном жанре так говорят друг о друге, это – ярчайший пример не только высокого искусства, но и высокой нравственности. Это особенно важно в наше тревожное время: если политикам не хватает мудрости найти общий язык, то культура, искусство становятся самим надёжным мостом для взаимопонимания между народами.
А с Гурамом мы подружились, поняв друг друга с первого дня знакомства…   


Рецензии