Кудесник Звонкой тишины
Об этом человеке мне впервые рассказал мой друг (увы, уже ушедший из жизни) великий русский художник Станислав Никиреев (мой очерк о нём см. http://blogs.mail.ru/bk/saamov/765E957ADC51B693.html.) Он говорил о своём коллеге с таким вдохновением, с таким искренним восторгом и со свойственным ему темпераментом, что я понял – речь идёт о большой творческой личности. При этом он не скупился на эпитеты – «выдающийся», «неподражаемый», «не имеющий аналогов».
В доказательство сказанного Станислав Михайлович подарил нам с женой журнал «Художественный совет», в котором была опубликована его статья об этом выдающемся грузинском художнике с очень удачным заголовком: «Блистательный мастер тишины».
У них много общего в творчестве, особенно в карандашных рисунках: и Станислав Никиреев, и Гурам Доленджашвили создают картины простым карандашом, используя особую технику светотени. Причём, они пришли к такому феноменальному владению этим направлением графики независимо и, не зная друг друга. Они знали друг о друге только по отдельным публикациям в печати. И когда они познакомились, оба были удивлены. Было взаимное уважение, и был восторг.
Но, давайте, заглянем в подаренный Никиреевым журнал: «То, что я увидел в карандашных рисунках Гурама, дало мне основание говорить о какой-то сверхновой художественной манере…
Представившаяся мне возможность держать в руках большого формата офорты и особенно рисунки, свидетельство большого таланта – праздник для глаз, души и сердца…
Художник компонует свои сюжеты, решает задуманные темы крупно, мощно, монументально и серебром любимого простого карандаша превращает всё изображение в красивейшую живописную игру света и тени и звуков тихой музыки…он с помощью света невидимой луны сумел услышать тончайшую музыку тишины...
И самое невероятное: неба с привычными сказочными облаками нет, но ощущение небесной стихии присутствует!
Как выразительна пластика листа»!
Я привёл эти обширные цитаты, чтобы показать, как великий Станислав Никиреев относился к своему великому коллеге.
А Гурам Доленджашвили мне с таким же восторгом рассказывал о Никирееве: «Конечно, он был великим художником, и я рад, что в его родном городе помнят своего великого земляка... Я вот эту работу делал несколько месяцев, а Никиреев сделал бы быстрее, потому что он был выше меня, он был чародей графики».
Когда два гиганта, работающие в одном жанре так говорят друг о друге, это – ярчайший пример не только высокого искусства, но и высокой нравственности. Это особенно важно в наше тревожное время: если политикам не хватает мудрости найти общий язык, то культура, искусство становятся самим надёжным мостом для взаимопонимания между народами.
А с Гурамом мы подружились, поняв друг друга с первого дня знакомства…
Свидетельство о публикации №216031101711