C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

К. Бальмонт, как отражение судьбы Николая II

К. Бальмонт, как отражение судьбы Николая II


                «  Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь  свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся,   взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно.    Это образ стиха. «
К. Бальмонт




Был значительный период в жизни Бальмонта, когда он считал себя революционером и бунтарем. До 1919 года, потом в 1920 году  иммигрировал из России во Францию. Вот собственные слова Бальмонта, из его статьи »Кровавые лгуны» 1921 г.
«Мое увлечение революцией длилось еще тогда, когда мутные волны разбойничьего и предательского большевизма начали захлестывать освободительное движение и совершенно извратили его. Оно кончилось 30-го июля, когда я в Пятигорске написал строки "Этим летом".
   
   Не собрал я этим летом Божьей жатвы,
   Не писал благовествующих стихов,
   Видел низость, суесловье, лживость клятвы,
   Миллионы обезумевших рабов.
   
   Не дышал я этим летом духом луга,
   Ни единого не встретил я цветка,
   Видел руку, что заносит брат на друга.
   Знал, что радость, хоть близка, но далека.
   
   Не узнал я этим летом поцелуя,
   Слышал только тот позорный поцелуй,
   Что предатели предателям, ликуя,
   Раздавали столько, сколько в море струй.
   
   Этим летом -- униженье нашей воли,
   Этим летом -- расточенье наших сил,
   Этим летом -- я один в пустынной доле,
   Этим летом -- я Россию разлюбил. «

Но это было потом, а перед этим были два сборника стихотворений: «Стихотоврения» 1906 года и  «Песни мстителя» 1907, когда Бальмонт был в эмиграции и имел тесные связи с российскими революционерами

НАШ ЦАРЬ

                Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
                Наш царь - кровавое пятно,
                Зловонье пороха и дыма,
                В котором разуму - темно.

                Наш царь - убожество слепое,
                Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
                Царь-висельник, тем низкий вдвое,
                Что обещал, но дать не смел.

                Он трус, он чувствует с запинкой,
                Но будет, - час расплаты ждет.
                Кто начал царствовать - Ходынкой,
                Тот кончит - встав на эшафот.

ЦАРЬ-ЛОЖЬ

                Народ подумал: вот - заря,
                Пришел тоске конец.
                Народ пошел - просить царя.
                Ему в ответ - свинец.

                А, низкий деспот! Ты навек
                В крови, в крови теперь.
                Ты был ничтожный человек,
                Теперь ты грязный зверь.

                Но кровь рабочего взошла,
                Как колос, перед ним.
                И задрожал приспешник зла
                Пред колосом таким.

                Он красен, нет ему серпа, -
                Обломится любой.
                Гудят колосья, как толпа,
                Растет колосьев строй.

                И каждый колос - острый нож,
                И каждый колос - взгляд.
                Нет, царь, теперь не подойдешь,
                Нет, подлый царь, назад!

                Ты нас теперь не проведешь
                Девятым января.
                Ты - царь, и, значит, весь ты ложь
                И мы сметем царя!











ЗВЕРЬ СПУЩЕН

                Зверь спущен. Вот она, потеха
                Разоблаченных палачей.
                Звериный лик. Раскаты смеха.
                Звериный голос: "Бей! Бей! Бей!"

                И вдоль по всей России снова
                Взметнулась, грязная всегда,
                Самодержавия гнилого
                Рассвирепевшая орда.

                Удар могучий общей стачки
                Их выбил вон из колеи.
                Добычи нужно им, подачки
                От их Романовской семьи.

                Чужое нужно паразитам,
                Свобода - гадам не под стать.
                И вот они, своим синклитом,
                Спустили Зверя погулять.

                Но мы не спим, мы чётко видим,
                Борцов восстания не счесть.
                И тех, кого мы ненавидим,
                В свой должный миг постигнет месть.

                Гуляй же, Зверь самодержавья,
                Являй всю мерзостность для глаз.
                Навек окончилось бесправье.
                Ты осужден. Твой пробил час,


                БУДТО БЫ РОМАНОВЫМ

                Ослабели Романовы. Давно их пора убрать.

                Слова костромского мужика

                Были у нас и цари, и князья.
                Правили. Правили разно.
                Ты же, развратных ублюдков семья,
                Правишь вполне безобразно.

                Даже не правишь. Ты просто бедлам,
                Злой, полоумно-спесивый.
                Дом палачей, исторический срам,
                Глупый, бездарный и лживый.

                Был в оны годы безумный Иван,
                Был он чудовищно-ликим,
                Самоуправством кровавым был пьян,
                Все ж был он грозно-великим.

                Был он бесовской мечтой обуян,
                Дьяволам был он игрушка;
                Этот, теперешний, лишь истукан,
                Марионетка, Петрушка.

                Был в оны годы, совсем идиот,
                Ликом уродливый Павел,
                Кукла-солдатик - но все же и тот
                Лучшую память оставил.

                Павла пред нынешним нужно ценить,
                Павел да будет восхвален:
                Он не тянул свою гнусную нить,
                Быстро был создан им Пален.

                Этот же мерзостный, с лисьим хвостом,
                С пастью, приличною волку,
                К миру людей закликает, - притом
                Грабит весь мир втихомолку.

                Грабит, кощунствует, ежится, лжет,
                Жалко скулит, как щенята.
                Вы же, ублюдки, придворный оплот,
                Славите доброго брата.

                Будет. Окончилось. Видим вас всех.
                Вам приготовлена плаха.
                Грех исказнителей - смертный есть грех.
                Ждите же царствия страха!


НЕИЗБЕЖНОСТЬ

                Убийства, казни, тюрьмы, грабежи,
                Сыск, розыск, обыск, щупальцы людские,
                Сплетения бессовестнейшей лжи,
                Слова - одни, и действия - другие.

                Романовы с холопскою толпой,
                С соизволенья всех, кто сердцем низок,
                Ведут, как скот, рабочих на убой.
                Раз, два, конец. Но час расплаты близок.

                Есть точный счет в течении всех дней,
                Движенье в самой сущности возвратно.
                Кинь в воздух кучу тяжкую камней,
                Тебе их тяжесть станет вмиг понятна.

                Почувствуешь убогой головой,
                Измыслившей подобные забавы,
                Что есть порядок в жизни мировой,
                Ты любишь кровь - ты вступишь в сон кровавый.

                Из крови, что излита, встанет кровь,
                Жизнь хочет жить, к казнящим - казнь сурова.
                Скорее, Жизнь, возмездие готовь,
                Смерть Смерти, и да будет живо Сл!





ПРЕСТУПНОЕ СЛОВО

                Кто будет говорить о слове примиренья,
                Покуда в тюрьмах есть сходящие с ума,
                Тот должен сам узнать весь ужас заключенья,
                Понять, что вот - кругом - тюрьма.

                Почувствовать, что ум, в тебе горевший гордо,
                Стал робко ищущим услад хоть в бездне сна,
                Что стерлась музыка - до крайнего аккорда:
                Стена, стена и тишина.

                Кто будет говорить о слове примиренья,
                Тот предает себя и предает других,
                И я ему в лицо, как яркое презренье,
                Бросаю хлещущий мой стих.

НАЧИСТОТУ

             Кто не верит в победу сознательных смелых рабочих.
             Тот играет в бесчестно-двойную игру.
             Он чужое берет, - на чужое довольно охочих, -
             Он свободу берет, обагренную кровью рабочих, -
             Что ж, бери, всем она, но скажи: "Я чужое беру".

             Да, свобода - для всех, навсегда, и, однако ж, вот эта свобода,
             И, однако ж, вот эта минута - не комнатных душ,
             Не болтливых, трусливых, а смелых из бездны народа,
             Эта воля ухвачена с бою, и эта свобода -
             Не застольная речь краснобая, не жалкий извилистый уж.

             Это кровь, говорю я, посмевших и вставших рабочих,
             И теперь - кто не с нами, тот шулер продажный и трус.
             Этих мирных, облыжно-культурных, мишурных и прочих
             Я зову: "Старый сор!" И во имя восставших рабочих
             Вас сметут! В этом вам я, как голос прилива, клянусь!

А вот за это стихотворение Бальмонту пришлось уехать из России

МАЛЕНЬКИЙ СУЛТАН

                То было в Турции, где совесть - вещь пустая.
                Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
                Два-три нуля, четыре негодяя
                И глупый маленький Султан.

                Во имя вольности, и веры, и науки
                Там как-то собрались ревнители идей.
                Но, сильны волею разнузданных страстей,
                На них нахлынули толпой башибузуки.

                Они рассеялись. И вот их больше нет.
                И тайно собрались избранники с поэтом:
                "Как выйти, -  говорят, -  из этих темных бед?
                Ответствуй, о поэт, не поскупись советом".

                И тот собравшимся, подумав, так сказал:
                "Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит,
                И если кто не глух, пускай он слово слышит,
                А если нет, -  кинжал!"
Я    нарочно привел много стихотворений Бальмонта, чтобы показать, что эти стихи были не случайные мимолетные настроения, а то смутное, яростное , сметающее все на своем пути, услышанное от окружающих Бальмонта людей, что впоследствии назвали революцией и что так потом испугало и устрашило Бальмонта. А ведь Бальмонт об этом и писал, призывал.»    Кто начал царствовать - Ходынкой,
                Тот кончит - встав на эшафот.»





11.03.16


Рецензии