Поэтическая экономия Чехова

               
    Есть понятие «поэтическое хозяйство Чехова» – его применяют к  тому, как  заготавливал и хранил писатель образный  материал:  записи в  книжках, фиксация фактов и наблюдений в письмах, и т.п.  Проглядывается и нечто,  что я определил бы как «поэтическую экономию» Чехова.
    Суть: в отличие от  Толстого, Тургенева, Достоевского,  у Чехова практически нет «отходов производства»  -  неоконченных  произведений, забытых набросков. Разве что  повесть «Калека», которую писатель начал было в Ялте, да так и бросил:  увлечение Ольгой Книппер оказалось несовместимым с  размышлениями о собственной инвалидной судьбе – судьбе  жертвы   врачебной ошибки.  Более того: сюжеты, темы, типажи  у Чехова используются многократно – с вариациями, конечно. Вот юношеская драма «Безотцовщина»:  пьесу забраковали в Малом театре (то ли М.Ермолова, то ли сам А.Островский). И что? Ее темы, идеи,  персонажи перекочевали в пьесы «Иванов», «Вишневый сад», в прозу. В.Б.Катаев отметил, что, не включив «Огни» в Собрание сочинений, Чехов тотчас  использовал основную сюжетную  коллизию  в рассказе «Дама с собачкой». Я нашел пример того же рода: ряд мотивов и образов очерков «Из Сибири» (Чехов  «забраковал»  их при отборе в  Собрание сочинений)  перешли в пьесу «Три сестры».
    Надо сказать,  что подобный тип многократного обращения писателей  к определенным темам, сюжетам, персонажам несет в себе залог более совершенного образного воплощения  материала. Примеры из области искусства бесчисленны. Укажу на «Троицу» Рублева: она ведь родилась в рамках многовекового канона… Пушкинская тема «Exegi  monumentum»  прошла через творческие сознание и Горация, и Державина, и  потом, после Пушкина – через столетия – к Иосифу Бродскому.  У Чехова образцом самоповторения – разумеется,  при кардинальном  углублении и совершенствовании формы, - стала переделка пьесы «Леший» в «Дядю Ваню».  Лично я считаю эту пьесу  совершенством, верхом слиянности  актуального, злободневного – с  вечным, бытийным -  а также с традиционным, родовым русским началом  всей отечественной литературы.  Не случайно ведь Серебряков произносит  знаменитую фразу из «Ревизора»! «Я собрал вас,  чтобы сообщить пренеприятное известие…».  Он – уже разоблаченное научное  ничтожество,  профессор-фитюлька – он вновь готов играть роль настоящего ревизора и учителя нравственности! Это все равно, как если бы разоблаченный Хлестаков снова вернулся  в уездный город.
    Если бы Чехов прожил еще 10-15 лет! При подготовке своих пьес к новым изданиям он отточил бы их до невероятного совершенства, а может – по примеру «Лешего» и «Дяди Вани» - создал бы на уже освоенном материале  новые драматические шедевры. Сам Чехов на сей счет был недвусмыслен:
«… если бы мне прожить еще 40 лет, <…>  я выпалил бы во всех вас  из такой большой пушки, что  задрожали бы небеса…» (П.3,194). 


Рецензии
Добрый день, Геннадий Александрович!
Есть типажи и темы - просто вечные. К ним, многократно, в разные времена и эпохи обращались многие, и великие писатели, и не очень. При этом, темы и образы, оттачиваются до невероятной выразительности.
Мне представляется, что именно на основе "многовековых канонов", рождается великая классическая литература. Если не ошибаюсь, на Вашей страничке, прочитал замечательный образный ответ А.П.Чехова на вопрос его современника:
-Имеют-ли право графоманы заниматься писательством?
-Есть большие собаки, есть маленькие собачки и лаять они имеют право каждая по своему, - ответил А.П.Чехов...
Прочитал с громадным интересом, потому что, и "поэтическое хозяйство", и "поэтическая экономия" Антона Павловича, вне всяких сомнений, литературное наследие гениального писателя Вселенского масштаба.
Спасибо Вам, Геннадий Александрович, большое.
С искренним уважением,

Георгий Качаев   25.07.2016 19:24     Заявить о нарушении
Благодарствую, Георгий!

Геннадий Шалюгин   26.07.2016 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.