Батальонъ просит огня

Мне кажется, кто посмотрели в минувшие два вечера телевизонный фильм "Батальонъ" - потратили время не зря. Худо-бедно поставлено кино, а позволило нам прочесть неведомую страничку собственой истории.
Теперь о худо-бедно.
Я так и не поймал имени режиссера картины. Возможно - он не один, ибо фильма, как целого произведения искусства, не получилось. Есть хорошие, временами - очень хорошие - куски и кадры, но в целом полотно получилось даже не мозаичным, а клиповым. Как будто военный музей расписывали хужожники разных школ. Тут и левитановские пейзажи, и верещагинские баталии, и налбандяновская напыщенность, и явные нелепости, как у Шагала...
... а в целом - черный квадрат Малевича.
Вряд ди так задумывалось, но так получилось. Очевидно, что тема оказалась неподъемной для съемочного коллектива. Я думаю - в мире сейчас только один режиссер смог бы снять кино по заданной теме. Это Никита Михалков. Я представил себе,как героическую - но невыразимо скучно слеланную сцену стояния батальона сутки под дождём на плацу - обыграл бы этот мастер.
Сцена и впрямь трагическая. Это когда Бочкарёву арестовали за рукоприкладство, а батальон в её поддержку стал каре на плацу у штаба. Момент наивысшего напряжения в фильме. Пожалуй, здесь героизм женщин показан куда ярче и доходчивее, чем в баитальных сценах.
Тут - русский характер во всей его глубине.
И мастер выжал бы из этой сцены всё, вплоть до слезы зрителя.А мы видим лишь общий план, зеленые мокрые фуражки и потерянного генерала, запертого в кабинете.
Нет, может - и так можно. Однако я представляю, как мастер обязательно нашел бы крупные планы. Я не знаю. Мокрого воробья на штыке. Котёнка, прибившегося к солжатскому сапогу. Машину, наконец, промчавшую мимо и плеснувшему из под колес на застывших по команде девушек,
С крупными планами в фильме вообще плохо. Пожалуй - только один раз мы увидели деталь. В виде отличной дули, которую Бочкарёва (актриса Марина Аронова) сунула под нос членам солдатского комитета. Но вышло это так, что фигуру из трёх пальцев госпожа командир батальона сунула нам, зрителям.
Всё это я не назвал бы неудачами картины. Наверное, у деятелей кино нового поколения нет нужного жизненного опыта, чтобы касаться больных тем нашей истории. Но, с другой стороны - они не знают и запретов. В фильме "Батальонъ", пожалуй, впервые в новом русском кино показаны большевики, как враги Отечества, как пораженцы и предатели. К сожалению, тема предательства здесь почти не раскрыта, и потому поступки многих героев выглядят необъяснимыми, даже нелепыми. Абсолютно провально сыграл Керенского Марат Башаров. Здесь не глава Временного правительства, а ходячий штамп из курса Истории КПСС. Крикливый, пустой, испуганный. Осталось только одеть его в женское платье и гнусный образ готов. Я не знаю, каков на самом деле был Александр Федорович. Но актёр над образом явно не работал.
Совнешенно ходульна, необъяснима, и даже карикатурна сама госпожа подпоручик Бочкарёва. Четыре часа ходить бабе по экрану громадным животом впёред - это мишень, а не боец. Актриса совершенно не играет лицом. Оно у неё всегда тупо мерво, даже когла бьют её - или бьёт она. Не верится, что такую фурию время выбрало на роль спасительницы Отечества.
...хотя.
Может быть - создатели фильма именно таким женским образом хотели показать изначальную несостоятельность затеи с батальоном смерти. Поэтому мы не различаем лиц девушек под солдатскими фуражками. Они все одинаковые, как матрёшки, и зацепиться глазу не за кого. А ведь там девушки, почти девочки. Наверняка, и линию любви можно было провести намного выпуклее, и показать всю нелепость присутствия женщины на войне.
Конечно, моё брюзжание проистекает от пресыщенности замечательными военными фильмами. И я заметил, что невольно сравниваю "Батальон" с шедеврами мирового кино. И уже одно это значит, хотя бы только для меня, что фильм случился. Два вечера я смотрел кино, переживая и сочуствуя его героям. Что-то такое оказалось в "Батальоне", что после фильма сделало меня чуточку другим. Значит - те женщины сто лет назад не зря пошли в последний бой. Меня они отвоевали.
И завоевали.


Рецензии