Крымская война первая война технологий
http://www.proza.ru/2016/01/04/57
В наполеоновскую эпоху на море, так же как и на суше, ни у какой великой державы технологического превосходства не было. Проходили десятилетия и столетия, а корабли очень мало менялись. Что при Петре, что при при Александре, спустя целое столетие моря бороздили практически такие же самые парусники, не отличимые внешне одной страны от другой. Роль играло лишь количество и выучка. А количественно английский флот превосходил все остальные флоты мира, и это позволило англичанам отстоять господство на морях.
После поражения наполеоновской Франции в мире сложилась ситуация весьма напоминающая ситуацию после завершения Второй Мировой войны. На Европейском континенте установилось гегемония Российской империи, тогда как на море абсолютное господство Великобритании. Слон и кит!
Согласно принятому в Англии стандарту, Роял Нэви должен был вдвое превосходить флот следующий самый сильный флот мира. Это не пустая блажь. Имеющей огромную заморскую колониальную империю, полностью завися от морских поставок продовольствия, Британии это действительно было жизненно необходимо, а возможно даже и мало. Но в тот период это условие соблюдалось с огромным избытком. В 1820 г. британский линейный флот насчитывал 144, тогда как флот Франции - 50, а России - 45 кораблей.
По каким-то причинам, описанное ниже, прошло мимо внимания историков. И лишь исследуя поимённые списки построенных кораблей, я пришёл к весьма интересному выводу. Как в XX-м веке, в годы холодной войны, во второй четверти XIX века морскому могуществу Запада был брошен серьёзный вызов со сторон России!
Николай I, считавший себя продолжателем дела Петра Великого, призванного вывести Россию на просторы Средиземноморья, проявлял о флоте должную заботу. За 1820-1949 гг. русские построили 79 линейных кораблей. За этот же период в Великобритании было построено 44, а во Франции 16 линейных кораблей.
Наличие и строительство линейных кораблей по десятилетиям.
1820-е годы: Великобритания: 144+17, Россия: 45+34, Франция: 50+7
1830-е годы: Великобритания: 122+11, Россия: 42+26, Франция: 31+4
1840-е годы: Великобритания: 94+16, Россия: 46+19, Франция: 20+5
То есть русские построили кораблей больше чем ведущие морские державы вместе взятые! Уже к 1820-е годы Россия уверенно вышла на второе место, а к 1850 г. имела 49 линейных кораблей, против 80 британских, то есть о двойном стандарте уже не было и речи. При этом самым старый российский корабль сошёл на воду в 1825 г. («Гангут»), тогда как в британском флоте числилось 27 ветеранов наполеоновских войн, включая спущенные ещё XVIII веке («Canopus», «Foudroyant», «Kent»). Во флоте Наполеона III из 23 линейных кораблей, 5 были построены при великом дядюшке императора, а один («Oc;an») ещё при Людовике XVI. Все российские корабли строились на российских верфях, из своих материалов и комплектующих, тогда как англичане закупали лес и пеньку в России. Во главе российского флота стояли деятельные и предприимчивые адмиралы: Лазарев, Корнилов, Нахимов. При Синопе, последнем сражении парусных флотов, русский флот под руководством Нахимова, продемонстрировал отличную боевую выучку и уничтожил турецкую эскадру, потеряв всего 37 человек убитыми. И если бы эта тенденция сохранилась… Как там англичане говорят: «Кто владеет морем – тот владеет миром!»
Дело было за малым: захватить у Османской империи, «больного человека Европы», как её тогда называли, черноморские проливы, после чего российский черноморский флот выходил бы на просторы Средиземноморья и далее…
Казалось, ничто не могло изменить тенденцию и остановить Россию. Но внезапно грянула промышленная революция, к которой продолжатель дела Петра оказался совершенно не готов…
Впрочем, внедрение паровых машин на флоте было не столь быстрым, как на железных дорогах. Этому в значительной степени мешали недостатки первого движителя – гребных колёс. Первый пароход Фультон построил в 1807 г. В России первый пароход построил в 1815 г. англичанин Берд. В 1830 г. англичане построили первый военный шлюп «Мессенджер», а в 1839 первый паровой фрегат «Циклоп». Первым французский паровой фрегат «Гомер» сошёл на воду в 1841 г. Первым российским паровым фрегатом был «Богатырь», построенный раньше своих англо-французских собратьев в 1836 г., однако дальнейшее строительство шло крайне медленно. Следующий пароходофрегат «Камчатка» был заказан в США, став первым в истории США кораблём, построенным на экспорт. Дело в том, что в России не могли делать мощные паровые машины, и вынуждены была покупать их у своего вероятного противника – Великобритании. Покупали не только машины, но и готовые корабли. Так все 6 паровых фрегатов Черноморского флота были английской постройки. Поскольку английское правительство запрещало продавать паровые военные корабли, их покупали как почтовые (пакетботы), а вооружали уже по прибытии на Чёрное море. Для своих флотов британские верфи до 1851 г. построили 17, а французские до 1848 г. 14 колёсных фрегатов. После этого строительство колёсных боевых судов прекратилось.
На смену колесу пришёл винт, более экономичный, удобный и пригодный для установки на кораблях любых размеров. В 1843 г. винтовой шлюп «Раттлер» в устроенном соревновании против оснащённого точно такой же машиной, но с колёсным движителем «Алекто», потащил его на тросе со скорость 2 узла. В 1846 г. в строй Роял Нэви вошел первый винтовой фрегат «Амфион». До начала Крымской войны англичане построили 24, а французы 15 винтовых фрегатов, корветов и шлюпов. Но главным было даже не это. В 1850 г. французский кораблестроитель Дюпюи де Лом построил первый в истории винтовой линейный корабль «Наполеон». На западе начался буквально бум строительства винтовых кораблей. При этом не только строились новые, но и оснащались машинами и винтами старые, парусные корабли. К началу Крымской войны британский флот имел уже 13, а французский 12 винтовых линейных кораблей.
А что же в России? Кроме 7, построенных за границей, на своих верфях было построено 8 колёсных паровых фрегатов. Интересно, что их строительство продолжалось и после Крымской войны. Последний такой корабль «Рюрик» был построен аж в 1870 г., когда в иных флотах суда с подобным движителем уже почти все были выведены из состава флотов. Какова была его боевая ценность в 1870-е годы остаётся только гадать.
Первый винтовой российский фрегат «Архимед» был построен в 1848 г., однако он погиб 1850 г. в катастрофе. Спущенный в Архангельске фрегат «Полкан» в 1853 г. пришёл в Кронштадт под парусами, поскольку паровая машина была заказана в Англии и доставлена туда. «Полкану» повезло, машину получили до объявления войны, и он вступил с ней в строй летом 1854 г., став единственным российским винтовым фрегатом Крымской войны. Даже турки имели 2 винтовых фрегата. И дело не в бедности России. На строительство морально устаревших парусников в массовом количестве деньги, как мы видим, находились.
Ясно, что после начала войны, ни о какой поставке из Англии паровых машин не было и речи. Линейный корабль «Выборг», поставленный на переделку, машину успел получить прямо перед началом войны в 1854 г., и стал единственным винтовым кораблём в той войне. А вот его систершип, уже тимберованный «Константин» получил свой заказ лишь после подписания мира, когда, по большому счёту она была уже не шибко и нужна. Лишь под конец войны завод Нобеля в Санкт-Петербурге изготовил 2 паровые машины, установленные на корабли «Орёл» и «Ретвизан», вошедшие в строй уже после заключения мира.
За это же время французы построили 6 винтовых линейных кораблей. Англичане построили также 6 новых, но ещё оснастили машинами ещё 11 парусных линейных кораблей. Таким образом, к 1856 г. против одного русского Великобритания имела уже 30, а Франция 18 винтовых линейных кораблей.
Именно техническая отсталость определила итог войны. Летом 1854 г. Черном море 15 российским противостояла союзная эскадра из 24 союзных линейных кораблей. Положение крайне тяжёлое. Однако, даже в таких условиях, сражение если и не было бы выиграно, но оно могло весьма дорого стоить союзникам. Но то, что из 24 союзных кораблей 8 были винтовыми, делало сражение безнадёжным. Оно превратилось бы в расстрел малоподвижных парусников свободно маневрирующими паровиками, без всякой возможности нанести им сколь-нибудь значительные потери. Это вынудило даже таких энергичных адмиралов, как Нахимов и Корнилов затопить флот, что, как ни странно, не получило осуждения историками и потомками. В итоге, в сражении на Альме левый фланг русской армии, упиравшийся в море, был буквально сметён артиллерийским огнём союзного флота, словно папуасы в колониальных войнах тех лет.
На Балтику была направлена союзная эскадра Нэпира в составе 25 линейных кораблей. Балтийский флот, при списочной численности в 33 корабля мог бы выставить равные и может даже превосходящие численно силы. Однако, учитывая, что 11 союзных линкоров были винтовыми, Балтийский флот так и не решился выйти из баз и дать сражение. Паровой корабль при бое с парусным всегда может занять такую позицию, когда он будет обращен к противнику бортом, а противник будет к нему носом или кормой. Поскольку вся артиллерия тогдашних кораблей расположена по бортам, то бой превратиться в безболезненный расстрел. Хотя Балтийский флот и отсиделся за Кронштадскими фортами, а союзники так и не высадились на Балтийском побережье, однако господство союзного флота на Балтике имело огромное стратегическое значение. В ожидании возможной высадки союзников огромные силы, включая великолепную императорскую гвардию, стояли на защите Петербурга, когда черноморские матросы истекали кровью на бастионах Севастополя, тщетно ожидая подмоги.
А как же морские коммуникации? Во всех войнах слабейшая сторона всегда обращалась к крейсерской войне против морской державы, которая не может одновременно охранять тысячи и тысячи миль жизненно важных путей. И в прошлом (например, Жан Бар), и в будущем (действия немецких крейсеров в Первой мировой войне) рейдеры ставили Британскую колониальную империю в очень тяжёлое положение. Да и всего через 7 лет после описываемых событий, во время гражданской войны в США, при абсолютном господстве на морях северян, вооружённый пароход южан «Алабама», уничтоживший 53 судна, чуть ли не парализовал американскую торговлю. Почему русские рейдеры в Крымскую войну не сделали тоже самое?
Да потому, что их не было. Ни одного винтового корабля не действовало на морских коммуникациях союзников. Действия же парусных рейдеров против паровиков заранее обречены на провал. Даже более слабый паровик всегда догонит парусник, и, заняв выгодную позицию, безболезненно его расстреляет. Поэтому, корвет «Ариадна», которого начало войны застало на Средиземном море, вместо активных действий, был продан в Триесте. Фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца», встретившие начало войны на Дальнем Востоке, использовались как плавбатари при обороне Петропавловска-на-Камчатке. А после отражения атаки на Петропавловск, ушли в устье Амура, где и прятались до конца войны. Другой тихоокеанский фрегат «Паллада», сразу после получения известия о начале войны, пошёл прятаться на Амур, но сел на мель и был впоследствии затоплен. Фрегат «Диана», прибыл в Японию, где и погиб при землетрясении. Таким образом, русские моряки даже не сделали попытки вести крейсерскую войну, и для английских купцов по всему миру война была «как мать родна».
Английский военно-морской историк Коломб констатирует:
"В истории мы имеем один только пример абсолютного обладания морем – это наше положение в Крымской войне. Оно отчасти было следствием особенного положения неприятельских морских портов на берегах морей, которые суживаются в так легко охраняемые проливы Босфор, Дарданеллы, Зунд и Бельты. Эти узкие проходы похожи на внешние ворота тюрем, в которых заключен неприятель и которые предостерегают его о двойном риске в случае попытки к побегу. Вполне возможно, что это абсолютное обладание морем, удержанию которого помогало географическое положение, могло бы оказаться неполным, если бы в наших руках не было начавшей тогда развиваться силы пара. Пока корабли двигались ветром, природа постоянно вмешивалась и расстраивала планы; она передавала в руки одной стороны преимущества, на которые последняя и не рассчитывала, тогда как другая сторона считала их для себя обязательными. Можно прямо сказать, что если бы в русском флоте пар имел такое же применение, какое он имел у союзников, то очень возможно, что даже в Балтийском и Черном морях влияние враждебных России флотов могло бы быть до некоторой степени оспариваемо" [12].
А время не стояло на месте. Введение паровой машины на корабль не сделало его неуязвимым, особенно от новых, бомбических пушек. Попытки флота сражаться с защищёнными береговыми батареями Севастополя и Свеаборга приводили к тяжёлым повреждениям и отступлению деревянных кораблей. Единственным за всю войну потерянным кораблём союзников был пароходофрегат «Тайгер», из-за посадки на мель не сумевший выйти из под огня русской полевой артиллерии и вынужденный спустить флаг. И тогда был сделан следующий технологический шаг, и опять не Россией…
17 октября 1855 г. перед береговыми батареями крепости Кинбурн, прикрывавшей подступы к Николаеву, появились невиданные ранее корабли без мачт и парусов. Подойдя вплотную к береговым укреплениям, они открыли огонь. Русские ответили, однако ядра отскакивали от бортов словно мячики от стенки. Каждый из трёх необычных кораблей получил по 60-70 попаданий, но они оставили лишь вмятины в железной броне. Французы потеряли 2 человек убитыми и 25 ранеными осколками через орудийные порта. Русские же батареи были совершенно разгромлены. Были разрушены 29 из 62 пушек и мортир, повреждены брустверы и казематы, 130 человек ранено и 45 убито. Через 3 часа после начала боя комендант Кинбурна генерал Максим Коханович, участник Бородинского сражения, прекратил бессмысленное сопротивление, подняв белый флаг и подписав капитуляцию. Газета «Дейли Ньюс» так описывала это событие:
«…Генерал-майор Коханович шел вперед с саблей в одной руке и пистолетом в другой. Он бросил свою саблю к ногам офицера и разрядил пистолет в землю. Он был взволнован до слез, покидая крепость, обернулся и горячо воскликнул на русском, из чего переводчик смог только разобрать: «О! Кинбурн! Кинбурн! Слава Суворова и мой позор, я оставляю тебя».
Это была первая в истории Российской империи капитуляция крепости. Увы, не последняя…
А вслед за капитуляцией Кинбурна последовала и капитуляция России, подписавшей унизительный Парижский мир. Продолжать войну не было никакого смысла. Ведь по французским чертежам англичане заложили сразу 8 бронированных плавбатарей. Вместе с 5 французскими они составили бы бронированную неуязвимую армаду, которая могла пойти на штурм Кронштадских фортов и далее Петербурга. Противопоставить им было нечего. Кроме, разве что мин…
Это действительно российский приоритет. Поэтому о работах академика Якоби с гальваническими минами достаточно писалось в отечественной исторической литературе. Сообщались факты подрывов, но как удалось выяснить, ни одного маломальского корабля потоплено не было. Даже подорвавшийся дважды пароход «Мерлин» отделался лёгким испугом – днище пробито не было, и корабль не потерял ход. Высказывания вроде того, что союзники не пошли на Кронштадт, опасаясь нового русского чудо-оружия, подтверждения, увы, не находят.
«Подводные минные работы на Балтике в минувшую кампанию,- писал в 1857 году в Морской ученый комитет штабс-капитан В. Г. Сергеев,- далеко не оправдали ожиданий правительства». В сущности, ведь этот опыт свелся к подтверждению возможности воспламенения пороха под водой.
Не вдаваясь в технические подробности (это отдельная тема), гальванические мины имели органический дефект, от которого избавились, перейдя к пиротехническим минам. Впервые успешно применённые в Гражданскую войну в США, утопив 31 корабль, включая 7 броненосцев, они на долгие годы стали основой минного оружия всех флотов мира. Включая и российский.
Так началась новая эпоха – эпоха броненосцев и первенство в ней принадлежало французам, первыми построившими бронированные корабли. Если бы это сделали русские, исход войны мог бы быть совершенно иным, ибо численное превосходство тут же свелось бы на нет. Как показали события Гражданской войны в США, единственный броненосец может успешно драться против целого флота деревянных кораблей, словно волк в овчарне, не неся при этом потерь. Но, увы, николаевская Россия оказалась не способной к техническому прогрессу.
Таким образом, морская война, так же как и сухопутная, была проиграна технологически: паровые машины, винты а, под занавес, броня, решили исход борьбы сверхдержав. Огромные деньги, затраченные на строительство армады деревянных парусных линейных кораблей, оказались выброшенными на ветер. Статус морской сверхдержавы был потерян на целое столетие и в дальнейшем технологическое отставание на море лишь возрастало. Но это тема отдельной статьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Состав флотов в Крымской войне
Составлен на основании поимённых списков.
Указано количество кораблей данного класса на начало войны (конец 1853 г.) + количество построенных в войну 1854-1855 гг, (^ количество переоборудованных), - количество потерянных в войну 1853-1856 гг., / количество к концу войны (начало 1856).
Дано название корабля : год постройки (^ переоборудовано) / год списания. При переделке в винтовой указано: влк – в винтовой линейный корабль, вфр – в винтовой фрегат, фр – в парусный фрегат. Погибшие обозначены знаком |.
РОССИЯ
Балтийский флот
Винтовые линейные корабли: 0+(^1)/1
Парусные линейные корабли: 33/25
130 пушек: Россия:39/57
110 пушек: Имп.Александр I:27/54, Имп.Петр I:29/63, Св.Георгий Победоносец:29/58
84 пушек: Красной:47/63, Прохор:51/63, Имп.Александра:26/63, Эмгейтен:28/58, Полтава:29/60, Не Тронь Меня:32/63, Владимир:33/60, Лефорт:35|57, Вола:37/56влк, Андрей:44/57, Гангут:25/56влк
74 пушек: Изекиль:47/60, Бородино:50/55фр, Вилагош:51/55фр, Фершампенуаз:33/60, Константин:37/57влк, Выборг:41/54влк, Вел.кн.Михаил:27/60, Кацбах:28/57, Кульм:28/57, Арсис:28/54, Бриен:29/60, Березино:30/56, Смоленск:30/56, Финланд:40/57, Ингерманланд:44/60, Нарва:46/55фр, Память Азова:48/63, Сисой Великий:49/55фр
Винтовые фрегаты: 0+1/1
Полкан:53/62
Паровые колёсные фрегаты: 9+1/9
Рюрик:54/62, Олаф:53/90, Грозящий:44/62, Гремящий:51|62, Смелый:44/58, Геркулес:47/54, Отважный:43/61, Храбрый:44/56, Камчатка:40/66, Богатырь:36/57
Парусные фрегаты: 12-2+(^4)/12
52 пушек: Диана:52|55, Паллада:32|56
44 пушек: Екатерина:28/54, Кор.Нидерландский:29/58, Церера:30/59, Кастор:31/63, Амфитрида:32/59, Прозерпина:32/55, Аврора:35/61, Цесаревич:41/58, Царевна:41/58, Константин:44/60
Парусные корветы: 4/2
20-30 пушек: Кн.Варшавский:30/63, Оливуца:41/63, Наварин:28/54Нид, Львица:29/54
Учебные парусные фрегаты: 5/1
24 пушек: Верность:34/54, Успех:39/55, Надежда:45/58, Отважность:34/54, Постоянство:34/54
Черноморский флот
Парусные линейные корабли: 15-15/0
120 пушек: Двенадцать Апостолов:41|55, Париж:49|55, Вел.кн.Константин:52|55, Три Святителя:38|54
84 пушек: Чесма:49|55, Храбрый:47|55, Имп.Мария:53|55, Силистрия:35|54, Гавриил:39|54, Селафаил:40|54, Уриил:40|54, Варна:42|54, Ягудиил:43|55, Святослав:45|55, Ростислав:44|55
Паровые колёсные фрегаты:6-6/0
Владимир:45|55, Крым:43|55, Одесса:43|55, Херсонес:43|55, Бессарабия:43|55, Громоносец:43|55
Парусные фрегаты: 7-7/0
60 пушек: Мидия:43|55, Кулевчи:44|55, Сизополь:41|54, Месеврия:40|55
52 пушек: Коварна:45|55
44 пушек: Флора:37|54, Кагул:43|55
Парусные корветы: 4-4/0
Ариадна:51/54(продан в Италии), Андромаха:41|55, Калипсо:45|55, Пилад:40|54
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Винтовые линейные корабли: 13+6+(^11)/30
130 пушек: Duke of Wellington :52/63, Marlborough:55/78
120 пушек: Royal Albert:54/83
100 пушек: St.Jean d'Acre:53/73, Conqueror:55|61
90 пушек: Orion:54/67, Pr.Royal:53, Hannibal:54/74, Caesar^:53/70, Agamemnon:52/70, J.Watt:53/75, V.Emanuel:55/73, Royal George^:53/75
80 пушек: Majestic^:53/68
70 пушек: Sans Pareil:51/67
60 пушек: Ajax^:47/64, Blenheim^:47/65, Edinburgh^:52/66, Hogue^:48/65
Парусные линейные корабли: 75+3/56
120 пушек: Neptune:32/59влк, Royal William:33/60влк, Waterloo:33/59влк, St.George:40/59влк, Trafalgar:41/59влк, Dreadnought:08/56, Britannia:20/55, Pr.Regent:23/61влк, Nelson:14/60влк, St.Vincent:15/06, Howe:15/54
110 пушек: Queen:39/59влк, Pr.Charlotte:25/57, Royal Adelaide:28/69, Hibernia:04/55
100 пушек: Camperdown:20/54, Queen Charlotte:10/59
90 пушек: Rodney:33/60влк, Nile:39/54влк, London:40/58влк, Impregnable:10/62, Excellent:10/61
80 пушек: Albion:42/60влк, Aboukir:48/58влк, Exmouth:54/54влк, Algiers:54/54влк, Indus:39/60, Hindostan:41/84, Ajax:35/75, Collingwood:41/61влк, Goliath:42/57влк, Superb:42/69, Centurion:44/55влк, Lion:47/59влк, Mars:48/56влк, Meeanee:48/57влк, Colossus:48/55влк, Brunswick:55/55влк, Ganges:21/65, Asia:24/58, Vengeance:24/61, Formidable:25/69, Powerful:26/60, Clarence:27/84, Bombay:28/61влк, Calcutta:31/, Thunderer:31/63, Monarch:32/62, Cambridge:15/56, Canopus:1798/63, Foudroyant:1798/60, Boscawen:44/74
76 пушек: Cumberland:42/70
74 пушек: Imaun:26/63, Hastings:19/55влк, Wellesley:15/54, Black Prince:16/55, Melville:17/57, Hawke:20/54влк, Poictiers:09/57, Egmont:10/63, America:10/64, Conquestador:10/56, Alfred:11/58, Cornwall:12/59, Gloucester:12/61, Pembroke:12/55влк, Cornwallis:12/59, Vindictive:13/62, Russell:22/54влк, Cornwallis:13/54влк, Carnatic:23/60, Victorious:08/62, Sultan:07/60, Kent:1798/57, Invincible:08/55
Винтовые фрегаты: 8+3/11
Shannon:55/71, Imperieuse:52/67, Euryalis:53/67, Chesapeake:55/67, Arrogant:48/67, Amphion:46/63, Tribune:53/66, Curacoa:54/69, Horatio^:47/65, Dauntless:47/78, Termagant:47/67
Винтовые корветы: 1+6/7
Pearl:55/83, Satellite:55/79, Cossack:54/78, Tartar:54/66, Highflyer:52/71, Esk:54/70, Pylades:54/75
Винтовые шлюпы: 15+6/21
Curlew:54/65, Swallow:54/66, Ariel:54/65, Cruizer:52/93, Falcon:54/69, Harrier:54/66, Hornet:54/68, Malacca:53/69, Archer:49/66, Wasp:50/69, Miranda:51/69, Brisk:51/70, Plumper:48/66, Rifleman:46/69, Sharpshooter:46/69, Conflict:46/63, Desperate:49/65, Encounter:46/66, Niger:46/69, Phoenix^:45/64, Rattler:43/56
Паровые колёсные фрегаты: 17-1/16
Sidon:46/64, Terrible:45/79, Retribution:44/64, Penelope:43/64, Odin:46/65, Tiger:49|54, Leopard:50/67, Magicienne:49/66, Valorous:51/91, Furious:50/84, Cyclops:39/64, Firebrand:42/64, Gladiator:44/79, Vulture:43/66, Samson:44/64, Centaur:45/64, Dragon:45/64
Паровые колёсные шлюпы: 43/42
Buzzard:49/83, Argus:49/81, Barracouta:51/82, Basilisk:48/82, Trident:45/66, Antelope:46/83, Oberon:47/80, Triton:46/73, Driver:40|61, Styx:41/66, Vixen:41/62, Devastation:41/66, Geyser:41/66, Growler:41/54, Spiteful:42/83, Infernal:43/65, Virago:42/76, Sphynx:46/81, Inflexible:45/64, Scourge:44/65, Bulldog:45|65, Fury:45/64, Janus:44, Rosamond:43/65, Alesto:39/65, Prometheus:39/63, Polyphemus:40, Ardent:41/65, Stromboly:39/66, Vesuvius:39/65, Hydra:38/70, Hecla:39/63, Hecate:39/65, Gorgon:37/64, Hermes:35/64, Volcano:36/70, Megaera:37, Acheron:38/55, Salamander:32/83, Rhadamanthus:32/64, Medea:33/67, Messenger:30, Dee:32/72
Парусные фрегаты: 77+2/77
60 пушек: Java:15/62, Southampton:20/67, Portland:22/62, Winchester:22/61, Lancaster:23/64, Chichester:43/66, Worcester:43/62
50 пушек: Leander:48/67, Indefatigable:48/65, Phoebe:54/75, Nankin:50/66, Venon:32/23, Raleigh:45|57, Constance:46/60вфр, Arethusa:49/83, Octavia:49/76, Sutlej:55/60вфр, President:29/62, Isis:19/61
32-36 пушек: Pique:34/72, Cambrian:41/92, Flora:44/91, Active:45/63, Sybille:47/66, Inconstant:36/66, Castor:32/62, Madagascar:22/63, Druid:25/63, Africaine:27/67, Eurotas:29/56вфр, Stag:30(31)/66, Maeander:40(48)/57, Pyramus:10/79, Resistance:05/58, Apollo:05/56, Hussar:07/61, Undaunted:07/60, Crescent:10/54, Bacchante:11/58, Nymphe:12/75, Sirius:13/62, Laurel:13/85, Aigle:01/70, Leonidas:07/72, Briton:12/60, Tenedos:12/75, Lively:13/62, Amphitrite:16/75, Arethusa:17/83, Blanche:19/65, Fisgard:19/79, Venus:20/64, Melampus:20/, Minerva:20/95, Latona:21/75, Diana:22/74, Hebe:26/73, Nereus:21/79, Hamadryad:23/, Amazon:21/63, Aeolus:25/86, Thisbe:24/92, Cerberus:27/66, Circe:27/, Clyde:27/, Thames:23/63, Fox:29/82, Unicorn:24/, Daedalus:26/, Proserpine:30/64, Mercury:26/61, Penelope:29/64, Thalia:30/67, Belvidera:09/60, Havannah:11/60, Tartar:14/59, Brilliant:14/60, Pallas:16/62, Boadicea:97/54
Парусные корветы: 25/25
20-28п: Diamond:48/66ус, Niobe:49/62, Spartan:41/62, Iris:40/69, Juno:44/80, Creole:45/75, Amethyst:44/69, Alarm:45/04, Eurydice:43/61, Vestal:33/62, Cleopatra:35/62, Carysfort:36/61, Andromache:32/75, Calliope:37/83, Conway:32/61, Actaeon:31/66, Atholl:20/63, Rattlesnake:22/60, NorthStar:24/60, Talbot:24/96, Crocodile:25/60, Nimrod:28/, Volage:25/74, Tyne:26/62, Sapphire:26/64, Tees:17/72
ФРАНЦИЯ
Винтовые линейные корабли: 12+6/18
130 пушек: Bretagne:55/66
110 пушек: Montebello^:51/67, Souverain^:53/85
90 пушек: Napoleon;48:50/76, Algerias;53:55/69, Arcole:55/70, Redoutable:55/69, Austerlitz:52/71, Fleurus:53/69, Pr.Jerome:53/72, Navarin:53/73, Ulm:54/67, Wagram:53/67, Turenne:54/67
80 пушек: Tourville:53/72, Duquesne:53/67, Sharlemagne^:51/68, Jean Bart^:53/68
Парусные линейные корабли: 23+2/22
120 пушек: Valmy:47/64
110 пушек: Ocean:1790/54, Friedland:40/64, Ville de Paris:50/58влк, Louis XIV:54/56влк
100 пушек: Hercule:36/60, Jemmapes:40/64
90 пушек: Suffren:29/61, Inflexible:39/64, Bayard:47/58влк, Duguesclin:48/56влк|59, Breslaw:48/56влк, Donawerth:54/56влк, Saint Louis:53/56влк, Tilsitt:54/58влк
80 пушек: Diademe:11/56, Santi Pietri:18/62, Neptune:18/58, Jupiter:31/63
74 пушек: Marengo:10/58, Trident:11/58, Ville de Marseille:12/58, Alger:15/55, Duperre:24/69, Genereux:31/55
Винтовые фрегаты: 3/3
Isly:49/72, Pomone^:47/77, Bellone^:53/77
Винтовые корветы (авизо 1 класса): 7+2/9
D'Assas:54/78, Du Chayla:55/75, Roland:50/70, Lagrange:52/79, Phlegeton:53/68, Primagouet:52/77, Chaptal:45/62, Caton:47/74, R.Hortense:46/82
Винтовые шлюпы (авизо 2 класса): 7/7
Biche:48/68, Sentinelle:48/69, Berthollet:50/66, Catinat:51/80, Corse:50/90, Lucifer:53/74, Megere:53/75
Паровые колёсные фрегаты: 14/14
Descartes:44/67, Vauban:45/66, Caffarelli:47/67, Sane:47|59, Infernal:43/5., Mogador:48/78, Albatros:44/79, Cacique:43/69, Canada::43/71, C.Colomb:43/68, Darien:42/69, Eldorado:43/71, Labrador:42/71, Magellan:43/79, Montezuma:43|63, Orenoque:43/78, Panama:43/71, Ulloa:42/65, Gomer;40:41/68, Asmodee:41
Парусные фрегаты: 38-1/37
60 пушек: Uranie:32/64, Perseverante:47/67, Vengeance:48/66, Didon:28/67, Renommee:47/58вфр, Iphigenie:27/72, Independante:28/60, Belle Poule:34/61, Semillante:41|55, Andromaque:41/69, Forte:41/68
50 пушек: Poursuivante:44/64, Zenobie:47/57вфр, Sibylle:47/81, Nemesi:47/66, Pandore:46/58вфр, Alceste:46/86, ReineBlanche:37/59, Andromede:33/60, Nereide:36/87, Cleopatre:38/64, Danae:38/58вфр, Virginie:42/68, Calypso:23/56, Syrene:23/61
40-46п: Psyche:44/67, Clorinde:45/56вфр, Isis:51/86, Algerie:48/67, Erigone:36/64, Africaine:39/67, Constitution:42/79, Heliopolis:47/80, Penelope:40/64, Jeanned'Arc:39/64, Remise:15/78, Danae:08/73
30 пушек: Proserpine:09/65
Броненосные плавучие батареи: 0+5/5
Devastation:55/71, Lave:55/71, Tonnante:55/71, Foudroyante:55/71, Congreve:55/77
ТУРЦИЯ
Парусные линейные корабли: 9-2/5
130 пушек: Mahmudiye:29/84
90 пушек: Peyki Zafer:41/56влк, Fethiye:30|54, Memduhiye:33/57, Tesrifiye:34/53, Fevziye:36, Tevfikiye:36, Iclaliye:40/55
70 пушек: Nusretiye:35/58, Peyki Mesiret:20|54
Винтовые фрегаты: 2/2
Kervani Bahri:53/78, Mubiriri Surur:50/99
Паровые колёсные фрегаты: 4/4
Mecidiye:47/78, Taif:47/67, Feyzai Bahri:48/67, Saiki Sadi:48/67
Парусные фрегаты: 18-6/12
60 пушек: Tairi Bahri:33, Nizamiye:37|53, Piri Sevket:37, Siati She:45/63
50 пушек: Suriye:33/59, Mirati Zafer:34/64, Naveki Bahri:34|53, Sihabi Bahri:36, Serefresan:29/6., Hifzur Rahman:30, Pertev Fesan:32/70, Sadiye:32, Yaveri Tevfik:32, Girani Bahri:25, Kaaidi Zafer:25|53, Nesimi Zafer:27|53
44 пушек: AvniIlah:32|53, FazluIlah:28|53
Парусные корветы: 15-3/12
22-26п: Mesiri Ferah:31/70, Seraci Zafer:25, Suragi Bahri:25, Ferah Numa:26/70, Feyzi Mabut:28|53, Gumii Sefid:31, Necati Fer:31/65, Fethi Bulut:33/6., Feras:35, Kavzi Zafer:37, Necimi Fesan:24|53, Cerani Bahri:29, Karemi Bahri:29, Guli Sefid:31|53, Siri Zafer:32
САРДИНИЯ
Винтовые фрегаты: 1/1
C.Alberto:53/69
Паровые колёсные корветы: 2/2
Contstituzione:49/75, Governolo:49/82
Парусные фрегаты: 3/3
50 пушек: San Michele:40/69, Des Geneys:27/69
44 пушек: Euridice:28/69
Парусные корветы: 2/2
Aurora:27/65, Iride:38/69
Источники:
1. Веселаго. Списокъ русскихъ военныхъ судовъ с 1668 по 1860 годъ. С-Пб, 1872
2. Чернышёв А.С. Российский парусный флот. М. Воениздат: т1:1997
3. Чернышёв А.С. Российский парусный флот. М. Воениздат: т.2:2002
4. Бережной С.С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. М. ВИ:1997
5. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. М. ВИ:2002
6. Conway's All The World's Fighting Ships 1860-1905
7. Sailing Warships. http://felipe.mbnet.fi
8. Three Decks – Warships in Age of Sail. http://3decks.pbworks.com/w/page/913970/FrontPage
9. French Navy Ships by Type, 1816-1859 http://www.shipscribe.com/marvap/classes.html
10. Вильсон Х. Броненосцы в бою. ЭКСМО: 2003
11. Широкорад А.Б. 200 лет парусеого флота России. М.: Вече, 2007
12. Коломб Ф. Морская война. ВИБ
Свидетельство о публикации №216031100069
На эту тему у меня состоялась любопытная дискуссия с автором произведения на эту тему под ником Russischer Angriff на сайте Самиздат.
http://samlib.ru/comment/a/abbakumow_i_n/antiblokada-13?ORDER=reverse&PAGE=1
RA - Russischer Angriff
ЕТ – Евгений Темежников
RA: У них ведь много-много пароходов! Не все так радужно. В эту пору у парохода только одно преимущество - он не зависит от ветра. Но вот по скорости и огневой мощи он не очень хорош в сравнении с чисто парусным кораблем.
ET: Главным преимуществом паровых кораблей над парусными была возможность занять выгодную позицию. В те времена почти вся артиллерия стоит по бортам. Паровик может пристроится к носу или корме парусника на манер буквы Т и безболезненно его расстреливать.
RA: 8 паровых линкоров - это деньги на ветер. Худшие обводы подводной части корпуса винтовых линейных кораблей по сравнению с фрегатами мешали достижению ими высоких ходовым качеств, а высокий корпус с несколькими орудийными палубами - делал лучшей целью для неприятельского огня. То есть, русские моряки, не стали строить подобные корабли вовсе не от глупости.
ET: Стали строить, но слишком поздно и с машинами, заказанными в Англии.
Ясно, что после начала войны, ни о какой поставке из Англии паровых машин не было и речи. Линейный корабль “Выборг”, поставленный на переделку, машину успел получить прямо перед началом войны в 1854 г., и стал единственным винтовым кораблём в той войне. А вот его систершип, уже тимберованный “Константин” получил свой заказ лишь после подписания мира, когда, по большому счёту она была уже не шибко и нужна. Лишь под конец войны завод Нобеля в Санкт-Петербурге изготовил 2 паровые машины, установленные на корабли “Орёл” и “Ретвизан”, вошедшие в строй уже после заключения мира. Всего же в России было построено и переоборудовано, глупость это или нет, 9 винтовых линейных кораблей.
RA: Евгений Александрович! Т-кроссинг можно было безнаказанно провести с тупейшими адмиралами 20 века. А они все такими были. Но с моряками Лазаревской школы это бы не прошло. Такой "новатор" нарвется на контрманевр. Причем мгновенно.
И советую отойти от шаблонов из гугла. Есть правило: изобретателя - убей! Почему? А потому, что они одно лечат, другое калечат. А главное - калечат мозги неглупых дилетантов.
ET: Поясните, каким образом? Дуть в паруса пердячим паром?
RA: С помощью парусного вооружения можно идти против ветра, удерживать корабль на месте... Ну и расхождение на контркурсах Вам о чем-нибуть говорит?
ET: Против ветра нельзя. Только под углом и очень медленно. А ежели ветра вовсе нет, как при Гангуте случилось? Ведь галера много слабее линейного корабля. Но ветра нет, и парусник не полезнее гумна плавающего. Ведь паровики по своей воле могут выбирать, когда напасть, когда выйти из боя, когда держать дистанцию, выжидая выжидая удобный момент. Они совместили в себе подвижность галеры и силу огня парусника.
Кстати, в первом-же бою между пароходами, пользуясь лучшей маневренностью "Владимир" описанным мною способом безнаказанно расстреливал турецкий пароход.
“Владимир”, видя, что у неприятеля не было кормовых орудий, расположился у него в кильватер, чтобы иметь возможность безнаказанно бить его и тем принудить к сдаче. Турецкий пароход пытался приводить себя в положение, возможное для стрельбы правым бортом, на что “Владимир” отвечал такой же эволюцией и действовал против турок ядрами, бомбами, а иногда и картечью с орудий всего левого борта, на который, кроме того, было перевезено одно кормовое бомбическое орудие"
И это бой пароходов, один из которых более совершенен! А парусник в подобном случае вообще ничего бы не смог, смена галсов очень и очень медленна. А для парохода только руль повернул, как уже другим курсом идёшь.
Вы меня удивили. Вроде неглупый человек, а принялись отстаивать совершенно проигрышную позицию. Всё равно, как ежели бы доказывали преимущество каменного топора перед железным. Но главное, гонору-то сколько. Ну ладно, я дилетант (видимо, в отличие от Вас, всю жизнь парусными эскадрами командовавшего).
А я как дилетант прислушиваюсь к мнениям авторитетов. Английский историк, адмирал ходивший и на парусных, и на паровых судах, констатирует:
"Можно прямо сказать, что если бы в русском флоте пар имел такое же применение, какое он имел у союзников, то очень возможно, что даже в Балтийском и Черном морях влияние враждебных России флотов могло бы быть до некоторой степени оспариваемо" (Коломб).
Али Коломб тоже дилетант? Впрочем, как я понял, у Вас англицкие адмиралы тупые по определению. Да? Тупые адмиралы столетие морями владели, а умные свои корабли в бухтах топили. И нечего на одного Меншикова тут валить.
Вы пишите:
RA: Не стоит забывать, что предлагали принять бой не пылкие юноши, а успешные в своем деле профессионалы. И не от отчаянья они это предлагали, а тщательно оценив сложившуюся обстановку. Что характерно, разногласий между моряками по этому поводу не было.
ET: Но ведь это же неправда, были. Да за бой выступал Корнилов. А вот Нахимов поддержал решение Меншикова затопить флот. И не в приказном порядке решили. Корнилова уговорили, убедили. Али Нахимов не профессионал? Али трусоватый? Али объективно оценивал ситуацию. Может помнил, как легко из Синопа ушёл "Таиф" и он, Нахимов, ничего с этим не мог поделать. Не догонишь на паруснике пароход! А вот пароход парусник догонит всегда! Посему бой пароходов с парусниками будет происходить только в выгодных для пароходов условиях, и никак иначе. Даже в случае невероятного, ежели пароходы вдруг будут терпеть поражение, они всегда смогут выйти из боя, оставив противника с носом.
Не случайно сразу после Крымской войны во Франции исключили ВСЕ парусные корабли из боевого состава, как обузу, мешающую свободно маневрировать. И другие страны, и мы тоже за этим последовали...
RA: Это мне известно.
ET: Зачем тогда пишите фигню: "С помощью парусного вооружения можно идти против ветра". Али дилетантам можно лепить любого горбатого?
RA: Про галсы Вы что-нибудь слышали?
ET: Не умничайте, это Вам не идёт. Галсы это не против ветра, а под углом к нему, о чём Вам уже несколько человек написали. Для прямого паруса, как утверждает Тансолл, "в распоряжении было 5/8 горизонта, куда он мог направить своё движение. В остальном секторе ему препятствовал встречный ветер". То есть можно идти только под углом более 6 румбов (67 градусов) к ветру. Причём очень медленно. И переход с галса на галс означает поворот всех мачт и занимает для большого корабля значительное время. А для паровика достаточно руль повернуть. Причём мачты весьма уязвимы от огня противника, в отличие от паровой машины и винта.
RA: Произвести согласованный контр-маневр они умели.
ET: Если и умели, то очень медленно. Паровики всегда переманеврируют парусники.
RA: Маневр, если не служит огню - в бою бесполезен. Ну вышли они из под огня и что? Чего они этим добились? Себя конечно спасли, но ведь это не то, что нужно.
ET: Заняли такую позицию, где сами не стрелять могут, а по ним нет.
RA: Хоть по ветру, хоть против ветра.
ET: А без ветра?
RA: Без ветра эскадра просто не станет выходить. И к тому же штиль на море, особенно осенью, весьма редкое явление.
ET: Редкое, но меткое, и наступить может внезапно, когда корабли уже в море. Абсолютный штиль необязателен. При слабом ветре маневрирование тоже весьма проблематично.
RA: При последовательном расхождении кораблей влево-вправо, они против "палочки над "Т" выстраивают линию и получают превосходство в огне над более слабовооруженными пароходами.
ET: С какого бодуна слабо вооружёнными? Например, английский 130-пушечный винтовой линейный корабль “Дюк оф Веллингтон” имел вес бортового залпа 2404 фунта, тогда как самый сильный парусник Черноморского флота 120-пушечный “Три Святителя” 2216 фунтов. Кстати, с этим связан ещё один Ваш ляп.
RA: В принципе, мощные паровые фрегаты середины XIX века, формально уступая линейным кораблям по рангу, были сравнимы с ними по огневой мощи или даже превосходили их в этом отношении.
ET: На самом деле самый сильный винтовой фрегат Крымской войны, британский 50-пушечный "Евралис" имел вес бортового залпа 1238 фунтов, то есть вдвое уступал самому сильному линкору.
RA: Да еще в два огня могли их поставить.
ET: Только если на пароходах все машины поломаются. Иначе даже из четырёх огней легко выйдут.
RA: Вышел, а дальше что? Это его боевая задача? Его задача в те времена работать бортом со стороны кормы и носа. Повторяю, с одиночным кораблем это пройдет, но с эскадрой уже не так прекрасно. К тому же и ЧФ не без пароходов.
RA: Так это в перспективе. А по состоянию дел на 1854 год и даже позже, чисто парусные корабли еще не исчерпали некоторых преимуществ над пароходами.
ET: Ага, и поэтому сразу после окончания войны французы, а потом все остальные полностью вывели парусники из боевого состава.
Мне, конечно, понятен Ваш пропагандистский задор. Но выдавать беду за добродетель, отсталость за проявление разума - не самый лучший способ пропаганды. Особенно, когда постоянно попадаетесь на элементарном обмане. То у Вас парусники против ветра ходят, то русские отказываются от постройки винтовых линкоров, то все адмиралы, включая Нахимова, настаивают на самоубийственном морском бое, то паровики слабее вооружены чем парусники, а паровые фрегаты сильнее линкоров. Это только что выявлено при беглом просмотре одной главы Вашего произведения. Хотите ещё наковыряю? Али достаточно?
RA: Любой бой - самоубийство. Это издержки профессии. Альтернатива бою - потерять и корабли и людей при пассивном поведении. То есть, то же самое самоубийство, только противник цел. Что и произошло.
ET: Отнюдь. Нахимов вступил в Синопский бой с уверенностью в победе, а не как обречённый на самоубийство. Впрочем, я вижу оспаривать согласие Нахимова с Меншиковым Вы уже не берётесь. Да и доступ к произведению вдруг прекратился. Чего, вправду спужались, что ещё ошибок наковыряю? Зря. Поменьше гонору и побольше любопытства. Лучшей помощью автору является его беспощадная критика. Я вот всегда радовался, когда мои произведения жестоко критиковали и всегда благодарил. А не вставать в позу обиженной девочки...
Евгений Темежников 01.05.2017 18:10 Заявить о нарушении