Иногда работа мутирует в сторону блокбастера
Это уже совсем из другого жанра, не менее развлекательного. Частный визит в Россию на личных самолетах, причем Ротшильд с дочкой Ханной летят из Англии, а друзья Роттенберги из Штатов.
Мой шеф Ив.Ив. from Public Relations department of the City Hall курирует делегации. Обычно ориентирует переводчика по программе в зависимости от статуса делегации. В этом случае гид понятия не имеет, чем будет заниматься: то ли экскурсии, то ли переводы… вариантов много.
Ив.Ив, стоит у колонны в холле гостиницы "Астория"- привычное место встреч- раскручивает пальцами бумажный рулончик с программой, показывает одну строчку:”15.00 Елагин Дворец, сделаешь? Недолго. В 17.00 должны быть в другом месте". В каком, не говорит. Самое большее, о чем можно спросить: "как долго ехать до места?", чтобы сориентироваться timewise.
Гостей встречаем прямо у трапа в аэропорту.Первым делает посадку изящный частный лайнер с Роттенбергами. Меня как-то сразу озадачивает происходящее. Вначале из трюмов достают большие плетеные корзины с крышками разных форм и размеров. Затем появляется неземное создание в ярких шелковых лохмотьях и широкополой шляпе, вся в изумрудах (оказалось, Роттенберги из Бразилии, не из Штатов, как ожидалось. Who cares? From America, anyway). Она ослепительна, словно сошла с портрета "Дама в зеленом" Донгена.
Но затмить собой другой персонаж даже она не может. Следующей появляется тощая дама высокого роста в черной шляпе, столь же широкополой, и спортивных sneakers необычайной белизны (как окажется позже, более всего на свете она любит ходить пешком). За ними выходит элегантная команда. Их тут же забирает гид в свой автобус. Команду встречает другой гид они живут по своей программе отдельно, в другой гостинице).
Промчались через весь город с юга на север в один миг (трафик в сегодняшнем понимании ещё не существует). Гостей размещают в резиденции на Каменном острове Сегодня она стоит за высокой оградой. А тогда, в 80е, это архитектурное чудо прекрасно смотрелось с Каменноостровского моста. Поразительный образец стиля модерн начала 20 в. стоит посреди дивно-подстриженного английского луга, который спускается к воде широкими мраморными ступенями. Особняк недавно отреставрирован и выглядит, как частная резиденция, рассчитанная на прием не менее двух десятков гостей. Смотрится необыкновенно элегантно.
Облицовка нижнего полуторного этажа из шлифованного песчаника; верхний ярус сделан из стекла и, наполовину, из красиво граненного камня. Внутри на уровне бельэтажа по всему периметру идет балкон (на него выходят номера), обращенный в двусветный холл с камином. Сверху можно наблюдать всё, что происходит внизу.
Роль гида в данной ситуации незавидная – не знаешь, когда понадобишься, если понадобишься; но необходимо быть всегда под рукой, присутствовать, но не бросаться в глаза. Непривычно, хоть и не трудно.
Утром тихо вхожу, сажусь в высокое кресло у камина; тут же беззвучная служба приносит подносик с кофе-сливками-крекерами. Жду. Так же беззвучно, сзади, появляется Ив.Ив; иногда вместо слов, гладит по макушке (есть в его репертуаре такая фривольность), не более. И раскручивает программку еще на один пункт:"Так, едем в Эрмитаж".
Однако одним визитом в Эрмитаж дело не ограничивается. Мадам в черной шляпе сообщает, что хочет повторить визит завтра в одиночестве в сопровождении гида (чтобы не заблудиться, полагаю). Отвечаю: "завтра невозможно, в четверг Эрмитаж закрыт, законный выходной". На что, не моргнув глазом: "Так пусть откроют" (непостижимо, некоторые открывают двери ногами).
Я сообщаю об её желании Ив.Ив. как бы в шутку и в полном убеждении: ну нет, этот номер не пройдет! К моему глубокому разочарованию все происходит именно так, как Мадам пожелала. Для Ив.Ив. запретов не существует.
Но ее extravagances на этом не заканчиваются. Когда утром появляется мадам, она первым делом сообщает, что обожает ходить пешком и лимузин ей не понадобится: "тут недалеко,говорит, пара мостов и направо". Она права. И мы зашагали из резиденции на Каменном острове через мосты по всему проспекту пешком - она, семимильными шагами в своих белоснежных sneakers, я еле поспевая за ней на шпильках. И это в преддверии полного дня прогулок по Эрмитажу. Незабываемо!
Перед выходом успеваю пообещать Ив.Ив. to drop dead before I reach Hermitage. Должна отдать должное Ив.Ив.,он заботится о переводчике по мере возможности: "Влада, ты главное забери ее из резиденции, шагайте не торопясь, что-нибудь придумаем". И мы зашагали! Перешли мост, Аптекарский остров, дошагали почти до речки Карповки, когда нас догоняет черный лимузин с элегантным молодым человеком. Мы поменялись местами. В качестве эскорта он подходит гораздо лучше меня! Я села в машину, а они зашагали дальше. Встречаю Мадам в директорском подъезде Старого Эрмитажа. Опять меняемся местами с эскортом: я веду Мадам в Эрмитаж, а молодой человек возвращается в резиденцию.
Кстати,день остался в памяти, как лучшее воспоминание. Мадам оказалась прекрасной собеседницей.Она точно знает, чего хочет. Мы провели несколько часов в полной гармонии. Я не пристаю с лекциями, она делится momentoes of her life ("муж ушёл в мир иной", она больна фатально, это "прощальный тур с друзьями"…) Возвращаемся в резиденцию в полном согласии на лимузине.
Выходной день как таковой в Эрмитаже не существует. Музей всегда открыт для избранных.В залах кипит работа:студенты Академии Художеств копируют старых мастеров, что-то увозят на реставрацию, готовят временные выставки, бродят сотрудники - обсуждают насущное, работают учебные классы. Обычные будни.
Следующий день оказался совсем необычным. Утром, когда я одиноко пила свой кофе перед камином (прихожу к 8.00 на всякий случай, выезжаем, когда вздумается гостям),незаметно возникший Ив.Ив. раскрутил программку еще на один пункт и сообщил: "Так, едем в Павловск".
Именно в этот день раскрылся секрет плетеных корзин. Стоит дивный июньский день. Павловск выглядит its best. После посещения Дворца мы "шумною толпою" не спеша доходим по Тройной Липовой Аллее до достаточно отдаленной части Павловского парка, почти до Новой Сильвии (обычные туристы сюда не ходят).
Неожиданно перед нами открывается"Галантная сценка"в духе Ватто:посреди огромного английского луга недалеко от Фермы императрицы прямо на траве расстелена белая накрахмаленная скатерть, уставленная необычной снедью: бутерброды, au d'oevres of all sorts: рыба, икра, буженина, сыры; овощи с какими-то наполнителями, экзотические фрукты. Два официанта в накрахмаленных манишках (из личного авиалайнера) застыли как мраморная скульптура.
Верхом этого экстравагантного мероприятия был виолончелист, исполнявший музыку Вивальди, Вебера, Гайдна. Это не концертное исполнение,а просто фоновая музыка. Народ пьёт,общается,прогуливается,обмениваются впечатлениями и комплиментами.(Жаль, в такой ситуации я совершенно утрачиваю аппетит, о чем позже сожалею).
И тут, как бывает, я совершила нечто недопустимое, ужасный проступок: в момент короткой паузы, когда все, казалось, заняты собой, я предлагаю бутерброд с икрой виолончелисту.Он счастлив. Я сразу почувствовала,что сделала faux pas. Бывают моменты раздвоения, когда видишь происходящее как бы со стороны. Ив.Ив. наградил меня убийственным взглядом.
Еще раз осознала "some people are more equal,than others". Да, белая леди из меня не получается, чувство социального равенства подведет меня some day - some time!
Это была прелюдия. Ничего не сказано о главном герое повествования, г-не Ротшильд и его дочери Ханне. До сих пор они оставались в тени. Дело в том, что появились они позже.
Я не встречала их в аэропорту,но они сразу как-то органично вписались в коллектив
Mr.ROTHCHILD- красивый старец, породистый лев с мохнатой седой шевелюрой сразу притягивает внимание, где бы ни появлялся. У него отсутствующий взгляд, словно всегда что-то на уме. Не знаешь, то ли он тебя слышит, то ли отсутствует. Шарм таких личностей в том, что у них свои правила игры: нет запретов, нет святого, есть "свои" и "чужие". Главное, блюсти свои интересы, no matter what! И делают они это красиво, вот уже несколько столетий.
Сделаю маленькое отступление: династия ведёт своё начало от Майер Ротшильд, что означало "Красный щит", торговая марка на лавке деда во Франкфурте-на-Майне (с середины 18в. торговый партнер Дома Гессенских). И было у него пять сыновей. Каждый нашёл место при королевских дворах Европы в качестве ростовщика-финансиста. Со временем каждый станет основателем крупнейшего банка в Париже, Лондоне, Вене, Неаполе, Германии. Ветви парижская и английская дошли до наших дней и сохраняют свою ведущую роль в финансовом мире(другие линии прервались по мужской и женской линии уже в 20 веке. Существуют интригующие истории о клане Ротшильдов и их роли в сегодняшнем мире.
Это английская ветвь Ротшильдов. Дочь HANNA, толстушка легкая и подвижная, ярко-натурально-рыжая (почему-то подумалось о примеси ирландской крови, хотя на самом деле Jewish). Она со мной на равных. Профессия- журналистика- обязывает к демократичности. Радостно делится своими проблемами. Работает в каком-то издательстве в Лондоне. Работу потеряла и теперь пытается трудоустроиться в Москве или Ленинграде, в любом журнале или газете. В Лондоне с этим делом затруднительно, не могу ли я помочь. И телефон лондонский оставила, мол, заскакивай, если случится быть в Лондоне. Но не случилось. Вернее, не сразу.
Это год 1988. Безработица мне пока не знакома. Предстоят еще два года в Интуристе, заполненные до краев. Работы много, оглянуться некогда. Времена меняются, туризм приобретает новое звучание - меньше индивидуальностей, больше конвеерной работы.
В следующем сезоне мне случится отработать подобную программу с не менее статусной группой, но в изменившихся условиях перестроечного времени. В октябре 1989 г. от гостиницы "Астория" поступает заказ на пятидневную программу "Индивидуалов", как это теперь называется. Приложен список четырех имен:
Mr. Rockfeller, John Russell, Dick Oldenburg, Shine Ethel. Все имена знакомы.Отель обеспечил встречу в аэропорту и размещение по обычной туристической категории (не как делегацию)
Эти пять дней оставили особую память. Возможно потому, что визит неофициальный, через какую-то малоизвестную фирму (возможно, по прямой через гостиницу). Другими словами, никто их не курирует. Наступили новые времена в туризме.
Пребывание этой компании в России представляет полный контраст истории с Rothchild & party, хотя прошло совсем немного времени.
Незабываемым осталось посещение Екатерининского Дворца в Царском Селе. Словно по злому умыслу наш визит совпал с речным круизом (обычно к октябрю круизы заканчивались). Надо было очень постараться, чтобы из пяти дней выбрать именно это утро, когда 300 немцев с речного круиза посещают Янтарную Комнату. Десятки групп выстроились на раннее открытие к Золотым Воротам.Распад Интуриста на малые фирмы привел к полному коллапсу -несогласованность программ приводит сотни групп в один и тот же музей одновременно.
Гостиница обеспечила Рокфеллера и компанию особым VIP билетом. Но пройти заслон оказалось невозможным. Мне удалось провести четверку во дворец через служебный вход с другого конца. Оставалось последнее - пройти вертушку. Тут произошло то, ради чего затеяла этот рассказ.
Перед вертушкой стоит очередь немецких групп, длиною в год.Немцы встали стеной: "этих они ни за что не пропустят". Попытки объяснить, что индивидуалы идут вне очереди дают обратный эффект. Моя четвёрка молча наблюдает за происходящим. Один немецкий турист так разошёлся, что замахнулся на меня рукой. Mr Rockfeller, красивый как "Давид" Микельанджело, высокий, статный, ухоженный, с копной седых волос (похоже, для миллионеров седая львиная грива составляет часть дресскода), своими двумя толстыми лапами тихонько приподнял воинственного немца, подержал несколько секунд в воздухе, пока тот совсем обвис и тихо поставил на ноги. Наступила тишина. После чего сказал: "Вы идите, а я, пожалуй, погуляю в парке".
Так г-н Рокфеллер никогда не увидел Янтарной Комнаты.
Мы вступали в новое тысячелетие. Вскоре у меня будет шанс утвердиться в мысли, что старый порядок вещей, пожалуй, лучше нового. Делегации следовали одна за другой. Сопровождение премьер-министра Канады г-на Мальруни (его тоже поселят в резиденции на Каменном острове)прошло гладко - старый стиль обеспечил делегации свободный вход во все музеи, когда никому ничего объяснять не надо. Равноправие в России mauvais ton. Еще раз убедилась, что во всем есть смысл (цитируя знакомый постулат "some are more equal than others").
Завершился 1989 год. Итог любопытный: отработала почти 40 групп, помимо выставок, фестивалей,разовых переводов, делегаций(включая 80 дней в командировках)C'est ca!
Свидетельство о публикации №216031201213