SOS из школы
Личность является в мир с какой-то миссией. Так говорит философ в педагогике Амонашвили. Увлечённые естественной красотой этой идеи и светом истины, исходящей от неё, некоторые педагоги проповедуют эту идею детям: «Каждый из вас уникален. Мы пришли к вам, чтобы помочь раскрыть и развить вашу индивидуальность».
Окрылённые обещаниями дети идут на уроки в ожидании помощи, а там они попадают на прокрустово ложе системы образования, насилующей и уродующей их неокрепшие души, превращая, в зависимости от их энергопотенциала, в рабов, потребителей или социопатов.
Чтобы мотивировать детей на учебный процесс, учителя и родители культивируют миф об успешности, подкрепляя его теорией о «разумном эгоизме» (сначала сделай сам, потом помоги другому, если время останется). Говоря детям о том, что хорошая учёба поможет им сделать личную карьеру, педагоги напрочь забывают, что в современном мире успешными людьми называют тех, кто умеет быстро добиваться материального благополучия, которое очень редко связывается с интеллектом и эрудированностью. Бывшие вундеркинды лопаются, как мыльные пузыри, перед реалиями жизни. Избыточная информированность – это тяжкий груз, обрекающий на бесконечное жонглирование знаниями (интеллектуальный снобизм) и творческое бесплодие.
Двойной прессинг – школы и родителей – рождает в подростковом возрасте негативизм, агрессивность и эмоциональные взрывы. Возрастает количество суицидов среди школьников.
Школа, вдалбливающая знания, решившая, что у ребёнка не голова на плечах, а резиновый мешок, расширяющийся до бесконечности. Родители, бредящие воплощением мечты о счастливом будущем своего отпрыска, причём проект этот построен, естественно, по собственным их меркам. Вот какие злобные чудовища окружают беззащитного ребёнка и заставляют его обороняться.
Да, несмотря на международную конвенцию прав ребёнка, наши дети продолжают оставаться беззащитными. Несмотря на красивые педагогические лозунги, мы, взрослые, по большей части, продолжаем видеть в них не личностей, а материал для лепки или пустую форму для наполнения содержанием по своему вкусу и усмотрению или по общеобязательным стандартам образования и государственным учебным программам, что то же самое. И всё это происходит в целях социализации личности, её социальной адаптации. Время проходит, меняются общественные строи, а социальный заказ остаётся прежним: государству нужны винтики, «говорящие орудия». Хочешь жить – войди в систему, найди своё место.
Рабы точно исполняют инструкции, работают ради куска хлеба с маслом. Потребители стараются занять руководящие должности или стать хранителями культуры, черпая в ней эстетические наслаждения. Просто существуя или живя ради удовольствий, подавляющая масса людей воспринимает творческий личностей как чудо, как недоступный их пониманию дар природы или Бога. Рабы и потребители не осознают, что их ослепила и обессилила система, и система образования в том числе. Социопаты это чувствуют интуитивно и бесконечно мстят, не выбирая средств.
Педагогические идеалы не умирают, как надежды. Мечты о гармонично развитой личности, с целостным мировоззрением и огромным творческим потенциалом разбиваются об айсберг наукообразности и методологичности современного образования, плодящего Шариковых и Нарциссов, Макиавелли и Франкенштейнов.
Нужно ли, чтобы любить Родину, в мельчайших деталях знать её историю и географию? Не достаточно ли познакомить детей с основополагающими историческими событиями, имевшими значение для развития государства, и яркими личностями, от которых история Отечества неотделима.
Любовь к Родине складывается не из знаний о ней. Ветер, ароматы земли, кора дерева под рукой, нежность травы под спиной, ласковой или обжигающее прикосновение воды в реке, озере или ручье, чувство Дома, заставляющее ностальгировать на чужбине. Когда человек взрослеет, понятие Родины расширяется и включает в себя и людей, живущих рядом с ним на этой земле, и государство, гражданином которого он является. В школе пытаются ускорить этот процесс патриотическим мероприятиями, раз и навсегда поселяя в детях равнодушие к официозу, тем подталкивая к жизненной позиции «гражданин мира» (дерево без корней).
Вся нынешняя система образования и воспитания грешит подобной противоестественностью. И детская душа – камертон фальши – отворачивается от неё. Уже после мытарств перехода из начальной школы в среднее звено большинство детей прекращает учиться, усваивает пустую имитацию учебного процесса (занимается своими делами, общается, списывает), что позволяет не растрачивать энергию на бессмысленную зубрёжку. В стрессовой ситуации теперь уже оказываются учителя, которым детей надо готовить к бесконечным срезам знаний, ВОУД, ЕНТ или ЕГЭ. За дверями классов разгорается настоящая война…
Как спасти наших детей?
Импульсивный ответ: взорвать министерство образования, откуда спускают стандарты и программы. Но мы не социопаты.
Мы предлагаем воспользоваться нашими демократическими правами и созвать съезд учителей и родителей, которые только совместно могут решить накопившиеся проблемы в сфере образования, взяв во главу угла не безликое «благо», а принцип «не навреди». Давайте учить детей учиться, способам обработки информации и продуктивному общению с людьми. Давайте введём раннюю специализацию обучения в зависимости от способностей, уже после начальной школы. Мы думаем, что есть из сложившейся ситуации выход, который позволит значительно сократить объём учебного времени (включая и подготовку домашних заданий) и увеличить свободное время школьников, чтобы возвратить им счастье быть самими собой – детьми!
Свидетельство о публикации №216031201419
Алёна Сергиенко 20.03.2016 15:33 Заявить о нарушении