Сказание о недрах горы Магнитной

«Здравствуйте, господин журнал», –  особенно тепло говорит поэтесса Римма  Дышаленкова, поглаживая глазами и ладонями изрядно потрепанный временем  толстый номер начала 30-х годов.

Римме Дышаленковой я показал заветный  журнал «Нового мира», любезно предостав ленный Анатолием Иовиком.

Фамильное богатство – книги и журналы – стали собирать еще старшие Иовики. На драматичной судьбе этой семьи хочется остановиться особо.

Глава семейства Павел Иванович, железнодо рожный диспетчер, был сослан в Магнитогорск в 1931 году по печально известному «делу промпар тии».

Младшие Иовики, Леонид и Борис, прибыли  по вызову отца из далекого Ярославля-Главного  с нехитрым скарбом – книгами и необходимой утварью домашнего хозяйства. Они, как и отец,  связали свою судьбу с рудником горы Магнитной.

Борис, студент-заочник горного института, уже  подающий большие надежды как специалист,  отказавшись от законной производственной  «брони», уйдет добровольцем на фронт и навсегда останется под Воронежем.

Старший Леонид  пройдет все рабочие ступеньки и станет одним из руководителей комбината в 60-е годы. Внуки  первого диспетчера горы Магнитной – Эдуард и Владимир – сызмальства изучили все закоулки  и уступы рудника, коллекционировали уральские самоцветы.

Повзрослев, они также связали свою  трудовую жизнь с историей комбината. Кстати, об щий трудовой стаж семьи Иовиков на комбинате  составляет более 350 лет.

Преумножает россыпи книжных кладовых и  кандидат технических наук Анатолий Иовик, особое место в библиотеке которого занимает полочка раритетов о минералах.

С его разрешения я предоставляю слово бесценным источникам почти столетней давности о сокровищницах горы Магнитной.

Пятый том «Россия. Полное географическое  описание нашего Отечества» под редакцией географа и академика Семенова-Тян-Шанского петербургского издания 1914 года гласит:

«В 253 верстах от Орска и в 57 верстах от Верхнеуральска, на правом берегу Урала, на почтовом Оренбургском тракте расположена станица Магнитная, получившая свое название от лежащей близ нея горы Магнитной.

В 6 верстах к северо-востоку от станицы лежит гора Магнитная, состоящая большей частью из полевошпатового порфира и заключающая очень богатое месторождение магнитнаго железняка с 60–70 % содержанием железа...

От подошвы Магнитной горы начинается степь, ограниченная с одной  стороны отрогами Уральскаго хребта; у подножья расположен небогатый киргизский кош (юрта) постоянно кочующего здесь летом киргиза.

На склонах Магнитной горы растет карликовая вишня в большом количестве.
Вид с горы Магнитной восхитительный: кругом у подножья расстилаются обширные степи.

За Уралом далеко на запад стеной толпятся горы Уральскаго хребта. Только северный отрог горы, состоящей из порфировых масс, руды не содержит.

В Дальнем руднике находятся скалы  с живописно нагроможденными друг на друга глыбами сплошного магнитного железняка, достигающими до 3–4 метров в длину, 2 метров в  ширину и глубину.

...Ежегодная добыча руды здесь превышает 1 миллион пудов. На землях Магнитной станицы находится 52 золотых прииска, принадлежащих разным лицам...»

Через 20 лет другой академик, Ферсман, на страницах «Занимательной минералогии» продолжит экскурсию на рудник Магнитной.

«Давно я мечтал посмотреть на гору из Магнита и навестить наш новый металлургический гигант – Магнитогорск. Наконец, нашлось время, и я рано утром, в Свердловске, взбираюсь в кабинку маленького самолета, который в три часа должен довезти меня до аэродрома горы Магнитной.

...Летчик подзывает меня к окошечку в кабинке управления и рукою показывает на стрелку компаса – она дрожит, колеблется, нервничает.  Я понимаю, в чем дело: ее покой нарушают магнит ные массы железа.

– «Мы, вероятно, над горою Магнитною», – думается мне. Вокруг нас сказочная картина: мы над самыми жерлами двух магнитогорских домен; вокруг, как на плане, как на аккуратной картинке, видно все грандиозное строительство, разбросанное на 70 квадратных километрах; к западу его окаймляет блестящая змейка реки Урал; всюду железнодорожные пути, паровозы, электровозы, автомобили.

Но как это сверху выглядит игрушечно, даже для определt ния размеров, как нарочно, словно на точной фотографии, положена линейка на один километр – плотина большого заводского пруда.

А самолет, замедляя ход мотора, мягким  виражем обходит с запада завод, потом поворачивается к востоку и летит прямо на Магнитную гору. Так вот она какая!

С самолета я немного разочарован – плоские холмики без леса, покрытые какими-то грядками, всюду пояса железных линий, дымки паровозов. Магнитная уже за нами, незаметно катится наша машина по чудной ковыльной степи.

… Решаем не терять времени и на автомобиле немедленно ехать смотреть, мы хотим все осмотреть в том порядке, какой испытывает сама руда: сначала рудник, потом дробильную и обогатительную фабрику, далее домны, выплавку чугуна и получение шлака и, наконец, строящиеся гиганты – мартены, прокатные станы, где чугун превращается в железо и сталь, а стальная болванка в мощных лапах грандиозных блюмингов  – в первые зачатки изделия.

Нам ведь надо будет осмотреть грандиозную электрическую станцию, проехать на колоссальные заводы кирпича и шамота, посмотреть разработки известняка, доломита, песков, строительных камней.

И чем дальше перечисляет мне инженер-строитель все вспомогательные цехи, тем яснее мне делается, что к семи миллионам тонн ежегодной добычи руды надо прибавить столько же миллионов тонн других подсобных материалов для шихты в самой домне, для облицовки печей, для дорог, строительства.

Огромный металлургический завод пожирает, оказывается, не только один минерал – железную руду и его спутника в процессе – второй минерал – уголь, – он пожирает не меньшие количества многих десятков различных других минералов, руд марганца и хрома, магнезита, доломита и известняка, каолинов, кварцевых песков, гипса...

Вот где раздолье молодому минералогу, вот где задача хозяйственнику, вот где проблема самому комплексному хозяйству!

Но прежде всего – рудник, добраться на него на машине нельзя, десятки железнодорожных путей преграждают нам очень скоро дорогу, мы идем пешком на пологую гору Магнитную; спиралями и кольцами охвачена она рельсовыми путями, и каждый день, с момента пуска всего комбината, здесь будет перевозиться 25 электропоездами свыше 15 тысяч тонн руды.

300 рудников Урала не могут сравниться с одною горой Магнитною!

Действительно, вы входите в царство сплошного магнетита, не берите с собой часов, их тонкие стальные стрелки намагнитятся и потеряют свой правильный ход.

Кое-где полярно магнитные глыбы нанизывают гроздьями кусочки и пылинки железняка; к другим, более сильно намагниченным кускам вы сами подвешиваете гвоздики, даже ваш маленький перочинный ножик.

Сплошной сливной стальной магнетит, ослепляющий глаза, изредка в черных кристаллах, изредка с другими темными минералами – но почти ничего другого. Вы тщетно ищите те разнообразные кристаллы, которые вас поражали в знаменитых железных рудниках острова Эльбы.
Здесь чистая руда.

Но скоро вы свыкаетесь с картиною магнетита; кое-где вы с интересом следите за пестрою картиною его изменения, превращения в более кислые красные железняки, кое-где появляются синие тона гематита. Яркие глины всех цветов, местами темно-красные зерна граната, зеленый эпидот начинают раскрывать перед вами тайну образования магнитных масс.

Вы еще внимательнее присматриваетесь: кое-где местами золотистые блестки колчедана, зеленые подтеки говорят о следах меди...

Вам, однако, надо отходить: сейчас на вашихглазах произойдет отпалка нескольких сот шпуров, механически заложенных американскими перфораторами.

Тяжело дышит земля под взрывами аммонала, только кое-где вырываются некоторые камни, взлетая блестящим фейерверком на воздух.

И вот к разбитой на куски массе сверкающего магнетита подходит огромная пасть экскаватора  – до 4 тонн камня поглощает она в разинувшихся щеках, чтобы потом положить мягко, спокойно в самоопрокидывающийся вагон.

Четыре таких механических лопаты – и 15 тысяч тонн руды и камня будет погружено в сутки тремя сменами восьми механиков! Мы не знаем, чему больше удивляться – могуществу природы, накопившей в одном месте такие богатства, или мощи человеческого разума, труда!..»

Строки, найденные в архивных раритетах, как и люди труда – драгоценные документы эпохи, имя которым История...


Рецензии
Здравия Желаю! Понравилось... Валерий с Новым годом!!! Удачи брат во всем и всех Благ... С Богом! Обнимаю.)))

Игорь Черных   01.01.2017 03:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.