1. Первый лист первой тетради

НА СНИМКЕ: Первый лист первой тетради Дмитрия Гриневича


Первая тетрадь представляет собой обычную ученическую 100 листовую тетрадь в мелкую клеточку с вклейками (вставками) из альбомной бумаги с наклеенными на них фотографиями. Некоторые из них имеют пояснения или надписи, другие - без пояснений. Листы не пронумерованы.
 
На первом листе читаем:

Тетрадь первая

Эпиграф: Проходит всё и нет ему возврата (слова из романса).

Внизу страницы написано:
Тетрадь первая. Всего в тетради 100 страниц
подпись: Д.Гриневич


Прежде, чем перейти к публикации записей дадим небольшое пояснение к тому материалу, который будет здесь опубликован:


Дмитрий Петрович Гриневич начал делать записи в Первой тетради в 1948 году. Потом Тетрадей будет много, он будет писать их 17 лет. Это сначала воспоминания, а потом дневниковые записи.

Вначале он приводит в порядок всё, что сохранилось в семье, перемежая строки текста фотографиями близких, открытками с видами родного города Вильны, а затем Москвы, куда семья перехала в 1914 году. Подклеивает все справки, удостоверения, квитанции. Всё, что накопилось за десятилетия, не выбрасывалось. И сейчас, всё, что не подклеено аккуратно уложено в конверты, которые также подклеены к тетрадным листам.

Дмитрий Петрович считал, что кому-то там в будущем захочется узнать, как жил в этот период времени "простой человек". И он не только сохранил для него документы, лаже самые обыденные, но и привёл их в порядок.

Но Дмитрий Гриневич - не простой человек. Он талантище! Он видит мир по-особому. Он художник, мастер. но это особое видение мира позволило ему создать не только рисунки, несомненно, шедевры мирового искусства. Оно позволило ему создать и уникальную картину эпохи, в которой он жил, и которую испил до конца.

Он учился, не закончил духовную семинарию, но научился ухаживать за ранеными в госпитале при ней в начале 1-й мировой войны.

Он был призван санитаром в Красную армию, но был контужен в первом же бою под Царицыным.

Его семья с трудом пережила послереволюционное время, но настоящие беды начались, когда отца и его заподозрили в связях с Василием, старшим братом художника, который по версии ОГПУ боролся с Советской властью.

Мы так и не узнаем, брат ли Василий боролся с советской властью, или его однофамилец, сам художник нигде не напишет об этом, но с 1929 года на Дмитрия Петровича один удар следовал за другим, и так будет двадцать долгих лет.
В 1929 году на первый допрос вызвали отца. Его отпускают, он приходит домой и умирает.

Ничего не доказав и не установив, Дмитрия Гриневича отправляют в ссылку во Владимир на три года.

Затем от рака умирает мать, а вскоре и любимая сестра Зинаида. А в 1938 году Гриневича решением тройки осудили на пять лет лагерей, эти пять лет он полностью отбыл сначала в Кулойлаге, а затем в Унжлаге.

Только сила любви, невероятная любовь Дмитрия Гриневича и Анны Покровской, позволила ему преодолеть смерть и выжить. Только любовь хранила его эти долгие пять лет. Любовь и воспоминания, которые он передавал в своих лагерных рисунках.

Выйдя из лагеря дистрофиком в 1943 году, он призывается в Красную армию, в санитарный эшелон, который перевозит раненых с поля боя в тыл.

Вернувшись домой с войны, он снова стал преподавать рисование, и среди первых своих учеников обрёл друзей на всю жизнь.

Он стал учителем рисования и сам всё время рисовал (без этого он жить не мог). Но оказалось, что и ученики не могут жить без своего учителя, потому что он был их Учителем по жизни.

Через три года он заводит свою первую тетрадь и делает первые записи. А через год от рака умирает его жена Анна, и жизнь его кончена...

Нет, он проживёт еще 17 лет, нарисует много картин, научит многих детей рисовать, будет страдать от необоснованных подозрений и непризнания, встретит ещё одного преданного друга - Феню Филипповну Кронгауз, но будет жить только воспоминаниями о женщине, из которой молва сделала княгиню, и которой всю жизнь в своих Тетрадях будет писать письма "Дорогому ушедшему другу...".


Рецензии