Православные старцы и монархия

Православные старцы и монархия.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Сегодня многие известные профессора духовных академий, комментируя пророчества «о скором великом Будущем России», которыми пестрит русскоязычный интернет, признаются, что «их уже начинает тошнить», от всех этих расползающихся по рунету псевдопророчеств «о грядущем русском Православном царе» и «о ослепительно умопомрачительном геополитическом триумфе» России.
    Действительно широко распространяемые, сегодня псевдопророчества сбивчиво и противоречиво говорят об одном и том же: «Антихрист придёт со дня на день, но перед этим Россия станет самой могучей страной в мире, и править в ней будет Православный царь, которому и Антихрист нипочем».
    Трудно сказать, что именно в таких и подобных им «пророчествах» действительно исходит от «прозорливых» старцев, а что придумано и приписано «анонимными доброжелателями», которых появилось огромное количество за последнее время, и имя им сегодня: «легион».
    Безусловно, нельзя отрицать, что какие-то старцы действительно могли говорить в 30-ых или в 40-х годах прошлого столетия о том, что власть большевиков временна и скоро в России восстановится монархия, и новый царь будет «человек пламенной веры, гениального ума и железной воли». С точки зрения человеческой психологии это вполне понятно и естественно. Мало ли, о чём в 1930-х годах могло мечтать русское духовенство за границей, не далее как за 13 лет перед тем легко и непринужденно предавшее императора Николая II с семьёй. Известно, как Русская Православная Церковь сразу же после вынужденного отречения и ареста Государя забыла о Нём, словно Его и не было никогда, и начала «кадить» Временному правительству «многие лета», и хлебнув с лихвой от новой власти и от разгулявшегося простонародья за эти 13 лет такой «свободы», что стало стонать о новом Православном царе, как о «манне небесной».
   Непонятно только зачем, с какой целью сегодня эти «келейные мечтания» лиц хотя и духовного звания, но не сумевших вовремя предвидеть ни революцию, ни её последствия, а потому потерявших всё, даже родину, теперь в наше время преподносят как «благодатные откровения» о скором Будущем России?

    [Историческая справка:
    Согласно Отечественной истории пророчеств, лишь некоторые усилия по сохранению «пророчеств» в России, стали предприниматься только с 1884 года со стороны Высшей церковной власти в виде периодически появлявшихся инструкций «О собирании и должном хранении на местах в епархиальных архивах прорицаний блаженных мужей и жёнок» (1884, 1888, 1896, 1902, 1908, 1912). Но практически ими мало руководствовались в повседневной жизни, так как сами «обстоятельства времени» и условия церковной жизни тех дней неизменно сводили на нет все «благие начинания» Церковного руководства.
    С 1917 года ситуация вообще резко изменилась.
    Известно, что многие преосвященные епископы, после 1920 года, наученные горьким опытом административной деятельности в условиях «Диктатуры пролетариата», сознательно, «страха ради» перед ВЧК и ГПУ, систематически предавали уничтожению все поступавшие в их руки бумаги, коль скоро в них миновала практическая надобность, а также каждый, согласно «своему усмотрению», «чистил» архивы «на всякий случай».
    Тем не менее, попытки частного собирательства пророческой документации так или иначе осуществлялись, чему немало способствовала остроумная практика русского народа. Раз нельзя было открыто печатать, то пророчества провидцев распространялись среди населения в копиях или в списках по линии Самиздата. Это мероприятие, возникшее стихийно, как замена полнейшего отсутствия вообще какой бы то ни было печати, немало помогло проникновению в широкие круги верующих основных пророчеств, которые собирались и накапливались в руках лиц, любителей памятников церковно-исторической и пророческой письменности, способствуя, таким образом, возникновению и росту частных собраний различной полноты и исторической ценности [архиепископ Димитрий, Градусов (схиархиепископ Лазарь, ?-1956), митрополит Вениамин (И.В. Федченков, 1880-1961), писатель М.Е Губонин (1907-1971), Николай Кочнев (1905-1977) и т.д.].
    Однако сегодня наблюдается прямо противоположный процесс. Книги и статьи по истории Отечественных пророчеств, также как и учебники по истории Российского государства и Православной церкви, начинают очень быстро обрастать:
    во-первых, идеологическими штампами из лексикона русофобов конца XIX-го – начала XX-го веков,
    во-вторых, появилось большое количество запредельно искаженных текстов, в которых смысл предсказания становится прямо противоположен оригиналу.
    Причиной этого явления, является общая бездуховность общества и «литературная безответственность» мистификаторов].

    Сегодня на форумах, где публикуются и обсуждаются Православные пророчества, явно прослеживаются две тенденции?
    Во-первых, большинство читателей форумов имеют абсолютно превратное понятие о том, что означает на монашеском языке слово – старец.
    Почему-то сегодня принято считать, что старец – это нечто вроде экстрасенса, крепко стоящего на Христианской Православной доктрине, который получает от Бога в режиме он-лайн сногсшибательные откровения, причем исключительно на тему геополитического будущего России, и исключительно лестные и приятные для «патриотического слуха».
    Между тем старец – это просто старший инок в духовной жизни монастыря, духовный руководитель, наделённый даром духовного рассуждения, к которому идут за духовным советом, как монахи, так и миряне. Дар духовного рассуждения – это вовсе не дар изрекать пророчества о будущем России в оптимистическом духе и в полном противоречии с апостольскими пророчествами Нового Завета.
    Другими словами, «старец» в монашеском православном понимании – это наставник в деле спасения души, а не ярмарочный предсказатель на темы современной геополитики. И уж во всяком случае, ни один настоящий старец никогда не будет учить и изрекать прорицания в противоречии со Святым Писанием.
    Пророчество – это особенный дар от Бога. И только тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, Господь из своего Божественного знания открывает Будущее. А это значит, что не каждый старец может быть провидцем.

    Епископ Феофан Затворник (Г.В. Говоров, 1815-1894) писал:
    «Кто сподобился быть в сём устроении (то есть в безстрастии), тот ещё здесь, облечённый бренною плотью, бывает храмом живаго Бога, Который руководит и наставляет его во всех словах, делах и помыслах, и он по причине внутреннего просвещения, познаёт волю Господню, как бы слыша некоторый глас […]».
    «И вот, наконец, Богообщение и Боговселение, последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге и Бог в нём. Исполняется, наконец, благоволение Господа и молитва Его, чтобы, как Он в Отце и Отец в Нём, так и всякий верующий был едино с Ним […]».
    «Поелику такое состояние есть плод безмолвия, когда проходят его разумом, то не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда. Достигшие чрез безмолвие безстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения, изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещения, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыни, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими провидцами […]».
    «Достигшие совершенства слышат голос Божий явно в душе своей. На них начинает сбываться слово Господа: «Когда придёт Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину».
    И апостол Иоанн также пишет: «Помазание от Духа в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас в том и пребывайте […]» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия». Изд. 4-е).
*    *    *
    Патриарх Сергий (И.Н. Страгородский, 1867-1944) считал:
    «Подобно тому, как древнему Израилю посылает Он (Господь) Судей и Пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы Пророков, сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество – оно есть личный подвиг таких, людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией […]» («Патриарх Сергий и его духовное наследство», Московская Патриархия, 1947, стр. 68-69).
*    *    *
    Как говорил апостол Павел (Савл):
    «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
    иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
    иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
    Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1-ое Послание к Коринфянам, 12:8-11).
*    *    *
    «Апостол Павел, независимо от иерархии, перечислил три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское.
    Непосредственно за апостолами стоят пророки. Их служение состоит, главным образом, в назидании, увещании, и утешении. С этой именно целью, а так же для указания, или предостережения, пророками предсказываются Будущие события.
    Через пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его должен быть безграничен.
    Пророческое служение – особый благодатный дар, дар Святого Духа. Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы на мгновение раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит их скрытый, духовный смысл, видит душу человека, его прошлое и будущее.
    Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, личной святостью. Святость жизни и требовалась от пророка с первых времён Христианства: «Он должен иметь «нрав Господа».
    От нрава может быть познан лжепророк и [истинный] пророк, говорит древнейший памятник II-го века – «Учение Двенадцати Апостолов» [Дидахе].
    Служения, перечисленные Апостолом Павлом, сохранялись в Церкви во все времена. Апостольское, пророческое и учительское служения, являясь самостоятельными, могут совмещаться с саном епископа или пресвитера.
    Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъёмом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявляется в монастырском старчестве.
    Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещевали и утешали, исцеляя от болезней духовных и телесных. Предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию. Представляя собою прямое продолжение пророческого служения, старчество с этим именем и в этой форме появляется лишь в IV-ом веке, вместе с возникновением монашества, как руководящее в нём начало.
    Вместе с Христианством на Русь было перенесено и то духовное делание древних египетских пустынников, которое развивалось впоследствии среди монашества в Византийской империи на протяжении более 1000 лет её существования.
    В XV-ом веке, когда Русь потеряла связь с Христианским Востоком, в следствии нашествия турок, это внутреннее делание было забыто. И когда в конце XVIII-го века его возродил в Молдавии схиархимандрит Паисий Величковский, оно – это делание – многим показалось небывалым новшеством.
    Протоиерей Сергей Четвериков, писавший о старцах, говорит, что в нашем дореволюционном прошлом русское монастырское старчество мало было изучено и недостаточно оценено русским обществом […]» (И.М. Концевич (1893-1965), «Оптина Пустынь и её время», Джорданвилль, стр. 7-8).
*    *    *
    Из наставления для первых христиан:
    «И я спросил: Каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк?
    Выслушай, говорит, об обоих пророках, и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложного.
    По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия.
    Во-первых, имеющий Духа свыше – спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит наедине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу. Поэтому, когда человек, имеющий Духа Божия, придёт в Церковь праведных, имеющих веру Духа Божия, и там совершается молитва к Господу, тогда ангел пророческого духа, приставленный к нему, исполняет этого человека Духом Святым, и он говорит к собранию, как угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и узнается сила Его.
    Слушай теперь о духе земном, суетном, неосмысленном и не имеющем силы. Прежде всего человек, кажущийся, но не исполненным духа, высит себя, желает иметь председательство, нагл и многословен, живёт среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за свое прорицание: если же не получит, то и не пророчествует.
    Может ли Дух Божий брать мзду и пророчествовать?
    Делать это не свойственно пророку Божию, и в поступающих таким образом действует дух земной. Потом, он не входит в собрание мужей праведных, но избегает их, напротив, имеет общение с людьми двоедушными и пустыми и пророчествует на местах потаенных и обманывает их, говоря по их желаниям, и отвечая суетно людям суетным: ибо пустая посудина, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но они хорошо прилаживаются одна к другой. А когда он входит в собрание людей праведных, имеющих Духа Божественного, и ими совершается молитва, тогда тот человек оказывается пустым: земной дух от страха бежит от него, и он совершенно поражается и ничего не может говорить […]» («Писания мужей апостольских», стр. 195-196. Рига).
*    *    *
     Преподобный Феофилакт (исповедник, епископ Никомидийский, 842-845) считал:
    «Пророки получают пророчества от Бога, но не как очи хотят, а как действует Дух Божий: они осознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения не делали. Что пророки во время действия на них Духа Божия сознавали, что им ниспосылается слово Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, так пьяные, не знали, что с ними происходило […]
    А что пророки прорицали не в исступлении, видно из следующего. Пророки Ветхого и Нового Заветов пророчествовали единым Духом. А апостол Павел говорит: «если другому из сидящих будет Откровение, то первый молчи» (1 Кор. 14,30). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии […]» («Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина», т. 10, СПБ, 1912, стр. 197-198).
*    *    *
   «Все великие пророки появлялись большей частью на стыке времён. Их появление, как правило, отражает кризис человеческой истории. Это относится к Старо-библейским пророкам Иеремии, Даниилу, Захарии, к Ново-библейскому пророку – апостолу Иоанну, а также к провидцам более поздних времён, которые пусть и в меньшей степени, но впитали в себя ощущение грядущей гибели существующего мироустройства […]
    Кроме старцев в монастырях, способных читать жалкие людские страсти и судьбы, и мирских предсказателей (гадалки, ворожеи, колдуны), на «Святой Руси» был ещё третий вид прорицателей, которых издавно называли «юродивыми», «блаженными», «пророчествующими Христа ради», тех, кто не только добровольно отказался от всех удобств жизни, но и внешне становился как бы безумным, не знающим приличия и стыда.
    Жизнь таких пророчествующих со стороны чиновников и духовенства представлялась совершенно отвратительной и страшной, ибо они уже одним своим видом напоминали «высшим мира сего» о суетности и недолговечности всех земных радостей, о бедном народе, о презрении к мирскому законодательству и общественным приличиям, основанных не на Заповедях Господа. Живя на Земле, они уже миру не принадлежали […]
    Всего в русских святцах имена около сорока юродивых, женщин среди них только три […]
    Объяснить данный вид прорицания законами разума, научными теориями, очень трудно, когда человек сам добровольно перестаёт придавать значение любым радостям или несчастьям. Многое может быть усвоено только понятием «безоговорочной верой» […]» (Е.Н. Трубецкой (1863-1920) «Богословские труды», стр. 46-47, 1908).
*    *    *
    Все, кто серьёзно занимаются изучением Истории пророчеств, прекрасно понимают: пророчествовать дозволено только тем людям, которые сподобились от Бога дара пророчества, а – это экстраординарный дар.

    Во-вторых, хоть слово монархия и означает единоначалие, то есть власть одного над всеми, в истории ни одна монархия никогда не была властью одного лица. Монархия в действительности – это всегда власть аристократии (в широком смысле этого слова), то есть хорошо организованного и сплочённого слоя людей, возглавляемого «первым среди равных», который сам является органической частью этого слоя, и в деле управления нацией на этот слой опирается. Другими словами, между личностью монарха – царя, короля, императора – и народным большинством, всегда стоит образованное, привилегированное меньшинство, персонификацией коего в глазах народа и является личность монарха. Исторически аристократия всегда была плодом многовековой селекции, в ходе которой правящая верхушка пополнялась людьми с определёнными духовными, или скорее биологическими, качествами: умением быстро соображать, действовать без лишних рассуждений и повелевать, находящимися у них в подчинении, людьми. Достаточно вспомнить, как развивалось русское дворянство, которое и было в России главной опорой царской власти. Частью оно создалось за счёт выдвижения наиболее способных людей из народа, частью – за счёт притока иностранцев (особенно начиная с Петра I-го, «окно в Европу» служило именно этой цели), преимущественно представителей германской расы, которая и в европейских монархиях составляла костяк правящей элиты.
    Революция 1917-го года в России не просто свергла царя и уничтожила частную собственность. Главным занятием большевиков на протяжении четырёх послереволюционных десятилетий была яростная биологическая чистка нации от наиболее ценного человеческого материала. В дальнейшем шла идеологическая обработка оставшегося материала. В результате к началу XXI-го века русские стали представлять из себя уникальное по своей однородности общество. Есть интеллектуальная элита, но нет – национальной интеллигенции. Генетику не обманешь. Таким образом, с чисто биологической точки зрения восстановление в России монархии в принципе невозможно. Разве что, как и уточняют некоторые наши неомонархисты, а также борцы с Экуменизмом и Глобализмом, «на короткое время».
    Непонятно только в таком случае, для чего?
    Неужели для того, чтобы опять расстрелять дарованного Богом царя в каком-нибудь подвале вместе с семьей?
*    *    *
    «Восстановление Российской монархии не есть проблема политическая. Парадоксально может это звучать, но в настоящее время реальным политиком может быть только тот, кто способен проникать в мистическую сущность вещей и событий. Только духовное возрождение России может вернуть ее миру. Поскольку в прошлом мы стали бы искать уроков, светлых знамений, духовных руководителей для создания нашего будущего, наша мысль должна обращаться не к политическим вождям, как бы велики ни были в прошлом их заслуги […]
    Не поможет нам и уход в древнюю Москву […]
    Есть только один вождь, способный нам вернуть Россию – тот, который положил ее начало, в облике Святой Руси утвердив Российское великодержавие: Владимир Святой! Россию надо «крестить». Только наново крещенная Русь может снова стать Православным Царством.
    Возможно ли это новое рождение духовное?
    В этом – вопрос бытия России, как Исторической Личности, которая известна нам из истории и которая кончила свою внешнюю, государственно-организованную жизнь с падением Трона ее Царей. Другого пути восстановления исторической России нет. И это – проблема не только наша, русская. Это и проблема мировая, вселенская. Ибо от того или иного решения ее зависит и судьба мира, точнее говоря, зависит вопрос о возрасте мира и о близости наступления Восьмого Дня […]» (архимандрит Константин (Зайцев), «Чудо Русской истории», стр. 301-302).
*    *    *
    Следовательно, не нужно обольщаться. Святая Русь, великая православная Россия русских царей погибла в 1917 году безвозвратно, и никогда больше не вернётся. И русский народ никогда не получит опять то, что уже однажды имел глупость уничтожить собственными руками, доверившись атеистам.
    Сказано, Антихрист придёт прельстить, если возможно, и избранных, то есть христиан. Так вот, распространение всех этих лжепророчеств про «православного царя», которые сейчас опубликованы в интернете, – ведь это и есть процесс соблазнения, если возможно и избранных в действии. Настоящие избранные, конечно, даже побыв какое-то время по простоте душевной в смущении, потом одумаются, будучи вразумляемы самим ходом событий и Святым Писанием.
    «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь» (2-ое Послание Павла к Солунянам (Фессалоникийцам), 2.7).
*    *    *
Д.Т.Н.


Рецензии