Один, два, три... по щучьему велению
Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет.
Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов. Не значит ли это , что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.
( Необходимо изготовить карточки из плотной бумаги или картона размером, например, 40 на 40 мм и соответствующей надписью: один 1, два 2, три 3. Четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10, одиннадцать 11, двенадцать 12. Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся. Выучить счет: от 1 до 5, а затем от 6 до 12).
Жил- был старик. У него было три сына: двое умных, третий- дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке , знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки давай посылать его:
- Сходи, Емеля. За водой. А он им с печки:
- Неохота…
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну, ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
-На что ты мне пригодишься? .. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
-Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что не пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи- чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…
Щука ему говорит: запомни мои слова, когда что тебе захочется в первый раз - скажи только:
- «Один 1, по щучьему велению, по моему хотенью».
Если пожелаешь следующий раз, то скажешь:
-«Два 2, по щучьему велению, по моему хотенью».
Каждый раз, когда будешь говорить по щучьему велению, прибавляй по единице к предыдущей цифре пожелания по щучьему велению. Емеля и говорит:
-Один 1, по щучьему велению , по моему хотенью- ступайте, ведра, сами домой...
( Ребенок должен выложить на стол карточку с цифрой один 1).
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.
Прошло много ли, мало ли времени- невестки говорят ему:
-Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дрова нарубил.
- Неохота… - Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
- Один 1, по щучьему велению, по моему хотенью – поди, топор, наколи дров, а дрова- сами в избу ступайте и в печь кладитесь.. Ничего не произошло, топор как лежал под лавкой , так и остался лежать, даже не стронулся с места.
( Ребенок должен подсказать Емели, что он сделал не так)
- Да, - подумал Емеля,- обманула меня щука, но подумал и вспомнил, что говорила щука: «Каждый раз, когда будешь говорить по щучьему велению, прибавляй по единице к предыдущей цифре».
- Так, - подумал Емеля,- нужно к цифре «один» прибавить « один». Он вспомнил счет: один 1, два 2… Дальше, что-то не вспоминалось.
- Два 2, по щучьему велению, по моему хотенью – поди, топор, наколи дров, а дрова- сами в избу ступайте и в печь кладитесь..
( Ребенок должен выложить на стол карточку с цифрой два 2).
Топор выскочил из-под лавки- на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли. Мало ли времени прошло- невестки опять говорят:
- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки:
- Да вы-то на что?
- Как- мы на что? ..Разве наше дело в лес за дровами ездить?
- Мне неохота…
- Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:
- Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
- Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля стал в уме к двум 2 прибавлять один 1, не может вспомнить счет, забыл какая цифра идет после цифры два 2.
( Ребенок должен вспомнить счет : один 1, два 2, …. , и подсказать Емели, какая идет цифра после цифры два 2, выложить нужную карточку на стол, а не то Емеля не доедет без лошади до леса и сказка остановится ).
Услышал Емеля подсказку, улыбнулся и говорит потихоньку:
- Три 3 , по щучьему велению, по моему хотенью – ступайте, сани. В лес…
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро- на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес. Емеля стал в уме к трем 3 прибавлять один 1, не может вспомнить счет.
( Ребенок должен вспомнить счет : один 1, два 2, … ,…. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры три 3, и выложить нужную карточку на стол, а не то Емеле придется самому рубить дрова)
Услышал подсказку Емеля и говорит потихоньку :
- Четыре 4 , по щучьему велению, по моему хотенью- топор, наруби дровишек посуше, а вы , дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
Топор начал рубить, колоть сухие деревья, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку- такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз и вспомнил наставления щуки: «Каждый раз, когда будешь говорить по щучьему велению, прибавляй по единице к предыдущей цифре пожелания по щучьему велению». Он вспомнил, что последний раз была цифра «четыре» 4, значит, к цифре 4 надо прибавить цифру один 1. Не может он вспомнить счет. Емеля с детства не любил математику и плохо знал счет от единицы 1 до десяти 10, не говоря уже дальше десяти.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры четыре 4, а не то Емеля так и останется в лесу и сказка остановится).
Услышал Емеля подсказку, надо сказать, слух у него был отменный и говорит:
- Пять 5 , по щучьему велению, по моему хотенью- поезжайте, сани, домой…
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу. Где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело и потихоньку про себя стал думать, какая цифра идет после цифры пять 5, к цифре пять 5 надо прибавить цифру один 1, ничего не может вспомнить.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры пять 5, выложить нужную карту на стол, а не то Емеле достанется от разгневанных горожан и сказка может закончиться на этом. Если и ребенок, сам не помнит счет, то нужно прерваться с чтением сказки, подучить счет от единицы 1 до двенадцати 12 и продолжить чтение).
Услышал Емеля подсказку и быстро проговорил:
- Шесть 6, по щучьему велению, по моему хотенью, ну-ка, дубинка, обломай им бока… Дубинка выскочила- и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Долго ли, коротко ли- услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицеров- его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
- Ты- дурак Емеля?
А он с печки:
- А тебе на что?
- Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
- А мне не охота…
Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля потихоньку начал стараться вспомнить счет или услышать так необходимую подсказку, какая цифра идет после цифры шесть 6.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры шесть 6, выложить нужную карточку на стол, а не то Емеле достанется от офицера царя и сказка может закончиться на этом ).
Услышал Емеля подсказку и как закричит:
-Восемь, по щучьему велению, по моему хотенью- дубинка, обломай ему бока...
Но дубинка не выскочила, а как лежала так и осталась лежать на своем месте.
(Ребенок должен догадаться, почему дубинка не сдвинулась с места).
Емеля понял, что он ,наверное, не расслышал подсказку и ему придется вспомнить счет, который он учил в детстве. Один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9. десять 10. Теперь Емеля понял, что после шести 6 идет цифра семь 7.
- Семь 7 , по щучьему велению, по моему хотенью- дубинка, обломай ему бока…
Дубинка выскочила- и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого главного вельможу:
- Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил главный вельможа изюму, черносливу, пряников приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
- Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят,- тогда он все сделает, что ни попросишь.
Главный вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю…
- Мне и тут тепло…
-Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги. Емеля подумал- подумал:
-Ну, ладно, ступай ты впереди, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и стал вспоминать , какая цифра идет после цифры семь 7, не может вспомнить.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры семь 7, выложить нужную карточку на стол, а не то Емеля не выполнит свое обещание и не явится к царю).
Услышал Емеля подсказку , ухмыльнулся и сказал::
- Восемь 8 , по щучьему велению, по моему хотенью – ну-ка, печь, поезжай к царю…
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в , дивится:
- Это что за чудо? Главный вельможа ему отвечает:
-А это Емеля на печи к тебе едет. Вышел царь на крыльцо:
-Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
-А зачем они под сани лезли?
В это время в на него глядела царская дочь- Марья- царевна . Емеля увидел ее в окошке и стал вспоминать , какая цифра идет после цифры восемь 8, не может вспомнить.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры восемь 8, выложить нужную карточку на стол, а не то в Емелю никто из девушек не влюбится и останется Емеля один ).
Услышал Емеля подсказку, улыбнулся и тихо говорит:
- Девять 9 , по щучьему велению, по моему хотенью- пускай царская дочь меня полюбит…
И сказал еще:
- Ступай, печь, домой.
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит- полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья- царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять главному вельможе:
- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого , а то голову с плеч сниму. Накупил главный вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью- царевну , засмолили и бочку в море бросили.
Долго-ли, коротко ли – проснулся Емеля, видит – темно, тесно:
-Где же это я?
А ему отвечают:
-Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
-А ты кто?
- Я- Марья- царевна.
Емеля стал вспоминать , какая цифра идет после цифры девять 9 , не может вспомнить. Если на печи он не мог вспомнить счет, то в засмоленной бочке и подавно не смог.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры девять 9, выложить нужную карточку на стол, а не то Емеля вместе с Марьей- царевной так и будут плавать в засмоленной бочке в синем море ).
Услышал Емеля подсказку и тихо говорит так, чтобы Марья- царевна не слышала:
- Десять 10 , по щучьему велению, по моему хотенью- ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья- царевна вышли из нее.
- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
- А мне неохота…
Тут она стала его еще пуще просить. Он стал вспоминать , какая цифра идет после цифры десять 10 , не может вспомнить.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры десять 10, выложить нужную карточку на стол, а не то Емеля вместе с Марьей- царевной так и будут жить на желтом песке на берегу моря).
Услышал Емеля подсказку и тихо говорит так, чтобы Марья- царевна не слышала:
- Одиннадцать 11 , по щучьему велению, по моему хотенью- выстройся, каменный дворец с золотой крышей…
Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом- зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья- царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
- Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля стал вспоминать, какая цифра идет после цифры одиннадцать 11 , не может вспомнить, спросил у Марьи- царевны, она задумалась, но тоже не вспомнила.
( Ребенок должен вспомнить счет: один 1, два 2, три 3,…. , …., ….. и подсказать Емеле, какая цифра идет после цифры одиннадцать 11, выложить нужную карточку на стол, а не то Емеля так и останется дурачком и далеко не красавцем).
Услышал Емеля подсказку и тихо говорит так, чтобы Марья- царевна не слышала:
- Двенадцать 12 , по щучьему велению, по моему хотенью- стать мне добрым молодцом, писанным красавцем…
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит- стоит дворец, где раньше ничего не было.
-Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил? И послал узнать-спросить: «Кто такие?» Послы побежали, стали под окошком , спрашивают.
Емеля им отвечает:
- Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится?
-Кто же ты такой, добрый молодец?
- А помнишь дурачка Емелю- как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я – тот самый Емеля. Захочу –все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощения просить!
- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье- царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец.
Вот и сказки конец, а кто слушал и правильно подсказывал счет Емеле - молодец!
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
Свидетельство о публикации №216031200500