Игорёк

Наверняка у каждого есть такой друг (родственник, знакомый, сосед, сотрудник) чья жизнь по каким либо причинам понеслась под откос. Тюрьма. Алкоголизм, Наркомания. Игромания. У него беда, а ты все знаешь, но стараешься про это не думать, делать вид, что не знаешь, не замечаешь. Ты проходишь мимо стараясь сделать вид что не заметил его, проскользнуть так что б он тебя не заметил, сослаться на спешку и убежать подальше.
Он оступился!
Он виноват!
Он плохой!
Дурак!
А вы знаете о том, что тоже виноваты в его трагедии?
Равнодушием, безразличием, псевдодружеской поддержкой, когда зная, чем начал заниматься твой друг молчим думая, что это только его дело.
Родители, так страдающие от переживаний за своего ребенка, за частую и не подозревают или не хотят даже допускать мысли насколько виноваты в трагедии.
Расскажу вам историю моего соседа.
Расскажу все что помню и как помню. Если вы вдруг знали Игоря и уверены что я перепутала местами события или то что-то происходило не так, как мной описано, то простите великодушно, ведь история случилась не вчера.

Игорь появился в нашем подъезде весной. Не просто в нашем подъезде, а на нашем этаже, за соседней дверью. Я тогда училась в 6 классе.
Когда я впервые увидела симпатичного светленького паренька выходящего из соседней квартиры, то первой мыслью промелькнуло то, что теперь все девчонки со двора будут мне завидовать, так как голубоглазый красавчик -мой сосед. Танька, что жила за соседней дверью справа уже точно завидовала, так как красавчик жил от неё через дверь.
Это же надо как мне везет! Справа дверь- лучшая подруга, слева дверь- обалденный парень.
Правда радость и гордость не долго были моими спутницами, парень оказался хулиганистым и злым. Очень скоро он примкнул к группе «школьного кошмара»- шпаны от чьих проделок плакали и учащиеся и учителя.
Родители Игоря с первого своего дня заезда очень дружественно отнеслись к моей семье и очень скоро между нами установились доверительные добрососедские отношения.
Мы вместе отмечали праздники, угощали друг друга выпечкой. Интеллигенты до мозга костей, умные, добрые люди, так жаль, что все вышло вот так.. Так жаль…
Игорь был поздним и единственным ребенком. Когда все надежды на детей не сбылись, когда чуда и не ждали Римма Марковна поняла что скоро станет мамой. На Игоря молились, боготоворили, ему можно было всё, ведь он же единственный.
Если верить родителям, то Игорь в 4 классе связался с плохой компанией и начал бедокурить не по возрасту, тогда родители срочно поменяли квартиру и вот новый район, новая школа, новые люди, но как оказалось шпана есть и тут…
Но мы же помним, что Игорю можно всё….
Первый раз родители Игоря удивили меня своей реакцией. Представьте себе ночь, ну как сказать ночь, 23 часа или ближе к 00. Дом засыпает, кто-то смотрит телевизор погружаясь в дрёму через бормотание с голубого экрана, кто-то читает, кто-то слушает музыку, а кто-то уже смотрит сон и вдруг…. Стены дома ( или мне так показалось)сотряслись от громкого железного удара. Бам! Бам!!!!! Папа до этого спавший от неожиданности чуть не упал с дивана, я испугалась, так что уронила книгу из рук. Признаться первой мыслью было, что на нас бросили атомную бомбу.
БАМ!!!!!
Папа выругался, надел штаны и решил пойти оторвать голову тому, кто ломает перилла на лестнице.
БАМ!!! БАМ!!!!
Открываем входную дверь и оторопеваем от того, что вся площадка и лестница занята взволнованными соседями.
-Это у вас?!- тут же раздается вопрос и несколько любопытных голов просовываются в нашу дверь.
БАМ!!!!
-Это в девяносто первой!- соседи начинают с силой жать белый пупырышек звонка Игорьковой квартиры.
Дверь открывает удивленная тётя Римма. На ней халат, накинутый на ночнушку, заспанный вид и бигуди на голове.
-Это же у вас!- возмущенно кричит чей-то голос
-Что у нас?- спокойно спрашивает Римма Марковна
-Вы что там ремонт делаете? Почему вы шумите? Мне вставать в 5! Дайте людям покой! Милицию вызвать!- раздаются сердитые голоса.
-Какой еще ремонт в одиннадцать вечера?! Мне тоже утром на работу.- спокойно отвечает Римма, а за её спиной раздается оглушительное БАМММММ!!!!
-Это что у вас происходит?!
-Что вы кричите! -Римма тоже повышает голос. -Это Игорек играет..
На лестнице становится тихо.
-Как так играет…
-Это он шпалу принес и распрямляет её. Почему ребенок не может играть в своей квартире?- Римма захлопывает дверь.
Бам….Бам…..-раздается на весь подъезд еще несколько раз и воцаряется тишина.

Прошло 3 года
Игорь никогда с нами не играл и не гулял. Редко, если у него было время и настроение, то оставался посидеть около подъезда. В школе никогда не здоровался, да признаться и мне, глядя на его дружков тоже здороваться, не хотелось.
В соседнем доме жил темноволосый парень, он мне очень нравился внешне, но, увы, был младше года на 2. Парень видимо тоже на меня обратил внимание, потому что наши взгляды часто встречались. Я знала где он жил- в первом подъезде белого дома, что стоял около булочной. Когда меня отправляли за хлебом, то мимо первого подъезда всегда проходила с замеревшим сердцем и мечтой что увижу его. Представляете мое удивление, когда однажды утром идя в школу, открываю дверь квартиры, а у меня на коврике сидит ОН…тот самый темноволосый парень. Удивление, оторопь, несколько мгновений рассматривания друг друга.
-Ты к Игорьку пришел?- выглядывает на лестницу моя мама, парень кивает головой.- Тогда не сиди на моем коврике, у Игоря тоже есть коврик.
Парень смутился и поднялся на несколько ступеней вверх. Придя домой я опять застала темноволосого у дверей Игоря, и на следующее утро, и на следующее. Не знала что тёмненький из компании Игоря, почему то думала он из нормальных.
Я уже привыкла что у дверей Игоря постоянно сидели ребята . Утром, днем и вечером. У мальчишек свои какие то дела, а вот какие дела мы узнали чуть позже, когда днём в мою дверь позвонил темненький.
-Прости, пожалуйста, а ты Игоря давно видела?
А я и не знаю когда видела, потому что уже давно не обращаю на него никакого внимания.
-А что?- интересуюсь я
-Мы его тут уже больше недели ждём.
Из-за- плеча темненького выглянул еще один парень:
-Его родители прячут.
-Как так прячут.
И тут парней прорвало.
-Он у нас денег занял, сказал, вернет.. У него, у меня…у всего класса.. А теперь не отдает… Что я маме скажу, я мамины для него взял… -мальчишки говорили быстро, словно думали, что сейчас смогу решить все их проблемы или как то повлиять на решение. Оказалось, их у двери сидело не двое , а четверо, я почему то еще двоих не заметила сразу.
-А родители?
- Родители его нас гоняют. Мать вот скалкой нас гнала, ругалась матом. Говорят мы врем, и Игорь ничего не брал, обещала милицию вызвать.
-А ваши родители?
-На работе… Как я маме скажу что у нее деньги спер для Игоря?
Месяц Игорь отсиживался дома. Месяц для школы он болел. Я не знаю точно отдали ли ребятам деньги родители Игоря и как все решилось, но через какое -то время караул от дверей исчез, а в квартире Игоря появилась бабушка.
Бабушка была уверена, что Игорь ангел, а мы все черти и демоны, которые его подстерегают, что бы сделать ему плохо.
-Сами ему денег дали, а теперь чего-то от него хотят.- так бабка комментировала караул у квартиры.
На что были нужны Игорю деньги? Зачем он столько назанимал? Не знаю. Спрашивать у Игоря не решилась, а караула не стала, они и так были очень расстроены.
Но не успели мы отойти от этой истории, как новая новость потрясла двор:
-Игоря забрали в милицию за кражу из квартиры.
Правда быстро отпустили, потому, что квартирные воришки влезли, когда хозяева были дома и собственно кража не состоялась.
Думаете, Игорь был виноват? Разумеется, нет. Это его старшие заставили, использовали ребенка! Бедный Игорь…

Еще года через полтора…
А бедный Игорь распробовал травку и колеса.
Едкий специфичный запах с лестницы полз через замочную скважину мне в квартиру, каждый день после обеда, где то в период с 14 до 16 и я точно знала, что в этот момент Игорь на лестнице с кучей парней странного поведения.
Часто обнаруживала их лежащими на моем коврике, но ни слова не говорила, да и они заметив меня немедленно поднимались и уходили.
Однажды Игорь позвонил мне в дверь и попросил…осмотреть нашу аптечку.
-У друга давление ему надо что-то выпить .-Игорь показала на друга облокотившегося на стену. Бледный, какой то заморенный парень вряд ли имел повышенное давление, скорее напротив.- Видишь он еле стоит… Дай я сам посмотрю, что у вас есть..
-Игорь у нас нет дома никого с давлением, прости я сейчас ухожу. У тебя есть бабушка, у нее посмотри...- и я закрыла дверь.
Через полчаса вынося мусорное ведро обнаружила Игоря с другом увлечено копавшимся в какой-то коробке. Увидев меня, друг спрятал коробку за спину и они стали глупо улыбаться. Думаю, это была бабушкина аптечка.
Неприятные команда травокуров теперь постоянно сидела около нашей двери, но на счастье кто-то из мужчин с 6 этажа их прогнал, но они не ушли, они перенесли и свою тусовку на пролет между первым и вторым этажом.

Еще через год
Было мое день рождения, на которое пришел Игорь хоть его никто и не звал. Извинился, что без подарка и уселся за стол. Пока гости отплясывали под модные мотивчики и играли в игры наш юный друг выпил всё спиртное, что было на столе и…упал под стол.
Ну, вы уже догадались, кто был виноват в том, что Игорь стал очень пьяным. Моя мама. Это она напоила ребенка или не предприняла ни каких попыток прекратить безобразие, когда здоровые кобылы ( я и другие девушки) развлекались вливая в рот ребенку коньяк.
Казалось бы, недоразумение, да мы не уследили, не видели, когда Игорь успел так накидаться, но Римма с нами теперь не разговаривала и даже запасные ключи от своей квартиры у нас отобрала.
А потом была безобразная сцена избиения… До сих пор всё стоит перед глазами.
Мы сидели у подъезда. Я, Танька- соседка, Наташка с третьего и два брата Головиных с шестого, близняшки со второго и Наташка с четвертого подъезда. Было очень холодно, а домой не хотелось, потому что интересно разговорились. Пришел Игорь и тоже решил с нами поболтать.
-Дайте в тёплушко сяду.- Игорь втиснулся между Димкой и Наташкой и мы продолжили свою беседу.
Тут появилась мать Игоря, она увидела картину как мы все пытались сидеть на одной скамейке, подошла к нам и…с размаху дала пощёчину Наташе.
-Как ты смеешь прикасаться к моему сыну!
-За что?! -удивленно спросила Наташа и слёзы брызнули из глаз
-Ты зачем сидишь с этими?! Они тебя развращают! Они тебя касаются! –и развернувшись к Наташе закричала еще громче- Он для тебя маленький еще, а ты почти у него на коленях сидела!
Игорь потом извинился за мать, но Наташка ещё долго боялась попадать ей на глаза. Мне тоже досталась нотация, зачем мы такие взрослые к себе посадили Игоря. Что значит взрослые, если он Наташку младше всего на один год.
Это я потом поняла, что эти выпады были от родительского бессилия. Игорь летел по наклонной и родители это знали, но как остановить не знали и оттого искали любого кто виноват.
Мою знакомую изнасиловали два мужика, а её родители запретили подругам с ней общаться потому что Лариска курит, Танька дружит с парнем, Машка проколола вторую дырку в ухе, а значит это они виноваты что Ира ночью бросив подругу Надю одну на дороге уехала с какими-то парнями в ночь обещая утром вернуться.
Позже мы выяснили, за что Наташа получила пощечину – за то, что учится в одном классе с другом-наркоманом, а значит сама такая как и противный Васин, что научил Игоря плохому.
Тогда на скамейке, когда все кончилось пощёчиной Наташке я последний раз видела Игоря нормальным.
Буквально через несколько дней…
Мы с Танькой откуда –то шли, в подъезде встретились с Наташкой и что говорится «зацепились» языками. Появился Игорь. Видимо что-то произошло смешное Игорь зашел в подъезд хихикая.
-Вы видели?! Вы сейчас видели?!- спросил он нас еле выговаривая слова через смех.
-Нет, а что случилось?- его веселое настроение нас заинтриговало, сейчас услышим какую-то забавную историю
-Там машина милицейская проехала. -Игорь зашелся хохотом.
-Ну… и…- торопила Наташка желая услышать историю.
-И я иду, а они мимо проехали… Мимо меня менты проехали- Игорь от смеха согнулся пополам, а нам вдруг стало не смешно.
-А ты откуда идешь?- осторожно спросила Наташа.
-Да мы в саду на площадке сидели.- махнул Игорь и опять закатился хохотом
-Вы что… ограбили детский сад?
-Нет. Ты что!- махнул рукой Игорь.- Просто я иду такой по тротуару, а тут милиция и они меня не увидели.
-А причем тут…-Наташка схватила Игоря за подбородок- У тебя все хорошо? Игорь…Что с тобой? Что у тебя с глазами…
-А что видно? -Игорь гордо вскинул голову. -Я сегодня попробовал. Во смотри укол.
Игорь заворотил рукав показывая место укола.
-Ты наркотик уколол…? Ты что дурак?!
-Только никому не говорите.. Это секрет. И это так круто…
Больше я никогда не видела Игоря нормальным.
Правда я его стала видеть ещё реже, но тем не менее о том, что творится за стеной знала, потому что тот кто строил наши дома не задумывался о звукоизоляции. Скандалы в доме Игоря словно у меня на кухне.
Игла крепок хватает за загривок, не снимешься, не соскочишь. Игорь стал выносить вещи из дома. Бабка плохо спасала, потому что, входивший в силу, подросток легко справлялся с теряющей силы пожилой женщиной. Помню, как бабка кричала на лестнице когда Игорь пытался вытащить ковёр. А ещё теперь все в квартире Игоря было на замке, и бабка ходила со скалкой в руках.
-Это вы виноваты, что Игорь такой!- заявила Римма мне, когда на лестнице я застала очередную неприятную сцену.- Это вы его не остановили! Это же вы его лучшие друзья, с которыми он провел детство!
А я прятала глаза видя кого то из их семьи и бежала бегом подальше.
Я боялась встретить Игоря на лестнице, кто знает, чем грозит встреча с наркоманом.
Я боялась, что буйный ублюдок ворвется к нам в квартиру в поисках денег.
Я боялась что кто-то тоже скажет ,будет то это мы с Танькой виноваты в том, что Игорь снаркоманился
Потом был обыск, а мама понятая. Гадкое действо после, которого мама пришла с повышенным давлением и знанием, что на самом деле пакет порошка, найденный в зимней обуви там появился из кармана милиционера.
-Они даже и не скрывали от меня то, что подкидывают. Достал из кармана сунул в сапог потом оттуда достал. -делилась мама.- А я что скажу что все видела?
Игорь сел надолго, а в подъезде стало опять тихо и мирно. Соседи очень быстро забыли о наркомане с пятого и никому не было дело до пары из 91 квартиры с потемневшими от горя лицами, поседевшими и состарившимися вдруг лет на 10.
Отец Игоря стал пить, Римма начал вдруг хромать.
Через года 3 отец Игоря умер, оставив свою жену горевать в одиночестве.
Игорь выходил из тюрьмы, что бы через месяц опять сесть за хранение.
Когда его выпускали подъезд жил в страхе за свое имущество и что уж там таить, за свою жизнь и все про себя выдыхали, когда Игорь опять садился.
Игорь умер не дожив до 35. Умер тяжело больным наркоманом где-то на очередной отсидке, но мне его не жалко
Мне жаль его родных, которые так любили, такие возлагали надежды и готовы были весь мир подарить своему мальчику. Наверняка мечтали о том как вырастет, как будут гордится им, как нянчить внуков, кто же знал что выйдет всё вот так…
Или знал?
Могли ли они остановить падение?
Как просто сокрушаться со стороны- какой он был, кем бы мог быть если бы не… А если задать вопрос: - А чем ты помог своему другу?
И тут же в голове ответ: -А имел (имею) ли я на это право? Это же его выбор и его жизнь.
А как думаете вы?


Рецензии
Жизненно и интересно!

Сергей Вит Берсенев   16.11.2020 11:26     Заявить о нарушении