Карьерист

           Среди ИТР в строительной компании "Гелиополис" Александр Епишин был самой малой сошкой, работал мастером на закладке нулевых циклов.Гоняли молодого человека и в хвост и в гриву. Сейчас, допустим он, даёт нивелиром отметки, а через пять минут уже побежал прорабу за сигаретами. Только добежал и ухватился за ручку входной двери ,новое задание-проверять качество бетоносмеси. Только приготовился к проверке, а прибывший технолог требует предоставить ведомость ведения монолитных работ.Нужно организовать работу в выходной, непременно за старшего останется Александр. Прибыл на стройку представитель охраны труда, всё начальство мигом ретировалось заставив отдуваться мастера.Пришёл старший руководитель в стервозном состоянии после конфликта в семье, необходимо срочно на ком то зло сорвать начальнику-подкаблучнику, опять подать сюда Александра. Другой бы не выдержал, плюнул на мытарства и нашёл бы работу поспокойнее, но Саша был удивительно терпелив, не унывал и смотрел на мир ясными добрыми глазами.
           Пришёл на фирму он ещё подростком, проходить производственную практику от строительного техникума, а после его окончания устроился сюда же и продержался на столь незавидной должности два года. Хотя обычно молодые специалисты при аналогичных условиях, хлебнув горькой строительной доли увольнялись сразу же  после первой зарплаты. Причиной тому был удивительный бардак царивший в "Гелиополисе". Порой казалось, что вся производственная деятельность состояла из из недоразумений, накладок и как явного так и скрытого саботажа. Высшее руководство срывало голос в хрип от увещеваний и призывов навести элементарный порядок, но тщетно, никто ни за что не хотел отвечать, переводя указания на ниже стоящих и присваивая себе контролирующие полномочия. Например, выделили рабочих для земляных работ с экскаватором, но сам экскаватор не прибыл, так как его не согласовав ни с кем перебросили на другой участок. На следующее утро освободившийся агрегат приезжает на место, но там нет подсобников-землекопов, так как никто не довёл до них сегодняшних планов и они провели весь рабочий день в вагончике сражаясь в карты. То заказанного раствора привозят в два раза меньше, а на завтра после криков и ругани доставляют  двадцать кубометров лишних которые в последствии по тихому свалят в овраг и присыпят  землёй скрыв от от глаз начальства.
           Так как при подобной организации труда желающих проявить инициативу не наблюдалось, то при возникновении малейших затруднений подчинённые стремились заручиться указаниями непосредственного руководства, которое ,в свою очередь, обращалось с инструкциями к вышестоящему начальству доводя того до нервного срыва обилием вопросов пустякового содержания.
            К концу года общий стресс достигал своего апогея, контора компании напоминала растревоженный медведем улей или взбунтовавшийся сумасшедший дом. В таких условиях истинной отрадой за двенадцать месяцев непереносимых моральных мук служил банкет устраиваемый главой компании для своих сотрудников. Хотя организация производственно-хозяйственного процесса в "Гелиополисе" была поставлена из вон рук скверно , предновогоднее торжество,напротив, годами подчинялось строго установленным правилам. Ресторан загодя заказывался на 25 декабря, приглашённые подтягивались к 15 часам и коллективное винопитие сдобренное  оркестром продолжалось до утра. Самые стойкие гуляки упершись затуманенными лбами в скатерть и прикорнув часа полтора гуляли сутки на пролёт до самого конца аренды банкетного зала, компенсируя перерасход нервных клеток обильными возлияниями. Следующий рабочий день наступал только 12 января.
           На предновогоднем гульбище в этот раз Саша Епишин вёл себя немного странновато. Во-первых сел за соседний с директором стол в окружении дам из бухгалтерии, во-вторых почти не пил горячительного, ну и в третьих игнорировал явные намёки женщин пригласить на танец. В январе, когда пришедший в себя народ появился в офисе и на объектах, то весь коллектив облетела весть-Саша ушёл из компании. Заявление об увольнении пришло в отдел кадров по почте с обратным уведомлением о вручении и второй бумагой с просьбой перевести остаток зарплаты на его банковский счёт. Через малое время память о нём выветрилась из голов бывших коллег.
             Генеральному директору "Гелеополиса"- Ивану Лукичу было почти 70 лет. Ранее работал он в Минстрое СССР , когда могучее государство приказало долго жить решил основать собственное дело. Руководство компанией вёл мудро, перебросив на нижестоящие ступени решение всех текущих вопросов оставил за собой лишь два основных: контроль за финансами и поиск новых объектов. Надо сказать,что с последней задачей имея обширные знакомства и будучи вхожим в высокие кабинеты директор справлялся наилучшим образом,производственный цикл работал бесперебойно и деньги в обороте всегда были. Так однажды получив данные о строительстве новой ветки нефтепровода проходящей по самому краю их области, Иван Лукич выяснил, что заказчик нуждается в стационарном общежитии на 40 человек, узнал так же, что никакого тендера проводиться не будет из-за малой сметной стоимости объекта, но при сдаче в эксплуатацию которого была возможность завязать полезные знакомства с представителями нефтянки, а там уж используя свои харизматические данные можно было надеяться закрепить сотрудничество в более широкой форме. в общем перспективы открывались головокружительные.Поручив  своему заместителю съездить на место и произвести предварительную рекогносцировку, Иван Лукич понял, что ему карты сами идут в руки. На участке предполагаемого строительства находилось четыре 3-ох этажных недостроенных и заброшенных дома. Начали строить их в начале 80-х на волне привлечения специалистов в село с приманкой в виде бесплатной жилплощади, но после возведения кирпичных коробок инициатива сошла на нет, кончилось финансирование, а перестройка с последующими политическими событиями добила благое начинание.Так и стояли полуразвалившиеся здания с проросшими аж на крышах деревьями.
               Гендиректор проведя телефонные консультации узнал, что требуемый объект нужно будет подготовить к сдаче только через полтора года, время  терпело и переговоры с подписанием договора с заказчиком руководитель решил отложить до октября.
                В начале осени всё тот же заместитель получил задание ещё раз съездить на место и урегулировать вопрос с выкупом земли в местной администрации.Приехав он несказанно удивился выяснив, что здания и земля под ними недавно перешли в собственность к другому лицу, а на месте предполагаемого строительства полное отсутствие прежних строений и уже отстроенное общежитие, к которому были подключены газовые и электро коммуникации. Перед входом красовалась табличка "Вход воспрещён.Частная собственность" и ниже телефон нового владельца. Позвонив и договорившись о встрече посланец крайне удивился увидав перед собой своего прежнего подчинённого-Александра Епишина. Выяснив, что именно он является в данный момент собственником новостройки визитёр спросил его дальнейших планах. Саша достал из портфеля скреплённую пачку бумаг на титульном листе которого значилось "Коммерческое предложение по продаже жилого помещения" и вручил его заму, который в свою очередь посетовал на отсутствие полномочий по принятию столь ответственного решения, прошёлся по всему объекту попутно фотографируя и прихватив бумаги отбыл восвояси.
                Внимательно ознакомившись с адресованной ему депешей от бывшего работника гендиректор пришёл в недоумении. Факты не склеивались и не складывались, всё было загадочно и непонятно. Заместитель трижды пересказав подробности встречи пелены таинственности не развеял. Иван Лукич принял решение для прояснения ситуации назначить личную аудиенцию, которая вскоре состоялась.
                Прибыв в офис Саша ни сколько не волновался. Его не смутили ни перешептывания за спиной конторского планктона, ни ожидании в приёмной, ни суровый взор руководителя который воткнул в визитёра изучающий взгляд на добрых пол минуты. Обменявшись рукопожатиями оппоненты начали дебаты:
                -Ну, что Саша,расскажи как докатился до жизни такой?
                -Какой "такой" Иван Лукич?
                -Ну как же, собственное предприятие которое дало тебе, можно сказать,путёвку в жизнь и на ноги поставило, ты обобрать задумал.
                -Если Вы решили  лекции читать о морали, то напрасно, я сюда за триста километров прибыл не за этим.
                -А за чем же ты мил человек прибыл?
                -За ответом на моё коммерческое предложение.Так согласны купить или нет?
                -Ну а если нет, что тогда будешь делать.Никуда ты его в этой глуши не продашь,останешься ни с чем. Обветшает через пять лет твоё общежитие и ты по миру пойдёшь.
                -Вы за меня не волнуйтесь господин директор. Ну а если не согласны, так и скажите, в этом случае я отсюда сразу в столицу поеду в известную вам компанию занимающуюся транспортировкой нефти.Вот  у меня  визитка их коммерческого директора имеется.-На полированную поверхность стола лёг золотистый кусочек картона.
                Директор побагровел и до хруста сжал кулаки, но передумав решил повременить изливать гнев, решив, что обычная процедура устрашения строптивых здесь может повредить вдруг перешёл на более милостивый тон.
                -Саша, ну шепни, кто тебе растрепал о стройке и о этой фирме,пожалей старика.
                -Да вы сами и сказали, Иван Лукич.
                -Это когда же,не припоминаю.
                -А на банкете, Вы как подпили  коньяка, так всю подноготную своим соседям по столу и выложили, а я рядом, за соседним столом сидел и всё слышал и про стройку и про фирму и про головокружительные перспективы.Ну я и решил воспользоваться моментом, я же родом оттуда, жил там до поступления в техникум,можете справиться в отделе кадров,если не верите.
                -Дальше.
                -Так вот, моим родителям после развала совхоза достались земельные паи. Я в нашей администрации переоформил их на себя, что бы тут же обменять на участок под домами , земля в этом месте выведена из сельхозоборота , так что расходовать время и деньги на перевод из разряда в разряд не потребовалось,наоборот все наши меня за умалишённого приняли. Ещё бы, променял сенокос и пашню на сталинградские руины.
                Директор от услышанного пришёл в неописуемый азарт. Последний раз он так волновался 20 лет назад, когда секретарша сообщила ему о беременности.
                -Ну продолжай не тяни, где деньги добыл на стройку, кредит поди оформил?
                -Кто же мне ,безработному, кредит даст. Я на последние деньги нанял КАМАЗ и на нём за 3 рейса привёз  с одной из ваших строек поддоны из под кирпича, у вас то всё равно их сжигают.Потом взял зубило с молотком и стал потихоньку разбирать дома, а кирпичи чистить от старого раствора и складывать на поддоны. Почти четыре месяца так работал.
                -Ну а кому же понадобился тридцатилетний кирпич в такой Тмутаракани?
                -А понадобился он для выполнения госпрограммы по строительству новых домов вместо сгоревших в прошлом году, во время аномальной жары.Наше село не пострадало, но в округе полно сгоревших. Компаниям которые подрядились строить я и продавал за треть цены, да и на транспорте  им экономия, ближайший кирпичный завод в двухстах километрах.
                -Но ты не мог в одиночку  за неполных 4 месяца разобрать такой объём.
                -Естественно не смог бы, но как только пошли первые деньги, я нанял бригаду из наших, из местных, которая и продолжила демонтировать.
                -Где же ты взял исходную документацию по техническому регламенту строительства?
                -Всё очень просто, я выяснил где пойдёт нитка нефтепровода, съездил на только сданный объект в соседней области и за бутылку коньяка, который я кстати  позаимствовал на банкетном столе тамошний прораб уступил мне все чертежи и схемы, надобность в которых у них на тот момент закончилась.
                -Ну а кто строил-то, кто проводил внутреннюю инфраструктуру?
                -Строили наши, деревенские.У нас почти все ездят на заработки по стройкам,в крупные города, так что есть работники любого профиля. Оплата конечно меньше,зато из дома уезжать не надо и жить по вагончикам.
                -Ну а кто руководил стройкой, кто был ответственным прорабом?
                -Я, от начала и до конца, никакого со стороны именно для этого не нанимал.
                -Но ты не мог, твои бывшие старшие товарищи не высокого мнения о твоих умственных и деловых качествах, да и за такой короткий срок это просто не реально
                -Лучше верить своим глазам, чем постороннему мнению.
Тут молодой человек выудил из пакета увесистый фолиант и передал директору.
                -Здесь отмечен каждый этап возведения плюс копии разрешительных документов и фотографии с пошаговым отчётом.
Директор полистал и отложил в сторону объёмистый том.
                -Ну а почему же такая высокая цена? Ведь тебе и участок и кирпич достался даром? Ты же прямо за горло берёшь, мой зам по финансам сказал что у тебя двойная наценка , а с учётом сейчас услышанного может и тройная.
                -Не скрою цена несколько завышена против сметной, но принимая во внимание Вашу заинтересованность в сотрудничестве с известной нам обоим компанией , я счёл возможным назвать именно эту цифру.
          Долгим пытливым взором посмотрел хозяин кабинета на собеседника, ещё с середины в его душе произошёл некий надлом, решивший в конце концов дальнейшую судьбу Александра.
                Несмотря на внешнее благополучие  Иван Лукич считал себя несчастным человеком. Было у него 2 сына, на них он когда то возлагал надежды по продолжению семейной династии строителей, им хотел передать дела в последствии, но дети не оправдали мечтаний отца. Старший ещё учась в институте связался с бандой рэкетиров-вымогателей , в 20 лет получил срок и загремел котелками по зонам, через пол года за убийство сокамерника срок добавили, когда вернулся домой это  был другой человек, весь изблатнёный и взвинченный начал и на воле жить воровскими и лагерными понятиями. Третья ходка не заставила себя долго ждать , сейчас первенец Ивана Лукича отбывал назначенные ему 10 лет за Полярным кругом.
                Младший сын сразу после института уехал за границу, женился на местной и устроился работать в банк.Звонит родителям хорошо если раз в месяц, о переезде на родину и думать не хочет. Да чего там говорить даже с внуками деда не познакомил.
                Стыдно и горько становилось Ивану Лукичу от дум про отпрысков, но слушая бывшего мастера, дивясь его деловой хватке и сметливости, поймал себя на мысли-"Вот какой должен быть сын у него". Вспоминая себя в 20 лет сознавал директор, что уступает он  тогдашний теперешнему Александру.
                После затянувшейся паузы пожилой мужчина дрогнувшим голосом объявил:
                -Что же я согласен на Ваше предложение. В течении трёх дней после подписания договора Вам будет выплачена объявленная сумма. Пока же у меня Александр э-э-э.
                -Васильевич
                -Так вот, Александр Васильевич,у меня для Вас есть контр предложение. Возвращайтесь к нам на работу. Ну конечно должность мастера и даже прораба   после увиденного и услышанного не стоит предлагать, я намерен назначить Вас начальником участка малоэтажного строительства. Сейчас окончательный ответ давать не стоит, подумайте хорошенько, и если надумаете то приходите ровно через неделю к 8:00 прямо на планёрку и принимайте дела.
                Судьба Александра была решена, через пять лет переходя в верх со ступеньки на ступеньку по карьерной лестнице он занял место отошедшего от дел Ивана Лукича.               


Рецензии
Замечательный рассказ человека,знающего много из внутренней жизни строительной фирмы.Сам руковожу строительной фирмы,проблемы знакомые.Спасибо за рассказ.
С уважением Талгат.

Талгат Алимов   04.02.2021 19:15     Заявить о нарушении