Общество борьбы за трезвость в РСК МиГ

ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ ЗА ТРЕЗВОСТЬ В РСК «МиГ» 
               


Трезвым мозгом сильна коммуна.                Владимир Маяковский


Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народе русском.                Екатерина II               

В руках у меня удостоверение (обложка- синяя): Членский билет №… Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость… Жданов Юрий Алексеевич… год рождения… Год вступления в Общество- 1986 ММЗ им. А.И. Микояна… Круглая печать: «Ленинградский районный совет г. Москва Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость»…Фотография (да, изменился за прошедшее время)…Ежегодная отметка об уплате членских взносов… ММЗ им. А.И. Микояна- это Московский машиностроительный завод имени Артема Ивановича Микояна (05.08.1905-09.12.1970), в настоящее время- Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ»).                Память устремилась в те времена… Борьба за трезвый образ жизни- не новость для России, это подтверждает история. Но вот в 1985 году, в начавшийся период «перестройки» (в то время перестройку воспринимали без кавычек, с оптимизмом и романтикой), объявили новый поход против «зеленого змия». Это было вызвано тем, что за период 1964-1984 годов потребление алкоголя в стране удвоилось.


                Задача борьбы за трезвость всегда актуальна, поэтому захотелось рассказать о том, как она решалась в то время на нашем предприятии: что-то из этого опыта может оказаться полезным и сегодня. Во всех республиках Советского Союза были созданы республиканские Общества борьбы за трезвость, а в городах- городские. В Москве в каждом районе появились районные Общества, а в организациях и на предприятиях- свои, первичные Общества борьбы за трезвость. Возникло такое Общество и на нашем предприятии. На заседании профсоюзного комитета утвердили руководителей этого добровольного Общества. Меня назначили заместителем председателя Общества с задачей проведения антиалкогольной пропаганды. Утвердили и состав бюро заводской первичной организации Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость (ВДОБТ). В него вошли: председатель Общества, он же возглавил и бюро; заместитель председателя Общества, ответственный за антиалкогольную пропаганду; заместитель директора предприятия по кадрам, председатель комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом; заместитель секретаря парткома; заместитель председателя культурно-массовой комиссии профкома; член профкома, ответственный за спортивную работу на предприятии; заместитель секретаря комитета ВЛКСМ; заведующий заводским клубом; врач-нарколог; юрист предприятия; начальник социально-бытового отдела; секретарь бюро.         


                В Уставе Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость (утвержден Учредительной конференцией ВДОБТ 25 сентября 1985 года) очень четко и многогранно сформулированы цели и задачи Общества: «Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость является массовой общественной организацией, призванной содействовать утверждению трезвого образа жизни, бескомпромиссной борьбе с пьянством и алкоголизмом, широкому развитию антиалкогольного движения в стране, приданию ему подлинно всенародного характера, внедрению в быт новых социалистических обычаев и обрядов, исключающих употребление алкоголя, успешному осуществлению задач, выдвинутых Коммунистической партией и Советским государством по борьбе с этим социально опасным злом.


Свою работу Общество строит на основе творческой инициативы и самодеятельности своих членов, опираясь на помощь и поддержку организаций-учредителей- ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, АН СССР и Минздрава СССР, в тесном контакте с профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, государственными и кооперативными органами, трудовыми коллективами, творческими союзами, научными учреждениями, организациями здравоохранения, народного образования, культуры, спорта и туризма».    
На нашем предприятии сразу возникли вопросы: как построить наиболее эффективную антиалкогольную пропаганду? кого и как подключить для практических дел? Ответы на многие вопросы мы нашли в этом же Уставе, где цели Общества изложены настолько подробно, что их можно было использовать для составления планов работы с учетом специфики предприятия. А что же записано о целях Общества в Уставе?


«Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость ставит своей целью:

- объединить в борьбе за трезвость широкие массы советских людей: рабочих, колхозников, служащих, интеллигенцию, женщин, молодежь, пенсионеров- всех сторонников полного искоренения употребления алкогольных напитков и порождаемых ими антисоциальных явлений;


- проводить активную профилактическую антиалкогольную работу на предприятиях, в организациях и учреждениях, школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах культуры и отдыха, по месту жительства, в общежитиях, семьях, а также индивидуальную работу с лицами, имеющими пристрастие к алкогольным напиткам, рассматривая это как непременное условие утверждения и развития социалистического образа жизни, укрепления трудовой, производственной дисциплины и общественного порядка, оздоровления быта трудящихся и членов их семей; способствовать созданию в каждом трудовом и учебном коллективе обстановки острой нетерпимости к пьянству, осуществлению административно-правовых, социально-экономических и воспитательных мер, направленных на формирование у населения трезвого и здорового образа жизни; оказывать помощь в работе комиссиям по борьбе с пьянством;


- формировать антиалкогольное общественное мнение, осуществлять наступательную устную и печатную антиалкогольную пропаганду, просвещение масс, ярко и убедительно раскрывать вред алкоголя для здоровья людей, будущих поколений, его отрицательное воздействие на все стороны общественной и личной жизни- экономику, быт, моральный облик и сознание людей, прочность семьи, воспитание детей и подростков, молодежи;


- активно использовать пропагандистско-информационные возможности культурно-просветительных учреждений всех ведомств, организаций общества "Знание", санитарного просвещения, народных университетов, школ коммунистического труда, печати, радио и телевидения;


- содействовать изданию и распространению литературы, посвященной борьбе за трезвость, средств наглядной агитации, организации выставок, демонстрации художественных и документальных фильмов антиалкогольной тематики; постоянно информировать трудящихся о мерах, принимаемых по утверждению трезвого образа жизни, преодолению пьянства и алкоголизма;


- решительно противодействовать любой пропаганде алкогольных напитков и обычаев, связанных с их употреблением, проникновению ее в репертуар театров, кино, теле- и радиопередач, концертных программ, самодеятельных коллективов, в художественные произведения и научно-популярные издания, на страницы газет и журналов;


- содействовать усилению общественного контроля за строгим соблюдением законодательных актов о преодолении пьянства и алкоголизма, искоренении самогоноварения и спекуляции спиртным, пресечении нарушений правил торговли алкогольными напитками, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих распространению пьянства; вносить в соответствующие государственные и общественные органы предложения о мерах, которые способствовали бы искоренению пьянства и утверждению трезвого образа жизни, о привлечении к ответственности виновных в нарушении антиалкогольного законодательства;


- способствовать организации содержательного, разумного досуга трудящихся, особенно молодежи, воспитанию у них постоянного стремления к культурному обогащению, нравственному совершенствованию, интереса к достижениям науки и техники, спорту, туризму, организации клубов трезвости, в том числе среди учащихся, по месту жительства, развитию художественного, научно-технического творчества и иных видов любительства, коллективного садоводства и огородничества; выступать инициаторами разработки и внедрения новых безалкогольных обрядов и ритуалов; вносить предложения и поддерживать инициативу трудовых коллективов, общественных организаций по эффективному использованию, развитию сети и укреплению материальной базы клубов, Домов и Дворцов культуры, стадионов, спортзалов, туристских объектов, а также выделению и оборудованию в жилых микрорайонах помещений и площадок для ведения спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы; вовлекать трудящихся в строительство, реконструкцию, благоустройство на общественных началах объектов культуры и спорта, массового загородного и семейного отдыха».   

               
В первую очередь решили использовать большие возможности лекторов заводского Общества «Знание» (о нем- в рассказе «Общество «Знание» в РСК «МиГ»- на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Подготовили новые беседы для проведения их в коллективах предприятия: «Трезвость- норма жизни», «Алкоголь и неврозы», «Роль трудовых коллективов в борьбе с пьянством, алкоголизмом и нарушениями трудовой и производственной дисциплины», «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», «Правовые средства борьбы с пьянством», «Алкоголизму- бой!», «Советское законодательство по борьбе с пьянством и алкоголизмом», «Пьянство и хронический алкоголизм», «Хронический алкоголизм и заболевания внутренних органов», «Алкоголизм и подростки», «О наркомании», «Алкоголь бьет по будущему», «Пьянство и преступность», «О социалистическом образе жизни», «Семья и общество», «Формирование нового человека- одна из главных задач партии в коммунистическом строительстве», «В.И. Ленин о культурной революции», «КПСС о задачах коммунистического воспитания молодежи», «Социалистическое предприятие как место согласования интересов личности и общества», «О роли искусства в коммунистическом воспитании», «О психологии общения на производстве и в быту», «О культуре использования свободного времени», «Социология личности», «История идей о гармонически развитой личности», «Марксистско-ленинская теория личности», «КПСС о роли литературы и искусства в духовном развитии советского общества и морально-нравственном воспитании», «Формирование активной жизненной позиции»…


                Проводили на предприятии социологические исследования об отношении в коллективах к задаче обеспечения трезвого образа жизни, публиковали статьи в заводской газете «Истребитель», подобрали в библиотеке художественной литературы и в библиотеке кабинета парткома рекомендуемые книги, в заводском клубе показывали соответствующие фильмы...   


                В Москве для руководителей и активистов Обществ проводились городские и районные мероприятия: лекции, семинары, конференции, круглые столы, диспуты, обмен опытом, встречи с творческими работниками…                В пропагандистской работе важно убедить людей в достоверности преподносимой информации, и самое ценное- если правильный вывод сделает каждый человек самостоятельно. Тогда эти убеждения станут руководством к действию. А пропагандистам предстояло преодолеть накопившиеся за долгое время мифы о пьянстве и алкоголизме в нашей стране. Каковы же эти мифы?


                Жителей нашей страны упорно стремились и стремятся убедить в том, что пьянство- непреодолимая проблема России, так как оно будто является национальной чертой русского народа, имеющей глубокие исторические корни, а водка- наше  изобретение. Что никакой беды не будет, если «культурно» потреблять алкоголь. Что нельзя обойтись без продажи, а значит, и без потребления алкоголя, так как это подорвет наш бюджет. Будто все славяне генетически склонны к алкоголю. А что же на самом деле? 


                Нашим предкам было совершенно несвойственно пьянство. Русичи пили медовуху (сброженный и очищенный мед). А поводов для хмельной чарки было всего три: рождение ребенка, победа над врагом и похороны. Вином, которое считалось и лечебным средством при всевозможных заболеваниях, угощали только почетных гостей: подолгу смаковали одну-две маленькие рюмочки. Простому люду оно было недоступно. А изобретенную арабами водку в Россию завезли в 1428 году купцы из Генуи. Водка в России сразу же оказалась под запретом. В XV-XVII веках Россия была самой трезвой нацией в мире! Даже побывавшие в то время в России иностранцы отмечали трезвый образ жизни наших предков. Лишь по воле Ивана Грозного в Москве появился первый «царев кабак», где пили водку, крепость которой сначала не превышала 14 градусов. А пьянствовала лишь очень узкая прослойка населения. В России до конца XIX века спиртные напитки можно было приобрести только в питейных домах. Употреблять спиртное разрешалось только в кабаках, а посещать их считалось позорным. Привычку к употреблению водки позаимствовали у «просвещенной Европы» при Петре I. Хотя и при нем в Сибири действовали «винные статьи» «по кабацкой части». Пьяниц из простолюдинов наказывали битьем палками, из чиновных людей- наставлениями воевод, из гулящих людей- принудительными работами.   


                Первые общества трезвости стали появляться в России в середине XIX века. Одно из обществ трезвости (под названием «Согласие против пьянства»), в котором было более 700 человек, основал в 1887 году Лев Николаевич Толстой, он написал страстный призыв против пьянства- «Пора опомниться!» Призыв начинался словами: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство. Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети…»  По инициативе Толстого в издательстве «Посредник» была напечатана серия материалов «Борьба с пьянством (алкоголизмом)», в которую вошли не только его статьи, но и материалы врачей, статистические данные о пьянстве, просветительская и художественная литература. Трезвенное движение возникло тогда более чем в тридцати губерниях, его застрельщиками стали крестьяне, дававшие зарок не пить ни вина, ни водки. Крестьяне требовали закрытия кабаков, в результате чего разорились около трех тысяч кабатчиков. Дело доходило и до массовых погромов питейных заведений. Бунты усмиряли войска, которым приказали стрелять в восставших. В тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Лишь накануне Первой мировой войны стало расти потребление алкоголя в России, но и при этом оно было в два раза меньше, чем в США и Европе.



К 1911 году в России действовало уже около двух тысяч Обществ трезвости. Против алкогольной политики поднялась и вся русская интеллигенция. Царское правительство оказалось вынужденным принять решение о введении «сухого закона» и с 19 июля 1914 года прекратить торговлю алкоголем. Закрыли все винокуренные заводы, опечатали склады с алкоголем. За самогоноварение ввели наказание- пять лет тюрьмы и один год поражения в правах. «Сухой закон» действовал десять лет, а затем был продлен. Но в 1930-е годы трезвенническое движение стало сворачиваться. В послевоенный период  потребление алкоголя стало постепенно увеличиваться и к 1984 году достигло опасного уровня. 16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «сухим законом». Кроме действовавшего Добровольного общества борьбы за трезвость (ВДОБТ) в стране в 1988 году был основан и Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ).   


                А какое сейчас состояние с пьянством и алкоголизмом в нашей стране? Постепенно усиливается трезвенническое движение. Полезно при этом помнить мысль Конфуция: «Побеждать дурные привычки легче сегодня, нежели завтра». Да и не забывать Вольтера: «Люди тогда только начинают думать об искоренении злоупотреблений, когда они становятся очевидными и опасными…При пьянстве никогда не бывает прочных дарований…»



Сегодня в России ежегодно 11 сентября отмечается «День трезвости». Такое мероприятие возникло еще в 1913 году по инициативе Святейшего Синода, установившего и дату Всероссийского Дня трезвости.  День 11 сентября (по новому стилю) посвящен важному событию в православном мире: в этот день православные верующие отмечают Усекновение главы святого Пророка Иоанна Предтечи. Этот день всегда сопровождался очень строгим постом: под запрет попадали не только мясо, молоко, яйца, но и алкогольные напитки; закрывались казенные винные лавки, запрещалась продажа алкогольных напитков.                Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрит предложение Русской Православной Церкви (РПЦ) сделать «День трезвости» государственным праздником и отмечать его ежегодно во всех регионах России.



В Совете Федерации Российской Федерации создан Координационный Совет Общественной палаты по Защите здоровья граждан Российской Федерации от наркотической, алкогольной и табачной зависимости.                В настоящее время в нашей стране действует несколько общероссийских обществ трезвости (Российское общественное движение «Трезвая Россия», Союз борьбы за народную трезвость, Общероссийское объединение клубов «Оптималист», Всероссийское Православное братство «Трезвение»…), а также многие региональные и городские общества трезвости…    


                Движущей силой трезвеннического движения в нашей стране является искренняя забота о здоровье россиян, от которого во многом зависит духовное, нравственное, демографическое и экономическое благосостояние нашего общества, а значит- и успехи нашего Отечества. Это патриотическое чувство и призвано объединить всех наших людей.

                Юрий Жданов     13.03.2016


Рецензии