Любви сияющей звезда

     (посвящается Ольге)

 Ранняя весна удивила людей. Природа всегда хороша неожиданностями. Даже, если они и предсказаны. Окрестности Каменного Пояса усыпаны первыми цветами. Березовому соку рады дети. Взрослые, новым заботам. Старые люди, что пережили зиму. Седой учитель одного ученика, Видман, вновь в гостях у своих друзей. Балл и Лина понимают, что друг уже принял решение. Осталось, только помочь ему. Но, пока невозможно. Хозяин дома и «Друг Князей» Балл огорчен.
- Я не могу дозваться ни Перуна, ни Велеса. Не может быть, чтобы они покинули наш народ. Сейчас в каждом доме их символы в виде ликов из дерева.  Благодаря тебе, кстати. Это ты заметил, что тени не могут похитить души людей, если в доме изображение Богов. Вот люди и понаставили их во всех местах.
- Может быть, зря это сделали. Излишества всегда вредны. Даже в вере. Чем дольше я живу, тем больше во мне сомнений. Твой внук Рус мне как-то подсказал, что граница знаний его беспокоит прикосновением к неизвестному. Он прав. Через тысячи лет люди будут знать очень много. Но, еще больше, не знать. Обидно.
Лина недовольна разговором.
- Пусть это будет вопросом потомков. Ты, Видман, лучше расскажи о своей дороге. Решился уже?
- Почти. Я вернусь лет на сто назад. Через Астрал на восход солнца. И пройду через всю страну. Если Ольга жива, то найду ее.
- Ее имя мы, наконец, узнали.  И… если найдешь?
- Остаток жизни  посвящу ей. Я понял, что раньше не там искал. Ее нет в других мирах.
- Тогда тебе и Конь не нужен. А как же друг твой Ал?
- Он не только мой друг. Ваш внук за ним присмотрит. Они понимают друг друга без слов…
- Не найдешь ты ее.
- Это почему Балл?
- Твоя дорога по стране тысячи путей единственная. Можешь пройти мимо…
- Тогда подскажите как. Ты мой самый умный ученик… был. Пора и тебе меня поучить.
- Как у нас ловят рыбу, когда не знают, где она?
- Сетью.
- Правильно. Накинь сеть на всю страну.
- Из чего ее сплести?
- Из слов. Напиши ей о любви своей. Пусть эта история поразит всех. Люди будут пересказывать друг другу. Так и она услышит о себе. И… пойдет к тебе навстречу. Возможность  встречи удвоится.  Сказание об Ольге и Видмане. Пусть это будет первой легендой нашего народа.
- Как она узнает, что эта история о ней?
- Подробностями, которые знаешь только ты.
- Но, тогда о них узнают все. Это опасно.
- Иначе нельзя. И сообщи о месте встречи. Поэтому тебе придется задержаться у нас. Это большая работа. Быстро не получится. В путь надо идти подготовленным. А пока угощайся. Доставь нам радость.

        Наступило лето. Потом осень. Все, как обычно. Мирная жизнь иногда нарушалась набегами неизвестных людей. Войны не было. За стенами города люди оставляли продукты, которые к утру исчезали. Князь Бодин несколько раз пытался обнаружить «гостей», но в случае засады никто не приходил. С наступлением холодов пришельцы исчезли. Бодин и Балл в который раз пытаются понять, что происходит. Князь недоумевает.
- Даже следов не было. Мы и землю увлажняли. Как можно взять дары и не оставить о себе даже сдвинутого камешка?
- Давай вспомним. С чего все начиналось? Вначале исчезали дары с жертвенного стола Богам нашим. Стали добавлять приношения. Чтобы не обидеть покровителей. Когда соорудили стол? И кто определил место?
-  Место указал Видман. Плита каменная с разрушенной горы. Там даже трещина у края.
- Так давай его и спросим. Учителя нашего. Как он место нашел?

        Видман в затруднении. Таким его давно не видели.
- Не искал я место для стола. Как-то само получилось. Мешок порвался и подношения рассыпались. Я и оставил их. Стол уже после соорудили. А что вас беспокоит?
- Куда деваются дары?
- Столько лет это не беспокоило никого. С чего такой интерес? Боги забирают.
- Боги здесь не при чем. Они покинули нас на время. Ни Перун, ни Велес давно уже не желают общаться. Знаков нет.
- Тогда кто? Люди?
- Тоже нет. Следов никаких.
- Тогда Чуди.
- Кто?!
 Чуди, подземные жители севера. Там сейчас холода. Вот и ушли они под землю.
- Видман. Ты знал о них и молчал. Ты видел их?
- Даже разговаривал. Они отказались быть в составе Тартарии. Сказали, что подземный мир принадлежит им. Мы можем брать все, что окажется на поверхности. Или близко к ней. Пещеры тоже отдали нам. Им они не нужны.
- Как же Чуди ходят под землей? С заступом?
- Зачем им орудия?  Они знают дороги, которые никогда не зарастают травой. Не смываются реками, не покрываются пылью. Одно плохо. Они близко к нам подошли. Причину не знаю. Придется вам это выяснить.
- Ты можешь помочь?
- Нет. Я закончил писать историю любви. Пора отправляться в путь. Рус мне поможет. Он отправляется по городам Тартарии, и историю эту будет рассказывать  людям. Я изменил имена только, а подробности оставил. Так устранил опасность узнавания тайны.
- Твой путь может быть напрасным…
- Балл. Ты лишаешь меня надежды…
- Просто я думал о твоей беде и пришел к мысли, что в прошлом ее нет. Ольги то есть. Она в будущем. Ты известный человек в Тартарии. О тебе знают во всех городах. Если бы она была в нашем мире, то нашла бы тебя. Я тебе предлагаю отправиться к Легостаю. И начать поиск с Триполья. Правда, путь этот опасней. Я еще не знаю всей твоей истории.  Мне нужны подробности для правильного ответа. Расскажешь?
 - Завтра я принесу  вам свои труды. Вы пока с Чудями договоритесь. Как бы беды не случилось. Положите на стол орудия для обработки  драгоценных камней и фрукты. Все остальное у них есть.  Не пытайтесь землю копать. Они не любят этого.

       Через день Бодин сообщил, что дары исчезли. И это не все. На столе оказался огромный самородок золота. Такого никто не находил.  На следующий день весь стол завалили продуктами. Птицы расклевали еду. Никто больше не беспокоил город.

        Балл читал историю Видмана. Длительные и мучительные путешествия в Астрале были направлены на собирание страны. Только сейчас Балл понял насколько это трудное дело.  Так же выяснилось, что невеста Видмана была необыкновенной девушкой. Она родилась в семье воеводы.  Рано научилась владеть оружием. Играла только с мальчиками. Никогда не жаловалась на боль. Даже свою старшую сестру не признавала над собой. Частенько переодевалась под юного воина и даже бывала в походах с отцом.
Там и произошла встреча с послом Аркаима Видманом. Юноша поразил девушку знаниями и отсутствием боевых навыков. Она сразу предложила обмен.
- Ты мне рассказываешь все, что знаешь, а я тебя научу всему, что умею. Согласен?
- На половину условий. Нам жизни не хватит, чтобы все обсудить.  Я буду тебя учить, а вот самому учиться работе воина не смогу. Каждый должен делать то, что принесет больше пользы. Так требует закон. Он, так же, не позволяет девушкам воевать…
- Я отрок Ольг. Ученик ратника. В этом походе.
- Ты еще и хитер как лисица. Будем считать, что я поверил тебе, … отрок.

         Через несколько лет все изменилось. Ольга перестала притворяться воином. Она стала обычной девушкой. Красавица сразу же обрела множество поклонников. Потом они все отступились от нее. Никакой юноша не потерпит, чтобы девушка была сильнее его. Только с Видманом Ольга вела себя скромно. Ей нравилось быть слабой рядом с ним. Родителей Ольги выбор дочери устроил. А своих родственников у жениха не было. Ходили слухи, что он сын чужестранца. Но, чего только люди не придумают, когда истина скрыта.  Возможно, что Древнейший знал тайну рождения и не считал необходимым о ней говорить. Поход в березовую рощу все испортил.  Видману сообщили, что обучение его закончено. Он и  решил, что пришло время самому научиться чему-нибудь.  И удивить своих учителей. Произошло непоправимое. Когда юношу принесли в его комнату, он не узнал никого. Ни Древнейшего, ни Ольгу. Ольга только спросила, где нашли Видмана. Ей сказали. Больше ее никто не видел. Никогда. Каждые десять дней Видман вспоминал ранее известное. На сороковой день он вспомнил все и спросил. - Где Ольга?- Этот вопрос он уже задает себе всю жизнь.  Надежды, найти главную потерю в жизни, уже нет.  Придется искать в другом мире. Когда придет этому время…

       Наступило время прощания. Видман решил вечер провести с друзьями. Русс только что вернулся из очередного похода за историей народа. Ему в имя добавили еще одну букву. Обычное дело. У достойных людей буквы повторяются. Он и делится с другом своими сомнениями.
- Наши люди впереди многих по образу жизни. Взять даже грамоту. Записи на холсте и бересте не переживут века.  Даже сохраненное легко уничтожить. Это меня  и огорчает. Настенные росписи древних сохранятся лучше. Потом по ним будут судить о нас.  Люди живут тысячи лет, а многие не знают, что было сто лет назад. Я не говорю о Видмане. Он  знает. Но,… уйдет и знания уйдут с ним. Жаль.  Может быть, останешься? Прости, не слушай меня.
 Пришлось отцу вмешаться в разговор сына с учителем.
- Я предполагаю, что Ольга не сможет жить обычной жизнью. На пути между Трипольем и нами очень много племен. Ищи те народы, где командуют женщины. Они обязательно должны быть. И возраст у нее моложе твоего. Таковы законы времени. Записи свои не бери с собой. Это опасно. И еще совет. Наши кузнецы отковали, по моей просьбе, для тебя посох. Ты не воин и меч в твоих руках бесполезен. Однажды заколка для волос спасла мою Лину. Так и посох выручит тебя в опасности.
- Спасибо. Буду бродячих собак отгонять и волков.
- Видман. Ты не дослушал. На ручке посоха кнопка извлечения лезвия. И это не все. Ее надо нажать трижды. Лезвие отравлено. Внутри посоха сплетенная из конских волос тонкая бечева. Выдержит двух Видманов. Извлекается снизу. Внешне, это оружие напоминает суковатую палку. В воде не тонет. Еще возьми с собой несколько драгоценных камней. Лина их зашьет в одежду. Вяленое мясо молодой баранины и сухари из молока как обычно. Вода есть везде, но тоже взять надо. Так ты будешь походить на странника. Придумай повод своего путешествия по чужим землям. Легостаю расскажи все, что сочтешь нужным. Он поможет тебе…
Весь вечер друзья проговорили. Потом почти всю ночь. Утром отправились к Таганаю.

    
       В Триполье шла подготовка к войне. Земляные валы вдоль великой реки были слабой защитой. Срезанный плугами слой земли обнажил каменистые осыпи. Этой землей подняли валы. За ними укромные места для воинов тщательно маскировались. Там же были спрятаны боевые луки и запасы стрел на день боя. Все города Триполья поняли выгоду от валов. Дожди смыли остатки песка и камней в реку, которая вышла из своих берегов. Море воды в низинах стала защитой на всю осень. Главе города доложили, что странник просит допустить его в город.
- Я посмотрю на него. Потом решим. Чужаки нам сейчас не нужны. Пусть подождет за стенами.
Закончив одно из нескончаемых дел, Легостай прошел за стены. Увидев странника, бросился к нему.
- Видман! Ты ли это?
Друзья обнялись.  Говорить не стали. На улице много ушей. Только в доме Глава города и его жена-воин, уже за столом, приступили к беседе. По праву хозяина Легостай начал говорить.
- Ты очень вовремя прибыл. Правда, прошло более десяти лет, а не шесть.  Война неминуема, и мы знаем, с кем придется воевать. Ты очень удивишься. Это народ, живущий у реки Амазон-Таис. 
- Один вопрос вы решили. Какова их армия?
- Количество их не главное. Есть забота важнее.
- Что может быть важнее численности врага? Простите, я не воин.
- Они, женщины. Амазонки.
- Вся армия?
 - Да. Мы не знаем их способа боя. В этом главная опасность.
- У тебя жена воин. Спроси ее. Лелека рядом.
- Спасибо Видман, что и обо мне вспомнил. Придется признать свои качества. Я могу часами лежать в засаде неподвижно. Потом мгновенно вскочить и биться. Мужчинам это не под силу. Кидать аркан точнее многих. Легкое оружие у меня быстрее мужского меча. А вот стрелы мои  не летят далеко. Это недостаток. Я редко пользуюсь луком. Грудь мешает.  В остальном они сравнялись с мужчинами. Есть еще много тонкостей. Но о них позже. Это может помочь нам?
- Знание тоже оружие. Как вы узнали о них.
- Я регулярно посылал на поиск людей. Однажды один отряд не вернулся. Тогда мы устроили засаду за валами на чужой земле. Взяли всех живыми. Но, они молчат.  Пытать их нам нельзя. У нас женщины почитаемы в народе. Вот такие дела. Прости. Мы не спросили тебя о цели путешествия. И все ли хорошо у друзей наших.
- Балл и Лина здоровы. Внук Русс ученый историк народа Тартарии. А цель моего пути, как ни странно, женщина. В молодости я погубил свою любовь. Всю жизнь пытался работой унять боль. С годами мне стало  все труднее. И вот решился пройти по земле. Надежды почти нет. Балл и посоветовал уйти вперед на сотню лет.  Видимо она ушла этим путем. В прошлом о ней нет сведений.  Как ваш Лель?
Услышав о своем  сыне, родители переглянулись. Потом замолчали в затруднении.
- Говорите. Не стесняйтесь. Его уже приняли в Боги?
- Недавно. Все славянские покровители были. Но никто об этом не знает. Ему разрешили прожить обычную жизнь. Но, как ты об этом узнал?
- Об этом сказать не могу. Лель сейчас где?
- В своем доме.
- Позовите его. У меня есть для него дело. Небольшое.
- Прости меня Видман. Любопытство толкнуло меня на нарушение обычая. Я здесь. Рад буду помочь.
- Если Легостай и Лелека согласятся с моим предложением, то мы поможем народу вашему.

        Через некоторое время события стали идти необычным чередом. Пленницам разрешили привести себя в порядок. Их нарядили в лучшие одежды и дали все украшения. Потом  разрешили самих себя украсить. Пленницы подумали, что наступает их последний день жизни. Они спокойно позволили подготовить себя к этому.

       В городе собрали всех юношей. Приказано было им привести себя в лучший, праздничный вид.  Многие недоумевали. Какие праздники могут быть перед войной? Однако перечить Главе никто не посмел. Пять бывших воительниц ввели в большую комнату. Солнечный свет падал на  их загорелые лица. Короткие волосы были убраны под украшенные жемчугом накидки. Только пятая пленница, самая старшая, не позволила заменить свой головной убор. Строгие платья превратили воинов в обычных девушек. В одни двери входили юноши и выходили в другие. Некоторые замедляли шаги и пытались   подольше любоваться редким зрелищем. В сторонке сидел Лель. Его почти не было видно. Когда прошли все, то Легостай вопросительно посмотрел на сына.  Лель поднял два пальца вверх. Юноши повторили прежний маршрут. Подняты три пальца.  Потом четыре. На пятом повторе Лель указал на крайнюю девушку и  молодого воина. Их обоих увели в другую комнату и усадили за стол напротив друг друга. На шестом смотрении увели еще двоих. На седьмом одну из двух оставшихся девушек. Потом юноши прошли еще трижды, но Лель был неподвижен.  Пятая девушка стояла, безучастно глядя перед собой.   Ее  увели в отдельную комнату. Там она начала снимать украшения. Лелека остановила ее жестами. И услышала.
-  Можешь говорить. Я знаю вашу речь. Почему ты не позволяешь снять украшения?
- Они твои. Не торопись. Другие понимают нас?
- Нет.
- Можешь помочь в разговоре?
- Да.
- Тогда пошли со мной.
Лелека ввела пленницу к остальным.
Принимайте нас. Она понимает слова. Согласилась помочь. Повтори каждое слово Главы города.
 Легостай  начал говорить.
- Сегодня у нас праздник. Боги подарили нашему народу любовь. Эти юноши одни из лучших воинов. Они нашли своих избранниц среди вас. Согласившись на замужество, вы становитесь нашими гражданами с полными правами. Мы понимаем, что это не понравится вашей предводительнице. Но, любовь выше трофеев войны. Никто вас не будет просить воевать против своих соплеменниц. Вы сами решите свою судьбу. Если откажетесь, то путь обратно вам открыт. Вы можете спокойно уйти и всю жизнь потом сожалеть о своем поступке. Это вам скажет Бог Любви. Он видел вас. Видман, приведи им в пример… себя.
Услышав это имя, пятая пленница повернулась к седому человеку. Она покинула свое место и беспрепятственно прошла к краю стола. Потом заглянула в глаза путешественнику и, молча, села на пол. Одна из девушек кинулась к бездыханному телу и резким ударом в грудь заставила ее дышать. Потом   развернула руки и  вновь сложила как крылья подбитой птицы.  В открытых вновь глазах было безмерное горе и ужас. Видман не произнес ни слова. Всю жизнь помнить и не узнать в момент встречи?  Первым пришел в себя Лель. Он подошел к Видману и взяв его руку заставил коснуться  руки  той, которую искал всю жизнь. На глазах изумленных людей исчезала седина Видмана. Лель улыбался и продолжал держать обоих за руки. Но вот он резко отпустил руки и произнес.
- Этого достаточно. Во всем должна быть мера. Даже в любви. Иначе они потеряют друг друга еще раз.


       Город готовился к свадьбе. Четверо пленниц приняли предложение Легостая. Ольга отказалась остаться в городе.
- Мне надо вернуться в войско. Я понимаю, что вы не можете меня отпустить.  Я приму ваше решение спокойно. Остаться не могу по простой причине. Моя жизнь мне не принадлежит.
 Видман стал горячиться.
- Я тоже так думал. Глуп был. И что? Ни семьи, ни детей.
- Ты помог сохранить страну. Твои дети - твои ученики. Их гораздо больше, чем у простых людей.
 Легостай пришел не помощь.
- Я отпускаю ее…  Завтра. У вас один день и одна ночь. Лель вам оставил свой дом. У него много дел. В других городах тоже разрешены свадьбы. Это наш обычай. Конь и снаряжение ее завтра будет с восходом у ворот. Прощайте.

…………………………………………………………………………………………………….

         Десять всадников проводили амазонку до валов. Там ее ждали воины врага. Ольга, не прощаясь,  пришпорила коня и скрылась в пыли ринувшейся за ней всадниц.  Видман потерянно ходил из угла в угол просторного дома. Хмурый Легостай сам пришел к нему.
- Знаешь кого мы отпустили?
- Знаю. Ту, которую искал всю жизнь. Найдя, потерял все. Зачем мне Лель вернул молодость. Лучше бы я умер. Мое горе сильнее в сто раз, чем было.
- Она не сказала тебе о себе? Кто она на самом деле? Утром ко мне пришел один из молодоженов и все рассказал.  Девушки решили выйти замуж, потому что им не запретила … Ольга. Она их предводительница. Вот так. Я где-то допустил ошибку. Только цена ее неизвестна.
- Как об этом узнали?
- Одна из, бывших теперь уж, пленниц говорит нашими словами. Ольга об этом не знала.
- Отправь меня к ним. Я уговорю их отказаться от войны.
- Тебя убьют сразу. Слова не дадут сказать. Нам стали известны некоторые обычаи их. Они слишком жестоки. В некоторых племенах амазонок даже детей своих убивают. Если родятся мальчики. Одна надежды, что эти не такие. Они вообще недавно образовались на берегах  моря и реки Амазон-Таис. И предводительница у них не родовая, а выбранная. Это все, что известно.  Я оставлю тебя. Слишком много дел.
- Что мне делать, чтобы помочь?
- То, что умеешь. Думать, думать и думать…
 

          Видман думал. Потом думал, что думал. Потом, что думал до того как думал.  Пришла Лелека и принесла еды на весь день.
- Прости нас. Мы будем заняты. Я готовлю отряд женщин воинов. Надо собрать караван и увезти детей в безопасное место. Это надо же? У нас была сама предводительница в руках…

        Прошло три дня. Следопыты сообщили, что земли за валами пусты. Потом дошли сведения о сражениях с соседями. Много было беглецов с разоренных городов  вплоть до моря. Ни о каком караване не могло быть даже намека. Триполье никто не тронул. Все это время они были готовы к войне. Легостай не мог поверить, что враг не воспользуется его ошибкой. Некоторое отличие от предыдущих сражений с амазонками все-таки было. Побежденные рассказывали, что многие откупились данями.  И самое главное. Победительницы перестали убивать пленных мужчин. Их можно было выкупить. Раненным даже позволялось остаться для работ по хозяйству. Все это время Видман пытался деятельностью заглушить тоску. Иногда к нему приходил Лель. Однажды гость не выдержал.
- Зачем ты мне вернул молодость?  Я ведь мог покинуть этот мир счастливым от находки. А теперь мне мучиться неизвестно сколько лет.
- Ты это о чем Видман? Я не могу законы природы нарушать. Ничего я тебе не возвращал. Я могу только видеть, есть любовь или нет. Так вот, пламя ее любви могло сжечь душу. Я и соединил ваши руки, чтобы спасти ее. Это она вернула тебе годы разлуки. Мне чужой славы не надо. И так нелегко…

      Легостай понимал, что происходит с Видманом. Он всегда находил повод занять друга делом. Оба в разговорах совершенно не касались темы Ольги. Единственный раз, когда речь зашла о возвращении в Тартарию, Лелека попросила.
- Ты должен прожить у нас год. Этого срока хватит, чтобы принять решение … любой из нас. А ты знаешь, почему Лель просил юношам пройти мимо девушек столько раз? Он говорит, что у девушек любви сразу не бывает. Юноша может мгновенно влюбиться. А нам надо вначале убедиться, что мы вам интересны. Потом сравнить со своим выдуманным суженым. Потом еще что-то.  В общем пяти-шести взглядов  или встреч достаточно.
- Где он сейчас? Мне неудобно его дом занимать.
- Мы давно уже не знаем, где он может быть. Он часто возвращается очень расстроенным. Тяжело ему в нашем мире. Причину не говорит. Ты, как нибудь, поговори с ним.  Может быть, тебе расскажет. Мне тоже не будет покоя за него уже никогда. Не думала, что это так тяжело, быть матерью Бога.

         Вечер незаметно перешел в ночь. Короткие дни не утомляли людей. Видман сидит в темноте. Звезды закрыты тучами. В комнате тепло от печи. Спать рано.
- Сидишь и не знаешь чем заняться?
- Занятие есть. Самое бесполезное в жизни. Воспоминания…
- Пустые мечты тоже бесполезны. Мы похожи с тобой. Я в детстве мечтал, что осчастливлю людей, соединив влюбленных. Глупый был. В жизни все по - другому.
- Лель. Я не знаток в этом деле. Научи.
- Хорошо.  Однажды я разрушил свадьбу, сказав всем, что здесь нет любви. Прошло уже много лет и эти люди по-прежнему одиноки. Они винят меня в своей беде. Я долго не мог понять, что есть люди кому не дано полюбить. И вины их в этом  нет. Просто, эти пары не могут найти друг друга.  Они могут быть в разных племенах, родах, странах. Как ты и Ольга. Но, род человеческий должен продолжаться. А я помешал этому своими откровениями.  Дальше - хуже.  Сотни девушек влюблены в меня. Они отказывают своим женихам, называя себя «невестами Леля». А я… не полюбил еще ни одной. И, … посоветоваться не с кем. Велес только посмеялся моим бедам. Говорит, что он бы на моем месте знал, что делать…  Маме не рассказывай. И так много забот.
- Она давно догадалась, что у тебя не все ладно. Материнскому сердцу слова не нужны.

         Два человека с огромной разницей возраста беседовали долго.  Ни одной задаче не нашли ответа, но легче стало. Так бывает. Видимо, время еще не пришло. Надо ждать.

        Дождались. Армия амазонок перешла реку. Валы приступом брать не стали. Боевым строем всадницы прошли сквозь промежутки в заграждениях. Возвращаться и уничтожать засадных воинов тоже не стали. У каждого города разбили лагерь. Напуганные «дикие люди» покинули свои таборы и устремились за спасительные стены. Только теперь Легостай увидел число противников. Он понял сразу, что сил для обороны мало. Триполье было обречено. Одно было непонятно. Кого ждут воительницы. Если они начнут атаку одновременно на все города, то надежда на отпор сохранится. Но, так захватчики не поступают. Они возьмут города по очереди. Чтобы не дать время на подготовку к штурму, Легостай приказал подготовить  сигналы на одновременное нападение на амазонок соседнему городу. По закону войны надо было выслушать противника. Глава города с мечом в ножнах и с полотном на древке, выехал за стены, облитые водой с глиной. Навстречу ему выехала Ольга.
- Приветствую тебя. Вижу, что к войне вы готовы. Но, говорить с тобой я не буду.
- По законы ты должна назвать причину прихода на наши земли.
- Я знаю это. Пришли женщину воина. Говорить буду с ней. Лелека поймет меня.
Легостай повернул коня. У ворот передал символ власти, знамя Перуна, Лелеке.
- Она не хочет говорить со мной. Выслушай ее и сама прими решение. Я соглашусь с ним.
Когда Лелека подъехала к месту встречи вся армия амазонок тысячью голосов приветствовала ее. Ольга дождалась тишины.
- Причины нашего прихода просты. Их всего две. Первая,- я возвращаю тебе украшения. Вторая. Войны не будет… если в каждом городе вместе с Главой будет равноправная женщина- воин. Как у вас. Только так я смогу  оправдать наш уход. Срок до весны. Согласна?
Лелека думала целое мгновение.
- Да.
- Хорошо. Лови узелок. Видману передай, чтобы не уходил. Прощай.
 Ольга развернула коня, и армия амазонок на глазах изумленных защитников стен начала вращение в походный строй. Легостай еще долго стоял на смотровой башне. Уже и пыль улеглась. Лелека несколько раз подходила к нему. А он все стоял и стоял. Подошел Видман.
- Согласятся ли главы других городов на женщин во власти?
- Это не проблема.  Вынуждены будут. Я думаю о другом. О следующем их требовании. Война не закончена. Она только отложена. Посты не снимать. Подготовку  к обороне продолжать. Пошли Видман. Я, как и Ольга, прошу тебя остаться. В этом есть смысл. Какой? Еще не знаю. А вот причину обеда чувствую особенно. Устал, как будто мечом полдня махал.

       За обедом все обратили на веселость Леля. Его аппетит удивил мать.
- Давно тебя не видела таким. Не влюбился ли?
- Боги… могут только позволить себя любить. Дело не в этом. Я мог сегодня закончить войну. Но не стал.
Видман изменился в лице. Бледность смуглого лица напугала Лелеку.
- Что с тобой? Лель. Как тебе не стыдно. Ты что задумал?
- Только не то, что подумал Видман. Я не собирался причинить вред Ольге. Хотя, мог бы. Меня обрадовало другое. Я видел целую армию сердец, жаждущих любви. Но, вынужденных воевать.  Тут есть над чем подумать. Природу не обманешь. Пусть Видман расскажет, как появились в мире амазонки. Ольга ему должна была говорить и об этом тоже.
- Тут никакой тайны. Причина в предательстве мужчин. Попав в этот мир, она  служила простым воином у народа вблизи моря. Захватчики из-за моря пришли на сотнях кораблей. Воевать с ними не стали. Решили откупиться… девушками.  Около пятисот молодых женщин и девушек погрузили на самое большое судно. Ольга тоже попала в их число. В море, во время шторма, пленницам удалось выломать запоры. Команда была слишком занята борьбой с ветром и не услышала освобождения «живого товара». Моряков всех убили. Ольга металась по всему судну, останавливая кровопролитие. Но, родственница вождя , на правах  наследницы власти, приказала всех убить.  Спасло их, что моряки успели убрать паруса. Вскоре шторм закончился.  Ольга потребовала чтобы начальница - самозванка управляла кораблем.  Но, та не умела этого делать. Разгневанные пленницы выкинули в море и ее тоже. Потом выбрали достойную, по их мнению, замену. О том, что это была Ольга, я не догадался. Она даже не намекнула. Через дней десять их прибило к берегу. Никто не захотел возвращаться к тем, кто их предал. Так появился первый поселок женщин – воинов. И первый бой с предателями. Мужчин убили.  Дальше, как обычно. Возник город со своими законами. Женщинам разрешалось раз в год встречаться с мужчинами соседних племен. Для продолжения рода. Никто и не подозревал об опасности соседства. Когда армия амазонок стала огромной, было уже  поздно. Они подчинили все пространство от Таиса до моря.  Потом уже реку назвали Амазон.  Мазон на заморском языке –это грудь. А- отрицание. Они изобрели очень сильные луки и стрелы их летят дальше. Они и  идут все дальше и дальше.  Страна живет военной добычей. Каждую осень они увеличивают число подданных. Вот и последний поход они выдадут за свою победу.  Вы согласились на женщин во власти. Это …половина их требований. Следующий раз они потребуют заложниц в виде девочек. И платы за мир. Уступив им, вы обречете свою страну на поражение. Но время выиграно. Найдите способы использовать его.

        За столом наступила долгая тишина. Казалось положение безвыходное. Только не Лелю.
-  Я вас успокою. Есть много способов сохранить мир без ущерба для себя. Я еще не определил, с какого из них  начинать.  Об этом позже. Нам всем надо отдохнуть.
- И у меня есть дело. Я все-таки звездочет.  Можно я на площади построю камень времени?
- Видман. Что это такое и зачем он нам?
- У нас в Тартарии в каждом городе такой стоит. Время бывает дня и время года. Можно их сделать на одном камне. По ним можно определять начало работ в поле. Начало любой работы и ее конец.
- Я, как Глава города, не могу разрешить тебе. Пусть жрецы это обсудят. Если они задобрят Мать-Землю, то другое дело. До сих пор только они определяли начало  сева и уборки урожая. А построишь ты на площади этот камень времени, то все смогут сами определять его движение? Да за такое святотатство они тебя не пожалеют. Сделай этот камень маленьким и … у меня на крыше. Пока. Потом и решим его пользу. И подумай. Как назвать его в честь Матери-Земли или в честь Отца-Солнца. Это на случай ответа на суде их. У нас слишком много законов обычая. Надо быть осторожней. Ты, пока я Глава, под защитой.

         Лель пропал надолго. Вначале этому не придали значения. Обычное дело. Через тридцать дней покой потеряла Лелека. Она пришла с Легостаем к Видману.
- Ты уже подружился с ним. Почему он не дает знать о себе?
- Ответов всего два. Он слишком занят. Или,  слишком далеко. Второе возможней. Не беспокойтесь. Опасности для него, при его способностях, нет. Если Лель не стал обсуждать свое намерение, значит, уверен в пользе и успехе своего дело. Нам остается ждать результата.

         Дозорные доложили Легостаю, что сотня всадников у ворот города.   Глава поспешил к стенам. С башни было видно, что они встали в боевой круг.  На некотором отдалении  всадник для переговоров. Легостай выехал навстречу. Стража приготовила луки «большой силы». Всадница была без оружия. Одной проблемой стало меньше. Это не война.
- Приветствую тебя. С кем желаешь говорить?
- С тобой Легостай. С разрешения Ольги мы прибыли к вам для выбора женихов. Природа осчастливила нас пламенем любви. Мы не можем больше убивать мужчин, если они не враги наши. Мы согласны служить городу воинами и матерями будущих воинов. Условие только одно. Рожденных девочек надо будет через год вернуть на прежнюю родину.

Легостай задумался. Потом осторожно начал речь, обдумывая каждое слово. В переговорах от этого много зависит.
- Я не против такой просьбы. Если в этом нет скрытых намерений. Согласен, … на свободный выбор вас, … нашими юношами. Но, … придется немного подождать. Поживете в отдельном лагере.
- Сколько времени ждать?
- Возвращения Леля. Он у нас освящает браки.
- Лель был в нашем отряде. Вчера он покинул нас. Мы не мешали ему.
- Еще одно. Оружие свое оставите в смотровой башне. Будете его брать при выходе из города. Внутри оно вам не нужно. Согласны?
Амазонка подняла две руки вверх. Всадницы сняли ножны с поясов и боевые арканы с седел.  Так и проследовали через ворота.  Легостай отправил следопытов во все стороны выяснить, нет ли где засады, или армии.  Предосторожность лишней не бывает.
 На площади построили временные жилища по кругу. Центр оставили нетронутым. Впереди День Перуна. Праздник  в честь Бога ничто не может отменить.

        В доме Легостая радость. Лелека хлопочет возле сына. Тот слабо сопротивляется.
- Мама. Я сам могу взять со стола еду. Не надо мне подавать. Просто посиди рядом.
Отец интересуется.
- Наши гости твоя работа?
- Да ты что, отец? Это работа природы Матери-Земли. Я только ее помощник. Видман. У меня для тебя хорошая новость. Скоро станешь… отцом.
 Видман встал из-за стола и вышел в другую комнату. Никто не должен видеть слез мужчины. Лелека пыталась пойти за ним, но Легостай остановил ее.
- Пусть побудет один. Лель,  бросаешься новостями, как дети камешками.  Надо было подготовить друга.
- Ничего страшного. Наших людей радость не убивает. Выдержит. У нас еще много общих дел.

        Видман стоял у круглого окна. Солнце давно зашло за далекие поля.
- Опять в темноте пребываешь. Понятно, ты же звездочет. Мне свет тоже не нужен. Для разговора достаточно голоса и ушей. Можно узнать у  тебя кое-что?
- Друзья об этом не спрашивают. Я слушаю тебя.
- Скажи. Видел ли ты когда-либо Ольгу без головного убора?
- Сейчас подумаю. Не припоминаю. А что?
- Кто еще в вашем мире был всегда с покрытой головой?
- Один человек. У него нет имени. Мы звали его – Древнейший. Он создал Тартарию. Никто не нарушил ни одного его указания. Его и похоронили в большой шапке. Такова была воля главы страны. Потом Древнейшим стал мой ученик Балл. Но, ненадолго. Я не спрашиваю, зачем тебе мои ответы, но помочь готов. Что тебя еще интересует?
- Пока ничего. Ольга к нам попала не простым путем. Как и ты. Мои родители знают его?
- Да. Тебе он не нужен.   У вас свой путь.
- Спасибо. Мне достаточно. Пойду готовиться к празднику. Отдыхай.

        На площади вновь проложен «маршрут Перуна». После жителей города по нему прошли и все вновь прибывшие. Девушки сами выбрали места среди зрителей. Но не все. Некоторые пожелали  принять участие в «шутливых боях». Особый интерес вызвал бой хрупкой девушки и сына богатыря. Юноша- увалень понадеялся на свою силу. Зря. Не успели зрители сосчитать до десяти, как он оказался на спине.  Поражение силач не признал и потребовал повтора боя.  В следующем падении он оказался на земле лицом вниз. Самым странным было то, что девушка оказалась под ним. Зрители вскочили со своих мест.  Вся площадь кричала.
- Целуй ее. Она твоя…
Силач выполнил требование. Потом поднял на руки свою невесту и понес к родителям за благословлением.  Жрецы тут же признали их мужем и женой. Даже Лель был поражен быстротой происшедшего.
- Это надо же. Я им не понадобился. Что делается в мире?

       Праздник закончился только к утру. Все амазонки стали не только жителями страны, но еще и женами трипольцев.  Лель не вмешался ни разу.   У него на это были свои причины. Видман не дождался окончания торжеств. Его пригласила в свой дом Соня. Там был накрыт богатый стол. Видман уже бывал в этом доме. В первые дни он передал подарки от Балла и Лины. После не получалось. Пустота дома настораживала.
- Где Толстяк?
- Умер. От безделья.
- А другой?
- Сбежал…. К амазонкам.  Но, долго там не протянет. У меня к тебе дело. Угощайся. Вот хмельной квас. С ним осторожней. Ума лишает. Остальное и вкусно и полезно. Разговор будет после.
Угощение действительно было редким. Соня постаралась. Видман знал о действии хмельного кваса. Поэтому кувшин остался полным.
- Благодарю дом этот и его хозяйку.  Я не тороплюсь. Скажешь о своем деле, когда придет время.
- Оно пришло давно. У моих детей свои дома. Я с ними в ссоре. Они считают меня виновной в смерти отца. Конечно, ошибка моя была. Мне говорили соседи, но я никого не слушала. Вот и осталась на старости лет никому не нужной… Забери себе мой дом.
- Да ты что? Я вот всю жизнь один прожил. Так тоже можно. Даже привык. И ты привыкнешь. Да и не умею я хозяйством управлять.
- А тебе и учиться этому не надо. Я буду у вас помощницей.
- Ты сказала- «У вас». У кого?
- У тебя и … Ольги. Кто детей-то будет смотреть? Я буду им … бабушкой.
- Соня. Разве может такое случиться? Не может быть счастье таким полным. Боги не позволят. Я не достоин этого. С чего ты взяла, что Ольга вернется?
 - Я видела ее во время отъезда. Она трижды оглянулась. Вернется непременно.
- Хорошо Соня. Если все будет так, как ты сказала, мы придем к тебе.

        Видман. Где же ты был? Лелека тебя искала на  праздничный ужин.
- Я ужинал у Сони. Она свой дом отдает мне и Ольге. И обещает ухаживать за нашими детьми. Это просто невозможно. Я не стал обижать ее отказом и сделал вид, что согласен.
- Вот и хорошо. Я тебе начал уже подыскивать жилище. Скоро все выяснится.  Подождем.

       Ждать пришлось недолго. Весна прошла в посевных работах. Ни один клочок земли не остался пустым. Весенние дожди пропитали землю. Всходы были такими плотными, что удивили и обеспокоили Трипольцев. Мягкое лето и сухая осень позволили в срок убрать урожай. Ветки плодовых деревьев были подвязаны к шестам. Десять всадниц прибыли с подарками в город. Площадь не могла вместить всех желающих увидеть гостей.  Легостай позволил раздать украшения бывшим амазонкам. Это не заняло много времени. Но вот одна из всадниц произнесла.
-  Видман. Подойди к нам.  Тебе тоже есть подарок.
 Из корзины, привязанной к седлу, извлекли сверток.
- Это твой сын. Прими его. Назови сам и воспитай. Все.
Амазонки развернулись в походный строй. Легостай скомандовал об открытии ворот. Все произошло быстро. Видман продолжал  стоять со свертком в руках. Подошла Соня.
- Давай его мне. Я знаю, что делать. Кормилицу найдем. Каждая мать сочтет за честь накормить твоего сына. Об имени думай.
- Подумал. Сына зовут  Видольг.  Я принимаю твое предложение. Идем.
Только в доме Видман рассмотрел сына. Обычный ребенок с немного удлиненной головой, которую он держал  легко, разворачивая на голос
- Каков же его возраст?
- Судя по пуповине дней десять. А если судить по силе, то  все тридцать. Будем считать днем рождения день Перуна летнего. Боги тебе подарок сделали. Радуйся. 

          В ворота постучали. Видман побежал открывать. Семья Главы города ожидала приглашения.
- Мы первые. По праву друга, а не главы. Смотрины. Разреши пройти.
- Вы еще спрашиваете?  Я рад вам.
 Легостай и Лелека вручили вначале подарки. Детское белье из тончайшего полотна.  Лель внимательно осмотрел голову ребенка.
- Я так и думал. Поздравляю. Его ждет великий Путь.  Он соединит наши миры… От меня отдельный подарок. Колыбель из ивовых прутьев и… флейта. Подрастет, играть будет. Пока пусть просто подержит в руках.
Ребенок протянул руки к игрушке. Потом дунул в нее. В комнате стало светлее и тонкий звук отразился от стен эхом. Обеспокоенная Соня забрала трубочку.
- Чего надумали. Всему свое время. Идите в столовую. Там ваше место. Угощайтесь. Видман, командуй. Ты обещал. Это твой дом. Легостай, подтверди.
- Твоя воля. Решение  принято. Идем, идем. Я сегодня даже квасу хмельного выпью за нового жителя Триполья.  Такая радость редко бывает. Как перед большими испытаниями…

       В течении нескольких дней все бывшие амазонки посетили дом Видмана. Они установили очередность кормления ребенка. Потом принесли запасы продуктов на весь год. Отремонтировали амбары и крышу. Дом вновь приобрел прежний ухоженный вид. Дров заготовили на несколько лет. Видман пытался возражать, но его никто не слушал. Кроме сына. Тот вначале молчал в присутствии отца. Потом гукал. Потом говорил что-то на своем языке. Вскоре Видман стал его понимать. Короткие фразы были просьбами. Потом приказами. Даже Соня удивлялась их общению.
- Ничего не понимаю. На каком языке вы говорите?
- Это язык мира. Детском.

        Прошло полгода. Амазонки заключили мир с Трипольем. За всю историю это был единственный случай. Легостай успокоился победе без сражения. Любые трудности можно было пережить. Кроме войны. На сотни лет новый договор обезопасил два народа.
Ольга стала чаще появляться в городе. Она неизменно приезжала верхом в сопровождении охраны. Даже Видман был удивлен.
- Мир же везде. Могла просто так приехать. Своими людьми народ пугаешь.
- Мы редко говорим с тобой. Будучи той, кто я есть, нельзя допускать ошибок. Тем более, повторять их.  Я уже однажды это сделала. Простой человек, ошибку может исправить. Властитель, никогда.  Я вот оставляю за себя, то одну, то другую подругу. Они такое вытворяют, что мне приходится  потом многое выполнять заново. Когда найду достойную замену, то уйду совсем.
- Сюда?
- Нет. Об этом потом.  Будем радоваться жизни и сыну. Ничего странного не заметил у него?
- Растет быстро. Голова большая. Наверно в тебя пошел.

Видман протянул руку к Ольге. Но до шапки волос дотронуться не удалось. Ольга даже не шевельнулась, а рука Видмана отлетела, как от удара.
- Что это?
- Ты можешь меня касаться. Кроме головы. Она охраняется нашими законами.
- Шутишь, да? Решила посмеяться? Это закон Амазонии?
- Нет.
- Чей?
- Узнаешь в свое время. Скоро.

         Дни общения проходили и Видман с сыном вновь оставались одни. Соню он звал по имени. Отца Видманом. Мать Ольгой. Слов мама и папа не признавал.  Очень радовался приходу Леля. В остальном был обычным ребенком.  Пришло время на вопросы. Мальчика интересовало все. Что готовит Соня? Когда придет Ольга с подарками? Что делает в городе Легостай? Видман терпеливо объяснял. О Главе города, что он следит за порядком. С этого времени каждый приход в гости Легостая начинался с вопроса.
- Ты везде порядок навел? А почему вон тот дом без крыши?
Вопросов было так много, что вскоре все близкие заметили Видману.
- Ты займи его чем-то серьезным. Мы устали получать от него замечания.
- Вы хотите получать трудные вопросы? Чем больше я его учу, тем мне труднее . Он в каждом деле лезет вглубь. Мы не знаем  многого. Я сам в затруднении. Не думал, что счастье родительское такое.
Легостай догадался.
- Ты дай ему задание, которое сразу не выполнить. Пока он будет занят, отдохнешь.
Солнечным утром следующего дня Видман вывел сына на улицу. На большой поляне сделал круг, и в центр вбил шест под углом к земле.
- Сыночек. У меня очень важное дело. Помоги мне. Тебе предстоит следить весь день за тенью этой палки. Из белых камней, которые лежат на краю поляны, укладывай черту конца тени. Работа очень важная. Не ошибись. Эту работу надо сделать только сегодня. В день самой короткой тени. Еду Соня принесет сюда.
До полудня Видман блаженствовал. Он даже в гости сходил к друзьям. Легостай похвалил друга за находчивость. Лелека пожурила обоих.
- Не стыдно вам над ребенком измываться. На улице пекло. На голову-то хоть что-то одел?
 Здесь и нашел отца маленький Видольдиг.
- Видман. Иди и проверь мою работу.
- Солнце только половину пути прошло. Я же сказал, что надо весь путь проложить.
- Иди и проверь. Некогда мне тут с вами бездельничать.
 Видман и заинтересованный Легостай отправились на поляну. Лелека тоже увязалась за ними. Полукруг из белых камней замыкал часть поляны. Но тень была в самой короткой части.
- Видишь сыночек. Солнце прошло только половину пути. Надо дождаться до темноты.
- Вот ты жди и проверяй. Я камни выложил до конца. А мне  жарко. Пойду с Соней на речку.
 Видман сразу понял, что сын правильно провел линию тени. Закон симметрии мира никто не отменял.  Легостай хохотал. Лелека  заметила.
- Не получилось у вас занять умника.  Что дальше?
- Разобьем полукруг на равные части  и получим делитель времени дня. Игрушка. Жрецы против не будут.
В очередной приезд Ольга внимательно осмотрела творение сына.
- Прикажу у себя построить такие же.  Через равные промежутки сигналом колокола город будет оповещаться о начале работ, обеда, ужина и отдыха.  Что делать, когда нет солнца?
- Придумаем. У Раджа на испытаниях воинов время определялось количеством уходящей воды из сосуда. Потом сосуд заливался  вновь  этой же водой. Просто. У всех были равные условия. Надо заметить, сколько вытечет воды за время между двумя ближайшими частями полукруга. Это и будет единицей счета.
- А почему шест наклонен?
- Он смотрит на центр вращения неба. Что днем, что ночью, центр всегда на месте. Это мы еще в Аркаиме заметили.

        Ночью Видман и Ольга вышли на плоскую крышу дома.
- Ого! У тебя тут целое звездное небо из камней. И все разные. Цветом и размерами. Вот эта звезда. Что в ней особенного?
- Это одна из «бродячих». Но, не звезда. Она как наш шар небесный  крутится вокруг Солнца. Каждые два года и пятьдесят дней приближается к нам. А раз почти в восемьдесят лет очень сильно. Чем она заинтересовала тебя?
- Подари мне ее.
- Зачем тебе звезда. Да еще и не самая яркая.
- Ты до конца своих дней останешься звездочетом. И обязательно будешь видеть ее чаще, чем меня. Таким образом, вспомнишь обо мне.
- Дарю. Но вспоминать не буду. Для этого забыть надо. А я не смогу…


          В очередной приезд Ольги они вновь на крыше. Красная звезда беспокоит  мигающим светом. Видман и Ольга сидят рядом. Женщина плачет. Видман молчит. Он не знает, что происходит с женой. Поэтому не находит нужных слов. Но, Ольга справилась с внутренней бедой.
- Я огорчила тебя слезами. Прости.
- Меня не слезы огорчают, а причина их. В них нет моей доли?
- В них только моя  жизнь. Вся. Сегодня  могу  открыть часть… Трудно жить без … Родины.
- Давай вернемся в Тартарию.
- Там тоже я … чужая. Как и ты. Только  я знаю это, а ты нет. Наша Родина далеко. Путь туда закрыт навсегда. Как до этой красной Звезды-Родины.
- А что мы делаем здесь?
- Создаем… страны.
- … Зачем?
- Это главное условие улучшения жизни. Крупные страны создают крупные достижения. Жизнь будет меняться все быстрее и быстрее.
- До каких пор?
- Не знаю. Окончания не видно. Мы не увидим результата.
- Я думал, что это забота Богов.
- Нет, конечно. Боги владеют душами и чувствами, … но не миром.
- Зачем тогда храмы, жертвы и все остальное?
- Для удержания людей… людьми. Все.
- Ты кто?
- Жена твоя. Я и так сказала много. Мне меньше говорили. Сама догадывалась. Одно могу сказать. Когда везде будут страны, то дороги через Астрал закроются.
- Кто  показал эту дорогу?
- Тот же, кто и тебе, Древнейший. Он один из создателей нашего нового мира. И … отправил меня сюда. Даже если я выполню свою работу, счастья мне это не принесет.  Я как воин, мечтающий дожить до старости, а потом сожалеющий о прошедшем. А ты?
- Я всю жизнь был занят всего двумя делами. Учить других и изучать небо. Оно и наградило меня счастьем. Ведь это мой ученик посоветовал мне отправиться вперед во времени. Спасибо ему. Он тоже …создает страну. Но, мирным путем.
- Это дольше.  И прочнее. Расскажи мне о нем.

         Впервые Видман и Ольга говорили о Тартарии. О том, что Аркаим сгорел. О жизни ее предков. О степняках, которые покинули свои места. О заключении мира и торговли между странами. Все новости Видман сообщал намеками, и Ольга сама догадывалась, что дальше.
- Ты действительно великий учитель. Жаль, что в молодости не училась у тебя. Нашего сына ты сможешь обучить всему.
- Сомневаюсь. Его вопросы ставят меня перед неизвестным. Он даже как-то сказал, что я слишком многого не знаю. Хорошо, что не спрашивает о быте и личной жизни. Тут я  слаб в знаниях.
- Этому Соня научит. Она опытная женщина…. Может и тебя поучить.
Видман весело рассмеялся.
- Вот такой я тебя люблю еще больше.
- Какой?
- Ревнивой. Лель говорит, что любви без ревности не бывает, а вот ревность без любви случается.
- Ему виднее. Мне даже жаль его. Часть моих воительниц заглядываются на Бога Любви. Его так у нас называют. Они могут и не сдержаться… в мое отсутствие. Он, как нарочно, дразнит их своей красотой. Я давно заметила, что после его посещений  мои воины прихорашиваются больше, чем учатся владеть оружием. В сотне наших невест его вина бесспорна. Если так дело пойдет дальше, мы изменим законы и станем, как все. Потом люди придумают о нас всякие небылицы. Лет через тысячу.
- Ты такая умная и умелая. Как же в плен попалась?
- Специально. Пришлось бы пожертвовать четырьмя не лучшими  вояками. Но встреча с тобой все изменила. Мы нашли свое счастье. А, хотели всего–на всего … страну. Ты спас Триполье…

          Запыхавшийся Легостай не тратил время на приветствия.
- Идемте к воротам. Там целая армия. Ольгу требуют.
За стенами города все видимое в сумерках пространство было заполнено всадниками. Ольга спокойно выехала за ворота. Видман шел рядом, опираясь на суковатую палку.
Три всадницы обрадовались.
- Они оба здесь. Нам повезло. Ольга, отдай оружие. Ты низложена за нарушения закона.
- Оружие воин отдает вместе с жизнью. Нападай. Тогда получишь желаемое.
Всадница метнула аркан, от которого Ольга легко уклонилась. Нападавшая сама оказалась в петле и полетела к ногам Видмана. Вторая всадница метнула копье, которое Видман отбил посохом. Удивленная Ольга бросилась к третьей всаднице, но та подняла обе руки.
- Я не настаивала на твоем убийстве и драться не буду.
- Зато я буду. Хочешь остаться живой и забрать все. Тогда получай.
Из-за спины  третьей всадницы вылетел боевой топор с двумя лезвиями. Ольга чудом успела нырнуть под круп коня и, выпрямляясь, пронзила хитрую нападавшую коротким мечом.  Сбитая с коня воительница повернулась к Видману. Она спокойно подошла к нему. Достала боевой нож и, любуясь беззащитностью мужчины, картинно замахнулась для удара.  Женщины любят эффектные зрелища. Видман не умел биться. Поэтому он достал клинок из посоха и просто ткнул в  открытую шею бывшей всадницы. Та и не думала уклонятся. Хотя, легко могла это сделать. Ей нужна была царапина на своем теле для оправдания убийства. Левой рукой воительница схватилась за шею и, выронив боевой нож, упала на землю.  Ольга не стала убивать оставшуюся в живых бунтовщицу. Армии безмолвствовали. Из ворот выезжали в полном боевом облачении всадники. Вот уже их число стало больше нападавших, а они все выезжали и выезжали. Все открытые места были заняты, а число воинов прибывало. Первые ряды всадников города стали передвигаться все ближе и ближе к соперникам, освобождая места новым воинам. Армия амазонок начала перестраиваться в походный порядок. Темнота скрыла последних. Лежащая на земле пленница заговорила.

- Ты не предупредила нас, что воинов мужчин в десятки раз больше. Если вернешься, то сразу погибнешь. Кто выступил против тебя только исполнители. Нам обещали награду за твою голову. Неприкасаемую.
- Уведи ее Легостай. Она нужна мне живой. А ты хитер. Столько воинов суметь спрятать в городе.
Стоявшие рядом мужчины расхохотались.
- Молодец наш Глава. Напугал врагов числом непобедимым.
- Ольга. Обычное дело. Это одни и те же всадники. Круговое движение может быть бесконечным. На этот раз удалось. Темнота помогла.
 Ольга не смеялась.
- Я догадываюсь, кто мог за этим стоять. Женщина- Лиса. Лиссипия. Она самая сильная. Но, не очень умная.  У них должен быть запасной ход. Радоваться рано. Я давно не видела Леля. Где он?
- Его  нет в городе. Он часто уходит.
- Пошлите на поиск. Это важно.

         Пленница не желала разговаривать. Ни с кем. Она знала, что пытать ее не будут. Вела себя смело. Пока не пришла Ольга.
- Ты знаешь местные обычаи. Мужчины тебя не тронут. У меня таких привычек нет. Ты  заговоришь. Вначале я уничтожу твою красоту. Потом все остальное. Признание может спасти тебя и от смерти и от пыток. Где Лель?
- Он в подвале крепости. Оттуда не убежать. Мы узнали его тайну. Он мог исчезать только в открытой местности. Бог называется. Жить будет… пока не женится.
- Что этому мешает?
- Он сам. Поставил подлое  условие, что должен осчастливить самую некрасивую женщину. … Найти такой не могут. Никакие приказы новых хозяек не помогают. Он еще и веселится. Поет песни и зовет свою «страшненькую» возлюбленную. К нему приводили несколько. Он в каждой находил что-то хорошее и красивое. Довольные «невесты» уходили. А чтобы не было попыток поменять тебя на Леля, решили считать тебя предателем. Вот и все. Теперь убей и не пытай.
- Поживи еще. Я хочу, чтобы ты видела, чем все закончится.

         Легостай собрал военный совет городов. Главы согласились объединить армии ради спасения Леля. Ольга возразила, что таким образом не освободить пленника. Скорее всего они потребуют выдать бывшую предводительницу. Пока она жива власть в Амазонии держится на страхе. К нему можно привыкнуть. Потом правители обречены. Поэтому и Лель будет жив. Надо у Видмана спросить, что делать.
- Он не воин. Но показал себя смелым человеком.
- В этом деле воин не нужен. Позовите.

         Видман удивился.
- Я плохо разбираюсь в устройстве страны. Могу погоду предсказать. Однажды падающая звезда помогла победить страшную беду. Сейчас таких поблизости нет. Даже солнечных закрытий Луной не предвидится. Сколько лет Амазонии?
- Я там уже пятнадцать лет…
- А прибыла в Триполье, или на берег моря?
- На берег реки. Мы ее зовем Амазон-Таис.
- Отвезите меня на место старого города. Я попробую найти ответ задаче жизни. Пока ничего не предпринимайте.  Ольга мне расскажет о городе амазонок. Порой обходной путь короче прямого, но опасного.
- Я-то расскажу… в ответ на твои планы.
- Пока плана никакого. Он составится из знаний.

           На все вопросы Видман получил короткие ответы. Потом собрал котомку странника. Войдя в круг камней, некоторое время оставался там.  Тяжело опираясь на посох, он шагнул в центр круга и исчез. Ольга возмутилась.
- Говорил, что плана нет. Обманщик, как все мужчины. Вернется, получит взбучку. Легостай. Что теперь делать?
- Ждать. Тебя Соня ищет. Может с сыном что? Поторопись.

         В доме Соня высыпала на стол груду драгоценных камней.
- Это он оставил тебе. До конца жизни хватит и тебе и сыну. Он выполнил  обязанность мужчины. Обеспечил семью. Что будешь делать?
- Помогать Легостаю готовить армию. Потом спасать Леля.

           По степи шел странный человек. Сгорбленная спина и седые волосы до плеч говорили о великом возрасте.
- Эй, мудрец. Остановись.
- Откуда вы можете знать о моей мудрости? Я впервые на этих землях.
- Глупцы до таких лет не доживают. Ты нам нужен. Мы амазонки.
- Боюсь, что мой возраст не позволит быть вам полезным. Не тратьте на меня время.
Всадницы расхохотались.
- А он еще и шутит. Нашей Лисипии понравится. Возьмите его.
Старца подняли и осторожно усадили позади всадницы.
- Давай свой посох.
- Не могу. В нем моя мудрость. Привязывать не надо. Удержусь.

          Огромный город жил обычной жизнью. Центральная площадь была местом торговли. Все улицы были круговыми. Обычная крепость. Ни одной деревянной крыши. Везде черепица. Даже стены. Сжечь его невозможно. Старец не смотрел по сторонам. Любопытство здесь неуместно. Его сразу провели к большому дому. У самых дверей он еле шел, опираясь на посох. Так и прошел в самую большую и светлую комнату. Там стоял огромный топчан с занавесками и несколько кресел. В одном из них сидела крупная женщина.  Одежда не могла скрыть сильного тела. Голос ее был таким же.
- Кто ты?
- Ищущий ответа на вечный вопрос.
- Откуда ты?
- От края земли. Восхода солнца.
- Твоя вера?
- Она зависит от места пребывания. У всех свои Боги.
- Другие вопросы тебя не интересуют?
- Уже нет. Я знаю на них ответы.
- Кто я?
- Новая хозяйка города… Ненадолго.
Женщина вскочила с кресла. Она действительно была крупной. Выгнав всех из зала, подошла вплотную к страннику.
- Объясни, или умрешь.
- Твой путь к власти короток. По нему легко пройти другим. Ты сама показала его.
- Как избежать этого?
 - Много способов. Мне надо время, чтобы найти единственный.
Амазонка была так близко, что Видман мог легко поразить ее.
Правительница невредимой вернулась в кресло. Хлопнула в ладоши.
- Отведите его в самую прочную комнату…для гостей. Накормите.

       В углу подвала на мешках с травой лежал Лель.
- Я не женюсь на нем. Он, хоть и страшный, но не женщина.
- Веселишься Лель.  А вот твоим родителям не до веселия.
- Ты кто, Старец?
- Мудрец. А ты юнец, который переоценил свои возможности. Твоя ошибка может стоить тысячи жизней. Как думаешь выбираться?
- Зачем? Здесь хорошо кормят. Невест море.
- Отец твой готовит поход. Это война.
- Иди и отговори его…Видман. И, что с тобой?
- Астрал забрал годы… подаренные Ольгой.  Отсюда нет выхода?
- Выход есть всегда. Я давно мог покинуть эти стены, но делаю вид, что не могу.
- Зачем?
- Чтобы узнать больше. И спасти… Ольгу. И еще. Завтра сотня кораблей прибудет на эти берега. Будет великое сражение. Оно изменит этот мир. А теперь давай отведаем угощение.  Впереди ночь. Ну, зачем ты явился меня спасать?

       Утром следующего дня правительница вновь в кресле.
- Нашел ответ на мой вопрос?
- Он сейчас не так важен. Есть другие. Я думаю о них.
- Я тебе приказала одно. Что может быть важнее?
- Безопасность города. Твоя свобода  связана с этим.
- Что угрожает городу?
- Заморские воины. Они умеют воевать с женщинами. После первого боя ты поймешь, с кем воюешь. Сегодня вечером тебе придется принять нелегкое решение.
- Хорошо. Подождем до завтра. Возвращайся в гостевую комнату.

       В подвале Видман застал Леля за странным делом. Он собирал битые камни и заделывал все щели в стенах. Потом попросил много воды. Ему принесли. Он полил все мешки с сухой травой. Деревянные толстые двери тоже были обильно смочены. Колокол площади возвестил о тревоге. Армия неприятеля вызывала на бой Амазонок. Тысячи всадниц рекой хлынули на врага. Ряды противника расступились и проглотили нападавших. Со стен города все видели, что войско просто исчезло за пылью степи. Предводительница запретила второй набег. Она поняла, что погубила лучших воинов. Из рядов мужчин выехал огромного роста воин. Он остановился в отдалении. Его спросили о требованиях и причине войны.
- Мы уйдем, если вы выдадите свою предводительницу. Красота ее и есть повод нашего похода. Если откажетесь, то город будет уничтожен. В ответ со стен полетели тысячи стрел. Воины отступили и перешли на соседний холм. Огромная куча хвороста запылала зеленым дымом. Он не шел вверх. Словно огромная змея дым пополз к стенам. Потом, скопившись внизу, проник за стены. Первые воины, глотнувшие дым, сбежали. В городе началась паника.  Вскоре все было закончено. Ворота открылись,  враги спокойно вошли в неприступную крепость. Предводительница в боевом облачении вышла из дворца. Вождь победителей смутился.
- Это обман. Где ваша настоящая хозяйка. Открыть все подвалы. Найти ее.

       На солнце Лель прикрыл глаза. Видман стоял рядом и тоже не мог привыкнуть к яркому свету. Потом Лель подошел и взял воительницу за руку.
- Ты вождь. Присмотрись. Красота бывает открытой и скрытой. Открытая красота быстро проходит. Скрытая остается с человеком всегда. Можешь выбрать, что лучше. Возьми ее за руку и ты поймешь все. Любовь ее умрет только с вами.
Вождь вновь посмотрел на амазонку. Ее сильное тело было прекрасным.
- У нас говорили, что они безгрудые. Обманули философы. Готовьте возместить нам затраты. Первый отряд жив. Мы его забираем. Как трофей. Все мужчины города свободны. Вы, старец, тоже. Дайте ему коня. Этому красавчику предложение. Можешь поехать с нами. Ты свободен в выборе. У нас тебе счастье обеспечено.
- Спасибо вождь за освобождение. Родителей жалко. Мне вернуться бы домой.
- Воля твоя. Мои слова не птички. В гнездо не возвращаются.

        Степь утомляет глаза своей бескрайностью. Два всадника не торопятся.
- Видман. Я могу сейчас оказаться дома. Но, нельзя же бросать тебя в степи. Где твой переход. Показывай.
Седой человек молчит и это беспокоит Леля. Видман еле держится в седле. Вечером друзья устраивают привал. Небольшой костер из сухой травы и мелких веток колючего кустарника греет слабо. Видман мерзнет и Лель снимает с себя верхнюю одежду.  Он укладывает друга на постель из трав. Звездное небо отражается в глазах Видмана. Красная звезда повисла над головой. Луч от звезды меняет свои цвета. Потемнев, растворяется в ночи.  Лель все понимает и плачет. Горе потери ранит душу. Он понимает, что вместе с другом уходит беззаботная часть жизни. Позади свадьбы и игры. Позади мелкие заботы и даже война. Все ничтожно перед суровой правдой жизни. И сама жизнь друга позади. Только утром Лель ножом начинает копать землю. Мягкий песок принимает остывшее тело.  Лель вкладывает в руку друга выроненный им  сапфировый камень-отвес.
- Пусть он будет твоим поводырем в бесконечных мирах. Посох отдам сыну твоему.

ЭПИЛОГ

      Ольга вернула власть в стране амазонок. Сына воспитала Соня. Он и  стал следующим Главой города, когда пришло время.  Через год победители прибыли за ежегодной данью. В жестоком бою нападавшие были разбиты.  Бывшая предводительница  Лиса сражалась вместе с мужем со своими соплеменницами. Ольга и ее воины не щадили никого. Вождь нападавших и его молодая жена погибли. Никто после, не осмеливался напасть на странное и сильное государство гордых женщин. Они остались в истории непобежденными. А, может быть, это очередная легенда древних, мечтающих о справедливости в таком сложном и алчном мире.

         

          


Рецензии