Об опасности восточных практик

Практики работы со своим умом, предлагаемые восточными Мастерами и доморощенными эзотериками, обещают нам, в конечном результате, особое состояние «просветления», мудрости, ничем не нарушаемого блаженства. Возможность такого состояния обусловлена наличием в нас, актуально и потенциально, трех уровней сознания.

Бессознательное - это инстинкты, прошлое человечества, бездна не осознаваемой нами информации. Человек, как он есть, связан с прошлым, зависит от прошлого, отражает его в своей деятельности и мышлении.

Сверхсознательное - это будущее, интуиция, новизна, то, что мы потенциально содержим в себе, что порой входит в нашу жизнь на короткое мгновение и что, в конечном итоге, должно стать нашим естественным состоянием.

Человеческое сознание – это настоящее, интеллект, транзитный пункт, временное состояние, в котором мы пребываем в своей земной жизни.

Может ли человек уже здесь, на земле, достигнуть своего сверхсознательного уровня и должен ли стремиться к этому? Ответом на этот вопрос являются те практики, которые нам предлагают различные восточные школы и хорошо известные «просветленные мастера». Например, Дж.Кришнамурти разработал оригинальный метод самопознания, который изложил в своей любопытной книжечке "Свобода от известного" и в других работах. Сотни специальных медитаций разработал другой «просветленный», Раджниш (ОШО), преследуя ту же цель – выход за пределы понятийного мышления и достижение особого состояния «не-ума». И раньше, в религиозных традициях разных стран, существовали практики, методы работы с умом и телом, направленные на достижение человеком высшего уровня сознания.

Тот факт, что все эти школы и практики помогают многим их адептам достигать определенных результатов, у нас, полагаю, нет оснований отрицать. Но что это за результаты, так ли уж они хороши, необходимы и безопасны? У меня нет ответа на этом вопрос, а есть большие и большие сомнения.

А что если люди достигающие «самореализации», «просветления», утрачивают в результате свою оригинальную, неповторимую личность, что не соответствует Божьему замыслу?  Бог дал этим людям шанс "состояться", в качестве оригинальной, неповторимой личности, войти в вечность в своей личностной форме, а они возвращают ему "билет в мир", словно говоря: «нет, нам это не нужно». Практикуя йогу, дзен- буддизм, методы Кришнамурти и Раджниша, любители восточных практик, вполне возможно, становятся безликими существами, весь интерес которых состоит в том, чтобы делать такими же безликими других людей.

Когда смотришь на фотографии некоторых «просветленных», замечаешь, что они не выглядят на них добрыми и благодатными. Были ли они такими? Не знаю, не уверен. Лично я предпочитаю не рисковать и не брать на вооружение целиком, ни одну восточную практику. Допускаю лишь отдельные упражнения для достижения частных результатов: спокойствия, уравновешенности, оптимизма.


Рецензии
Очень интересное и глубокое размышление о восточных практиках. Очень понравился и Ваш ответ на рецензию:

"Индивид, конечно, приближается к божественному, но должен ли он утрачивать свою личностную форму, "сливаясь" с божественным, или должен сохранять ее? Вот этого я не знаю и предпочитаю полагаться на естественный ход вещей, не форсировать свою эволюцию. Не зная ее цель, я могу наломать дров."

Это звучит как гамлетовский вопрос, но только в духовной жизни: "Быть <Богом> иль не быть? Вот в чём вопрос". Это, действительно, зависит не от нас. Многие же восточные практики говорят обратное: всё в твоих руках. Вероятно всё-таки есть какая-то золотая середина, неизвестная нам.

Интереснейшая тема...

Владислав Плеханов   18.07.2016 20:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав, за высокую оценку размышления. Тема интереснейшая и труднейшая. Наш логический (не диалектический)по своей природе, ум, мыслящий дуалистическими понятиями, не способен выбраться из заколдованного круга, в котором тезис и антитезис опровергают друг друга. Поэтому, и золотая середина, о которой Вы упоминаете, нам недоступна и никогда не будет доступна. Она доступна только за пределами ума, мыслящего понятиями, а чтобы выйти за пределы ума, нужно умереть в качестве "я". Для подавляющего большинства это возможно только после смерти тела.
С уважением. Егений.

Евгений Терещенко   18.07.2016 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.