12. Пишу, что помню...

НА СНИМКЕ: Старая открытка с видом города Вильно


Следующая страница:

«Большой, большой стол посреди комнаты. Чего только на нём нет. Это пасха. Меня будят, я сонный вхожу в комнату, где мать в белом платье, отец, няня и денщик христосуются, пьют, едят; я тоже что-то ем, кого-то целую и меня снова несут на постель, т.к. я сплю…

На следующий день  много офицеров, солдат приезжают в течение всего дня – это визитёры поздравители с праздником. На маленьком столике растёт гора использованных тарелок, рюмок, так как всех угощают, все едят…

… Комната в казармах. Посреди нары, у окон тоже, а на них солдаты на корточках /почему то все евреи/ окруженные солдатским сукном, режут, шьют. Это «швейная» полковая. Мне дают пустые катушки, они большие и из них я делаю тележку…
Там же, ночь. Вдруг шум, беготня, крики!
Это наш денщик, пьяный, забил в  барабан тревогу и поднял на ноги всю казарму. Я его не видел после этого.

Ночь. Я не здоров и не сплю. На другом конце комнаты няня и моя мать со свечкой нагнулись над маленькой кроваткой. Свеча мерцает и большие тени ползают по потолку и стенам, мне страшно – это умирает мой новорожденный брат Алексей…

В здании казарм было 2-3 двора. В одном из них мусорный ящик. К нему приходила старая женщина с палкой и мешком. Рылась палкой в мусоре,  что-то клала в мешок и уходила. Говорили, что она кладёт в мешок непослушных детей. Я всегда со страхом ждал её появления. Она приходила не каждый день и могла появиться совершенно неожиданно…
Там же. Я гуляю во дворе. На мне белый кавказский костюм с «пулями» на груди в кармашках, у узенького пояска настоящий кинжал в металлических ножнах, красный ворот рубахи и белая папаха с красным верхом. Общее удивление и мой восторг!
Куда делся потом этот костюм (я проносил его не долго), не помню. Такой же был у брата Василия, только с синей рубашкой и синим верхом папахи.»

Вклейка. На листе приклеена старая почтовая карточка (открытое письмо) с изображением старого города Вильно.
На открытке надпись: «Stare Wilno Brama Troska przy b.Kosciele Franciszkauskim».


Рецензии