Проверка на прочность - танкер Епифан Ковтюх
Получил направление на работу , в должности судового механика на танкер « Епифан Кофтюх «. Назначение меня польстило .Направлялись ,в этот экипаж , люди с безупречной репутацией . Об успехах этого экипажа ,есть страничка на ВДНХ в Москве. Экипаж танкера был одним из лучших в Министерстве морского флота СССР. Капитан -- Николай Фёдорович Лаврентьев. Он пользовался большим авторитетом . Говорили , что если молодой судоводитель , поработал годок , другой, помощником капитана у Н. Лаврентьева , можно смело его рекомендовать на должность капитана. Он никогда не повышал голос, но он всегда знал, что если он дал кому либо задание ,оно будет выполнено. Да и члены экипажа всегда шли к нему со своими проблемами и он в меру сил помогал. Я принял дела , хозяйство было в хорошем состоянии и приступил к служебным делам вахтенного механика. В одно время со мной ,появился в экипаже и моторист Пётр Прицук. Вел он себя уж как то самоуверенно. Подменный старший механик, зашел к нему в каюту, и сделал замечание , что в каюте рядового состава не должно быть электрочайников, потребовал убрать. Однако Прицук спросил , а у тебя дед есть чайник ? Стармех ответил, есть. Так вот дед , когда у тебя не будет ,тогда и я уберу. За такую наглость ,старший механик дал распоряжение списать с судна. На другой день вернулся штатный старший механик , и тут же на борту появился Петр Прицук , в сопровождении большого начальника из управления пароходства. Начальник переговорил с капитаном и уехал. Прицука определили в бригаду мотористов : моторист – сварщик , моторист – токарь , моторист – форсунщик. Танкер погрузился светлым грузом , порт назначения Гамбург. На мою вахту закрепили молодого моториста – Николая . Николай оказался добродушным грамотным парнем. На вахте работы хватает ,да и после вахты - заняться есть чем , хозяйство большое. Когда прошли Гибралтар и вышли в Атлантику , погода показала зубы , особенно в Бискайском заливе . Ла – Манш , в этом напряженном районе для судоходства , капитан оттачивал мастерство судовождения , своих помощников . При подходе к причалам Гамбурга , мне понравился обычай или правило , мы шли к причалу ,по левому борту находился какой то спортивный объект .На флагшток поднимают флаг страны ,проходившего мимо судна и исполняют государственный гимн. Встали к причалу, приступили к разгрузке. На следующий день .к борту подошел рейдовый пассажирский катер . На нём мы добирались в город и обратно . В городе мы зашли в магазин , рассчитанный специально для моряков .Хозяином был пожилой немец ,а за прилавком бывшая соотечественница из российских немцев , Линда. Молодая , приятная женщина ,родилась в городе Николаеве , закончила музыкальное училище, её муж из Казахстана ( из немцев Поволжья ), закончил медицинский институт , но в Германии работы с Советским дипломом не нашел и переквалифицировался в массажисты. Линда любезно предложила чашечку кофе и за беседой с юмором рассказала об особенностях менталитета местных жителей и как она впервые познакомилась со своей родной бабушкой.Мама подсказала её адрес и она бодро направилась, по указанному адресу. Подошла к двери и нажала на кнопку звонка.Дверь открыла пожилая женщина и поинтересовалась ,кто и по какому поводу её беспокоят. Она с энтузиазмом выпалила, что она её внучка и хотела бы познакомиться со своей бабушкой.Однако,бабушка ответила, что она очень рада видеть свою внучку,но сейчас принять её не может, у неё обед. Позднее давайте созвонимся и договоримся о времени визита.Нужно принимать местные правила, это не Россия, когда можно беспардонно зайти к бабушке, в любое время суток. Выгрузились , помыли танки ,перешвартовались к другому причалу , приняли груз растительного масла и вышли в рейс на Индию , порт Бомбей . 26 марта встали на якорь , на внешнем рейде Бомбея. Нам повезло , люди ждут месяц в очереди постановки к причалу . А мы 1 апреля уже стояли у причала и приступили к разгрузке . Чтобы самим не ставить охрану у трапа , капитан договорился с властями и они поставили своего вачьмана. Пусть они сами гоняют толпы просильщиков -- налить бутылочку масла. Но их ,всё равно много , просят дать ,ченченуть , на что либо -- всем нужен ,хоть один кусок «Красной Москвы «. Когда то ,какой то шутник ,назвал наше хозяйственное мыло « Красной Москвой « и охота за «Красной Москвой « идет в портах Вьетнама , Индии и т.д. И всё потому ,что такого большого куска в мире нет и только оно мылится при стирке и отстирывает всё ,не только в жесткой воде а и в море ! Ходили в город на экскурсию , в клуб моряков и на обезьяний остров . В Индии святое всё, корова , кобра ,обезьяна ,но не человек. Разве что Брахман. Брахман - авторитет и для любого человека -- учитель , как бы тень бога Шивы , Вишну и ещё 3392 бога и более. В их верованиях нет догмы. Не буду вдаваться в древние традиции кочующих Ариев , так как я дилетант, в этой сфере и не хочу кого либо обидеть. А те , что ночуют в припортовой зоне Бомбея ,вряд ли интересуют какие либо интеллектуальные ценности. Всем , чем они владеют ,укладываясь спать – кусок картона или клочок тряпки . Но нам ,с этим населением ,нужно быть осторожным . Особенно в ночные вахты. Они с ловкостью обезьян ,по швартовным концам проникают на борт судна и крадут все , что плохо лежит ,замок для них не проблема . Если их заметил вахтенный, по одному не ходить , у них всегда наготове нож . А если они поняли , что обнаружены , тут же бесстрашно бросаются с борта судна в море. И так -- экскурсия на обезьяний остров . Экскурсовод красивая , стройная индианка , с хорошим знанием русского языка . На острове древний монастырь , кельи ,хранилища для воды и продуктов ,выдолблены глубоко в черном граните острова . Там же, из черного гранита стоит двух метровый фаллос . Монастырю больше 1000 лет. В свое время его посещал Александр Македонский. На деревьях острова живут не только обезьяны .На ветвях деревьев висят какие то сосуды , в виде амфор . Оказывается , это ульи диких пчел . От монастыря к морю спускается лестница ,ну как в Одессе, Потёмкинская ,только скромнее. По обеим сторонам лестницы ,до самого низа ,торговые киоски. В них продаются всевозможные поделки из сандалового дерева и даже слоновой кости для туристов .И вот одного из туристов , советского моремана , заинтересовал висевший на дереве кувшин. И чтобы распознать , а кто в нем живет , запустил в него камнем и удачно попал .Рассерженные обитатели кувшина в миг набросились на обидчика .Тот бросился бежать в низ по лестнице к морю . Тогда досталось не только обидчику а и всем торгашам в киосках , вдоль лестницы. Говорят, исследователя спасли местные медики . Рассказывали и другой случай. На подходе к Бомбею ,местные рыбаки , развели наших моряков . На ходовом мостике танкера, заметили баркас рыбаков ,подающий знаки бедствия . Капитан дал команду застопорить ход. На баркасе подошли к борту , на банках лежали « изможденные» рыбаки , ну прямо кожа и кости . Шкипер .на хорошем английском объяснил , что у них кончилось топливо , а парус - одни лохмотья и они несколько суток дрейфуют без воды и пищи .Не одно проходящее судно не отреагировало на их сигналы . Экипаж соответственно помог, дали топлива ,воды и продуктов . А боцман в один момент, превратил кусок брезента , в парус с люверсами под фал . И только потом , когда дали ход , поняли ,что их развели .Кандидаты в покойники , вдруг резво задвигались .запустили дизель , помахали в знак благодарности руками и пошли своим курсом . В прибрежных водах Индии и Африканского континента , подобные представления не редкость . Пословица «голь на выдумки горазда «. 20 апреля закончили выгрузку и вышли в море . Капитан зачитал распоряжение - мыть танки , идти в Порт – Луи , Маврикий , берём груз патоки , груз на Францию . порт Бордо. 4 мая встали к причалу Порт Луи . 14 мая погрузились и вышли в порт назначения Бордо . За это время как то про Петра Прицука забыли ,пока не произошло маленькое событие. В помещении столовой команды . на подволоке прорвало трубу водоснабжения . Устранить неисправность направили Прицука. Но для того , чтобы добраться до трубы ,необходимо снять панели с подволока и переборки Этой работой занялся боцман и старший матрос – плотник . Когда они приступили к работе , то Прицук сказал , что они снимают не те панели а нужно вот эту и эту . Однако они продолжали работать по своему . Петра это возмутило , ну боцман не зря вас «рогатыми» зовут , я же вам говорил , что нужно снимать вот эту панель и эту , а вы уперлись рогами и делаете по своему . Боцман сказал ему спокойно ,Петя не мешай . Но когда Прицук оказался прав , они сняли панели не в то месте , он их так достал , что чуть было дело не дошло до драки . И это в лучшем экипаже ! Причина наглого поведения Петра , и покровительство начальника высокого ранга , вскоре всплыла по причине его глупого хвастовства . Прицук был шкипером быстроходного катера на подводных крыльях . Однажды отдыхая на базе отдыха «Моряк» в Сухой щели ,для моряков «Новошип» и их семей , «большой начальник» совершал на быстроходном катере , морскую прогулку и ему очень захотелось порулить самому . Шли они , казалось на безопасном расстоянии от берега . Но директрисе гостиницы «Бригантина» , так нравились морские просторы ,что она плыла всё дальше и дальше -- далеко за буйки . А дальше их курсы пересеклись ! 11 июня мы встали к причалу , какого то завода , в порту Бордо .В порту Бордо ,я не первый раз, ходил на экскурсию , посещали собор Святого Андрея, построенный в 1300 году,там же жила династия кардинала Ришелье. Помните Одесскую шутку? Во Франции его так достали,что он сбежал в Россию и стал губернатором Одессы. Прошли годы и французы столкнулись с проблемой. Нет кандидата на должность министра иностранных дел и они обратились с просьбой к одесситам , отпустить кардинала Ришелье, в Париж. Да,дело в другом,не до шуток, меня вызвал , к себе в каюту , старший механик и говорит « у меня к тебе есть просьба , взять к себе на вахту Петра Прицука . В экипаже накалились страсти и могут провести с ним воспитательные мероприятия. Проведи с ним инструктаж , проверь как следует по своему хозяйству и вперёд. При проверке знаний по хозяйству , Прицук знает хорошо и то что при грузовых операциях , ему придется нести вахту в котельном отделении и поддерживать работу питательных насосов в ручном режиме ,по уровням в стёклах .Гирконовые автоматы уровней в котлах не надежны. На следующий день ,когда оба котла работали в напряженном режиме , мне в ЦПУ позвонил донкерман , что давление пара резко упало . Я прибежал в котельное отделение ,Прицука в котельном нет . Я пытался спасти левый котёл , перекрыл горение ,закрыл маневровый клапан и шибер но было поздно. Секции заднего фронта , под тяжестью пучка прогнулись. Дальше выгружались на одном котле. А Петр , в это время выходил подышать свежим воздухом. 16 июля пришли в порт Туапсе. А дальше находился на разборках в механической службе пароходства. Как то в пароходстве встретил капитана , Николая Фёдоровича Лаврентьева . Он посочувствовал , а потом предложил свою помощь , давай ка вместе зайдем к главному инженеру Криштану. Я думаю ,что смогу помочь решить твою проблему . Однако , во мне сидела горькая обида на свою глупость и я совершил ещё одну . Я обидел многоопытного человека и сам себе нанёс удар ниже пояса . Я ответил капитану : спасибо Николай Федорович за ваше участие , но по моей вине произошла эта пакость и я сам буду выпутываться . Капитана Лаврентьева я больше никогда не видел . Говорили , что он работал каким то представителем на Цейлоне , а вернувшись в Одессу , работал начальником Трансфлота. А мне, ещё и ещё раз ,пришлось писать объяснительные в механико - судовой службе пароходства. Но хорошо,что существуют друзья.О своих мытарствах, я поведал, своему другу, Алексею Баданину, в прошлом ,то же,как и я,был авиатором , а сегодня - групповой инспектор ,в отделе кадров и у него созрела идея - спрятать меня на год, предложил мне,работу донкерманом на танкере "Апшерон", в экипаже капитана Канидьева, работающих в каботаже, компании "ПЕМЕКС", в Мексике. Я согласился. А дальше ,Мексика,компания "ПЕМЕКС",танкер Апшерон .
Свидетельство о публикации №216031301769