Проверка на прочность - танкер Епифан Ковтюх

                Проверка   на  прочность 1979 год  .

               Получил  направление  на  работу , в должности  судового  механика  на  танкер  « Епифан  Кофтюх «.  Назначение   меня  польстило .Направлялись  ,в  этот  экипаж  , люди  с  безупречной  репутацией . Об  успехах  этого  экипажа ,есть  страничка  на  ВДНХ  в  Москве.  Экипаж  танкера  был  одним  из  лучших  в  Министерстве  морского  флота  СССР.  Капитан  --  Николай  Фёдорович  Лаврентьев.  Он  пользовался  большим  авторитетом . Говорили  , что  если  молодой  судоводитель  , поработал  годок , другой,  помощником  капитана  у  Н.  Лаврентьева , можно  смело  его  рекомендовать  на  должность  капитана.   Он никогда  не  повышал  голос, но  он  всегда  знал,  что  если  он  дал  кому  либо  задание  ,оно будет  выполнено. Да  и  члены  экипажа  всегда  шли  к  нему  со  своими  проблемами  и  он  в  меру  сил  помогал.  Я  принял  дела , хозяйство  было  в  хорошем  состоянии  и  приступил  к  служебным  делам  вахтенного  механика. В  одно  время  со  мной ,появился  в  экипаже и моторист  Пётр  Прицук.  Вел  он  себя  уж  как то  самоуверенно.  Подменный  старший  механик, зашел  к  нему  в  каюту, и сделал  замечание , что  в каюте  рядового  состава  не  должно  быть  электрочайников,  потребовал  убрать. Однако  Прицук  спросил , а у тебя  дед  есть  чайник ? Стармех  ответил,  есть.  Так  вот дед , когда  у  тебя  не  будет ,тогда  и  я  уберу. За  такую  наглость ,старший  механик  дал  распоряжение  списать  с  судна.  На  другой  день  вернулся  штатный  старший  механик , и  тут же  на  борту  появился  Петр  Прицук  , в  сопровождении  большого  начальника  из  управления  пароходства.  Начальник  переговорил  с  капитаном  и  уехал.  Прицука  определили в  бригаду  мотористов :  моторист – сварщик , моторист – токарь , моторист – форсунщик.  Танкер  погрузился  светлым  грузом , порт  назначения  Гамбург. На  мою  вахту  закрепили  молодого  моториста – Николая . Николай  оказался  добродушным  грамотным  парнем. На  вахте работы хватает  ,да  и  после  вахты  - заняться  есть  чем , хозяйство  большое.  Когда  прошли  Гибралтар  и  вышли  в  Атлантику , погода  показала  зубы , особенно  в  Бискайском  заливе . Ла – Манш , в этом  напряженном  районе  для  судоходства , капитан  оттачивал  мастерство  судовождения , своих  помощников . При  подходе к  причалам  Гамбурга , мне понравился  обычай  или  правило ,  мы  шли  к  причалу ,по  левому  борту  находился  какой  то  спортивный  объект .На  флагшток  поднимают  флаг  страны ,проходившего  мимо  судна   и  исполняют  государственный  гимн. Встали  к  причалу, приступили  к  разгрузке. На  следующий  день .к  борту  подошел  рейдовый  пассажирский  катер . На  нём  мы  добирались  в  город  и  обратно . В  городе  мы  зашли  в  магазин , рассчитанный  специально  для   моряков .Хозяином  был  пожилой  немец  ,а  за  прилавком   бывшая  соотечественница из российских немцев ,  Линда.  Молодая , приятная  женщина ,родилась  в  городе  Николаеве , закончила  музыкальное  училище,  её  муж  из  Казахстана  ( из  немцев  Поволжья ), закончил  медицинский  институт  , но в  Германии  работы  с  Советским  дипломом  не  нашел  и  переквалифицировался  в  массажисты.  Линда  любезно  предложила  чашечку  кофе  и  за  беседой  с  юмором  рассказала  об  особенностях  менталитета  местных  жителей  и  как  она  впервые  познакомилась  со  своей  родной  бабушкой.Мама подсказала её адрес и она бодро направилась, по указанному адресу. Подошла к двери и нажала на кнопку звонка.Дверь открыла пожилая женщина и поинтересовалась ,кто и по какому поводу её беспокоят. Она с энтузиазмом выпалила, что она её внучка и хотела бы познакомиться со своей бабушкой.Однако,бабушка ответила, что она очень рада видеть свою внучку,но сейчас принять её не может, у неё обед. Позднее давайте созвонимся и договоримся о времени визита.Нужно принимать местные правила, это не Россия, когда можно беспардонно зайти к бабушке, в любое время суток.  Выгрузились  ,  помыли  танки  ,перешвартовались  к  другому  причалу ,  приняли  груз  растительного  масла  и  вышли  в  рейс  на  Индию  , порт  Бомбей .  26  марта  встали  на  якорь  , на  внешнем  рейде  Бомбея.  Нам  повезло  , люди  ждут  месяц  в  очереди  постановки  к  причалу . А  мы  1 апреля  уже  стояли  у  причала  и  приступили  к  разгрузке . Чтобы  самим  не  ставить  охрану  у  трапа  ,  капитан  договорился  с  властями  и  они  поставили  своего  вачьмана.  Пусть  они  сами  гоняют  толпы  просильщиков  -- налить  бутылочку  масла.  Но  их  ,всё  равно  много  , просят  дать  ,ченченуть , на  что  либо  --  всем  нужен  ,хоть   один  кусок  «Красной  Москвы «. Когда  то ,какой  то  шутник  ,назвал  наше  хозяйственное  мыло  « Красной  Москвой «  и  охота  за  «Красной  Москвой « идет  в  портах  Вьетнама  ,  Индии  и  т.д.  И  всё  потому  ,что  такого  большого  куска  в  мире  нет  и  только  оно  мылится  при  стирке  и  отстирывает  всё  ,не  только  в  жесткой  воде  а  и  в  море !  Ходили  в  город  на  экскурсию  , в  клуб  моряков  и  на  обезьяний  остров .  В  Индии  святое  всё, корова , кобра  ,обезьяна  ,но  не  человек.  Разве  что  Брахман.  Брахман  -  авторитет  и  для  любого  человека  --  учитель ,  как  бы  тень  бога Шивы , Вишну  и  ещё 3392  бога  и  более.  В  их  верованиях  нет  догмы.  Не  буду  вдаваться  в  древние  традиции  кочующих  Ариев  ,  так  как  я  дилетант, в  этой  сфере  и   не  хочу  кого  либо  обидеть.   А  те , что  ночуют  в  припортовой  зоне  Бомбея  ,вряд  ли  интересуют  какие  либо  интеллектуальные  ценности.  Всем ,  чем  они  владеют  ,укладываясь  спать – кусок  картона  или  клочок  тряпки . Но  нам ,с  этим  населением  ,нужно  быть  осторожным . Особенно  в  ночные  вахты.  Они  с  ловкостью  обезьян ,по  швартовным  концам  проникают  на  борт  судна  и  крадут  все ,  что  плохо  лежит ,замок  для  них  не  проблема  . Если  их  заметил  вахтенный,  по  одному  не  ходить , у них  всегда  наготове  нож . А  если  они  поняли  , что  обнаружены , тут  же  бесстрашно  бросаются  с  борта  судна  в  море.  И  так  --  экскурсия  на  обезьяний  остров .  Экскурсовод  красивая , стройная  индианка , с  хорошим  знанием  русского  языка  .  На  острове  древний  монастырь  , кельи ,хранилища  для  воды  и  продуктов  ,выдолблены  глубоко  в  черном  граните  острова . Там  же,  из  черного  гранита  стоит  двух  метровый  фаллос . Монастырю  больше  1000  лет.  В  свое  время  его  посещал  Александр  Македонский.  На  деревьях  острова  живут  не только  обезьяны  .На  ветвях  деревьев  висят  какие  то  сосуды , в виде  амфор .  Оказывается , это  ульи  диких  пчел .  От  монастыря  к  морю  спускается  лестница ,ну  как  в  Одессе, Потёмкинская  ,только  скромнее. По  обеим  сторонам  лестницы ,до  самого  низа ,торговые  киоски.  В  них  продаются  всевозможные  поделки  из  сандалового  дерева  и  даже  слоновой  кости  для  туристов  .И  вот  одного  из  туристов  , советского  моремана , заинтересовал  висевший  на  дереве  кувшин.  И  чтобы  распознать  , а  кто  в нем  живет , запустил  в  него  камнем  и  удачно  попал .Рассерженные  обитатели  кувшина  в  миг  набросились  на  обидчика  .Тот  бросился  бежать  в  низ  по  лестнице  к  морю . Тогда  досталось  не  только  обидчику  а  и  всем  торгашам  в  киосках , вдоль  лестницы.  Говорят,  исследователя  спасли  местные  медики . Рассказывали  и  другой  случай.  На  подходе  к  Бомбею ,местные  рыбаки , развели  наших  моряков .  На  ходовом  мостике  танкера, заметили  баркас  рыбаков  ,подающий  знаки  бедствия . Капитан  дал  команду  застопорить  ход. На  баркасе  подошли  к  борту , на  банках  лежали « изможденные»  рыбаки , ну  прямо  кожа  и  кости . Шкипер .на  хорошем  английском  объяснил , что  у  них  кончилось  топливо  , а  парус  - одни  лохмотья  и  они  несколько  суток  дрейфуют  без  воды  и  пищи .Не  одно  проходящее  судно  не  отреагировало  на  их  сигналы  . Экипаж  соответственно  помог, дали  топлива  ,воды  и  продуктов . А  боцман  в  один  момент,  превратил  кусок  брезента , в  парус  с  люверсами  под  фал . И  только  потом , когда  дали  ход  , поняли  ,что  их  развели .Кандидаты  в  покойники , вдруг  резво  задвигались .запустили  дизель  , помахали  в  знак  благодарности  руками  и  пошли  своим  курсом  .  В  прибрежных  водах  Индии  и  Африканского  континента  , подобные  представления  не  редкость . Пословица  «голь  на  выдумки  горазда «.  20  апреля  закончили  выгрузку  и  вышли  в  море . Капитан  зачитал  распоряжение -  мыть  танки , идти  в  Порт – Луи , Маврикий , берём  груз  патоки ,  груз  на  Францию  . порт  Бордо.   4 мая  встали  к  причалу  Порт Луи .  14  мая  погрузились  и  вышли  в  порт  назначения  Бордо . За  это  время  как  то  про  Петра  Прицука   забыли ,пока  не  произошло  маленькое  событие.  В  помещении  столовой  команды . на  подволоке  прорвало  трубу  водоснабжения . Устранить  неисправность  направили  Прицука.   Но  для  того , чтобы  добраться  до  трубы ,необходимо  снять   панели  с  подволока  и  переборки  Этой  работой  занялся  боцман  и  старший  матрос – плотник . Когда  они  приступили к работе , то  Прицук  сказал , что  они  снимают  не  те  панели  а  нужно  вот  эту  и  эту .  Однако  они  продолжали  работать  по  своему  .  Петра  это  возмутило  ,  ну  боцман  не  зря  вас  «рогатыми» зовут , я  же вам  говорил , что  нужно  снимать  вот  эту  панель  и  эту , а  вы  уперлись  рогами  и  делаете  по  своему  . Боцман  сказал  ему  спокойно  ,Петя  не  мешай . Но  когда  Прицук  оказался  прав  , они  сняли  панели  не  в  то  месте  , он  их  так  достал , что  чуть  было  дело  не  дошло  до  драки . И  это  в  лучшем  экипаже ! Причина  наглого  поведения  Петра , и  покровительство  начальника  высокого  ранга , вскоре  всплыла  по  причине  его  глупого  хвастовства . Прицук  был  шкипером  быстроходного  катера  на  подводных  крыльях .  Однажды  отдыхая  на  базе  отдыха  «Моряк»  в  Сухой  щели ,для  моряков  «Новошип»  и  их  семей , «большой  начальник»  совершал  на  быстроходном  катере , морскую  прогулку  и  ему  очень  захотелось  порулить  самому . Шли  они  , казалось  на  безопасном  расстоянии  от  берега . Но  директрисе  гостиницы  «Бригантина» , так  нравились  морские  просторы ,что  она  плыла  всё  дальше  и  дальше  -- далеко  за  буйки .  А  дальше  их  курсы  пересеклись !    11  июня  мы  встали к  причалу , какого  то  завода , в порту  Бордо .В порту Бордо ,я не первый раз, ходил на экскурсию , посещали собор Святого Андрея, построенный в 1300 году,там же жила династия кардинала Ришелье. Помните Одесскую шутку? Во Франции его так достали,что он сбежал в Россию и стал губернатором Одессы. Прошли годы и французы столкнулись с проблемой. Нет кандидата на должность министра иностранных дел и они обратились с просьбой к одесситам , отпустить кардинала Ришелье,  в Париж. Да,дело в другом,не до шуток, меня  вызвал , к  себе  в  каюту , старший  механик  и  говорит « у  меня  к  тебе  есть  просьба  , взять  к  себе  на  вахту  Петра  Прицука  .  В  экипаже  накалились  страсти  и  могут  провести  с ним  воспитательные  мероприятия. Проведи  с  ним  инструктаж  , проверь  как  следует  по  своему  хозяйству   и  вперёд.  При  проверке  знаний  по  хозяйству ,  Прицук  знает  хорошо  и  то  что  при  грузовых  операциях ,  ему  придется  нести  вахту  в  котельном  отделении  и  поддерживать  работу  питательных  насосов  в  ручном  режиме  ,по  уровням  в  стёклах .Гирконовые    автоматы  уровней  в  котлах  не  надежны.  На  следующий  день ,когда  оба  котла  работали  в  напряженном  режиме , мне  в ЦПУ  позвонил  донкерман  ,  что  давление  пара  резко  упало . Я  прибежал  в  котельное  отделение  ,Прицука  в  котельном  нет . Я  пытался  спасти  левый  котёл  , перекрыл горение  ,закрыл  маневровый  клапан  и  шибер но  было  поздно.  Секции  заднего  фронта , под  тяжестью  пучка  прогнулись.  Дальше  выгружались  на  одном  котле.  А  Петр ,  в это  время  выходил  подышать  свежим  воздухом.  16  июля  пришли  в  порт  Туапсе.  А  дальше  находился  на  разборках  в  механической  службе  пароходства. Как  то  в  пароходстве  встретил  капитана , Николая  Фёдоровича  Лаврентьева . Он  посочувствовал , а  потом  предложил  свою  помощь , давай  ка  вместе  зайдем  к  главному  инженеру  Криштану.  Я  думаю  ,что  смогу  помочь  решить  твою  проблему .  Однако  , во  мне  сидела  горькая  обида  на  свою  глупость  и  я  совершил  ещё  одну  . Я  обидел   многоопытного   человека  и  сам  себе  нанёс  удар  ниже  пояса  . Я  ответил  капитану : спасибо  Николай  Федорович  за  ваше  участие , но  по  моей  вине  произошла  эта  пакость  и  я  сам  буду  выпутываться .  Капитана  Лаврентьева  я  больше  никогда  не  видел . Говорили  , что он  работал  каким  то  представителем  на  Цейлоне , а  вернувшись  в  Одессу , работал  начальником  Трансфлота. А мне, ещё и ещё раз ,пришлось писать объяснительные в механико - судовой службе пароходства. Но хорошо,что существуют друзья.О своих мытарствах, я поведал, своему другу, Алексею Баданину, в прошлом ,то же,как и я,был авиатором , а сегодня - групповой инспектор ,в отделе кадров и у него созрела идея - спрятать меня на год, предложил мне,работу донкерманом на танкере "Апшерон", в экипаже капитана Канидьева, работающих в каботаже, компании "ПЕМЕКС", в Мексике. Я согласился. А дальше ,Мексика,компания "ПЕМЕКС",танкер Апшерон .







   


Рецензии