Кузнец из Ершова

               
(рассказывает Парменов Василий Николаевич , 1931, строитель-ремонтник-металлург, г.Череповец).

Отец.  Мой отец –уроженец д. Ершово  Пришекснинского района Вологодской области Парменов Николай Иванович (г.р.1989-1092?), деревенский кузнец., т.е. кустарь. У нас была корова, лошадь, овцы, куры. Кузница и мельница- два традиционных места общения селян, обмена новостями. (До революции ещё и церковь.)
История фамилии.

 Как Смирновы стал Парменовыми ( объяснение Василия Николаевича). Моего прадеда звали Парменом, дед-Смирнов Иван Парфенович. При раскулачивании в списках сельсовета маячили две разных лица с одинаковой фамилией, именем и отчеством- Смирнов Николай Иванович. Чтобы их не путать, перед одной из ни стали ставить букву «П», что означало «сын Пармена», потом это прижилось и в дальнейшем тот же сельсовет их переименовал в Парменовых.  Отца раскулачили в 1934г., арестовали в 1937г. Прямо к  кузне подъехал грузовик-полуторка, его взяли в рабочей одежде,  по дороге взяли других и повезли в Череповец, там уж рассортировали. Прямой дороги в город тогда не было, везли через Яганово. В городе определили- кому, куда и сколько. Суд письмам, отец попал в Карелию в Медвежьегорск, там рыл канавы, потом мы узнали , что  он умер 1 февраля 1941г. Еще было какое-то вранье, якобы он погиб в Амурской области. Найти следы отца мне так и не удалось(1).

Дедов дом.
        Крепкий двухэтажный дом в селе Ершово. Верхний этаж- жилой, нижний –столярка, старшие братья как помню,  строгали себе лыжи и др.  В 1991г. в доме размещалась почта.
 
Семь Я.
  Моя мать –Надежда Игнатьевна Парменова ( в девичестве Тимофеева), взята из села Княже. У отца с матерью было семеро детей. Сыновья и дочери четы Парменовых:
 Иван(1916),Александр(1928),Сергей (1920),Капитолина (1922),Катерина (1925), Василий (1931), Алексей (1934).

Брат Александр.
Александр в 17 лет уехал в Архангельск, работал вольнонаемным в лагере (учетчик на лесоповале). Как он вспоминал позднее, иногда приходилось браться за топор и дорабатывать за зеков что, что они не смогли сделать по слабосилию, иначе им не светило поесть в этот день. В армию его взяли в 1941г. связистом, ему повезло- отвоевал без единого ранения. После войны он окончил лесотехническую академию им. Кирова в Ленинграде. До пенсии работал в городе Сокол Вологодской области на бирже леса, вырастил с женой пятерых детей, умер,  немного не дожив до пенсии.

Брат Сергей.
  Примерно в 1939г. он окончил сельско- хозяйственный техникум под Ленинградом (Ломоносово), работал на ст. хвойная зоотехником. Сергей-участник ВОВ,  как в фильме Н.Михалкова, в первый бой он пошли в Прибалтике с палками ( не хватало винтовок), одна пуля попала ему в шею, другая в руку, он попал в плен. Немцы отдали его в работники эстонцу, через некоторое время отправили на работы в Германию. Вернулся  в СССР после войны, прошел фильтрационный лагерь, оттуда –на спецпоселение на Кавказ (Чечня), его определили на работы по восстановлению нефтепромыслов. Наконец, разобрались, что перед ними- ветеринар с дипломом. С того времени он почти 60 лет работал зоотехником в совхозе,  воспитал неродную дочь, имел свой дом в Аргуне (14 км от г.Грозный). О чеченцах, среди которых прожил жизнь он отзывался хорошо (уважают стариков, имеют чувство юмора). Некоторые из них по его рекомендации приезжали в Череповец торговать помидорами, обращались ко мне, приходили в гости всегда с подарком (обычай). Умирать Сергей приехал в Череповец, кажется, в 2004 году. На родине он прожил всего 10 дней.

О себе.
          До 1947 года мы жили- мать я младший брат Алексей в деревне Ершово. После ареста отца землю нам обрезали  «под самые окна», избу пришлось ставить посреди двора, жилая площадь на всех-14 кв.м. Я ходил в школу, а летом пас овец, случалось спасать их от волков; один раз колхоз даже премировал меня за работу- выделил овцу. Паспорт мне выделили без проблем- мы не были колхозники. В 1947 году я в 16 лет махнул  к брату Сереге на Кавказ. До Москвы ехал по билету, далее- зайцем.
В Грозном я учился в 6-м классе. Рядом учились сунженские казаки, учеба давалась им с трудом. Чеченцы тоже разные: на равнине- мирные, в горах- грабители (по тамошнему- абреки). С 6-го класса в Грозном набирали в  строительное ФЗО, я выучился на маляра, работал полгода. Помню было много "шабашек": то красишь квартиру главного бухгалтера, то главного инженера. Много работы было  по  ремонту жилья ветеранов войны. В Грозном жили все нации, как в «Ноевом ковчеге», и все жили в то время дружно.

Танкист.
         В армии я служил три года срочной службы и два- сверхсрочно (1951-1957гг.). Закончил инструктором по вождению танков. Закончил Владимирское танковое училище, выпущен  наводчиком. Харьковское танковое училище (Харьков, Холодная гора), получил специальность радист. На водителя выучился самостоятельно. Я поехал с другом- он доверил мне рычаги. Один друг допустил аварию- мы втихаря отремонтировали танк. Танк Т-34 я неплохо изучил по книге. Довелось побывать в городе Чугуеве ( Родина художника Репина). Довелось командовать танком Т-80. Мое фото-лучшего инструктора долго висело на доске Почета в училище, на этой доске я был единственный  сержант среди офицеров.
    После армии я забрал родных в Череповец, самовольно (нахально) занял комнату в бараке в Панькино (в н.вр. ул Чкалова)


          В Вологде в ФСБ я познакомился с делом отца. Читал в присутствии подполковника. Прочитал доносы, узнал фамилии, кто писал. Что, спрашивает, мстить будешь? Кому, говорю, мстить. Они давно подохли. А их дети- что ж, они такие же как и я, за что им мстить? Читая доносы, обратил внимание, как подозрительно гладко, грамотно они написаны. А ведь писали их малограмотные мужики! Не удивляйся, сказали мне- ведь  ПИСАЛИ ПОД ДИКТОВКУ СЛЕДОВАТЕЛЯ. Один из тех, кто дал ложные показания на отца, показал, как его заставили это сделать: "Пиши на него, а не то заставим его на тебя написать".

Как я возвращал отчий дом.
      Хлопоты по возмещению ущерба жертвам  пострадавшим от репрессий- отдельная тема, она появилась после известного закона президента Б.Н.Ельцина от 1991года. Потом еще все ждали подзаконных документов. Все началось с суда.  В 1995 году я обратился в череповецкий суд- там очередь. Надоумили обратиться в Шексну. Требуются свидетели. Их не вызвали. Тогда я привез их в суд на своей машине. Суд решился в мою пользу. Я отсудил 2 млн. 200тыс.руб.-сумма потеем временам небольшая, но она ограничена законом (не более 100 минимальных заплат). Кое-кто из деревенских «пошипел»-«Ему даром дом достался».«Даром отобрали»-парировал я.
     Почта подобру из дома выезжать не хотела. Переселение произошло только после суда.
      Отъезду предшествовало разграбление. Сняли линолеум, обрезали провода, вынесли даже массивные, сделанные на века  двери с косяками, выволакивая массивный сейф, капитально повредили  деревянную лестницу. Законом естественный износ имущества не компенсируется, а поломки  по вине прежнего владельца- да. Я не стал составлять смету для суда- пожалел женщину-начальника почты. Возмещение вреда пришлось бы платить из её кармана. Надо отметить, что власти отнеслись к проблемам репрессированных с пониманием. После дома я пытался разобраться с отобранным имуществом. Где искать опись? Подсказали- в архиве МВД. Это был  перечень  представленного на торги имущества отца. Но там была только "малоценка". Многое руководители-коммунисты разобрали себе, не включив опись. Со слов братьев: в пальто и в шапке отца открыто ходил председатель колхоза "Пример" Иван К.;  еще  не попали в опись и разобраны по рукам: швейная машинка, ружье, гармонь, трюмо, диван, венские стулья... Эти венские стулья до сих пор стоят в одном доме в Ершове, их показывали по ТВ как аниквариат, сестра их узнала.
                ***

  Сейчас летом я живу в доме предков в Ершове, провел газ, водопровод. Первое время ко мне не иссякал  поток «паломников»: « Расскажи, как тебе удалось возвратить свой дом».




На гражданке.
 Демобилизовался в 1957-м. На право вождения сдал экстерном, и права пролежали 15 лет. Через 15 лет купил «Жигули»(«копейку»). После армии работал слесарем на ЖБИКе (в  ДОКе). Поступил в металлургический техникум, на строительное отделение ( он тогда располагался на ул Мамлеева (?). Потом работал в обжимном цехе слесарям по кранам (нач. цеха А.Г.Монид), работал в РСУ мастером.
      С женой родили и воспитали сына и дочь, сейчас их уже нет в живых, есть 4 внука: от сына внук и внучка, оба окончили ЧГУ; от дочери два сына, один закончил ЧГУ (электрик), другой металлургический колледж , свой бизнес.
Сегодня.
     Мы живем вдвоем с женой (Лидия Николаевна Парменова, б. учительница начальных классов),  я еще работаю председателем гаражного кооператива, общаюсь с внуками.

Приложения:
1.  Вспомнился рассказ матери о троюродной сестре отца-монашенке (имя запамятовал). Она бежит через лесок, за ней гонятся мужики-коммунисты. Наш дом стоял с краю, помимо основного дома у отца была еще маленькая избушка. Она забежала во двор-Николай, мол, спасай. Куда её деть?   На глаза попалась большая бочка, отец показал на неё, сам сел сверху. Забежали, где мол? У тебя? Больше не где  ей быть! Перерыли все, не нашли, ушли злые. Чего им надо было от пожилой женщины-не знаю. а год тогда был между 1934 и 1937. Из какого закрытого монастыря она была-не знаю. Невдалеке от нас монастырь был в Анисьиных грядах.


Примечания:

1. Известие, что нужно искать следы отца в Амурской области, брат получил из прокуратуры , обратившись туда, получил отрицательный ответ.
2. Дату смерти я отца я узнал в 1995 году в ЗАГСе Череповца, они по моей просьбе запрашивали ЗАГС Шексны. Место смерти мне не сообщили.

                Василий Николаевич Парменов. 2016.Череповец.

                (запись и обработка А.Г.Зельцера)


Рецензии