Православная литература
Признаки православной художественной литературы
14 марта – день православной книги. Именно в этот день, в 1564 году,
трудами диакона Ивана Федорова и его соратника, типографа Петра Мстиславца вышла в свет первая на Руси печатная книга – «Апостол».
Нередко мы можем слышать о «православной культуре». В некоторых московских магазинах стали появляться отдельные стенды с табличкой «православная литература». И такая открытость, доступность церковной словесности – одна из важнейших особенностей нашего времени. На полках стоят молитвословы и Закон Божий, жития и поучения святых, собрания проповедей. А также ряд книг, относящихся к православной художественной прозе. Виктор Лихачев и Валерий Ляпин, протоиереи Александр Торик и Ярослав Шипов, Николай Блохин и Наталья Сухинина, архимандрит Тихон Шевкунов – отражают в своих книгах путь человека к Богу.
При этом «тема души» - является ключевой и для всей русской классики. Например, «Капитанская дочка» Пушкина. Или образ Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», воплощающий традиционные христианские ценности. В поэме не сказано, что Татьяна молится утром и вечером, посещает церковные службы, однако поступки, образ мышления, соответствуют православному мировосприятию: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Получается, Пушкин – это тоже «православный писатель»? Но ведь в этом случае понятие «православная литература» окажется слишком растяжимым! Без преувеличения, всю русскую литературу можно будет назвать – православной. Где же грань между «светским» и «православным» художественным произведением?
Существуют два основных подхода в определении православной литературы.
1. Если под православием понимать догматическое учение, смысл которого определен катехизисом, то православной литературой можно считать только духовные сочинения. Православным произведение будет в том случае, если в нем изображены предметные реалии христианского мира. Например, описывается церковная служба. Или герой после долгих испытаний приходит в храм и ставит свечу. Также сюда можно отнести рассказы о паломничествах, чудесах, исцелениях. В этом случае придется признать: православное начало в русской литературе выражено в незначительной степени. Основные темы и сюжеты лежат вне описания реалий церковной жизни…
2. При более широком подходе православие соотносится с образом жизни, с мировосприятием человека. «Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации» - писал Достоевский. Тем самым, православное произведение строится по особым художественным законам, которые соответствуют христианскому мировосприятию.
Но в чем проявляются особенности православного мировосприятия?
Эта проблема широко обсуждается как писателями, так и учеными. В истории советского литературоведения есть немало общих мест, которые давно нуждаются в пересмотре. Например, идея о гуманном характере русской литературы.
Идея гуманизма вошла в российское общественное сознание в конце 18 века из французского Просвещения и обрела статус аксиомы в критике Белинского. Именно это понятие стало оправданием советской литературы. И до сих пор определяет сущность творчества многих писателей. Но идея гуманизма недостаточна для понимания вершинных произведений русской культуры. По мнению современных исследователей, не гуманизм определял направленность тысячелетней русской традиции, но такая важная категория как милость.
Что может быть тебя святее,
О Милость, дщерь благих небес?
Что краше в мире, что милее? – Писал Н.М. Карамзин.
Или, например, А.С. Пушкин в своем знаменитом завещании «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Гуманизм – означает атеистическое обоснование морали, добродетель без Бога. Милость – соединяет человека и Бога, человека и другого человека в общем чувстве взаимной любви. Гуманизм ищет причины зла в социальных условиях, которые формируют характер общества, и ограничивается так называемым «человеколюбием». Милость не унижает и не оправдывает человека, она спасает его.
Русские писатели-классики, от Пушкина до Шмелева, настойчиво показывают, что в каждом человеке есть Лик Божий. Именно поэтому возможно преображение. Грешник вдруг может измениться и стать святым. Самый известный, пожалуй, пример – сцена чтения Евангелия в «Преступлении и наказании». Кто держит в своих руках Священную книгу? Убийца и проститутка. В предисловии к публикации «Собора Парижской Богоматери» Достоевский пишет об основной задаче литературы: восстановить падшего человека.
Именно поэтому русскую литературу часто определяют как «пасхальная» и «спасительная».
«Пасхальность» означает изменение реальности.
и бытийное Смерти больше нет. Ощущение вечности жизни.
– формирует в произведение особый тип времени.
Некоторые писатели измеряют время числами, месяцами и годами. Например, Тургенев. Человек смертен и другой, невидимый мир, никак не ощущается. Но чаще писатели мыслят не числами, а событиями Священной истории. Все, что было тысячелетия назад, снова свершается в условный срок.
В западно-европейской традиции время – это череда мгновений. Все в жизни бессмысленно, все обречено исчезнуть навсегда, как прошлогодний снег:
О принц, с бегущим веком ссора –
Напрасна, жалок человек;
И пусть вам не туманит взора:
«Но где же прошлогодний снег!» - с горечью восклицает Франсуа Вийон. В христианском восприятии – далеко не все подвержено изменению и тлению. Бессмертная душа человека хранит святость и красоту прошлых эпох:
О, Русь – великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты;
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен… - Пишет Н. Рубцов.
Именно «красота спасет мир» - сказал Достоевский. Не будем углубляться в смысл этих слов и возможные толкования. Но вспомним давние времена, выбор веры. На что, прежде всего, послы обратили внимание? «Не можем забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве» - сказали они князю Владимиру.
Христианское восприятие – не в поучительности ситуации, не в особой морали, которая навязывается читателю в виде готовой схемы, а в раскрытии красоты этого мира, его богатства и тайны. Через художественный образ писатель воссоздает звуки, краски, дыхание… Учит видеть и слышать; чувствовать «в одном мгновении – вечность».
При широком понимании «православной литературы» произведение может быть светским по внешнему сюжету и одновременно глубоко христианским. «Православность» определяется не плотностью описаний церковных обрядов, но особой атмосферой.
Анастасия Чернова
Опубликовано: газета «Православная Москва», 14 марта, 2014 г.
Свидетельство о публикации №216031302285