15. Детские воспоминания

НА СНИМКЕ: Фотография (8х12 см) матери художника. Под фотографией рукой Дм.Гриневича надпись: «Аврелия Вильгемовна Гриневич урожденная Барклай – моя мать Ум.1932 г. 25-02». Фотография приклеена в вклейке к тетрадному листу.


Моя и брата кровать. Комната большая, стол в нашем распоряжении почти целый день. Отец и мать в своих комнатах. Няня с сестрой в спальне матери – мы одни…
Балкон выходит во двор. Во дворе фруктовый сад. Он огорожен и заперт. Рядом с ним во дворе костёл св. Варфоломея.  Я по воскресеньям сижу на окне и смотрю на богомольцев. Во дворе помещается и полицейский участок. Там же живёт «ксёнз» и «пристав». С младшим населением этого двора мы вскоре перезнакомились, кое с кем и подружились. Здесь впервые я пережил чувство дружбы…
Лето. В квартире волнение. Мать куда-то ушла, т.к. не может смотреть на то, что происходит: отец привез из Петербурга, по выбору моей крёстной Аделаиды Львовны Спаской, ученицы Рубинштейна, кабинетный рояль. Рояль не проходил ни в парадную, ни в черную лестницы и его решено на верёвках  … поднять через балкон. Я помню только блестящий чёрный ящик, раскачивается на ходу, медленно поднимается вверх.
Долгая возня на балконе у перил и стеклянные двери поглотили ящик. И вот он стоит в гостиной с поднятой крышкой.
Я первый раз в жизни стою близко у рояля и даже имею право пальцем ударить по клавишам!
Всё в нём таинственно и чудесно!
Часто потом, под аккомпанемент этого инструмента,  я слушал чудесный голос моей матери, а после и сестры. Все приезжие знаменитости, по дороге в Петербург, останавливались для концертов в Вильно, бывая у нас, играли на нём и пели под его звуки, а я засыпал утомлённый от напряжённого внимания…

Кабинет отца. Туда ходить воспрещается, но папы нет и я стою и смотрю. Чего тут только нет! Письменный стол, диван, мольберт, краски, картины, шкаф с книгами, автопортрет отца в натуральный рост и много, много «необыкновенных вещей».

Гостиная. В углу цельное широкое, до потолка зеркало и в нём отражается вся комната: большая шкура лося с головой, блестящими глазами и твердым носом, маленькие разные стульчики, столики, на стенах в золочёных рамах картины  работы отца, белые занавески на окнах и балконные двери.


Рецензии