Почему селёдки кричат у-у-у да о-о-о?

     Характерно, что Ёрш, - для того, чтобы поднять сундучок с перстнем Царь-Девицы, сначала принимается "из всех морей... скликать к себе сельдей". Что это значит? "Из всех морей" - со всего мира? Или - может, - ограничась только Европой? Ведь Европу омывают целых десять морей! И зачем он сзывает заведомо слабосильных, худосочных селёдок? Проигрышный зараннее ход... С селёдками всегда проигрывали, - ну, может, не всегда, но один раз - он же - самый показательный, - в Столетней войне, в битве при Руврэ, или Селёдочной битве, - французы проиграли своим противникам - англичанам. Но - именно благодаря этому проигрышу, Жанне Д'Арк было разрешено выступить со своим отрядом в Орлеан, - поскольку она предсказала это самое поражение. Как известно, Жанна Д'Арк победила, благодаря ей закончилась Столетняя война, и на престол был возведён французский король Карл VII Валуа.
   Так вот, - поскольку в сундучке хранится кольцо Царь-Девицы, - которую планирует взять в жёны Царь, - постольку сундучок предназначен для царя. И вытянуть его сначала пытаются, значит, селёдки. И они, натужась, кричат: "у-у-у!" да "о-о-о!" Почему селёдки произносят именно эти гласные? Думаю, потому, что кричат они на самом деле: "Б-у-р-б-о-н!" Селёдки со всех морей - это, - возможно, аллегория антифранцузских европейских коалиций, которые были за возвращение династии Бурбонов и против Наполеона.*

Итак,
Сельди духом собралися,
Сундучок тащить взялися,
Только слышно и всего -
"У-у-у!" да "о-о-о!"
Но сколь сильно не кричали,
Животы лишь надорвали,
А проклятый сундучок
Не дался и на вершок.

И тут наш Иван кричит им какие-то странные слова:

"Настоящие селёдки!
Вам кнута бы вместо водки!"

"Селёдка-водка", - это так называемая "рифма", которую заказывали в трактирах: стопка водки, и к ней - кусок чёрного хлеба с селёдкой, - выпивка и закуска. Первый трактир основал в России Пётр Великий, он же и селёдку из Голландии привёз. И он же и наказывал виноватых кнутом, и лишал их водки.

Но - вернёмся к "Бурбонам" и к антифранцузским коалициям; правильнее было бы назвать их - на мой взгляд, - "антинаполеоновскими". Россия присоединилась к ним в царствование Павла Первого, который послал А.В.Суворова в Швейцарский поход. Потом были Аустерлиц и Тильзитский мир, а потом - Отечественная война 1812 года, в результате которой Наполеон потерпел сокрушительное поражение. Чем для него всё закончилось - все мы помним. "Селёдки" победили. А вот сундучок с кольцом Царь-девицы они не могут сдвинуть ни на вершок... Почему?
Может, потому что:

Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину француза побеждать..?**

Причём здесь стихи? Не знаю... Мне порой кажется, что в сундучке этом - вовсе не кольцо, а - произведения Александра нашего Сергеича... И они служат не для восстановления монархии, - и не для укрепления царской власти засчёт женитьбы царя на Царь-Девице.

Поднимают сундучок - без крика (никаких "Бурбонов"!) - десять осетров. Эти десять осетров взяты в параллель с десятью конюхами седыми из первой части сказки. Те конюхи, которые повели Ивановых коней в конюшни, но от которых они вырвались и прибежали обратно к дураку. Теперь - в подводном мире (в прошлом, или - в историческом, вернее, времени; история - это "выжимка" из прошлого, - то, что остаётся для вечности) они стали десятью осетрами. Осётр - "царская" рыба, истинно благородная, и - истинно русская. Десять конюхов, - как мы установили, - были приставлены к юному Петру Первому, - надо думать, что и десять осетров служат так же - ему. Но десять конюхов-то Ивановых коней не удержали - что это значит? (Кони - это, по нашему мнению, - совершенно новые в Русской Литературе - Пушкинские Поэзия и Проза). Десять конюхов - может, - и взяты от Петра Великого, да царь-то, купивший Ивановых коней, - не был Петром Великим! То есть, тут вышла ошибка, подмена, - которую кони почуяли. Сказочный царь обставил себя атрибутикой Петра, но сам Петру совсем не соответствует. Осетры же уже - на своём месте, - у истинного Петра в услужении. И они могут поднять произведения Ивана, заключённые в красный - цвета сердца, - сундучок. То есть, чтобы осилить оставленное нам Пушкиным, надо, во-первых, быть истинным царём, а во-вторых, - духовным богатырём, - потому что вот селёдки "духом собралися", - но дух их был так жидок, что у них ничего не вышло... Для чего же это всё, в конце концов? Для того, чтобы наш Иван женился на Царь-девице, а царь пролетел мимо - "в молоко"? Смена династии, революция, - однако... Или - восстановление истинной царской линии? Той, что правит "по божьему веленью"? И это - никакие не "Бурбоны"...

Очень верно заметила Марина Ивановна Цветаева:

Гигантова крестника правнук
Петров унаследовал дух.

Дух Великого Петра унаследовал непосредственно Александр Сергеевич Пушкин. Как и Россию Петра Великого, которая и есть в "Коньке-Горбунке" - Царь-Девица.

 






*Антифранцузские коалиции - временные военно-политические союзы европейских государств, стремившихся к восстановлению во Франции монархической династии Бурбонов в период Французской революции 1789-1799 гг. Всего было создано 7 коалиций.

** А.С. Пушкин "К другу стихотворцу".


Рецензии