Это мгновение

                Я помню чудное мгновенье…
                А. С. Пушкин.

          Есть только миг между прошлым и будущим.
                Л. Дербенев.

  В подлинном Бытии мгновение равноценно вечности.
                Книга УФС.


Мы очень быстро живем, но очень медленно осмысливаем свою жизнь и потому многое в ней пропускаем и чаще всего неспособны оценить уникальность и неповторимость каждого ее мгновения. Каждое мгновение неповторимо, но оценивая его смысл уже в прошедшем, мы утрачиваем главное – само это мгновение.  О мгновенности бытия сказано много, но сейчас многие считают, что время – это деньги и ничего более. На самом деле, став «белкой в колесе экономики», они утрачивают чувство времени и, заработав свои деньги, с ужасом начинают понимать, что их лучшее время ушло, растворившись в необратимости бытия.

Время для человека – это, прежде всего, режим работы мозга, в те моменты или те состояния, в которые мозг замечает сам себя в процессе своей деятельности. В свою очередь, режимы работы мозга определяют скорость биофизических изменений организма, а это означает, что время также реально, как и сознание. Поэтому увлеченные чем-то люди в основном живут дольше неувлеченных, но теряют в жизни все, кроме своего увлечения. Они утрачивают одну из, быть может, самых главных ценностей жизни – ценность мгновения, сокращая ее, по сути, почти до одного мгновения.

В своей субъективности, пока человек жив – он вечен, но только в каждое мгновение, ибо любая случайность может лишить его этой «вечности». Поэтому для человека вечность и мгновение одинаковы, одновременны и индивидуальны. В этом заключен один из парадоксов и глубокий смысл Бытия, по которому мгновение равноценно вечности и потому, разменивая мгновения жизни на пустяки, человек теряет свою неповторимую вечность полноценной жизни. Для человека все находится в настоящем, которое есть одновременно единственная скользящая грань между прошлым и будущим или «вечность» реальной жизни. Прошлое и будущее при этом поливариантны и неопределенны, а их элементы одновременно присутствуют в настоящем.
 
Поэтому одно из умений достижения полноты жизни заключается в умении остановиться и прочувствовать этот миг жизни,  мгновенно возникающий из будущего и тотчас ускользающий в прошлое, становясь Былью (воспоминанием). Мгновений бывает много, но основное из них – это мгновение дня, потому что каждый день есть начало новой жизни. Мы всегда можем с утра начать совершенно новую жизнь, немедленно изменившись, как призывал Кришнамурти. Однако, как правило, мы катимся по накатанной колее повседневности, теряя возможность осуществить Несбывшееся, которое промелькнуло совсем рядом, на повороте.

День – это квант жизни или целостность, включающая телесную и душевную составляющие процесса существования. Мгновение дня – это мгновение общения с природой, с человеком, с близкими людьми, но обязательно это трудноуловимое особое (резонансное) состояние души, которое нельзя передать, а можно лишь указать на него. Чтобы  его почувствовать, надо остановить текущий поток мыслей, суждений и оценок и надо войти в созерцание момента, без попытки удержать его, а просто быть в нем сколь возможно. При этом надо ощутить суть происходящего с тобой, что ты получил или что ты отдал, а может, утратил, всегда немного меняясь. Именно подобные мгновения, незаметно неосознаваемо изменяют нас и не всегда в лучшую сторону.

Мгновения надо учиться замечать и оценивать сразу, по горячим следам свежих чувств и яркости мысли. Самые важные из них, моменты общения со своими близкими, в основе, которых любовь, ведущая к счастью. Но мы к ним настолько привыкаем, что порой перестаем их замечать и приходит время, когда мы понимаем, что рядом с нами совсем не те люди, с которыми мы когда-то начинали жизнь. У нас незаметно исчезает понимание друг друга и нужны значительные усилия души, чтобы, не раздражаясь благожелательно вновь восстановить, хотя бы часть былой общности. Надо ценить близких превыше себя, ибо случайные обстоятельства могут навсегда прервать это общение. Не надо ждать, а надо жить, храня в душе любовь всегда, потом не будет никогда.

Это мгновение может различаться по преобладающему состоянию как мгновение чувства, мгновение мысли, мгновение понимания и мгновение общей радости, ведущее к счастью. Счастье – мгновенное резонансное состояние полноты равновесности (телесной, душевной и духовной) в единении со всем миром, есть высшее из мгновений, доступных человеку. Именно счастье, в котором выражается единство Творца и творения и является первоцелью жизни человека.

Надо стараться прийти к такому состоянию души, чтобы каждый день имел какое-то свое мгновение, моментальный срез реальности, интуитивно выхваченный из временного потока и, запечатленный уникальным сочетанием чувства и мысли. Такие мгновения достаточно редки и они фиксируют нашу жизнь, как верстовые столбы на дороге и особенно места крутых поворотов судьбы.

Умение находить и ощущать мгновения дня, быть внимательным к себе ведет к овладению высшим мастерством находить тончайшую почти неуловимую грань меры смыслов (ГМС) реальности. ГМС является фундаментальным понятием универсальной философии, основанным на фиксировании среднего положения или точки перегиба любого процесса. В общем виде это грань смены качества на противоположное или ступень перехода на более высокое (эволюция) или низкое (инволюция) энергоинформационное состояние. Упрощенно, на линии – это точка перегиба, на плоскости – это линия искривления, в объеме – это поверхность, в разуме – это состояние смены представлений (умозаключений, суждений, оценок, точек зрения), в философии религии – это грань между Добром и Злом, которую до сих пор безуспешно ищут.

ГМС в субъективном разуме всегда определяется контекстом ситуативных обстоятельств, что означает отсутствие формальных абсолютов (догм) в сфере мышления. В общем виде – это означает приоритет содержания над формой, освобождающее мысль для свободного духовного поиска. Однако это не означает торжество беспринципности, а всего лишь ликвидация формализма мышления. Основой достоверной ГМС является личная система ценностей (аксиосфера), сформированная на базе всечеловеческих ценностей.

Следует отметить, что это не распространенные «общечеловеческие» ценности, которые являются, всего лишь, ценностями доминирующей идеологии капитала и не глупый плюрализм, когда все ценности равнозначны. По Н. Я. Данилевскому общечеловеческого нет в действительности, а возможно лишь всечеловеческое, как совокупность всего народного и даже более того. Это означает сумму всего лучшего от всех лучших, а единственный всечеловек пока –  это Бог (Христос, Будда, Кришна – как идеалы). По-современному – это означает приоритет симбиоза народов над национальным эгоизмом, но симбиотические ценности пока только формируются.

Однако ГМС это не нечто непостижимое мистическое, а всего лишь среднее положение маятника волнового явления. В жизни – это компромисс или согласие на основе общих ценностей, главными из которых являются жизнь, любовь и разум. Таким образом, ГМС является средним положением Маятника Судьбы, при переходе которого все действия и все истины обращаются в противоположность, какие бы мысли и слова им ни сопутствовали.

Он колеблется между свободой и волей и является тем самым Моментом Три или Настоящим, в котором принимаются все судьбоносные решения и которого так не хватает в нашей логике для правильного обоснованного выбора. В логике с включенным третьим, ГМС, в каждое мгновение, располагается между Добром и Злом и является мерой их соотношения. Осознав ее можно познать, что есть Доброзло в каждый текущий момент Бытия и тем сравниться с богами.


Рецензии