Вино

               

 Именно с крепостью Измаил связаны одни из самых славных событий, произошедших за историю русского оружия. Во время русско - турецкой войны, 11 декабря 1790 года, русские войска под командованием великого полководца генерал — аншефа А.В. Суворова  штурмом взяли крепость Измаил. В русско- турецких войнах эта крепость играла очень важную роль, так как не только оказывала препятствие для освобождения Добруджи, но и представляла собой превосходное убежище для оставшейся султанской армии, которая бежала из разгромленных русскими войсками. крепостей.
   В те времена крепость Измаил укрывала не только остатки турецкой армии, но и зажиточные мусульманские семьи. Взятие крепости Измаил являлось принципиально важной задачей для России. России была необходима такая победа, которая была бы способна заставить Оттоманскую Порту самой искать с русскими мира, отказавшись от своих жестоких планов. Поэтому взятие крепости Измаил означало полную победу русских в этой войне.
   Русские генералы долго не могли решиться на штурм турецкой крепости Измаил. Даже чуть не было принято решение о снятии осады крепости по причине приближения зимы. Но главнокомандующий приказал генерал — аншефу А.В. Суворову взять под свое командование войска, которые осаждали Измаил, и завладеть крепостью. На тот момент Суворов уже был довольно известным полководцем, слава о котором была распространена далеко за пределами России. Именно ему принадлежат знаменитые слова, которые он произнес после осмотра крепости Измаил со скифского кургана: «Крепость без слабых мест»…
   Теперь мы знаем, что Измаил не только был взят Суворовым. Эти дни положили начало заселению крепости и её окрестностей выходцами из Российской империи.
   В округе осело множество всяческого люда. В первую очередь, очевидно, это были суворовские солдаты и  беглые крестьяне из центральных губерний России. Сложилось так, что селились человеки колониями: были улицы русские, греческие, молдавские (бессарабские), малороссийские, румынские; были улицы без национального признака – Рыбачья, Казачья, Донская.
   На одной из улиц русского поселения жили по соседству два деда, Ковалёв и Мартынов. Работали оба в порту, вне работы занимались, как и большинство жителей, садоводством и виноделием.
   Они, хотя и были выходцами из России, виноделие освоили успешно, и к зиме в подвалах стояли бочки с молодым вином, и соседи часто угощали друг друга, при этом не забывая похвалить напиток соседа, а заодно и прихвастнуть своим.
  Конечно, выпивать можно было только после работы, так как в порту «пьяного забвения» не позволяли, да и не принято было днём пьянствовать.
  Можно было пить и водку, но летом, в жару? Лучше уж цедить винцо, в тенёчке, с ленцой, степенно, ведя толковые разговоры, без скандалов и спора, как это часто среди пьющих бывает. Вообще, на улице никто никогда не напивался, как говорят в народе, «в усмерть». Скорее всего, из-за того, что винпродукта было в достатке, мужики не жадничали, вино воспринималось как стимул к разговору. А пили в стране тогда крепко!
 - Нет у нас культуры пьянства
    И алкоголизма,
 как писал «Правдоруб» Игорь Иртеньев.
Попивая своё винцо, соседи почти позабыли за умными беседами исконно русский спиртной напиток – водку. А почему? Спросить некого: кто жив ещё, те далеко. Но думается мне, что полюбили люди виноградную лозу, научились её обиходить и возделывать, и приятнее им многократно получать результат трудов своих – виноград, превращать его в сок, а из сока собственными руками добывать лёгкий хмельной напиток, затем употреблять его и гордиться своим умением, опытом, навыками.
   А водка что? Перефразирую пару строчек:
- Водка будит злые споры.
  Вина любят разговоры…
      


Рецензии