Две истории, разделённые тысячелетиями

ИСТОРИЯ 1

Напомню, что в древней Индии изучать Веды и участвовать в богослужении имели право только “дваждырождённые”, т.е. брахманы, кшатрии и вайшьи. Шудры такого права не имели. А неприкасаемые вообще считались хуже животных.

“Чхандогья-упанишада”, IV, 4, 1-5:

«Однажды Сатьякама, сын Джабалы,  обратился к своей матери Джабале: “Хочу, госпожа, Веды изучать. К какому роду я принадлежу?”

Она сказала ему: “Не знаю, дитя моё, к какому роду ты принадлежишь. В своей юности, когда я, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Моё имя – Джабала. Твоё – Сатьякама. Так называй себя Сатьякамой, сыном Джабалы”.

Затем он пришёл к Харидрумату, из рода Гаутамов, и сказал ему: “Хочу, господин, Веды изучать. Хочу стать твоим учеником, господин”.

Тот спросил его: “Из какого рода ты, дорогой мой?” Он ответил: «Не знаю, господин, из какого рода я. Я спросил свою мать. Она мне ответила: “Не знаю, дитя моё, к какому роду ты принадлежишь. В своей юности, когда я, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Моё имя – Джабала. Твоё – Сатьякама. Так называй себя Сатьякамой, сыном Джабалы”».

Тот сказал ему: “Не может небрахман так изъясняться. Принеси сюда поленья, дорогой мой, я возьму тебя учеником”» [1].


ИСТОРИЯ 2

Когда я ходил в школу, в параллельном классе учился Костя из графского рода Ордын-Нащокиных. Правда, после 1917 года их древняя фамилия сократилась – стали они просто Нащокиными. Мой отец дружил с его родителями. И рассказал мне историю про Костиного дедушку.

Первые дни Великой Отечественной. Стоящая на границе с Германией кадровая Красная Армия в массовом порядке сдавалась в плен и разбегалась по лесам. Правительство СССР объявило мобилизацию. Что должен делать в таком случае молодой граф? Правильно! – идти на войну. Все его предки, начиная, по крайней мере, со средних веков, так поступали. Поэтому Ордын-Нащокин собрался на войну – пришёл в военкомат. А там его признали негодным к военной службе по состоянию здоровья. Но в добровольцы записывали всех. Туда он и поступил. Их часть выдвинулась на запад.

Положение на фронте было таково, что в окружение попадали целые армии. И граф оказался в плену. Поместили его в концлагерь – огороженное место под открытым небом. Полная свобода передвижения, но только в пределах огороженной зоны. Никто никому не угрожает, никто никого ни к чему не принуждает, еды никакой не дают. Пленные солдаты делают, что хотят.

Идёт начальник концлагеря вместе с офицерами СС, разговаривает с ними о чём-то. И вдруг почему-то обращается к военнопленному, что-то спрашивает его по-немецки. А тот ему возьми да и ответь на чистом немецком. Начальник удивился, начал с пленным графом беседовать о литературе, об искусстве. Со своими подчинёнными о таких высоких материях не поговоришь. Какой контингент идёт в правящую партию?

Фаина Раневская говорит:

«– Когда Бог собирался создавать землю, то заранее знал, что в 20-м веке в России будет править КПСС, и решил дать советским людям такие три качества, как ум, честность и партийность. Но тут вмешался чёрт и убедил, что три таких качества сразу – жирно будет. Хватит и двух. Так и повелось.
Если человек умный и честный – то беспартийный.
Если умный и партийный – то нечестный.
Если честный и партийный – то дурак» [2].

В гитлеровской Германии было то же самое.

Поэтому образованному начальнику концлагеря интересно было беседовать с русским аристократом.

Да вот беда – длительное голодание ухудшает способность к содержательным беседам. Ведь в концлагере еды не дают. И решил начальник выдать графу документы на имя немецкого офицера и отправить его лечиться в госпиталь. Взяв с него честное слово, что по выздоровлении он вернётся в его концлагерь для продолжения бесед.

После выписки Ордын-Нащокин именно так и поступил – вернулся в концлагерь. Потому что граф не может нарушить своё слово.

Как он вернулся в СССР, как жил после Второй мировой – это уже совсем другая история.

Кстати, во время Первой мировой войны всех пленных русских офицеров немцы отпускали гулять по городу под честное слово, что вечером они вернутся. Отпускали до тех пор, пока поручик Тухачевский (будущий маршал Советского Союза) не сбежал. Как наши офицеры стали относиться к Тухачевскому?

--------------------------------------------

[1] Цит. по: Антология мировой философии. Древний Восток. Минск “Харвест”, М. “АСТ”, 2001, стр. 346-347.

[2] Раневская Фаина. Случаи, шутки, афоризмы. М., “Захаров”, 1998, стр. 74-75.


Рецензии
от тебя: Первые дни Великой Отечественной. Стоящая на границе с Германией кадровая Красная Армия в массовом порядке сдавалась в плен и разбегалась по лесам.
---
Брехать - не мешки ворочать ... Не так ли?

Руслан Хаджоков 2   13.09.2021 19:42     Заявить о нарушении