Мясоядение по-кришнаитски

Вы, наверное, знаете, что основатель Международного общества сознания Кришны – гражданин США Шрила Прабхупада – учит, что питаться надо без убийства, т.е. можно употреблять в пищу только растения и молочные продукты.

Однажды я зашёл в гости к одной своей знакомой – кришнаитке. Ну, побеседовали мы с ней о религии, об искусстве, о пещерах. И вот она пригласила меня за стол, так как подошло время её обеда. И начала передо мной извиняться:

– Игорь, прости меня пожалуйста, я знаю, что ты мяса обычно не ешь. А я иногда, когда чувствую упадок сил, варю себе мясной суп.

– Ничего страшного. Я в гостях могу и с мясом поесть – ничего со мной не случится. А ты как? Не ожидал от тебя, честное слово. А какое мясо?

– Говядина.

– Так ведь корова – это у вас священное животное!

– Да, конечно. Но ведь я же ещё не посвящённая – у меня на шее одинарные кантхемалы. Когда меня посветят – тогда я уже не буду есть мяса.

– А когда ты ешь с мясом, ты пищу перед едой не благословляешь? (В моём присутствии она благословляла пищу тайком, мысленно; ибо моё христианство с её кришнаизмом никак не сочетается.)

– Благословляю. Только я молюсь не Кришне, а Кали.

– Так ведь Кали – это богиня зла и насильственной смерти!

– Полубогиня. Бог только один… Игорь, ты ведь знаешь, что Кришна присутствует везде. А в полубогах он присутствует больше, чем в людях. Так что если нет возможности молиться Кришне (нельзя же ему предлагать говядину!), то можно предложить говядину Кали – полубогиня зла употребляет в пищу мясо. А поскольку в Кали присутствует Кришна (хотя и не так ярко выражено, как в себе самом), то я косвенным образом молюсь Кришне. Вот как я благословляю мясную пищу. Сама придумала!


* * *
Это мне напомнило, как один мой знакомый чеченец пил водку. В начале 90-х, в мою дохристианскую оккультную молодость, я иногда выпивал. И курил. А чеченец этот сторожил мастерскую моего знакомого резчика по дереву – мордвина. И вот как-то раз сели мы выпить огненной водицы. Тут резчик, видя, как чеченцу неудобно Коран нарушать, но в то же время и выпить хочется, произнёс:

– Махмуд, мне говорили знающие люди, что в Коране написано, что даже первая капля спиртного не должна попадать в рот. Так что можно опустить палец в рюмку, первую каплю стряхнуть на пол, а остальное выпить.

С тех пор Махмуд начал пить так, как научил его резчик-мордвин. Со стороны это смотрелось весьма забавно.


* * *
А знаете ли вы, что будет после смерти с кришнаитом, который ел говядину? Что по этому поводу говорят кришнаиты?

Беседую с одним посвящённым кришнаитом с тройными кантхемалами на шее. Он мне объясняет, что человек трёхсоставен – состоит из тела, разума и частицы Кришны. Вот эта частица Кришны и является нашей душой.

– А где же самосознание человека?

– Самосознание?.. Ну, это уже психология какая-то.

– Да нет – это антропология. Так к чему же отнести человеческое “я” – личность человека, его самосознание?

– Ну, наверное, к разуму, – отвечает кришнаит.

– А сердечные чувства, волю?

– Тоже к разуму.

– Логично, – отвечаю я.

– Так вот, – продолжает кришнаит, – после смерти тела разум погибнет. Останется от нас только одна частица Кришны. Что с ней будет? А какую мы наработали карму, то с ней и будет. Если мы сильно грешили – вселится в животное. Если были преданными Кришне – станет гопи [любовницей Кришны] и будет на райской планете пасти коров и играть с Кришной.

– То есть грешить буду я, а расплачиваться за мои грехи придётся частице Кришны?

– Вот поэтому и не надо нам грешить – надо быть истинными преданными!

– А зачем? Ведь после смерти моего тела мой разум, моё самосознание претворится из бытия в небытие. Я Вас правильно понял?

– Да, претворится в небытие, как Вы выражаетесь.

– Выходит, никакого переселения моего самосознания не произойдёт. Получается, Вы, кришнаиты, обманываете людей, говоря им о переселении душ.

– Нет, души наши переселяются! Ведь наша душа – это частица Кришны.

– Скажите, эта частица Кришны имеет своё самосознание?

– Имеет. Кришна не может сам себя не сознавать. Наше общество называется Международным обществом сознания Кришны.

– И я тоже имею своё самосознание, которое после смерти моего тела погибнет. Так?

– Да, так.

– Ну и где же тут переселение меня в новое тело?

*     *     *
Международное общество сознания Кришны – это синкретическая религия, созданная Шрилой Прабхупадой в США в 1966 году. А как же понимают реинкарнацию традиционные индусские религии: смартизм, шиваизм, вишнуизм, ганапатизм и мн. др.?

Древнейшие индийские книги – “Веды” – не знают переселения душ. Доктрина реинкарнации появляется в Индии только в VII – V вв. до Р.Х. Но и там она называется “знанием, которое не пребывало ни с одним брахманом” (Брихадараньяка-Упанишада VI,2,8).

Однако непонятно, что именно переселяется в новое тело в брахманизме. Согласно религии древних индусов, человек включает в себя три начала. Это:

– физическое тело;

– антах-карана – психо-ментальный агрегат, сам по себе бессознательный и называемый “внутренним инструментом”;

– безначальный и неизменный Атман – всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, Атман скрыт и в “я” человека, и в “я” всех других существ, и в Брахмане.

Антах-карана перевоплотиться не может, потому что он по природе бессознателен, бесчувствен и без Атмана не одушевлён.

Атман также перевоплотиться не может, поскольку он один на всю вселенную. Кроме того, Атман, будучи по природе неизменным, не может пройти той точки деградации (а реинкарнация мыслится как результат ниспадения духовного начала в неведение и страстность), которая ответственна за перевоплощения.

Образовать же субъекта перевоплощения два неспособные к тому начала не могут (подобно тому, как непротяжённые атомы не образуют протяжённости).

Итак, в брахманизме не было ясного и законченного учения о человеке, как нет его и в современном Международном обществе сознания Кришны.


Рецензии