Последний танец. Часть 2

С того дня прошло почти два года, я перешла на последний курс и вернулась на дневное отделение, чтобы больше времени уделять учебе и диплому. С работы я уволилась, и теперь почти все свое время посвящала занятиям и написанию курсовых и лабораторных. В один из сентябрьских дней меня вызвали в деканат и предложили  практику в соседнем городе, в крупном художественном музее. Я с радостью согласилась, это был неплохой шанс набраться опыта, и к тому же, мне хотелось сменить обстановку.


Я быстро собрала вещи и уже через два дня потряхивалась на нижней полке поезда в купейном вагоне. Красота! Обожаю поезда. Могу часами пялиться в окно, и одинаковые пейзажи нашей средней полосы отнюдь не приедаются мне, зелень радует глаз, а белые стволы многочисленных берез навевают какие-то возвышенные и даже патриотичные мысли. Ехать нужно было недолго, одну ночь. Рано утром поезд прибыл по месту назначения, и я заспешила к привокзальной стоянке такси. Эх, сюда бы Сашку с его либеральными тарифами - подумала я, вытаскивая из кошелька пятьсот рублей и отдавая их таксисту.



 Гостиница, конечно, не очень впечатляла, напоминала советский корпус в пионерлагере. Простая комната с коричневыми обоями в цветочек, синенькие шторки, односпальная кровать. Слава Богу, хоть холодильник есть. И даже маленький телевизор! Сойдет, приемлемо. Главное, что тут имелся отдельный санузел, это для меня принципиально. Ни за что бы не пошла в общий душ.



Уже в полдень я стояла перед железными решетчатыми воротами большого особняка, выкрашенного желтой штукатуркой. Это и был музей, в котором мне предстояло проходить практику в течение трех недель.  Поднимаясь по мраморным ступеням, устланным бордовым ковром без единой потертости, я отметила, что сюда вкладывают деньги, и немалые. Это порадовало меня, так как в большинстве не столичных и не питерских музеев царит бедность, то же самое касается и многих театров. Обнаружив дверь с надписью "Администрация", я постучала и вошла. В приемной сидела секретарша - женщина лет пятидесяти с приятным улыбчивым лицом.


-Добрый день, меня зовут Софья Михальчук, я должна пройти практику в вашем музее.

 
-Да-да, садитесь. - Женщина закопошилась в бумагах на столе, и, выудив тонкую папку, представилась:


-Я Тамара Сергеевна, сейчас посмотрим, куда вас прикрепили. Так, ммм, ... А, вот, Михальчук. Отлично, нашла.


Я огляделась. Из приемной можно было попасть как минимум в два кабинета. На двери одного из них висела табличка: "Лев Семенович Бородин, директор". На другой двери таблички не было. Позже я узнала, что это туалет.


-Так, Софья, распишитесь вот тут, и отправляйтесь на второй этаж, найдите там Анну Александровну, это ваш куратор. Она гид, будете вести с ней экскурсии.


Экскурсии! Здорово! Я-то представляла, что мне поручат мелкую реставрацию или хранение экспонатов, но гид - это классно. Очень интересно и не так нудно. К тому же, в музее довольно скучная работа, а вести экскурсии – значит, постоянно общаться с людьми. Я обрадовалась и поспешила на второй этаж.



Музей впечатлял. Когда-то это была усадьба одного из местных аристократов, а теперь шикарные хоромы превратились в ухоженный и богатый музей. Здесь была и живопись, и графика, скульптура и предметы дорогой утвари. Кое-где были стойки с ювелирными украшениями. Под впечатлением, я не заметила, как рядом со мной возникла высокая худая женщина.


-Вы Соня?


Встрепенувшись, я окинула ее взглядом. Светлые волосы собраны в жидкий хвостик, ни грамма косметики, утонченные черты лица  и лиловый костюм. На вид ей было лет сорок пять.


-Да, а вы Анна Александровна? - уточнила я.


-Да-да, пойдемте со мной, я дам вам литературу, мне сейчас немного некогда, вот-вот должны прийти школьники на экскурсию, а потом еще одна группа. Вы пока почитайте о нашем музее, а потом приходите. Понаблюдаете за моей работой, узнаете много интересного. - Она улыбнулась, и я ответила ей тем же. Она понравилась мне, почему-то я подумала, что мы с ней подружимся.



Она привела меня в архив. Оставив меня один на один с толстой книгой об истории музея, сдобренную цветными иллюстрациями, она удалилась. Прошел час или даже чуть больше, когда я захлопнула книгу. Вобщем-то, стандартная история. Как у многих музеев в нашей стране. Выйдя в коридор, я встретилась там с Анной Александровной, она поманила меня рукой и я двинулась за ней. Мы прошли в большой зал с работами русских художников. Там уже собрались школьники примерно двенадцати лет. Итак, экскурсия началась. Моя наставница рассказывала о каждой картине, об истории ее написания, о биографии того или иного художника. Вобщем, все как обычно. Послушав ее, я решила что справлюсь, многое из ее рассказа было мне известно, так что я не особо волновалась по поводу своей практики.


Наконец, экскурсия окончилась, и дети разошлись. Анна Александровна предложила выпить чаю, и я согласилась. За чашкой ароматного напитка легче наладить общение.


-Ну, как вам наш музей? - с гордостью спросила она, отпивая из чашки.


-Если честно, без лести, я потрясена. Редко можно встретить такой ухоженный и богатый музей. Я обратила внимание на новый паркет, дорогие шторы и свежие окна. Чувствуется, что у музея есть хорошая поддержка.


-Это все наш Лев Семенович. Наш директор. Он относится к музею как к родному ребенку. Если бы все культурные учреждения возглавлялись такими людьми, как наш Лев Семенович, то Россия пережила бы культурное возрождение.


-Да, наверное, вы правы. - Согласилась я, отгрызая от печенья.


-Вы непременно познакомитесь с ним, и поймете что он истинный фанат своего дела.


-А когда это произойдет? - поинтересовалась я.


-В ближайшие дни, Соня. Скоро. Вы рано приехали, через пару дней прибудут и другие студенты, Лев Семенович будет читать вам лекции. Он, кстати сказать, доктор наук. Так что вам будет весьма интересно. Да и вообще, с ним просто приятно поговорить. Так что скоро, Соня, вы и сами в этом убедитесь.



Как и обещала Анна Александровна, через пару дней музей наводнился студентами и словно ожил. Теперь здесь кипела жизнь, привнесенная будущими искусствоведами, культурологами и художниками-реставраторами. Обещанные лекции должны были начаться после практики, в пять часов. Если честно, я ждала их, так как мне нетерпелось увидеть столь отъявленного фаната своего дела. Все студенты уже собрались в небольшом кабинете, а Льва Семеновича еще не было. Впрочем, он не опаздывал, до начала оставалось еще десять минут, и я заинтересованно изучала открытки, которые Анна Александровна дала мне посмотреть. Вдруг прогремел низкий, поставленный голос:



-Я приветствую вас. Меня зовут Лев Семенович Бородин, и я буду читать вам массу интересного целую неделю.


Я подняла глаза и увидела возле большой темно-зеленой доски высокого широкоплечего мужчину. Он писал свое имя на доске. Обернувшись к нам, он пригвоздил меня взглядом пронзительно-голубых глаз к скамье. Да ведь этого человека я знаю! Это именно он прислал мне цветы после случайной встречи в театре. Невероятно, но это и впрямь был он. Его унизанные перстнями пальцы больших рук, его зачесанные назад темно-серебристые волосы, его голос и, конечно, его взгляд.
Пораженная, я смотрела на него, не замечая ироничных усмешек своих соседок. Он, конечно же, заметил это и обратился ко мне:


-Молодая леди, ваша фамилия?


-Михальчук...- проблеяла я.


-Прекрасная украинская фамилия. Михальчук, скажите пожалуйста, вам не интересен мой рассказ?



Я замешкалась и не знала что ответить. Наконец, под его выжидательным взглядом я выдавила из себя, что мне интересно, тогда он ответил:


-В таком случае, будьте, пожалуйста, внимательнее и записывайте лекцию так, как это делают остальные.


Боже, он отчитал меня, словно семилетнего ребенка перед всеми практикантами! Я совершенно растерялась и уткнулась в тетрадь. Паскудное чувство униженности жгло мозг, и я с ужасом заметила, как на бумагу закапали слезинки. Вот черт! Почему он так со мной? Что я сделала?


Кое-как отсидев лекцию, я прежде всех покинула музей и отправилась на прогулку. Теплое еще сентябрьское солнце играло золотыми искрами в кронах деревьев, и наблюдая, как мягко льется свет сквозь листья, я начала успокаиваться. Купив в киоске газировку и горячий бутерброд, я приземлилась на скамью недалеко от парка, что примыкал к музею. Вонзившись в мягкое теплое тесто зубами, я подумала - а что, если он не узнал меня? Ну, ведь может же такое быть? Тем более с нашей встречи я изменилась: выкрасила волосы в темно-шоколадный цвет и поправилась на пять килограммов. Да, точно. Он просто не узнал меня, иначе ни за что не подверг бы такому унижению.


Дожевывая булку, я заметила, как из главного входа музея выходит Лев Семенович и, опираясь на свою трость, приближается к парковой аллее. Вероятно, он решил пройтись. Не медля, я поднялась, отряхнула платье от крошек и двинулась к той же самой аллее. Достигнув его уровня, я как можно более открыто посмотрела в его глаза. Он ответил, но прошел дальше. Тогда я бегом пробежала до конца аллеи и перешла на параллельную, а оттуда прошла на другой конец той же самой аллеи, по которой гулял Лев Семенович. И снова поравнявшись с ним, я заглянула в его глаза. Он остановился и обратился ко мне:


-Ну хорошо, Михальчук. Говорите.


-Что говорить? - изобразила удивление я.


-Ну, вы ведь что-то собираетесь мне сказать? - скорее утвердил, чем спросил он.


-Нет, я просто....просто гуляю. Тут очень красиво, вы не находите?


Голос мой по-идиотски дрожал, и я раздражала саму себя в эту секунду. Но я хотела, чтобы он вспомнил меня, чтобы понял, как несправедливо он унизил меня на лекции.




-Достаточно. Прекратите ломать комедию. - Голос его гремел, от чего все внутри меня съежилось, и тело содрогнулось от трепетного страха. - Я узнал вас, сразу же, как только вошел в кабинет. Вы об этом хотели спросить?


Так значит, он все же меня вспомнил! Отлично. Теперь я могу спросить его, что означали его взгляды, слова и рукопожатия в театре. Этот вопрос по-прежнему волновал и интриговал меня.


-Да, но не только. - Призналась я.


-Вот как? - он вскинул густые брови и насмешливо улыбнулся. - А что же вас еще интересует?


-Меня интересует, что означал ваш жест, когда вы прислали мне цветы и записку после вечера в театре.


О, кажется, я зря так поторопилась с вопросом. Лицо его посерело, он нахмурил брови и поджал губы, по его реакции было понятно, что это не к добру. В этот миг я его боялась. И не зря.


-Я не понимаю, о каких цветах вы говорите. А что касается того вечера в театре, то вы напрасно придаете ему столь большое значение. За свою жизнь я побеседовал с сотнями людей в театре, но лишь вы одна вообразили себе, что это имеет какое-то значение. Забудьте этот эпизод, он ничтожен в своем значении.


Сказав это, он сердито зашагал, не попрощавшись. Я хотела напомнить ему, что он тайком пожимал мне руку, но не решилась догнать его. Лев Семенович был разгневан, и я, признаться, по-настоящему испугалась его. Он действительно был похож на льва - мощный, суровый, с гривой жестких волос. Притягательный и опасный.



Всю ночь я не могла уснуть, мне не давала покоя мысль: почему Лев Семенович отрицал тот факт, что прислал мне цветы? Ну я же понимала, что это он, и никто другой.  Возможно, он засмущался, посчитал, что я восприняла этот жест как ухаживание, или что-то еще, но одно я знала наверняка - цветы прислал он. Проворочавшись на жесткой казенной койке полночи, я все-таки уснула.


В полдень я снова переступила порог музея, и принялась помогать Анне Александровне переносить данные архива в компьютер. Ей общение с оргтехникой давалось нелегко, и моя помощь пришлась весьма кстати. С затаенным страхом я ждала пяти часов, того мига, когда Лев Семенович начнет лекцию. Я опасалась, что он снова высмеет меня перед всеми. Но мои страхи не воплотились, он вполне нейтрально провел занятие и отпустил нас. Так же размеренно прошло еще три дня, неделя кончилась, и лекции тоже. На этих занятиях я ловила каждое его слово, жадно впитывая в себя. Иногда я улавливала на себе его взгляды, а однажды он даже дотронулся до моих волос пальцами, когда проходил между учебных столов. Нет, сомнений быть не может, он подает мне какие-то сигналы, и я выясню - какие.


В субботу я снова пришла в музей, хотя могла бы этого не делать. Но намечалась крупная экскурсия по всем залам для туристов, и я решила поприсутствовать. Анна Александровна восхитилась моим "глубоким самосознанием и стремлением к совершенствованию навыков", и я, польщенная ее словами, уже собиралась домой, когда увидела Льва Семеновича. Он спрашивал у какой-то женщины не нашла ли она пианистку для воскресного вечера. Дождавшись, когда он останется один, я подошла к нему.


-Что вы хотели, Софья? - он был погружен в раздумья и даже не взглянул на меня толком.


Кашлянув, я набралась смелости и заговорила:


-Лев Семенович, так уж вышло, что я слышала ваш разговор по поводу пианистки. Если хотите, я могу вам помочь.


Он медленно, даже несколько надменно, оглядел меня, и затем спросил:


-У вас есть знакомые пианисты, способные прилететь сюда к завтрашнему вечеру?


-Нет-нет, я сама играю на пианино. Я окончила музыкальное училище. - Поспешила пояснить я.


-В самом деле? Это не шутка? - заинтересованный взгляд, с неким налетом облегчения. Я сделала верный шаг!


-Абсолютная правда. Только я должна подготовиться, если вечер уже завтра. Покажите мне инструмент и дайте ноты.


-Что ж, идемте, идемте дорогая. - Он взял меня под руку и поспешно зашагал по коридору. Я едва поспевала за ним. - Вы бы меня, конечно, очень выручили. Представляете, Сонечка, какая глупейшая ситуация - завтра  в музыкальном зале состоится вечер романсов, а все пианисты заняты. Отменить мероприятие совершенно невозможно, последняя надежда была на одну знакомую женщину, но она, представьте себе, изволила заболеть.


Итак, мы пришли в небольшой зал. Много окон, легкие газовые шторы пышными воланами спускаются к подоконникам, красивые и удобные стулья, обитые синим бархатом, а у дальней стены - небольшая сцена и рояль. Очень уютно и аккуратно.


-Прошу вас, Соня, опробуйте инструмент. Сейчас Тамара Сергеевна принесет вам ноты. А пока сыграйте.


Он водрузился на стул и закинул ногу на ногу, выражая полную готовность слушать. Я поднялась по деревянным белым ступеням, села на стул и открыла глянцевую черную крышку. Блютнер. Прекрасный инструмент! Ни единой щербинки на клавишах, ни одной запавшей ноты. Я повернулась к нему и спросила:


-Что вам сыграть?


-О, да что хотите, Сонечка. Что хотите.


-Вы любите Бетховена?


-Безусловно. Да, отлично, сыграйте Бетховена.


Я коснулась клавиш и полилась мелодия. Страстная, сумбурная, волнующая. Третья часть семнадцатой сонаты, "Буря". Упиваясь восхитительной чистотой звучания инструмента, я погрузилась в волнующий мир музыки и неожиданно для себя сыграла так хорошо, что мне захотелось поаплодировать самой себе. Кончив, я повернулась в зал. Рядом с Львом Семеновичем уже стояла с папкой его секретарь. Он посмотрел на нее и сказал:


-Тамара Сергеевна, завтрашний вечер спасен.



-Слава Богу, Лев Семенович, слава Богу.



Она пересекла зал и подала мне ноты. Я пролистала, и удовлетворенно отложила их на крышку.

-Все эти романсы мне известны, я их играла ранее. Так что не волнуйтесь, никаких накладок не будет.


-Тамара, дайте Сонечке программу вечера. Вам ведь нужно быть в курсе, не так ли? - последние слова были сказаны уже мне, и я кивнула головой в знак согласия.


Воскресение настало. Я пришла в музей задолго до вечера, несколько раз проиграла все романсы и прочла программу вечера. Наконец, приехала певица - пожилая тучная женщина, представившаяся Ольгой Константиновной. Она распелась, и мы порепетировали вместе. К семи вечера зал заполнился посетителями и концерт начался. Отыграв, как положено, свой аккомпонимент, я откланялась и вышла на улицу. Час был поздний и уже стемнело. Вдохнув прохладный осенний воздух, я уже собралась было быстрым шагом застрочить по парковым аллеям, как меня окликнул голос из темноты:


-Соня? Постойте.


Присмотревшись, я увидела Льва Семеновича.


-Уже стемнело, мне неловко, что из-за меня вы так поздно возвращаетесь. Давайте-ка я вас провожу. Не возражаете?


-Не возражаю. - Я улыбнулась и подставила ему свой локоть.


-Вы очень выручили меня и Ольгу Константиновну. Я вам очень признателен и хотел бы вас отблагодарить. Скажите, как долго вам еще проходить практику?


-Еще две недели, а что? - я была заинтригована.


-Можете считать, что вы ее уже прошли. Я попрошу Анну Александровну поставить вам "отлично" и закрыть практику досрочно.


Я разочарованно отвела глаза. Хорошо, что он не видел этого в сгустившихся сумерках.


-Спасибо, Лев Семенович, но мне нравится практика в вашем музее, и если вы позволите, я бы все-таки хотела пройти ее полностью.


-О-о-о. - протянул удивленно он. - Вы удивили меня. Обычно молодым девушкам скучно в музее, и я подумал, что окажу вам услугу.


-Нет-нет, все в порядке. Ничего не нужно, мне было не обременительно играть сегодня. Напротив, это доставило мне большое удовольствие. Так что вы вовсе не в долгу передо мной.


Он вел меня уверенно, крепко придерживая за локоть. На улицах зажглись фонари и в их желтом свете, падающем на асфальт, тени выплясывали причудливый танец.


-Где вы остановились? - спросил он, когда мы уже прошли два проулка от того, в который надо было свернуть, чтобы выйти к гостинице. Но я намеренно промолчала, мне хотелось продлить эту вечернюю прогулку. Сама не знаю отчего, но я ощущала беспредельное счастье в те моменты.


-В одной гостинице. Она уже близко. Спасибо, что проводили. Дальше я дойду сама.


Он остановился и посмотрел на меня. Как сейчас помню этот его взгляд, полный теплоты и нежности.


-Еще раз спасибо, Соня. И вот, подождите… - он распахнул плащ. - Это вам.


Он протянул мне цветы. Белые орхидеи. Я подняла на него глаза, в которых читался явный вопрос.  Он только улыбнулся и, прижав руку к груди, слегка поклонился и ушел. Прижимая нежные цветки к груди, я бегом бросилась в гостиницу. Я боялась их заморозить прохладным вечерним воздухом. Поставив их в воду, я села напротив и уставилась на белые нежные соцветия. Он неспроста подарил мне именно белые орхидеи, нет. Тем самым он негласно подтвердил, что и тогда, два года назад, цветы, присланные мне незнакомцем, были от него. Но для чего, зачем? Этого я не могла понять. Я чувствовала, что он выделяет меня из всех, чувствовала, что я небезразлична ему. Но никак не могла понять, чем это вызвано. Он был весьма пожилым, а я молода, так что вряд ли он обратил на меня внимание, как на женщину, однако другого объяснения я найти не могла. В волнении, я легла спать. Но среди ночи соскочила и подошла к окну, где на подоконнике стоял стакан с орхидеями. Нежно проведя по лепесткам пальцем, я закрыла глаза и вспомнила записку, присланную Львом Семеновичем вместе с теми, первыми цветами. «Что же ты не встретилась мне раньше…»
«Но мы встретились сейчас» – сказала я мысленно ему.
С этой мыслью я и уснула.


Рецензии
Доброе утро, Евгения!
Любая из Ваших историй сродни подарку. И пусть это лишь моё субъективное мнение. Но вглядываясь в набегающие строки, понимаю, что с ними ко мне приближается атмосфера долгожданного праздника. Праздника общения с Вашим творчеством и Вашей загадочной Вселенной.
Авторский потенциал бурлит. И пока "перо оттачивается о бумагу" есть шанс, что со временем Вы сможете разить им наповал, ещё непокорённые Вашим талантом сердца.
Всякий раз убеждаюсь, что даже самый заурядный сюжет выигрывает, если он рассказан вопреки принятым лексическим стандартам. Язык изложения должен быть Вашей индивидуальностью и, вместе с тем, оставаться живым. Это сложно, но, поверьте, это принесёт авторский рост Вам и удовольствие Вашим читателям.
Видно, что на построении этой истории Вы только пробуете силы: подбираете стиль, образность и сбалансированность повествования. Но с эмоциональными акцентами здесь всё в порядке. И нет непростительного топтания на одном месте, а есть необычайная динамика в раскручивании сюжета.
Я начал знакомство с Вашими историями практически "с конца". И сравнивая прочитанное, понимаю, насколько вырос уровень Вашего авторского мастерства.
И если литература всё ещё интересна Вашей многогранной творческой натуре, то надо двигаться дальше.
А время потом нас рассудит...

Павел Коваленко   23.11.2016 08:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте Павел)
Спасибо за теплые слова и очередной отзыв)
Знаете, почти вся проза, что я выкладываю на "прозе", написано мною давненько и примерно в одно время. Я даже хотела объединить эти три повести - О музыке, о юности... Последний танец и У музыки есть душа в один сборник - между ними протянута незримая общая нить, и они, хоть и различны по сюжету, тем не менее, очень тесно сплетены между собой.
Есть у меня и совершенно отличные от вами прочитанных произведения. Руки и до них дойдут. А так же, надеюсь, и до только начатого, но еще не оконченного.
Пока же, к сожалению, времени хватает лишь на стихи. Но и они отнимают в наш бешеный век непростительно много времени...
Литература...Это не просто самолюбивое бумагомарание для меня, но и способ восполнить то, чего недостает в реальности, поэтому отношусь к ней трепетно, стараюсь и хочу расти.
Благодарю за теплое напутствие)

Евгения Комарова   23.11.2016 08:26   Заявить о нарушении