Благодарность меняет жизнь. Часть 1

Потрясающий рассказ с сайта Зенслим от преподавательницы интерната
 Мария Николаевна, как вы впервые осознали, насколько важна благодарность в нашей жизни?
 – Двадцать пять лет я работала в интернате для детей-сирот. Там были дети с улицы, лишенные родительской опеки, из семей алкоголиков, наркоманов, проституток. Я преподавала английский язык и одновременно была психологом, так как в то время еще не было штатных психологов, а без понимания проблем этих детей, помочь им было очень трудно. После двух лет работы у меня возникло желание поменять школу, потому что дети приходили после летних каникул, забывали материал и смотрели на меня так, будто мы с ними год не работали. Проходил еще один год, и снова за три месяца каникул ученики не могли вспомнить изученный материал. Я начала смотреть на своих воспитанников с точки зрения психолога: почему они не могут учиться, что отличает их от других детей? И тогда увидела, что у большинства из них практически отсутствует чувство благодарности. Они либо воспринимали все, как должное, либо им хотелось уничтожить человека, которого надо было поблагодарить. Они ненавидели своих родителей и переносили эту ненависть на окружающий мир. Чтобы изменить это, надо было пробудить в них какие-то человеческие качества, силой обстоятельств были задавлены, как не нужны. В среде, из которого мы их забирали, господствовали грубая сила и ненависть: кто первый ударит, кто распознает беду и убежит первым … В интернате мы должны были дать им знания и, кроме того, сделать из них людей, которые, выйдя в общество, смогут сосуществовать с другими. Я начала думать, как ввести в их язык слово «благодарю!». Мне было интересно как изменится их поведение, когда это слово станет нормой, а не редким исключением.
– И каким образом вам это удалось?
– Я решила воспользоваться такой возможностью, как праздник День Благодарения. Это один из немногих праздников, который я бы хотела видеть в нашем календаре. На уроках английского языка мы изучали историю этого праздника и знали, что люди благодарят Бога за все хорошее в своей жизни, благодарят родителей, знакомых, коллег по работе. Это семейный праздник, когда дети отовсюду едут в родной дом Мы решили праздновать его не один день, а целую неделю в контексте Недели английского языка. Я сказала детям: «Давайте попробуем благодарить каждый день всех вокруг: воспитателей, учителей, поваров, уборщиц, Мы будем делать открытки и подарим их всем работникам школы, сделаем конкурс рисунков, изобразим за что мы благодарим, сделаем концерт, где будут английские и украинские песни-благодарности, стихи, сценки ». Мы сделали открытки для всех, кто работал в школе. Знаете, кому все ученики хотели унести эти листовки? Директору и поварам. Я попросила понести открытки и учителям. Сначала никто не хотел этого делать. К тому же я попросила детей сделать еще и второй шаг – определить, за что поблагодарить, то есть найти, за что они ценят именно этого учителя. Дети писали свои благодарности на листочках и шли к учителям. Им это было так необычно, что они сперва подглядывали и читали из листочков. В течение нескольких дней дети поблагодарили всех, и с тех пор многие из них начали воспринимать людей не как чуждую силу, а как более родных и близких. «благодарю!» стало говорить легче. Дети увлеклись этой идеей, но только на период праздника. А мне нужно было, чтобы это стало их сущностью.
Чтобы закрепить это важное для них достижение, я сказала детям: «Давайте играть в такую игру: мы утром приходим на уроки, а вы нам говорите «Добрый день!» и «благодарю!». А они спрашивают, зачем. А я говорю: «Поймите, что так мало кто говорит, а мы будем этим отличаться от всего общества вокруг». Когда дети все вместе, они представляют собой общую массу. И этой массе хочется отличаться от других детей хоть чем-нибудь. Первыми ко мне начали прибегать и спрашивать: «Что ты делаешь?» учителя и администрация. Они говорили, что это издевательство, потому что так никто не говорит, а тут все дети говорят «Добрый день! благодарю!». И делают это радостно и задорно. И это мне показало, что люди не только плохо умеют говорить «благодарю!» – они не умеют его принимать. Оказалось, что многим из нас более свойственно быть отчужденными, не любить друг друга, подозревать, что кто-то хочет сделать нам то плохо, готовить ответный удар. Жить в поле негативизма таким людям гораздо легче.
– Почему?
– Это заложено генетически. Несколько поколений жили в ситуации, когда надо было себя тотально защищать. Революция 1917 года, репрессии, голод породили в людях страх. Потом война, после нее – восстановление. Несколько поколений жили в постоянном напряжении, страхе и желании себя защитить. Это была необходимая реакция, чтобы выжить. Но уже пришли второе и третье поколение, а мы все держимся за эти реакции, которые получили в наследство от предыдущих поколений. Информация передается от поколения к поколению в виде опыта и стереотипных реакций, и, хотя мы живем в мирное время, наши реакции отражают подсознательное ожидание опасности. Без дополнительного усилия избавиться от того, что нам дали, как информацию от предыдущих поколений, практически невозможно. Я это поняла на примере моих учеников: их родители, которые сами были неблагодарными и несчастными людьми в этом обществе, передали им нечто такое, от чего они не могли отойти. Уходя из школы, после девятого класса, почти все дети бросали училища, техникумы и возвращались к своим родственникам – в ту среду, из которой мы их когда-то забрали. У меня было желание сделать это возвращение невозможным. Этого я достигла только через десять лет – 70% детей уже не возвращались в ту среду, а, наоборот, помогали выходить оттуда родителям.
– Что изменилось, когда дети научились благодарить?
–  Изменилось отношение к учителям, атмосфера в школе стала спокойнее. Употребление нецензурной лексики и, вообще, вульгарных выражений заметно уменьшилось. Дети научились говорить «Добрый день!» и «благодарю!» друг другу.
Когда человек сказал «благодарю!», он уже не так легко мог тебя обозвать, украсть у тебя что-то, забрать у тебя обед. Он уже подсознательно должен устанавливать с тобой более дружеские отношения. Позитив, который я даю Вам, остается в моей душе. И затрагивает Вас, и то делает в Вашей душе. И мы с Вами, и каждый человек в обществе связаны невидимыми ниточками. Это ниточки информационные и ниточки энергетические. И этот позитив не дает нам возможности быть врагами. Мы, возможно, еще не друзья, но уже и не враги.
Я обещала детям, что они, говоря слова благодарности окружающих, станут преуспевающими людьми. Дети учились благодарить учителей, рабочим, поваров, сапожников; писали эти слова на листочках бумаги, читали их, а позже так научились этому, что делали открытки даже, когда не было праздника, подписывали и дарили эти открытки, кому хотели.
Два года спустя, я нашла американских волонтеров, которые работали по приглашению в школах города. Я пригласила их к нам пообщаться с детьми на английском языке. Трое волонтеров приходили, играли с детьми и подружились с ними. Эти молодые люди были далеко от дома и не могли встретиться со своими семьями на День Благодарения. Мои воспитанники пригласили их к себе и сделали для них праздник: испекли пирог, сделали маленькие бутербродики, чай, придумали программу и нарисовали открытки, чтобы сделать своим друзьям приятный сюрприз. Это был незабываемое время для всех: мы вместе пели английские и украинские песни, играли в игры, сделали маленькое соревнование, сидели за столиками со сладостями и чаем.
Американцы сфотографировали нас и выслали домой эти фото. И родители одного из наших гостей передают ему из Нью-Йорка полторы тысячи долларов и говорят: «Купи то, что необходимо этим детям». Я собирала детей в каждом классе и говорила: «За то, что вы искренне поблагодарили людей, согрели их сердца, их родители из Нью-Йорка решили, что вам надо помочь. Благодарность нам вроде бы ничего не стоила, но мы за это получили деньги, и сейчас будем решать, что нам купить». Дети захотели компьютер, чтобы печатать тексты на английском языке. Потом мы купили новые шторы и карниз, новую электрическую плиту на кухню. Приобрели магнитофон и телевизор. Мы отблагодарили американцам, написав им красивое письмо с цитатой из Библии, в которой людей благодарят за то, что они помогают бедным. Каждый раз, когда я заходила в класс, говорила: «Дети, я вам очень благодарна, потому что ваша благодарность сделала для меня такой замечательный кабинет». И ученикам каждого нового класса, который приходил, я рассказывала, что благодарность может сделать в нашей жизни.
– Что было дальше?
– После того, как дети научились благодарить учителей, я стала учить их благодарить своих родителей. Я понимала, что когда дети отказываются благодарить родителей и любить их, то с психологической точки зрения они таким образом себя уничтожают. Если дети критикуют родителей, то потом они, в определенных вариациях, повторят это в своей жизни. Я им это объясняла очень долго. Говорила: «Смотрите, вот в Библии написано, давайте все же попробуем родителям благодарить. Вы знаете десять заповедей, и четвертая заповедь – единственная, которая имеет в себе обещание: благословляй родителей своих – и будешь успешным и долголетним». Для меня это была зацепка, поскольку большинство детей на мою просьбу благодарить родителям говорили: «Это невозможно». У кого-то отец сидел в тюрьме за то, что убил маму. Еще одна мама бросила своих детей, замкнув их в какой-то старой будке в лесу, и их там грызли крысы. Их оттуда, с покусанными ногами, случайно вытащил человек, который просто рядом собирал грибы. Мальчик, у которого было семнадцать шрамов от того, что ему бутылки разбивали на голове пьяные родители, говорил: «Я не могу этого сделать». А мне надо было научить их невозможному. Может, когда люди прочитают об этом, им будет легче благодарить человеку, который не разбивал им бутылки на голове и не резал в пьяном угаре, не продавал их, как сутенер, как одна мама свою дочь. Я говорила детям: «Впереди вас ждет процветающая жизнь».
Мы с помощью специальной службы находили тех родителей по тюрьмам. Дети начали писать им письма. При этом, они плакали и рыдали над этими письмами, говоря: «Мы это делаем ради Вас». Но, я с ними уже десять лет работала, и они мне доверяли. Они уже видели в реальности, что может сделать благодарность. Я им говорила так: «Давайте мы будем вкладывать это в наше будущее». Фактически, весь класс писал одно письмо. Мы благодарили родителей за то, за что можно поблагодарить вообще:
– За то, что дали жизнь.
– За то, что любили, как могли.
– За то, что некоторые из них удерживали этого ребенка до определенного периода, а затем не смогли.
Каждому было за что поблагодарить. Но, когда мы поблагодарили за эти три вещи, родители стали писать детям в ответ. До тех родителей, которые отбывали наказание в нашем городе, дети шли прямо в тюрьму, приносили им открыточки и благодарили. Восстанавливались отношения. Эти родители начинали приходить к нам в школу увидеть своих детей. Приходили и пьяные, и такие, которые о детях не вспоминали годами. Они гладили их по голове, обнимали. Благодарность начинала снимать барьеры, которые были установлены. Поверьте, у нас нет таких барьеров. У нас есть просто нежелание, а у детей был страх вернуться туда, откуда мы их забрали. Был один мальчик, которого выгнала из дома тетя, а сестра продала его часть дома и сказала, что, если он вернется, то она его просто убьет. Он два года не мог пойти к ним, и все же, еще с двумя детьми из нашей школы, с коробочкой конфет идет туда и восстанавливает отношения. Я говорила ему: «Да она такая, твоя сестра. Но это твоя сестра, и ты можешь к ней прийти и с ней поговорить». Тетку, которая сейчас очень сильно пьет, он вытащил из этих компаний и спас от смерти.
Один мальчик три года – девятый, десятый, одиннадцатый класс – писал своим родителям-наркоманам в тюрьму. Они его в год отдали в Доме малютки и далее продолжали употреблять наркотики, продавали их и иногда сидели за них. К сыну никогда не приходили. Впервые в одиннадцатом классе к нему пришла мама. Потом пришел отец, потом они приходили вместе, и, в конце концов, бросили эти наркотики. Возможно, это связано с этим парнем, с тем, что он принял родителей такими, какие они есть. Сейчас эта семья объединена. Вот что такое благодарность, она устанавливает эту ниточку между людьми, которая уже не прерывается потом ничем.


Рецензии