Четвёртый короб из записей Певчего Гада. 30

30.
***
…большевик рушит Храмы, ненавидит крестьянство, как материнское, родовое начало, любит железо и пролетариат, домны, плавку, ковку…
А что в итоге? Мать-Земля, душа России, уступила место Духу.
Уступила – Железу.
Первые пятилетки, индустриализация, коренная перестройка России… зачем? И оправдано ли всё это в перспективе Истории? Кто ж его знает…
Но факт остаётся фактом – индустриализация  перемолола монстра, подавившего Европу. Здесь действительно нечто мистическое: Германия ведь была ещё более «железной», но её удалось сломать. Как? Не одной ведь только непомерною кровью, но… Духом, устремлённым не столько в землю, сколько – ввысь.
А потом Гагарин… – тоже ввысь!
…и Души жалко, и от Духа не отречёшься…. Россия…

***
«Казнь судьи неправедного» – картина «малого» голландца. Её не шибко у нас популяризируют, понятное дело. Картина маслом. Но впервые я увидел её в чёрно-белом изображении. Хватило кое-что понять про хвалёный европейский суд.
Городская площадь, полная горожан: ремесленники, торговцы, няньки с детишками на руках. А в середине площади, прямо перед ратушей – голый судья, распластанный на помосте со связанными руками и ногами. Несколько горожан, видимо, мясников, мастеров дела, умело и неторопливо, на погляд всему миру, сдирают с него живьём кожу. Аккуратными такими ремнями, завивающимися чуть ли не в колечки...
Картина прописана так тщательно и добротно, в таких деталях, что потрясает даже не сама жестокость происходящего, но – обыденность ритуала. Тут отчётливо понимаешь, это творилось не раз и не два. При этом сострадательных лиц у присутствующих как-то не заметно… а и поделом!
Судье горожане – всем миром – доверили самое святое: вершить справедливость, а он их предал. Вероятно, простили разок. Может, и другой. А потом осознали нутром – надо убить гадину, убить мучительно, но главное – публично. Другим в науку.
И внедрялась эта практика, похоже, не одно десятилетие. Вот из этого «славного» европейского средневековья и вышел тот самый суд, который нам ставят ныне в пример.
И при этом нас же призывают к либерализму.
Да, наверно, в сравнении с нашими судами европейский получше. Но у нас не было инквизиции. Не было даже китайской  практики отрубания рук за воровство…

***
Зато лучший в мире балет. Вопрос – откуда в такой «медвежьей», «неуклюжей» стране? А вот оттуда – из барских конюшен, где  пороли крепостных актёров и актрис за неточность в исполнении танца. Жесточайшая школа! А в итоге – мир ахнул. Восхитился.  «цивилизованный» мир. Чем восхитился, почему? Это ведь так жестоко…
Выходит, без жестокости  и мучительства невозможно ничего изменить в человеческой природе… выходит так. Жёсткие меры – самый прямой путь к «улучшению человеческой породы». Он прошёл испытание временем, дал результаты – все семь чудес света, да и не только семь, восхищают доныне. И все – на крови.
Выходит, другого пути нет? Ну, хотя бы суд мало-мальски пристойный создать, без драконовских мер?..
Средневековье не имело такого информационного поля, как ныне. А зачем оно вообще нужно, если не использовать с толком, для улучшения всё той же человеческой породы… или природы?

***
Центральная городская площадь. Судейский стол. Длинная скамья подсудимых.
И – камеры, камеры, камеры… Блеск софитов, телевидение, вещание на весь мир…
Публичный, показательный Суд. Без порки, без смертоубийства, но зато – на весь мир! И сидит на длинной скамье не только главный виновник, зарвавшийся чинуша, взяточник, судья неправедный…
Нет, рядышком его жёнушка, мамушки, бабушки, детушки, внучата – все, кто кормился с его стола, и если не твёрдо знал, то догадывался чью кровь пьёт из злата-серебра. Главное показать их лица – всему миру. Чтоб стали нерукопожатными для соседей, чтоб детишек не приняли в Сорбонну и Кембридж, а в Московской школе отпинали бы одноклассники в сортире и отвернулись возлюбленные…
Никакого физического насилия. Просто разоблачение вора, конфискация имущества. И – урок гадючьему семени. А  дальше живи, как знаешь. Может, руки на себя наложишь, а может, отмолишь грехи…


Рецензии