24. Воспоминание о еврейских погромах

НА СНИМКЕ: Вклеенный лист с тремя чёрно-белыми фотографиями отца - Петра Владимировича Гриневича.

Первая (та, что повыше)  видимо более поздняя, на ней отец художника сидит на стуле опершись левой рукой на спинку стула задумчиво смотрит вдаль

Вторая и третья - мелкие, но на одной из них отчетливо виден офицер. Он в шинели стоит у лафета пушки опершись на колесо.   

Надпись внизу листа гласит: « П.В. Гриневич – мой отец»

И опять воспоминания детства?


...Рождество. У нас в детской большая ёлка и на ней чудеса! Восковые ангелочки, фигурные пряники, золочёные орехи, конфеты, которые мы всю неделю надевали на серые нитки по парно, много блестящего стекла, цветные свечи, золотых и серебряных нитей, яблочек, ожерелий из круглых конфет, цепей из цветной бумаги да всего и не перечислишь.

...Вечер второго или третьего дня. Мама с папой в полковом собрании, куда мы с брабом должны тоже поехать, ждали только лошадей. Но вот и приехали за нами. Но няня Аделя нас не пускает: ей де господа распоряжений не давали. Брат Василий в крик. Поеду и всё! Бежит в переднюю, несет мне и себе пальто. «Одевайся!». Я в нерешительности. «Одевайся!» кричит.

Аделя - отнимать пальто, Вася - вырывать и вдруг, схватив пальто, с силой бросает его … на ёлку. Ёлка содрогнулась, закачалась и я помню только звон стекла, шум падения и крики, ахание …

Нас одели и мы уехали. Ничто уже не радовало: ни экипаж, мчащийся по улице, ни большая ёлка, музыка, сладости и подарки на балу в собрании.
Страх пережитого и расплата грозно стоящая в воображении отравила всё.
На следующий день у нас гости, а на ёлке остались одни осколки!
Утро следующего дня памятно мне и сейчас, через сорок два года…

...Не помню точно, но кажется, была зима. На квартире у нас три солдата, я на занятия не хожу, в квартире какая-то напряженная тишина, гулять нас не пускают.
Я сижу у окна и вижу: казак верхом на лошади тащит за волосы женщину через двор в помещение «полиции», он бъёт её нагайкой, ещё кого-то ведут. Потом во дворе появляются солдаты с винтовками. Ворота закрываются.

Говорят будут похороны на еврейском кладбище и они пройдут мимо нашего дома. Брат ушел на чердак смотреть похороны. Он рассказывал, что шла большая толпа с венками, какими-то знамёнами и пела; потом что-то случилось, толпа побежала, появились верховые, посреди улицы остановились, черные повозки-ящики брошенные людьми…

...По двору ходит мужчина. У него ступа и большая палка. Он еврей. Меня пугают, что меня украдут и с моей крови будут делать мацу…

Во дворе на балконах шалаши из … (из чего именно - не читается. -ПВ). Мужики евреи с ветками из какого-то растения и с лимоном куда-то идут. Над рекой стоят женщины и мужчины и «трясут с себя свои грехи».
Так мне объясняли, я очень их боялся.


Рецензии