Татуировки
История возникновения татуировок
Мы уже не узнаем, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но что известно - история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Но, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Они служили не только, да видимо и не столько, украшением, а именно знаком племени, рода, тотема, а кроме того, наделялась определенной магической силой, способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом возвращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных. Практика украшения своего тела — это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Причины, возникновения обычая татуировки до конца не разгаданы и находятся под покровом тайны. Это изначально могло быть следствием естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Шрамы сливались в причудливые узоры, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Уж не с тех ли самых пор существует поговорка, что: «шрамы украшают мужчину». С разрастанием племён на кожу уже специально наносились отметины, имеющие определённое значение. Скорее всего происходило это в конце Ледникового периода… И что интересно - различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник. Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве. В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница. А иногда встречались крайние проявления тэту — например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Естественно, тату для женщин были немногочисленны и изящны. Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер. В сущности, их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов. Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти — они служили проводниками в загробный мир. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое… О татуировках пенитенциарных учреждений написано достаточно много и этой темы, в моём рассказе, можно не касаться. А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.
Можно, конечно полюбоваться красиво исполненной татуировкой на мужском теле. Но моё личное мнение – не надо уродовать татуировками прекрасные женские тела… Что бы не получилось, как в анекдоте про Жана и Жанетту, которые решили сочетаться браком в мэрии. Перед этой процедурой Жанетта призналась Жану, что до него у неё было два любовника… Как истинный француз он отнёсся к этому совершенно спокойно. Но она призналась ещё и в том, что их портреты наколоты на её правой и левой груди… На что Жан тоже спокойно отреагировал. Но через некоторое время заразительно рассмеялся. Жанетта поинтересовалась, что так рассмешило её избранника. Он на это ответил: «Я представил, как вытянутся их лица, когда ты состаришься…»
Свидетельство о публикации №216031402160