Спорт как способ самоутверждения

 Мои родители, в силу своего воспитания, а как я позже понял, оно заключалось в отсутствии опеки со стороны родителей, в послевоенное время, не когда не заставляли меня учить уроки и не призывали меня заниматься в секциях. Мама всегда спрашивала нас с Игорем: "Вы уроки поучили?". И даже если мы говорили неправду, то мы знали, что главное результат. И как мы учили уроки на переменах или списывали у отличников, но в школе не брат не я не считались троечниками, хоть у нас в четверти в ведомости они присутствовали. Но речь не об успеваемости...
 В Ессентуках к спорту среди школьников относились серьёзно. В городе было несколько спортивных комплексов, но наша школа отличалась от остальных школ города наличием своего бассейна, да ещё и с вышкой. Наш отец, для школы всегда делал всё возможное. Директор школы Виктор Александрович Зайцев, попросил отца запустить в школьном бассейне систему очистки и обеззараживания. В первом классе у нас были уроки физкультуры в бассейне, и помню, как старшеклассники или кто то из учителей разливал хлорку, которую разводили в ведре в разных частях бассейна. Запах и первые часы после этого в бассейне было невозможно находиться. Тогда отец своими силами смонтировал хлораторную для жидкого хлора, и заполнил скорые фильтры кварцевым песком. Он разработал инструкции, но выяснилось, что найти хлораторщика не так уж и просто, на ту зарплату которую могло платить ГОРОНО. Одним словом, маму оформили хлораторщицей, но эту работу до моего выпуска из школы выполнял отец, а когда мы с братом стали постарше, то частенько сами хлорировали, но не жидким хлором, а разводили хлорный раствор и закачивали его перед промывкой фильтров. Другими словами, дорога в бассейн была для нас с братом открыта. И когда в четвёртом классе, директору удалось избавиться от бассейна и на его базе создали ДЮСШ, то у нас появилась возможность ходить в секцию плавания. В это же время, мальчишек из нашего класса записали на Спортивную гимнастику. И я умудрялся успевать заниматься и плаваньем и гимнастикой. Помню, что один мой неосторожный прыжок, прервал мою спортивную карьеру плавца и гимнаста. В момент, когда я собрался нырнуть с тумбочки первой дорожки, прямо у меня на пути вынырнул мальчишка, который только что прыгнул в вышки. центр тяжести уже был смещён, и у меня остался только один вариант прыгнуть в сторону, на продольный борт бассейна. В результате я рассёк ногу на наружней части стопы, и в результате этой травмы отстал от своих сверстников как в плаванье так и в плаванье. Но бассейн остался в моей жизни, а гимнастику я оставил. Сейчас, я могу сказать, что целью для меня в занятиях гимнастикой и плаваньем была возможность быть лучшем, и как только я оценил свои возможности, для меня эти виды стали не привлекательными. Мой брат, своим выбором секций показывал мне дорогу, и так я начал заниматься  лёгкой атлетикой. Отец, тут то и заметил, а главное указал мне на моё свойство бороться пока есть шанс победить. Нет, я не сдавался сразу, но стоило, Игорю вырваться в перёд на дистанции, я переставал бежать. Позже я это расценил, не как нежелание бороться, а как не желание тратить силы в ситуации, когда их можно сохранить для реванша. Но не смотря, на такую мою рациональность, я больших результатов не делал, но для общего своего развития занимался достаточно долго, практически до 8-го класса, а точнее до того момента, когда в город пригласили из республиканской школы олимпийского резерва, из города в котором мы с братом родились, города Черкессек, тренера Дзю-До Папшуов.
 Это событие было во истину городского масштаба. В эти времена, были частные неофициальные секции Каратэ, и те кому удавалось в них попасть, были кумирами, только по факту наличия кимано. А тут не просто секция Дзю-До, а тренер который привёз с собой учеников из Черкесска, которых поселили в интернате, и которые будучи учениками шестого класса, уехали от своих родителей за тренером в другой город.
 Одним словом, в городе началась лихорадка. Но надо сказать, что из старших учеников сформировали тренерскую группу, и всех желающих охотно записывали в секцию Дзю-До. Таким образом в одной секции оказались все, вчерашние авторитеты среди дворовой шпаны, и враги по противостоянию районов города, да что там города и станицы Ессентукской. Шли занятия, и все записавшиеся упорно тренировались, и не кто и думать не смел об том чтобы бросить секцию. скажу больше, тренерский состав начал к нам принимать те же методы воспитания, что и к ребятам из интерната. Другими словами, дневник стал пропуском на тренировку, что стало сказываться на успеваемости.
 Но в какой то момент, я понял что стать лучшим среди равных не получится, и тогда я предложил своему другу Сергею Пунтикову подыграть мне. Я подошёл к тренеру Тимуру Бесленееву, одному из старших учеников главного тренера и попросил меня и Сергея перевести в другую группу, где тренировались ребята из Черкесска. Толи тренер поверил, в историю, что мы не успеваем даже пообедать, но думаю, что скорее всего ему понравился наш с Сергеем вес. В то время когда тренировались ребята из Черкесска, так же тренировались у Главного тренера и старшие его ученики, а тяжей, или просто манекенов для бросков у них не было, так как шестиклассники были мелкими.
 И вот, первая тренировка вместе с теми, кто борьбе уже отдал не один год. Помню, как мы с Сергеем были ошеломлены нашим успехом, не смотря что эти реально малявки нас просто размазали о татами. Для нас было всё ясно, здесь есть чему поучиться. Вскоре к шестиклассникам присоединились ещё ребята из Черкесска,Агиров Роберт, Казаков Эдуард наши сверстники, и мы с Сергеем оказались в закрытом клубе посвящённых. Здесь был другой уровень, и мы впитывали всё как губки.
 Один раз в месяц, тренерский штаб устраивал внутренние соревнования. И тут неожиданно для всего города, без каких то разборок и ранжирования, стало ясно, есть двое, которые друг с другом не бодрятся, а равных им среди городских пацанов нет. Помню, что десятиклассники с которыми учился мой брат, всё что могли себе позволить, это похлопать нас с Сергеем по плечу, и одобрительно покачать головой. Надо сказать, что авторитет у Игоря был в школе большим, и мне незачем было доказывать его одноклассникам о своём месте под школьной крышей. Но когда, мы перешли в девятый класс, то первооткрыватели новой школы, к этому моменту десятиклассники, бесспорно приняли наше с Сергеем лидерство, а тот факт, что он учился в "А" классе, а я в "Б", делало не нужным нам с ним выяснят кто из нас круче, мы просто наслаждались своим преимуществом, дополняя и поддерживая друг друга.
 Хотя если порыться в памяти, можно вспомнить несколько случаев, когда принадлежность к разным классам ставила нас на тропу конкуренции друг с другом. И это наше с ним разделение произошло в четвёртом классе. По завершению третего класса, руководство школы решило сформировать класс "А", как образцово показательный. за классом закрепили самую уважаемую учительницу Паходенко, и она из всех классов выбрала отличников и учеников для которых была предопределена судьба отличника. Среди прочих, в списке который нам зачитали попала люда Жихарева, но у неё случилась истерика, она не желала расставаться с нашим классом, девочка она была симпатичная, и у неё в нашем классе всё было хорошо и с учёбой и с вниманием мальчиков. Помню как тогда, встал Сергей Пунтиков и сказал, я могу пойти вместо неё. Что им тогда двигало, понимание что "А" класс это элитный класс, или он испытывал чувства к Люде трудно сказать, а спросить невозможно, но я думаю, что уже в третьем классе нам с ним было тесно в одном коллективе.
 Время шло и после восьмого класса, нас опять подвергли сортировки. Из пяти восьмых классов дальше учится в 9-10 классах осталось только два. И опять в "А" отобрали лучших. Одним словом, в какой-то момент, сами ученики стали думать, что они лучше, и тогда мы в девятом классе решили сломать стереотип. И на конкурсе "А ну-ка парни" мы в 9 том классе заняли первое место. Девчата в конкурсе "А ну-ка девочки", не оставили им шансов и заняли тоже первое место. В десятом классе этот успех мы повторили, и это в какой то мере нас подзадоривало. И конечно наше личное соперничество во многом определяло ход борьбы. Но не смотря на то, что у Сергея бицепса, в объёме была как у меня трицепса, я сумел занять первое место в толчке гири. В девятом классе я толкнул пудовую гирю 34 раза а в десятом все считать перестали, и только классный руководитель Екатерина Семёновна Шейна сказала, что это был рекорд школы 94 раза. Но это соперничество, выглядело по спортивному мирно, но только один раз, мы с Сергеем были на гране срыва. В футбольном матче между классами, был спорный момент, и помню мы упёрлись носами доказывая на повышенных тонах каждый сою правоту, но в какой то момент, и он и я заметили, что всех уже не интересует повод нашего спора, всем стало интересно, кто же из нас победит, если дойдёт до драки. и мы с ним не сговариваясь, от этого понимания ситуации остыли мгновенно, чем разочаровали всех зрителей.
 И это всё благодаря Дзю-До, в котором были у нас успехи, и мы получили I-взрослый разряд и заняли на Союзных соревнованиях в городе Кстово 2 командное место по Самбо, но когда Черкесск призвал своего тренера обратно, нам предложили продолжить тренироваться в Черкесске, и Сергей даже переехал и начал учится и жить в республиканском военизированном интернате. Сергей и Я оба готовились к поступлению в военное лётное училище, но Сергей уже через неделю, приехал домой, и рассказал, что среди учеников интерната много наркоманов, и что спортсменами мы может и станем, но в училище поступить не сможем. И мы выбрали авиацию, вместо спорта высоких достижений.
 Должен отдельно сказать, что Дзю-До это не только вид спорта, но и философия жизни, и трудно сказать почему. Возможно, по тому что её так и задумали, но для меня это так, благодаря Главному тренеру Ессентукской школы заслуженному тренеру России Мухамеду Папшуову.
 И когда я прочитал на сайте историю создания школы Дзю-До в Карачаево-Черкессии, я увидел имена и фамилии тех самых шестикласников, моих сверстников приехавших за тренером в Ессентуки и конечно старших учеников и тренеров для всей остальной молодёжи города:
       Первые организаторы и активисты открытия клуба  «Дзюдо»
 
     Многие тренеры вели занятия на общественных началах, а по мере выделения штатных единиц школа переходила на профессиональную основу. В штат школы вошли тренеры-преподаватели: Пчелкин В. И., Папшуов М. А., Чомаев Ю. С., Меликаев С. Х., Джадиров Х-М, З-Г. По мере становления школы не замедлили появиться результаты. Выполнили нормативы мастеров спорта СССР Агиров Роберт, Казаков Эдуард, Тимур Бесленеев.
     А в 1986 году воспитанник заслуженного тренера России Мухамеда Папшуова Агиров Роберт становится чемпионом Мира по самбо среди молодежи. Впоследствии Папшуов  М. А. подготовил целую плеяду высококлассных спортсменов – это Озов Мурат, Биджиев Аслан, Дауров Аслан, Агиров Эдуард, Кунижев Мухамед и другие, которые достойно завоевали медали самых высоких проб на Европейских и Мировых первенствах и чемпионатах по самбо.
 И пусть я не стал профессиональным спортсменом как эти парни, но запах пота, который обеспечил им эти достижения и мне был знаком не по наслышке, Дзю-До хоть и борьба с уважением страховка противника, но всё же контактный вид спорта.


Рецензии