42. Приезд в Москву

НА СНИМКЕ: Две фотографии (на вклейке):

На первой фотографии изображен мост через реку. Ниже надпись: «Краснохолмский мост».
Двухпролётнывй железный мост был построен в 1912 году. В 1938 году га его месте был построен Малый Краснохолмский мост.

На второй фотографии изображена площадь. Ниже надпись: «Серпуховская площадь».
В 1918—1922 она называлась площадью Карла Ли;бкнехта, а в 1922—1992 — Добры;нинской площадью.
 

1914 – 1917 год.

…25 сентября 1914 года. Утро. Поезд подходит к перрону Александровского  (ныне Белорусского) вокзала. Яркое солнце!
Чуть туман, желтизна листьев, шум, толпа, суета.
Москва! Мы уселись на извозчика и через Триумфальные (!) ворота въехали на Тверскую.

Меня всё поражало и пугало. Я всё время толкал кучера в спину, боясь, что на нас наскочит трамвай. Особенно я поразился, как кучер, не отрывая рук от вожжей, подбрасывал в рот подсолнухи, щелкал и плевал шелухой. У нас в Вильно подсолнухов не едят. На Донской улице (усажена молодыми липками, с маленькими особнячками с палисадничками)мы встретили мужа крёстной сестры, к которой мы ехали, Николая Серафимовича Думашева. Донская 45, улица слепых, дом, где мы остановились на квартире Коко. Через несколько дней мы переехали в квартиру напротив, где и расположились, ожидая прибытия вещей. Я плакал, скучая о родном Вильно. Отец обещал отправить меня заканчивать ученье, если семинария начнёт работать.
    
… Всё ново здесь: улица, люди, церквы. Я всем интересовался.
Успенский собор. Полутёмный храм. Идёт служба и вдруг резкий женский крик, кто-то падает на пол, не плачет, не то причитает. Это «кликуша»,  в кремлёвских церквах я их часто встречал, здесь видно это обычное явление, оно даже не мешает службе.


Рецензии