Югославские динары

     Мой друг Алексей работал штурманом на судах флота Дальгоскомгидромета. Весной 1989 года в составе подменного экипажа его отправили получать из гарантийного ремонта научно-исследовательское судно. Из Владивостока через Москву команда вылетела в Югославию, тогда еще Социалистическую Федеративную Республику. Не помню точно какой это был порт и судоверфь, но это не столь важно. Лешику очень повезло-им полагались командировочные и суточные в иностранной валюте. Плюс чеки Торгмортранса магазина "Альбатрос", аналог сухопутной "Березки", для моряков загранплавания. На переходе домой зашли на отдых в Сингапур, где Леша приобрел вожделенный японский видеомагнитофон "Сони". Видак оказался местной сингапурской сборки, качеством чуть похуже базового, но гораздо лучше отечественной "Электроники ВМ 12".

     Так что по приходу Алексея иэ рейса я был приглашен к нему в гости домой на просмотр последнего на тот момент эпизода "Звездных войн". Проживал Леша вместе с женой Натальей и двумя сыновьями в "гостинке" на улице Некрасовской, 52 б. По сути это было общежитие от хлебозавода, на котором работала Наталья. Семейным сотрудницам с детьми профком выделял комнаты. По коридору, длинной во весь первый этаж, с утра до вечера обычно носилась с криками и топотом разновозрастная малышня. Хотя, по-моему, это никому особо и не мешало. На этот раз во главе малолетней банды-Петр и Антон, наследники Алексея. У обоих в руках по приличной пачке каких-то непонятных денежных знаков, непривычным номиналом 100, 200, 500 и 1000. Эти купюры они увлеченно обменивали на конфеты, жевательную резинку, игрушки и тому подобные полезные вещи. Процесс в самом разгаре, у каждого уже по  кучке всяких ценностей. Я вошел в комнату Алексея и Натальи:

     -Леша, там ваши дети какую-то валюту разбазаривают.
     -А это не валюта, югославские динары.
     -Этих динаров у них кругленькая сумма!
     -Сейчас видеокассету поставим, мальчишек позовем, пускай по пятому разу "войны" посмотрят. Нам Наташа чайку свежего покрепче заварит и я все тебе обстоятельно расскажу.

     Собирали нас в командировку в аварийном порядке. Государственный комитет гидрометеорологии рвал и метал-судно на выходе из ремонта,сроки поджимают.
В марте месяце с пересадкой в столице прибыли мы на верфь в Югославию. Еще в Москве инструктировали-будете на месте, вас встретят сотрудники советского торгового представительства. Все расскажут, обеспечат валютой, в общем-помогут. Прибыли мы в пункт назначения, нас никто и не встретил. Поспрашивали у аборигенов где "Soviet trade mission". Денег даже на автобус не было. Вот мы, два десятка с лишним чудаков, с чемоданами и сумками, в зимних куртках и шапках, и отправились туда пешком. Зрелище,я тебе скажу, то еще. Во Владе холодрыга была, а тут тепло, какие-то кусты цветут. Стали скидывать с себя все лишнее, а куда девать? Правильно, в руках и несли.

     Добрались до представительства, аж в пригороде, особняк не хилый, обнесенный
кованой оградой. Все закрыто, нигде никого не видно, хотя день не выходной и не праздничный. Только видеокамеры у входа нас внимательно разглядывают.
На столбике у калитки нашли кнопку электрического звонка, позвонили. Выходит угрюмый товарищ в темном костюме, при галстуке. Объяснили ему-кто мы и откуда. Ждите, говорит. Честно ждали ровно час, табором сидели на своих чемоданах. Позвонили еще раз. Тот же серьезный деятель подошел к ограде и высказался, что мол типа ходят  всякие, только работать мешают. Тут уж наш спокойный капитан посулил торгпредству всяких благ и процветания. Пообещал, что сейчас дружный экипаж блокирует въезд-выезд в этот вертеп. Так же Советское Посольство незамедлительно будет извещено, как тепло и дружественно встречают командированных моряков в здешней конторе. Появились еще два серьезных гражданина, посолидней и рангом видать повыше.Во второй раз мы поведали им свою историю. Один другому кивнул, коротко сказал:"Дусан", и оба удалились.

     Минут через двадцать со стороны города подъехали легковая машина и автобус. Из легковушки появился молодой югослав:
    -Здравствуйте, я есть Дусан.Сейчас мы проедем в гостиницу, обед, и я вас размещу. Завтра с утра на верфь. Буду вести вашу группу, по всем вопросам-ко мне. Через два-три дня получите деньги, наши динары.
По-русски он говорил почти без акцента. Мы с ходу прониклись к нему доверием и между собой окрестили Дусей.

     На следующий день всем составом отправились на судно. Я не знаю, чего нас так торопили во Владивостоке и в Москве. Ремонтные работы были выполнены от силы на половину, причем на меньшую. В машинном отделении полная разруха-дизель раскидан на запчасти. В радиорубке вообще ничего еще не делали. Электрорадионавигационные приборы-не готовы. Даже борта не крашены, только заляпаны суриком. Деваться некуда, впряглись мы в работу по своим заведованиям. Стармех с механиками и мотористом занялись главным двигателем. Боцман с матросами-покрасочными работами. Радисты с электрорадионавигатором -радиорубкой и приборами. Мы штурмана доводили до ума ходовую и штурманскую рубки.

     Больше всего меня, да и всех наших, поразило поведение югославских рабочих кадров. В восемь ноль-ноль все были на своих местах. У каждого двухлитровая баклага домашнего вина и узелок с хлебом, помидорами, брынзой и оливками. Работали не торопясь. Вместо перекуров каждый прикладывался к своему винцу. В обед они садились куда-нибудь в тенек на палубе, дружно съедали все принесенное, допивали остатнее и до вечера вообще ничего не делали.

     На второй день капитан, через Дусю-переводчика, вежливо поинтересовался, отчего мол такой режим труда.На что работяги, через того же Дусю, вполне корректно ответили, что зарплату выдают два раза в месяц, а цены повышаются каждую неделю. Так что надрываться никто особо не собирается. Если же кому что-то не нравится-все вопросы к начальству. От себя Дусан поведал, что в стране инфляция, государство расплачивается по внешним займам. Полтора-два миллиона югославов вообще работают за границей. Судостроители и судоремонтники держатся на плаву в основном за счет советских заказов.

     Окончательно разобрались мы в хитросплетениях югославской экономики когда получили "юговские" деньги. Я в ведомости расписывался, аж в глазах зарябило-миллион динаров! Переоделся и в город. Зашел в обувной, хотел Натуське туфли купить, мне и поплохело. Модельные "лодочки"-семьсот пятьдесят-восемьсот пятьдесят тысяч. Дальше больше, во всех магазинах цены выше крыши. Да что там, проезд на городском автобусе, который у нас пятачок копеек, здесь-двадцать пять тысяч динаров. Вернулся вечером пешком на судно, экипаж смурной ходит, все уже в увольнении побывали, все уже не обольщаются насчет местной валюты. Настроение поднял второй штурман:
- Мужики, по пути домой запланирован заход в Сингапур, там все дешево. Закупитесь, даже не сомневайтесь. Югославские бумажки особо не расходуйте, больше сингапурских долларов получите.

     Вместо трех недель мы четыре месяца ремонтировались. Скука по вечерам страшная, никуда особо не пойдешь, городок маленький. ТВ на югославском, газеты-журналы тоже.Тут наш практичный боцман узнал, что в местных аптеках литр чистого медицинского спирта на ихние деньги сущие копейки стоит. Стали мы "шило"(спирт по-флотски) покупать, на лимонах настаивать и потихоньку потреблять. Всех переплюнул старший механик. У него с Союза были запасы растворимого кофе. Он на нем и настаивал. Получалась убойная смесь-напиток "черный капитан". Закусь самая простая и дешевая, брынза да маслины. И то и другое сейчас ненавижу. Капитан и помполит поначалу активно боролись с пьянкой. Грозились по приходу домой всех повально сдать начальству и поголовно лишить премиальных. Потом оба с горя втянулись в это дело и стали квасить, но отдельно от коллектива. Чтобы, значит, субординацию не нарушать.

     Ремонт мы завершили все-таки. Снабжение и продукты погрузили. С Дусей тепло попрощались. Отход оформили. Вышли из порта в море на Суэц. После первой своей ходовой вахты спускаюсь на отдых. Дверь открыл, зашел, постоял. Подумал, а чего я собственно сюда приперся? В коридор вышел, дверь на ключ закрыл. Тут до меня дошло, каюта-то моя собственная! Вот как спирт потребляемый в неограниченных количествах мозги сушит. Еще до Суэцкого канала народ из кают все бутылки с лимонными корками за борт повыбрасывал.Потом уж в режим рабочий вошли, на ходовых вахтах шибко не расслабишься. В Сингапуре ты сам был, чего уж тебе про него рассказывать. От Сингапура до Владивостока быстро добежали, когда домой, оно и дорога короче и время быстрее идет.

     Вот такую историю поведал мне друг Леша. Посмеялись мы с ним от души, обсуждая его валютный рейс и далекую страну Югославию. И знать не знали, и ведать не ведали, что буквально через пару лет Михаил Сергеевич and Co., Limited(фирма с ограниченной ответственностью) потопят Великий и Могучий Корабль под гордым названием СССР. Полыхнет и в бывшей СФРЮ, и в бывшем Союзе. В Югославии сценарий событий будет конечно покруче, вплоть до НАТОвской бомбежки. И на какое-то время наши рубли станут такими же почти не нужными бумажками, как и югославские динары.

     Но все это будет ПОТОМ.
   

 


Рецензии