44. Москва, 1915

НА СНИМКЕ:  Две чёрно-белые фотографии (на вклейке).
На первой фотографии (7х9 см) запечатлена группа лиц, сидящих и стоящих на фоне леса. Во втором ряду человек без головного убора, стоящий в центре - Дмитрий Гриневич. На обороте фотографии приклеенной по верхнему краю читается запись: «Я среди знакомых в 1916 г. д. Пехорка».

На полоске фотографии (2х12 см) плохого качества, видно лицо. Предположительно это Дмитрий Гриневич. На обороте читается надпись: «Я в 17 г. в Москве».

По нижнему краю листа на котором наклеены фотографии запись: «1916 год. Я среди дачников в Краскове, дер. Пехорка».

Здесь же приклеен конверт, обширное содержимое которого вынесено в отдельную папку - Приложение 1 к первой тетради.


…Мне приходилось слышать и видеть синодальный хор в его своеобразных синих с золотыми голунами  ….  (неразборчиво), военный  парад в Кремле, обряд водосвятия на Москве-реке, на специально устроенной купели соединённой  лестницей с Храмом Спасителя и составляющий с ним общий ансамбль. Чудесный храм! Я ознакомился с ним во всех деталях и описывать его нужны страницы… (в 1931 году храм был  разрушен, а на его месте был построен открытый бассейн «Москва», с подогревом воды в зимнее время. В 1994-1997 гг. храм был отстроен заново. -ПВ).

…Музей Александра III. Он и по сегодня оставил в моей душе чувство благоговения и восторга! (Музей изящных искусств имени императора Александра III сейчас носит название Музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина).

Здесь впервые во мне заговорило чувство художника. Творения Анжело, моего кумира, им я наслаждался и поклонялся. Сюда я ходил с альбомом и впервые рисовал с натуры. Всё здесь меня вдохновляло, я чувствовал себя здесь художником…

…Третьяковская галерея тех дней в памяти осталась, как комнаты с потолка до пола увешанные картинами (буквально).

  … Картинная галерея Румянцевского музея пленила меня «Явлением Христа народу» Иванова. Этот художник мой первый профессор живописи: у него я учился, если это слово  можно употребить здесь. Я до 1929 года был под её впечатлением.

Прожил я в Москве до моих именин, 28 октября и получив извещение о начале занятий, уехал  в Вильно, где жил на квартире наших знакомых Бактыш-Каменских. Занятия шли в помещении архиерейского дома. Война продолжалась.

… Мой 1915 год. Я вновь уехал в Москву и теперь уже навсегда. Годы 15 и 16 мало остались в памяти. Я учился  в Московской семинарии. Летом жил на даче под Москвой.

Квартиру мы сменили на другую (Тетеринский пер. д.16, кв.2).

… 1915 год. Стекла магазинов разбиты… На крышах трамваев гимназические новые пальто… по Тверской катится шина…, валяется разбитый в щепы рояль…, толпы народа – это громили «немецкие» фирмы. Мой товарищ Цуриков жил в доме владельцев чайной фирмы Банза. Все комнаты этого роскошного особняка превращены в какие-то жуткие обломки…


Рецензии