Диалектика горбачёвского нового мЫшления

1. «Новое политическое мЫшление».

С приходом к власти в марте 1985 года Горбачёв, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике.
 Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция.
Она получила название «новое политическое мЫшление».

Основные её положения предусматривали:

• Отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую).
• Признание мира целостным и неделимым.
• Провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами.
• Объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов.
• Отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства.
Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший 1-й секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварнадзе.
Последовало значительное обновление руководства МИДа.

Были определены 3 основных направления внешней политики:

• Нормализация отношений Восток – Запад через разоружение.
• Разблокирование региональных конфликтов.
• Установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.

Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.


2.  Начало разоружения.


Ежегодными стали встречи руководства СССР и США.
В ходе их был налажен личный контакт между М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом:
-  ноябрь 1985 года – Женева;
-  октябрь 1986 года – Рейкьявик;
-   декабрь 1987 года – Вашингтон;
-   июль 1988 года – Москва.
 
• Первый раунд переговоров по поводу ядерных вооружений – стратегических и средней дальности – начался в Женеве 12 марта 1985 года.
 Переговоры свидетельствовали о начале нового этапа во взаимоотношениях двух стран.
 Правда, тогда конкретных договорённостей стороны не достигли.

• Следующий раунд переговоров состоялся в исландской столице Рейкьявике в сентябре 1986 года.

• 7 ноября советская делегация уже в Женеве внесла «пакет» предложений на базе тех, которые обсуждались на советско-американском саммите в Рейкьявике.

СССР заявил о готовности заключить отдельное соглашение по ракетам средней дальности (РСД).
При этом в течение 5 лет в Европе ликвидировались бы советские и американские РСД при сохранении в азиатской части СССР и на территории США лишь по 100 боеголовок на таких ракетах.
Одновременно было предложено договориться об установлении равных уровней по оперативно-тактическим ракетам (ОТР) между СССР и США при том условии, что в Европе не будут размещены эти ракеты, ни советские, ни американские.
Советская сторона согласилась «не засчитывать» ядерные вооружения Великобритании и Франции.
Откладывалось решение по авиационным средствам средней дальности.
Потребовалось немало времени, чтобы согласовать позиции.

• Результатом этих сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987 года в Вашингтоне Договора о РСМД.
Т. е. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия.
Должны были быть ликвидированы все ракеты средней (в диапазоне от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (500-1000 км).
 Ликвидации подлежали советские баллистические РСД «Пионер» (СС-20), Р-12 (СС-4), Р-14 (СС-5) и КРНБ РК-55 (С-Х-4), а также меньшей дальности ОТР-22 (СС-12) и ОТР-23 (СС-23).
США должны были ликвидировать баллистические РСД «Першинг-2», КРНБ BGM-109G («Томагавк»), а также ракеты малой дальности (РМД) «Першинг -1А».
Устанавливался срок ликвидации РСД - 3 года, РМД - 1,5 года.
Ликвидация осуществлялась в 2 этапа (первый этап занимал 29 месяцев).
Способы уничтожения ракет – путём подрыва или методом прожига ступеней.
В первые 6 месяцев после вступления Договора в силу допускалась ликвидация до 100 РСД методом пуска.
Контроль над соблюдением Договора должен был осуществляться путём инспекций на местах как на территории СССР и США, так и на территориях стран размещения советских и американских ракет (ГДР и ЧССР; ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов).
 Кроме того, предусматривалось непрерывное наблюдение за заводами-изготовителями ракет (в течение 13 лет).
Для СССР это – Воткинский машиностроительный завод.
Для США – завод № 1 «Геркулес», город Магна (штат Юта).

 Таким образом, впервые от переговоров об ограничении вооружений 2 сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

За 3 года реализации Договора о РСМД – с июня 1988 года по июнь 1991 года – в 8 местах на территории России и других бывших республик СССР было ликвидировано:
-  1846 ракет,
-  825 пусковых установок,
-  812 корпусов головных частей,
- несколько тысяч других элементов ракетных комплексов (контейнеры, установщики, транспортные средства, стационарные укрытия и др.).

США в 4-х пунктах ликвидировали:
-  846 ракет,
-  289 пусковых установок,
-  442 корпуса головных частей и других элементов.

В итоге из арсеналов 2-х ядерных держав были полностью изъяты баллистические и крылатые ракеты наземного базирования в диапазоне дальностей от 500 до 5500 километров.

Договор был встречен неоднозначно.
СССР уничтожал большее число ракет. В их число была включена новейшая ракета «Ока» с дальностью полёта меньше 500 км.
Хотелось бы несколько слов сказать об оперативно-тактическом ракетном комплексе ОТР-23 «Ока».
Он был принят на вооружение в 1980 году.
Этот шедевр инженерной мысли не имел и не имеет равных по сей день.
 Размещённый на полностью автономной пусковой установке, которая способна на высокой скорости преодолеть любое бездорожье и переплыть любую водную преграду.
Пригодный к переброске в любую точку Земли воздушным транспортом.
Гарантированно преодолевающий любую систему ПРО.
 Малогабаритный и потому малозаметный.
С рекордной точностью попадания (максимальное отклонение от точки прицеливания 30 метров при дальности стрельбы в 400 километров).

 Он был предметом зависти и головой болью для натовских военных.
Но они не посмели официально поставить вопрос о его ликвидации, поскольку дальность стрельбы «Оки» была на 100 километров меньше, чем было записано в договоре.

 А вот то, о чём говорилось неофициально, история пока умалчивает.
Известно одно: Горбачёв поставил задачу перед генеральным конструктором «Оки» Сергеем Непобедимым провести «в порядке исключения» пуск ракеты на дальность 500 километров.
Возмущённый конструктор, легенда отечественного оборонно-промышленного комплекса, подал после такого поручения в отставку.
 Видимо, юрист по образованию Горбачёв думал, что законы физики тоже «что дышло – куда повернёшь, туда и вышло».

Разумеется, на 500 км «Ока» не полетела.
Ни Непобедимый, ни кто-либо другой, более покладистый, не может забросить ракету на 100 км дальше, чем она способна пролететь.
Это, однако, не помешало Горбачёву сделать подарок американцам, включив лучший в мире оперативно-тактический ракетный комплекс в список подлежащего уничтожению оружия.
Горбачёв также пустил под нож «Пионеры» (СС-20), размещавшиеся на Дальнем Востоке и в Средней Азии.
Хотя «нулевое решение» Рейгана подобного и не предусматривало.
Вашингтон намекал также на возможность временного сохранения за нами каких-то опорных пунктов в Прибалтике.
Ноль интереса…

Многие сейчас полагают, что Рейган одержал над Горбачёвым и всем СССР полную победу.
 Однако в конце 1980-х годов мир был в восторге.
Подписание договора стало наиболее наглядным отражением потепления мирового политического климата, преодоления психологического барьера в отношениях между сверхдержавами.

• Хотелось бы привести здесь  точку зрения Максима Калашникова:

«Ракетно-ядерное оружие было тем самым частоколом, за которым мы могли не бояться никакого врага. Под его защитой мы могли делать всё, что угодно: спокойно расти детей и осваивать высокие технологии, проводить реформы и делать русских здоровыми да богатыми, крепя средний слой нации. Давить сепаратистов и торговать, строить церкви и звездолёты. Этот ядерный молот хранил жизни не только русских, но и всех живших с ними под одной крышей. Ядерный молот, завещанный нам отцами и дедами, берёг нас от Нового Мирового Порядка и от его жестоких адептов-человеконенавистников.
Но случилась беда. Пришли люди-вирусы. «Чужие». Мутанты. И когда смотришь на то, что эти «реформаторы» делали и делают с нашим оборонным потенциалом, то видишь – страну шаг за шагом оставляют беззащитной, превращая в гигантскую мишень для воздушно-космическо-высокоточной войны, толкая её к участи Югославии.
Первым начал Горбатый. Осенью 1987 года сей болван подписал со Штатами договор о запрещении ракет малой и средней дальности. Запад пел осанну Михал Сергеичу. Всё было славно: Меченый уничтожил «оку» и прекрасные «пионеры». Всего мы лишились 1846 ракет и 825 пучковых установок, тогда как американцы демонтировали их ровно на тысячу штук меньше и 318 пусковых агрегатов. При этом Горбачёв даже не попытался использовать их в качестве космических носителей: ракеты попросту подорвали или расстреляли вхолостую, пустив на ветер миллиарды народных рублей. Заодно с ракетами Меченый и Шеварднадзе раскурочили всю инфраструктуру, районы развёртывания, ракетные операционные базы и вспомогательные комплексы. Помните, сколько раз мы говорили о том, что стратегия «выжженной Европы» была лучшим средством сдерживания НАТО от продвижения на Восток, заодно с разгрузкой нашего бюджета от содержания сухопутных группировок на западе? Так вот. Горбачёв и Шеви уничтоали условия именно такого обеспечения русской безопасности». (Битва за небеса»).

Подписывая договоры о сокращении ядерных арсеналов, Горбачёв проигнорировал мнения специалистов, пытавшихся донести до сознания самоуверенного носителя «нового мЫшления», что симметричные сокращения типа «нулевого варианта» по Рейгану недопустимы.
 США спокойно могут отказаться от своих ракет средней дальности, поскольку им не угрожает ни Канада, ни Мексика.
Но как СССР мог отказаться от целого класса оружия, если оно оставалось у Франции, Великобритании и Китая?
Теперь к этому списку добавились Индия, Северная Корея, Израиль, Пакистан и Иран.
А что противопоставить американским базам, и поныне развёрнутым не только по всему периметру бывших границ СССР, но теперь и на территории бывших стран Варшавского договора?
Как быть с 15 ударными авианосными группами, не имея ни одной собственной?

•    Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами.

•   В конце 1989 года состоялась встреча Горбачёва и Д. Буша на острове Мальта в Средиземном море.

На этой встрече советским руководителем было сделано заявление исторической важности о том, что СССР готов не рассматривать Соединённые Штаты Америки как своего военного противника.
Эта инициатива была правильно понята американским руководством.
 И некоторое время спустя Буш сделал заявление, что и Соединённые Штаты Америки никогда не будут угрожать безопасности Советского Союза.

«Горбачёв и его обер-дипломат Шеварнадзе пустили под откос будущее империи в 1989 году, когда келейно встречались у побережья Мальты с Президентом США Бушем. Именно там эти два дерьмократа согласились на роспуск Варшавского договора и на поспешный вывод имперских группировок с занятых в 1945 году европейских позиций. Тогда, именно в тот момент Горби и Шеви не ставят железного условия: ни Польша, ни Венгрия, ни Болгария, ни Румыния, ни чехи со словаками не должны входить в блок НАТО. Именно на Мальте Горбачёв обещает американцам не продолжать полётов воздушно-космического корабля «Буран» и не развивать космическую авиацию в нашей стране. По сути дела мальтийские договорённости стали элементарной капитуляцией Москвы перед Вашингтоном».
(Максим Калашников).


• У Бориса Олейника читаем:

«Наша общественность никак не могла взять в толк, чего это, к примеру, Вас потянуло встречаться с Бушем… на Мальту? На Мальту, имевшую зловещую славу острова, где гнездились разные рыцарские ордена, где и ныне пребывают тайные штаб-квартиры тёмных сил.
А может, именно потому и влекло Вас туда, Михаил Сергеевич? Да ещё эта мистерия с кораблями! Что, на суше не было гарантий от подслушивания, а переплеск волн и шум воды, как известно, - самый надёжный защитный экран от лишних ушей? Похоже, Михаил Сергеевич…
Похоже и то, что сговаривались Вы с Бушем о чём-то таком (не прорабатывалась ли, как подозревают многие и Форосская модель?), о чём-то таком богопротивном, что само Небо несколько раз во гневе разбрасывало корабли!»
(«Князь тьмы»).

• В 1989 – 1991 годах Горбачёв повёл переговоры о заключении договора СНВ-1.

«В ходе них этот слизень пошёл на то, чтобы Империя обязалась не разрабатывать и не испытывать такие виды ракет, как МБР с воздушным стартом (БРВЗ) и с базированием на дне водоёмов. Под запрет попадали именно те виды оружия, которые американцам было труднее всего засечь и поразить первым ударом! Заодно Горбачёв заявил об отказе от модернизации «ядерных поездов» РС-22, и поскольку спутники американцев не могли засекать их на русских магистралях, согласился поставить их на прикол в Костроме, Красноярске и Бершети. (Потом, в 1995, на них обнаружат лазерные датчики заморского происхождения, - их кто-то ставил для лучшего прицеливания по нашим «ядерным поездам»).
Но этого было мало. Выполняя волю американцев, Меченая …ь отказалась увязать подписание СНВ-1 с дальнейшим соблюдением Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года. Иными словами, мы мало что превращали свои ядерные силы в как можно более лёгкую мишень для НАТО, так мы ещё и давали янки возможность идти на развёртывание систем ПРО, прикрывающих всю территорию их страны, выписывали им карт-бланш на создание космических перехватчиков. И точно так же СНВ-1 (как и ельцинский СНВ-2) не связывал американцам руки в вопросе о продвижении НАТО на восток. Хотя именно это условие и нужно было туда закладывать!
Договор предусматривал сокращение числа боезарядов с обеих сторон до 6 тысяч. Но горбачёвщина согласилась на такой порядок счёта боеголовок на тяжёлых бомбардировщиках, что США могут преспокойно иметь на две тысячи зарядов больше.
Уже СНВ-1 втравлял нас в разорительную «гонку разоружений», обязывая потратить почти миллиард долларов на разделку 150 ядерных подлодок. Будто бы нам некуда их тратить!
Но то были ещё цветочки. Уже в октябре 1991 года Горбачёв распоряжается полностью прекратить работы по созданию комплекса «Курьер»…»
(Максим Калашников).

31 июля 1991 года в Москве был подписан беспрецедентный советско-американский Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор ОСНВ-1).
Он предусматривал сокращение самых мощных видов наступательного оружия.


3. Разблокирование региональных конфликтов.


Предпринимались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США.

А)  В 1987 году в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договорённость о прекращении американской помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

Б)  15 февраля 1989 года произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана.

 В декабре 1989 года II съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

Хотелось бы сказать несколько слов об этой войне.
Война в Афганистане продолжалась с 1979-го по 1989 год.
И закончилась в день, когда генерал Громов перешёл государственную границу, последним из 40-й армии, которой он командовал.
Война длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней.
Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ограниченного контингента советских войск (ОКСВ).

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на 4 этапа:

-  1-й этап: декабрь 1979 года – февраль 1980 года.
Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

-  2-й этап: март 1980 года – апрель 1985 года.
Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями.
Работа по реорганизации и укреплению вооружённых сил Демократической республики Афганистан (ДРА).

-  3-й этап: май 1985 года – декабрь 1986 года.
 Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией, сапёрными подразделениями и войсковым спецназом.
Продолжалось оказание помощи в развитии вооружённых сил ДРА.
Состоялся вывод 6-ти советских полков на Родину.

-  4-й этап: январь 1987 года – февраль 1989 года.
 Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения.
Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск.
Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих.
 Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла 80-104 тысячи военнослужащих и 5-7 тысяч человек гражданского персонала.
Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезней, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооружённых Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 человек.
При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 человек, подразделения КГБ – 576 человек, формирования МВД – 28 человек, другие министерства и ведомства – 20 человек.
В боевых действиях в Афганистане участвовали 150 тысяч военнослужащих из Украины.
Из них 3360 погибли, 72 пропали без вести или попали в плен.
Награждены орденами и медалями СССР – 200 тысяч человек, из них 76 стали Героями Советского Союза.
Потери афганцев, как считается, составили более миллиона человек.

В общественное сознание советского народа в период горбачёвской перестройки внедрялась мысль о том, что афганская кампания была непродуманной и бессмысленной военной операцией, начатой исключительно по прихоти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
На самом же деле, это утверждение не отвечает действительности.

Во-первых.
 Решение о вводе ограниченного контингента Советских войск в Афганистан была принято Политбюро ЦК КПСС после многодневных дебатов, с привлечением самых компетентных специалистов МИДа СССР, Генштаба Советской Армии и других ведомств.

Во-вторых.
Существовала реальная угроза размещения на границе с нашей страной американских радиолокационных станций и ракет, представлявших угрозу Советскому Союзу.
 Ввод наших войск в Афганистан явился превентивной военной операцией, направленной на предупреждение возможных последствий от действий США и их союзников по НАТО.

В-третьих.
 Афганская спецоперация проводилась в условиях «холодной войны», и введение наших войск на территорию соседнего государства дало СССР определённые геополитические преимущества.

По странам Западной Европы и Америки прокатилась паника:
«Советские танки – в нескольких дневных переходах от Персидского залива, от нефти Кувейта, Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии!»

Сейчас уже многим понятно, что предательская политика Горбачёва, проводимая в интересах его «друзей» Маргарет Тэтчер, Гельмута Коля, Рональда Рейгана, в полной мере относится и к Афганистану.
Мы ушли из Афгана, не решив задачи, которые ставились Советской Армии правительством СССР в 1979 году.
Наверное, можно было нейтрализовать Пакистан, разгромив базы мятежников на территории этой страны, откуда в Афганистан нескончаемым потоком шли караваны с оружием, боевиками и наёмниками.
В этом деле нам, наверное, охотно помогла бы Индия, давнишний враг Пакистана.
Наверное, также можно было бы с помощью, дружественных нам, Йемена и Сирии (где были наши военно-морские базы), Ирана и Ливии сместить проамериканский режим Саудовской Аравии, спонсировавший афганских душманов.
Ничего необычного в подобной акции не было бы.
Ведь за 2 месяца до окончания афганской кампании 20 декабря 1989 года США начали военную операцию «Just cause» («Джаст коз» - «Правое дело») против Панамы.
 3 января 1990 года руководитель этой страны генерал Норьега сдался американскому командованию.
Стремясь оправдаться перед лицом мировой общественности за вооружённое вторжение, представители администрации США неоднократно заявляли, что целями операции были, прежде всего, защита американских граждан, находящихся в Панаме, смещение генерала Норьега со всех руководящих постов и предание его суду как одного из лидеров наркомафии.
Однако впоследствии стало известно, что подлинной целью интеграции было «приведение к власти марионеточного правительства, готового пересмотреть условия договоров о Панамском канале таким образом, чтобы 14 американских военных баз могли ещё долго действовать после 2000 года, когда их предполагалось закрыть согласно договорным обязательствам».

На что хотелось бы ещё обратить внимание.
Советские воины в Афганистане воевали не только с афганцами.
Против нас активно действовал Пакистан, на чьей территории располагались душманские базы.
 Не менее активно действовали против нас США, которые как раз через Пакистан финансировали и снабжали врага.

• В 1989 году СССР начал вывод своих войск из Монголии.

•    Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии.

• Всё это устранило препятствие на пути урегулирования советско-китайских отношений.

В мае-июне 1989 года состоялся визит Горбачёва в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

• Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса.
 В декабре 1991 года в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

• Отказ  СССР от прямого советского вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа привёл к началу поисков там национального согласия.

• Значительно сокращены были объёмы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам, составлявшие в 1986-1989 годах 56 миллиардов инвалютных рублей, т. е. более 1% валового национального продукта (67% этой помощи приходилось на долю Кубы).

• СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке.

Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 года Москва впервые выступила с позицией поддержки Запада.

• Вот что пишет по этому поводу Борис Олейник:

«Но поскольку отступничество у нас стало нормальной практикой, Вы с такой же лёгкостью подставили давнего союзника – Ирак. Я ни в коей мере не обеляю Саддама Хусейна (с которым Вы, кстати, накануне «по-братски» обнимались), учинившего агрессию. Это – непростительное нарушение международного правопорядка. Но где же были мы с Вами, когда намедни в таком же стиле США буквально раздавили Гренаду, а вскоре и Панаму?! Михаил Сергеевич, Вы не единожды сокрушались по поводу того, что оппоненты в политической борьбе исповедуют лукавый принцип двойных стандартов. Позвольте спросить: сколькими же стандартами мы пользовались, развязывая войну в Персидском заливе? Причём, даже не удосужившись разорвать с Ираком договор о дружбе и сотрудничестве.
Такого коварства в мировой практике надо ещё поискать!
Но Вы опять же приняли позу наивно не сведущего, предоставив неограниченное право нашим представителям в ООН выступить, по существу, за развязывание войны с Ираком. И опять невинно развели руками: мол, впервые слышу. Каким же поразительным контрастом на фоне молчания всех радикалов и правозащитников по поводу агрессии США в Гренаде и Панаме, - каким многозначительным контрпунктом прозвучал слаженный, истеричный хор тех же самых демократов, наперегонки осуждающих Ирак! Заметьте: не Саддама Хусейна, а Ирак, народ которого десятками тысяч методически, в упор расстреливали союзники всеми самыми жестокими видами оружия!

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряжённости, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнёрами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

4.  Распад социалистической системы.

СССР, Народная Республика Болгария, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Чехословацкая Социалистическая Республика представляли собой единую систему.

•    В общеполитическом ракурсе эти страны социализма в Восточной Европе составляли часть «мировой системы социализма».

• В экономическом отношении – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

• В военном отношении – Организацию Варшавского Договора (ОВД).

Степень интеграции была настолько высока, что судьба у этих стран могла быть только общей.
  Всякие попытки одного из участников выйти из общей игры могли быть обречены только на провал.
 И какими бы неадекватными ни были реакции, они только ещё крепче привязывали всех не только к Кремлю, но и друг к другу.

А) Наиболее слабым звеном в системе социализма среди этих стран была Польша.

- У неё, во-первых, в силу разных исторических причин были довольно сложные взаимоотношения с Россией.
-   Во-вторых, несмотря на своё славянское население, она была типичной западной страной.
Огромное влияние католичества, особенно в сельских районах.
Огромный процент еврейства, с лёгкостью устанавливающего внешние связи.

Именно по этим и ряду других показателей Польша была рекомендована интеллектуальными центрами Запада для скрытого захвата и использования вы качестве плацдарма для развития наступления.

Начало было ординарным и малозаметным.
Самому слабому элементу позволили «заглотить позолоченный крючок».

• Вот что пишут об этом Кургинян С. Е., Овчинский В. С., Аврех Г. Л.:

«Механизм экономической диверсии был простым. На первом этапе операции западные партнёры поставили в Польшу предприятия, заверив, что в виде оплаты будут брать произведённую на этих предприятиях продукцию. А на втором этапе… партнёры… отказались эту продукцию брать! Сбыт, таким образом, притормозили, а сумма польского валютного долга полезла вверх. Потому что в соответствии с первым этапом этой акции поставки с Запада и сырья, и оборудования, и запасных частей продолжались! Началось буквально ограбление. Но мало того. Западные бизнесмены резко повысили учётные ставки-проценты на уже выданные и выдаваемые кредиты. Теперь польский долг мог уже расти автоматически. Для полной гарантии успеха потребовались силы внутри страны, которые сумели бы резко сократить и без того скудный экспорт польской продукции на Запад. И по законам финансовой войны такие силы внутри Польши, разумеется, были найдены…
Но самое интересное в этом сценарии вот что. Когда силы «прогресса» своё дело сделали и даже оказались у власти, - долги им за оказанные услуги Запад не простил…»

Здесь надо отметить следующее.
План финансовой войны против Польши  был разработан спецслужбами Запада ещё в 1972 году.
И носил он кодовое название «Хилекс-5».
У его истоков стояли известные американские политологи Збигнев Бжезинский и Ричард Пайпс.
К тому моменту, когда в Белый дом пришёл Рейган, были разработаны как минимум 3 сценария дестабилизации Польши.
Финансово-экономическая война ударила по народному хозяйству Польши.
 
• Вот что пишет по этому поводу Швейцер П. в своей книге «Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря»:

«Польской экономике не хватало стабильности, страна находилась в больших долгах. Система распределения товаров началась с карточек на мясо… и вскоре охватила всё, начиная с пелёнок и кончая распределением средств гигиены.
Правительство не гарантировало населению закупок продуктов в достаточных объёмах. Результатом такой ситуации были забастовки, ещё более усугублявшие кризис. С точки зрения финансов, страна была в полном бессилии. В 1981 году Польше не хватало 12 миллиардов долларов для погашения её долгов…. Создание стратегии крушения польской экономики… проводилось под покровительством «РЭНД-Корпорэйшн».

Запуская процесс дестабилизации в Польше, западные спецслужбы ожидали, что действия социалистических сил будут такими же, как и в прошлом.
То есть усмирение открытыми военными мерами.
 А значит, для детальных разработок нужно точно знать, что из себя представляет Войско Польское и его взаимодействие с Вооружёнными Силами других стран.
В этом ЦРУ помогал бывший полковник польской армии Михаил Хечиньский. Он же участвовал и в составлении плана.
Во исполнение этого плана в стране проводились беспрецедентные акции.

•    Как вспоминает Генри Хайд (входил в состав комитета палаты представителей по разведке в период с 1985 по 1990 год):

«В Польше мы сделали всё то, что делается в странах, где мы хотим дестабилизировать коммунистическое правительство и усилить сопротивление против него. Мы осуществляли снабжение и оказывали техническую поддержку в виде нелегальных газет, радиопередач, пропаганды, денег, инструкций по созданию организационных структур и других советов».
Как только Польша попала под влияние США, так сразу же «…в Гданьске был создан исследовательский центр, где двести из четырёхсот сотрудников являлись американцами. В этом центре, используя опыт Польши, разрабатывали «мирную» модель разрушения социалистической системы…. В Польше и были опробованы все методы, которыми впоследствии расшатывали Советский Союз: шахтёрские забастовки, паутина западных долгов, шоковая терапия, забойная роль средств массовой информации. Всё, всё было опробовано в Польше. И даже небезызвестный теперь и у нас гарвардский пигмей Джеффри Сакс тоже прошёл школу гданьского центра. После чего он был подсажен под бок польскому премьеру Бальцеровичу. А уж затем перекочевал в СССР, оказавшись наставником Гайдара».
(Павлов В. С. «Упущен ли шанс? Финансовый ключ к рынку»).

Итак, с Польшей всё было кончено.
Те контрмероприятия, которые действительно намечало советское руководство (прежде всего Д. Ф. Устинов), были сорваны, в свою очередь, западными контрмерами.
 Вспомним странные смерти с идентичным диагнозом «острая сердечная недостаточность» в течение года(!) 4-х министров обороны соцлагеря:

• 20 декабря 1984 года. Член Политбюро ЦК КПСС министр обороны Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов.
• 15 января 1985 года. Член ЦК КП Чехословакии, министр национальной обороны генерал армии Мартин Дзур.
• 2 декабря 1985 года. Член Политбюро ЦК Социалистической Единой Партии Германии, министр национальной обороны ГДР генерал армии Гейнц Гофман.
• 15 декабря 1985 года. Член ЦК Венгерской Социалистической Рабочей Партии, министр обороны ВНР генерал армии Иштван Олах.

Этих министров обороны СССР, ГДР, Чехословакии и Венгрии объединяла договорённость ввести войска в Польшу.
 Об этом ЦРУ узнало благодаря полковнику польского генерального штаба Рышарду Кухлинскому и заместителю министра национальной обороны ПНР Тадеушу Тучанскому.
Для того, чтобы продолжить польскую «бархатную» революцию, требовалось устранить 4-х министров обороны из стран социалистического блока.
Так было решено.
И так получилось...
«Акция по преданию казни» (терминология ЦРУ) состоялась.
Она была проведена Службой физической ликвидации ЦРУ США…

• Как пишет А. П. Шевяков:

«ПНР явилась Титаником», влекшим за собой и СССР, и другие социалистические страны».

Б) Следующее звено – Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия и СССР.

 В целом они были неоднородны.
 Каждая из них обладала своими достоинствами и недостатками.
В каждой из этих стран события происходили по своему отдельному сценарию.
 Но прослеживалась и своеобразная взаимопомощь.

• Возьмём, к примеру, Венгрию.

• Раньше других подвергшаяся агрессии, и, сменившая руководство на более податливое, она помогала Чехословакии.

• Та, в свою очередь, открыв границу для передвижения восточных немцев в ФРГ, помогла ГДР в организации эмиграции.

• Польша и СССР помогали друг другу на взаимной основе, обвиняя с двух сторон И. В. Сталина в тайном сговоре с Гитлером, расстреле польских офицеров в Катыни и т. п.

Польша, раньше всех, вступив на путь капитализма, демонстрировала его достижения через репортажи собственных корреспондентов московских СМИ. 
Один из главных победителей в Польше – секретарь парткома АН ПНР Геремек, накопивший опыта в деле «демократизации» своей страны, - оказывал помощь СССР.
Правда, направлена она была уже не Горбачёву лично.
В 1991 году он стал внештатным консультантом Ельцина.

Без понимания такого рода «парного взаимодействия» (термин советологов) нет подлинного представления о глобальной  запланированности  произошедшего.

«Прозападная часть руководства СССР поддерживала русофобию и удовлетворяла в этом направлении всевозможные претензии, начиная от предоставления данных о расстрелах в Катыни. Поди теперь докажи правду, когда русские сами же это и подтвердили. В отличие от неудачных вылазок прозападников, - ГДР (1953), Венгрия (1956), Чехословакия (1968), Польша (1970), - их удачам в 1980 - 1991 гг. способствовало в немалой степени то, что сценарий событий предусматривал помощь, в том числе и военную, какой-либо одной стране со стороны всех остальных стран, особенно со стороны СССР, как наиболее мощного государства, что легко провоцировало новые волны русофобии и ненависти к «лагерю социализма».
Отметим также, что Восточная Германия имела особый нюанс – её следовало не только «освободить от коммунизма» и пустить по пути капитализма, но ещё и присоединить к ФРГ. Это было явлением, обратным тому, что произошло в Чехословакии и Югославии, где был спланирован и осуществлён раскол. Точнее сказать, эти две задачи должны были стать звеньями одной цепи. Всё произошло быстро и неожиданно…
В конце концов, на каком-то этапе возымел действие принцип домино, и процессы развала социалистической системы в Восточной Европе стали необратимыми».
(А. П. Шевякин).

В) Последнее – наиболее устойчивое звено – это Румыния.

 Страна имела во главе самое непродажное руководство во главе с кланом Чаушеску.

• Как пишет Рыбаков А. М («Революции в Восточной Европе: прошлое и будущее»):

«Румыния с гордостью выполняла миссию бесстрашного стража марксистской ортодоксии, когда её соседи позволили вовлечь себя в вихрь горбачёвских реформ».
«Страна стала единственным в мире государством, выплатившим долги. И – соответственно – получившим возможность свободно распоряжаться всей – поступающей от внешней торговли ресурсами – конвертируемой валютой. 12 апреля 1989 года на Пленуме ЦК РКП Николае Чаушеску торжественно заявил всему миру о полной выплате Румынией внешней задолженности.
Но именно это очень не понравилось западному цивилизованному миру – как опасный пример для других стран».
(Борзенко А. С. «Румынский секундомер бежит быстрее»).

Кроме успеха на фронте финансово-экономической войны, Н. Чаушеску готовился нанести сильный политический удар по «перестройщикам» и внутри международного коммунистического движения.

• Как пишет Петухов А. («Компартии отвергают «новое мышление»):

«В декабре 1989 года ЦК Румынской компартии выступил с инициативой проведения в Бухаресте или Москве международного совещания компартий (последнее такое совещание состоялось в 1969 году), в ходе которого румынские коммунисты намеревались открыто высказать своё мнение о «новом мышлении», «перестройке» и «гласности».
В соответствии с решениями XIV съезда РКП (ноябрь 1989 г.), с 10 по 14 декабря 1989 г. ЦК РКП направил соответствующие письма Центральным Комитетам двадцати компартий, в том числе ЦК КПСС и компартиям стран Восточной Европы. Эта инициатива была одобрена руководством компартий Кубы, Вьетнама, Албании, КНДР, ряда развивающихся стран. После 20 декабря намечалось направить аналогичные письма ЦК компартий Китая, США, стран Западной Европы, Южной Азии и Африки. Однако ни ЦК КПСС, ни ЦК восточноевропейских компартий не ответили на предложение РКП. А 20 – 23 декабря 1989 года в Румынии произошёл кровавый переворот, одобренный Москвой и Вашингтоном».

«Да, по плану ЦК РКП на столь представительном форуме мог быть дан бой разрушительным силам. Результаты стали бы, конечно же, известны во всём мире, в том числе – и в СССР. Поэтому процесс решили ускорить…
Итак, надо признать, что кроме советско-американской совместной революции прошли ещё болгарско-американская совместная революция, венгерско-американская совместная революция, восточногерманско-западногерманская (и американская!) совместная революция, польско-американская совместная революция, румынско-американская совместная революция, чехословацко-американская совместная революция. Каждая со своими нюансами, они все вместе были направлены на изменение существующего строя, ограбление этих народов, вывода этих стран из-под контура управления Кремля (за понятным исключением Албании и Югославии).
Автором же сценария «поэтапной ликвидации социализма в Восточной Европе» являлся Герман Кан».
(А. П. Шевякин).

• В 1989 году начал стремительно разрушаться советский блок. В начале года некоммунистические силы пришли к власти в Польше.

• В ноябре 1989 года в течение 3-х недель была разрушена Берлинская стена в ГДР.

• В этом же году начался разорительный вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы.

При этом огромные материальные ценности и земельные участки попросту отдаются даром. А выведенные части бросают в чистом поле. Бросают без жилья, без инфраструктуры, без средств к существованию…

«…С 1989 года начинается беспорядочный, похожий на бегство разбитой армии, вывод наших войск из Восточной Европы. Мы несём чудовищные экономические потери, теряя зарубежного имущества на сотни миллионов долларов, выбрасывая войска во чисто поле, где нет ни жилья, ни казарм. Мы уходим и даже не ставим условия: чтобы все эти венгрии-польши никогда не входили в НАТО. Мы разрушаем военный блок Варшавского Договора, не требуя роспуска Североатлантического пакта, и теперь оказываемся лицом к лицу с угрозой нападения НАТО!»
(Максим Калашников).

Кстати. Интересный факт.

• Рассказывает бывший сподвижник Шеварнадзе, генерал Игорь Гиоргадзе:

«Шеварнадзе и Горбачёв впрямую торговались с Колем, на каких условиях СССР должен вывести войска из Германии. Коль приехал подготовленным: мы согласны дать в качестве отступного 160 миллиардов марок. Горбачёв взял тайм-аут, вышел с Шеварнадзе, они посовещались, вернулись и сказали: «Мы согласны на 14 миллиардов долларов»…

Такое вот идиотство!
Такая вот откровенная сдача наших интересов!

• Наряду с самим курсом на перестройку, ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений.
Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 годов к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании.

• В декабре 1989 года вооружённым путём был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

• В результате проведённого в 1990 года референдума ГДР вошла в состав ФРГ.
Для начала несколько слов о ГДР.
-   Это была самая промышленно развитая страна социалистического содружества.
По некоторым показателям она даже превосходила Советский Союз – например, по уровню жизни.
-   На неё приходился самый большой товарооборот – в последней пятилетке 17 миллиардов рублей ежегодно.
Оттуда поступало самое ценное для СССР оборудование.
-   Там был расквартирован самый крупный заграничный контингент советских войск – почти четверть миллиона солдат и офицеров.
-   Кроме того, ГДР представляла колоссальную ценность своим стратегическим положением, поскольку выполняла роль форпоста социализма, дальше всех продвинутого в Западную Европу.
Даже невооружённому взгляду было видно, чем обернётся для Советского Союза уход из-под его крыла этой страны.
Ряд видных германистов сходятся во мнении, что не только в Советском Союзе, но и в Западной Европе объединение Германии не считалось делом близкого будущего. А многие вообще признавали его нежелательным.

• Видный политический деятель Италии Дж. Андреотти прямо заявлял:

«Существуют два германских государства, и эти два государства следует сохранить».

Многие до сих пор недоумевают по поводу того, как произошло объединение Германии.
 Почему при этом не были учтены в полной мере законные интересы Советского Союза, имевшего на то и международно-правовые, и исторические, и моральные основания.

Присоединение ГДР к ФРГ приобретало темпы кинобоевика.

 9 декабря 1989 года – через месяц после открытия границы между Восточной и Западной Германией – на пленуме ЦК КПСС Горбачёв торжественно поклялся не дать немецких друзей в обиду:
-   Мы со всей решительностью подчёркиваем, что ГДР в обиду не дадим. Это наш стратегический союзник и член Варшавского Договора. Необходимо исходить из сложившихся после войны реальностей – существования двух суверенных германских государств. Членов ООН. Отход от этого грозит дестабилизацией в Европе…

А уже 26 января 1990 года генсек на узком совещании огорошил близких единомышленников:
-   Объединение Германии неизбежно, и мы не имеем морального права ему противиться.

Надо сказать, что перед этим неожиданным заявлением он имел продолжительную встречу с Колем.
Окрылённый канцлер уезжает из Москвы в Бонн.
Там заявляет, что объединению Германии «дан зелёный свет».

В феврале 1990 года состоялась встреча Буша и Коля.
 Заокеанский президент и европейский канцлер принимают решение о полноформатном вхождении объединённой Германии в НАТО.

В июне 1990 года Горбачёв посетил США.
Сидя за чашкой кофе с Бушем, Михаил Сергеевич как бы меду прочим заявил, что он согласится признать членство объединённой Германии в НАТО, если этого пожелает немецкий народ.

Буш от неожиданности едва не выронил из рук свою чашку. Изумлённо взглянул гостю в глаза:
-   Я хотел бы услышать это ещё раз. Вы сказали, что не имеете ничего против, если Германия захочет быть в НАТО?

Горбачёв повторил:
-   Если они захотят быть в Варшавском Договоре, очень хорошо. Если они захотят в НАТО, тоже очень хорошо.

Буш не поверил тому, что услышал.
И попросил Горбачёва ещё раз повторить сказанное.
Горбачёв сделал это.
 Буш и его сотрудники были просто потрясены...

Вот так принимались судьбоносные для нашей страны и всего мира решения в эпоху нового мышления.
И что ведь интересно.
Ни в Политбюро ЦК КПСС, ни на съезде народных депутатов СССР этот вопрос не обсуждался и проект его решения не рассматривался.
 Само собой, не согласовывался он и с тогдашними союзниками СССР.
Для сравнения: письмо ленинградской преподавательницы Нины Андреевны, опубликованное в газете «Советская Россия», обсуждалось в Политбюро двое суток до вечера без перерыва.
Такие вот пироги!

• Произошла смена руководства в Монголии.

Пришедшие к власти во всех этих странах национально-демократические силы, не желая следовать по пути половинчатого и непоследовательного реформирования, выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития.
В короткие сроки здесь были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы.
 Многолетний советский диктат в отношениях к этим странами, подкрепляемый военным присутствием СССР, не мог не привести к отходу от него бывших союзников и ориентации их на Запад.
 Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой также больно ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

• Весной 1991 года состоялся официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, завершивший распад социалистической системы.
 
Уму непостижимо, как можно было, не получив взамен ничего, кроме улыбок и фамильярных похлопываний по плечу, сдать завоёванные кровью десятков миллионов советских людей позиции СССР в Европе и во всём мире?
Речь не о том, что советское военное присутствие нужно было сохранять везде, где оно было.
Речь о сохранении паритета на принципах взаимности.
Был момент, когда НАТО звучали голоса о самороспуске, сильнейший идейный кризис охватил эту организацию, основной смысл существования которой состоял (и состоит) в противостоянии СССР/России.
Были прекрасные возможности для торга и, как это ни цинично звучит, для получения отступных.
Но вместо этого Горбачёв срывает войска из обжитых за полвека гарнизонных городков в Центральной и Восточной Европе.   
Срывает для того, чтобы вывести их буквально в чистое поле, в палаточные лагеря!
Это больше походило на бегство, а не на почётный уход.

• В декабре 1991 года прекратил своё существование сам СССР.


5.  Результаты политики «нового мЫшления».

За годы перестройки международная напряжённость ослабла настолько, что во всём мире заговорили об окончании «холодной войны».
 В сознании людей, как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создавшийся десятками лет образ врага.
Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений.
 Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих стран мира и возможность самоопределения без вмешательства извне.
Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Вместе с тем наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире.
Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава – США.
 Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. В результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Распад единой системы Вооружённых Сил СССР, «приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащённых в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, снизили обороноспособность России.
 И не только. Они во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего, на Кавказе и Средней Азии).
Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.
Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывали.

Вот такими были результаты горбачёвской политики «нового мЫшления»…


Рецензии