русские маки Ысыкуля

                ...русские  маки Ысыкуля!...


 Я,  Авганов Алексей,  родился и почти до пенсионных лет прожил в Средней (сейчас Центральной) Азии! Если быть совсем точным – в Таджикистане. Уверен  не всем, а вернее может  всем - это неинтересно, поэтому детали опускаю. Из своей биографии оставляю только один факт – я сын русской и таджика.
 В 2002 году приехал в Рязань, где родилась моя мама и живу теперь на Родине мамы! Точное место рождения моей мамы  г. Шацк, село Борки. Прожив почти семь лет вдали от своего Отечества я стал испытывать ранее неизведанное мною чувство тоски, тоски по местам…  где я родился, где жил  до Рязани. Я не сумел справиться с этим чувством и, несмотря на то что я в России чувствую себя как дома, не имея никаких проблем,  решился   посетить свое Отечество – Таджикистан! Собрал вещички и пошел пешим ходом по дороге в Душанбе, благо она проходит около Рязани и называется М-5!!!
 Уже в пути пришла мысль посмотреть по дороге: как же живут мигранты (трудовые)  в России и как живут русские люди волею судеб оставшиеся в моей родной Центральной (ранее Средней) Азии?! Про жизнь моих земляков-азиатов опускаю это тема другого повествования, а вот о моих русских, не побоюсь этого слова - БРАТЬЯХ, живущих вдали от исторической, но на своей неисторической настоящей Родине попробую рассказать! Сразу оговорюсь – ни одного непроверенного факта  не приведу! На все написанное мною ниже есть  документальное или живое (в лице описываемого персонажа) подтверждение!  И я его (их) готов привести любому сомневающемуся!!! Итак, дорогие мои, я начинаю!
 Выйдя из Рязани,  прошел Поволжье, посетил в русских городах таджикские диаспоры и дошел до Казахстана! Попав в Алматы - (здесь и дальше я буду указывать названия городов, как их именуют сейчас,  в скобках укажу прежнее  «советское» название)  я столкнулся с проблемой: у меня сломалась кинокамера.  Мне ее подарил Профсоюз трудящихся мигрантов России, я снимал на нее все памятники Победы,  по пути и все встречи. Нашел контору ремонтирующую камеры все работники – русские. Осмотрев камеру мастер,  по имени Саша, возраст лет 40-47 сказал, что денег с меня не возьмет и еще вставил свою  флешку с памятью на много мегабайт. Кроме Саши там еще трудились двое молодых парней и девушка. В спонтанном разговоре они пояснили, что уезжать никуда не собираются им и здесь хорошо. Узнав о моем походе,  пожелали доброго пути.  Я  хотел  найти в Алматы своего военного сослуживца – Володю и для этого пошел в местную миграционную службу, найти его адрес. По дороге меня остановила русская женщина, моложавая, одетая хорошо. Она обратилась ко мне с вопросом, зачем в моей руке четки?  Узнав о моем путешествии,  долго восторгалась и пригласила в церковь.  Наталья, так звали женщину остановившую меня очень глубоко, по моему мнению, разбиралась в вопросах религий всего мира. Я не смог принять ее предложение, но спросил: почему Вы здесь, в Казахстане?! Она улыбнулась и ответила: а где ж мне быть?! На том мы и расстались!
 Следующим этапом моего пути был Кыргызстан (Киргизия). Я служил в С.А. в  Кыргызстане, в мясосовхозе Чалдовар, два года, после окончания института. Кроме того, мой тесть  Владимир Федорович родился в селе Михайловка, на озере Иссыккуль (теперь Ысыкуль) и я не мог не посетить эти два знаковых, лично для меня, места. Меня удивило отношение кыргызов к русским и русскому паспорту. Узнав что я – из России и с русским паспортом они не знали куда меня посадить, чем помочь, все вопросы решали за пять минут. Более доброжелательного отношения я не встречал за пределами Таджикистана  к своей персоне, только мои кровные земляки  - таджики относились ко мне с  такой  же любовью и уважением и, конечно же, мои новые друзья встреченные мною в пути! Но это другая история!!!
 К своему стыду до своего похода я не знал – кыргызы и таджики, братья по крови! Хан Манас  – прародитель всех кыргызов был женат на красавице – таджичке!  Кыргызы называли ее – Никей! Выходит, все кыргызы мои племянники и внуки, с чем я себя и поздравляю! Факты есть в истории, доказанные!
 Итак, я двинулся к озеру Ысыкуль. По дороге начались горные ландшафты, еще подходя к Оренбургу не перевале АК - Байтал (Белая лошадь – по казахски) я впервые увидел отроги уральских гор, сладко заныло  сердце: наконец то горы!  Здесь у Ысыкуля я увидел настоящие горы! Я обещал не врать, так вот - я плакал! Не навзрыд, конечно, нет! Слезы тихим ручейком текли по моим щекам, текли долго, пока я не насмотрелся на горы! Кыргызы – спасибо Вашей Земле на ней я увидел после семилетней разлуки – ГОРЫ!  Ведь это НАШИ ГОРЫ – они помогут НАМ!!! Спасибо и тебе – Владимир Семенович, мне лично они помогли.
 Тоска, которая грызла мою душу 7 лет стала мягче и терпимее! Совершенно случайно я попал в село Ананьево на берегу Ысыкуля, в 65 километрах от родового села моего тестя! На площади села памятник Герою Советского Союза Ананьеву!  Именем, которого, как выходца из этого села,  оно и названо. Автодорога  Бишкек – Пржевальск проходит по этому селу. Я стоял около магазина, на автодороге, вечерело. Из магазина вышел высокий, сухощавый мужчина, русской внешности. Остановившись около меня с двумя пачками мороженного в руке, он бойко болтал с кем то по телефону! Болтал на чистом кыргызском языке. Болтал  с   легкость,  даже изяществом,  как говорится – за словом в карман не лез!  Я, подождав конца разговора, обратился с вопросом: далеко ли до Михайловки?! Он ответил весело, вопросом на вопрос: надо заночевать?! Чисто восточный подход к гостю!  Я ответил, что неплохо бы! Усадив меня в  Жигули, Василий, так звали моего нового приятеля, предложил съездить  на поле, проверить: как идут дела, а потом домой или на… «фазенду»!
 По дороге он ел мороженое, оправдывался был в поле захотел мороженого! На поле работал трактор с навесным, немецким оборудованием, косил люцерну! Двое русских парней, высокие, красивые вылезли из трактора и подошли к нам, потом они с Василием что-то регулировали и, ползая на карачках по траве определяли длину оставшейся стерни. Темнело. Я решил ночевать на «фазенде»! Привез меня Вася на участок украшенный садом и огородом, во дворе стояло 2 зерноуборочных комбайна и еще какие- то сельхозмашины, всего штук 7-8!  Еще стояло 2 дома, и какие-то строения сельхозназначения, я так подумал! Пахло коровами, баранами, молоком, соляркой и свежескошенной травой! Дядя Леша, хозяин «фазенды»,  вернее ЕЙ (фазендой) управляющий  истопил мне баню, накормил и напоил молоком! Молока был целый огромный чан! Еще Леша сделал, какой-то напиток из молока с добавкой  зернового толокна  и масла! Класс  как сбивает жажду и очень сытный!  Короче с утра я допросил своего нового друга – Васю по полной программе! Живет он здесь, в Ананьево всю жизнь! Имеет 35 га.  собственной земли и еще 10 га. берет ежегодно в  аренду.   Сеет – картошку, клевер, пшеницу  дает комбайны в аренду  для покоса. Работает у него в основном родня из русских, человек - 15! Если надо берет и кыргызов, и кабардинцев.  В друзьях: кыргызы, кабардинцы, русские и теперь вот – таджик! Говорит  на  кыргызском  свободно! Сыновей – трое.  Жена – домохозяйка! Один сын женат, живет в Бишкеке, учиться в институте, Василий купил для него квартиру в городе! Уезжать никуда не собирается! Единственная проблема – не может добиться кредита на приобретения сельхозтехники,  а еще лучше – взять технику в лизинг. Был у Василия в доме, красиво и уютно, жена …..!
 Вася отвез меня в село тестя – Михайловку! Русское кладбище,  на котором похоронена вся родня тестя,  я посетил с его свахой - директором школы и соседями! Не отпускали, просили нас остаться ночевать, накормили и напоили. Село красивое, живут вперемежку – кыргызы и русские, и украинцы, но живут дружно, школа на русском языке!  В следующем  году хочу поехать с женой в гости к  Василию! Еще одна семья, возможно, будет из города Исфара (Таджикистан!). Ысыкуль - очень чистое озеро с солоноватой водой, кемпинги вдоль побережья на уровне итальянских, цены смешные! 
 После Кыргызстана я пришел в город Исфару, таджикскую Исфару. Наконец-то, несмотря на то, что до Душанбе еще 600 км,  я  уже дома, в Отечестве своем, в Таджикистане!!! Председатель русской диаспоры Исфары – Людмила, муж – Валерий, сын – Алишер! Они, эта семья, не позволили мне жить в гостинице, я жил у них! С хозяином дома – Валерием у меня завязалась дружба, он приедет ко мне в Рязань, ему – 63 года, по образованию – механик, дорабатывает последние дни до пенсии! В Таджикистане мужчины выходят на пенсию с 63х лет! Мне дали возможность выступить по телевидению (кстати, в любом районе Таджикистана есть руссковещающее телевидение и свой русскоговорящий диктор), я встретился с русскими людьми живущими в Исфаре. Газеты полученные мною от профсоюза мигрантов по почте из Москвы раздал русскоязычным. В  основном, конечно, живут в Исфаре русские старички и старушки.  Но вот Людмила и Валерий имеют свою аптеку, торгуют. Российский консул в Ходженте, областном центре, к каждому празднику и в случае несчастья организует помощь. Я имел честь присутствовать вместе  с  исфаринскими русскими на открытии русской церкви (взамен сгоревшей) в Ходженте. Несмотря на то, что от Ходжента до Исфары - 100 км,  администрация Исфары выделила транспорт и все желающие православные присутствовали при этом  богоугодном деле. Был и посол России, и глава администрации области. Кстати, на табличке спонсоров укрепленной на стене вновь отстроенной церкви нет ни одной русской фамилии, только таджикские и фамилия консула  - дагестанская, я считаю что это здорово! Так как лишний раз доказывает,  русские люди - Вас как любили и уважали азиаты, так и любят, так и уважают. И эта церковь еще один памятник нашей долгой дружбе! Аминь!!!
 Мне выпала честь встречаться с русскими диаспорами – Чкаловска, Гафурова, Пенджикента, Ура – Тюбе (Истаравшана), Душанбе, Куляба, Московского района (Хамадони)  везде я увидел людей, гордящихся своей русской составляющей, но  понимающих что все то что нас разделило  не наша вина, а наша жизнь! Недостаток этого понимания и есть, по моему то что мучает и разделяет нас – мигрантов и «оставшихся»  с  коренным, государствообразующим народом  везде  по России!!!
 Наконец я попал в родные для меня места  в Кулябскую область, Шурабадский район, кишлак Саригор – это моя Родина! Хотелось бы отметить главу Кулябской русской диаспоры Юрия Павловича, все его так там  зовут! Есть у него одно отличие от других глав русских диаспор – он не говорит на таджикском языке, вообще. Но зато он глубоко православный, верующий человек! Именно благодаря ему, я отстоял две воскресные службы в Душанбинской Православной Церкви!! Юрий Палыч имеет  в Кулябской области, примерно,  500 русскоязычных  пенсионеров   за которых он ответственен.   Снабжает их картошкой, раздает гуманитарную помощь, морально поддерживает. Молится Юрий Палыч по шесть часов в день, иконостас у него дома, в Кулябе,  занимает целую стену!  Авторитет у него есть, это сразу видно при общении с местными. Он ведет себя уверено, любо дорого смотреть  как этот крепкий,  высокий,  русский мужик общается  с  местными и неместными  руководителями любого ранга. Имею честь доложить рязанским землякам – русские в Азии живут и имеют авторитет, даже у крутых мусульман.
 Есть,  конечно,  русские нищие на улицах азиатских городов. Есть русские, которые работая там в  Азии   считают  что:     таджики  не любят и даже ненавидят русских. Я лично беседовал с таким русским. Он родом из Подмосковья!  Его зовут Сергей, работает в Таджикистане с 2006 года, в российской фирме по строительству  объектов сотовой связи, ему  за пятьдесят,  он занимает большую должность  и искренне  считает  – таджики делятся на тех, кто явно ненавидит русских и на тех,  кто ненавидит русских тайно…
 Но я подружился в Душанбе  и с другим русским – Игорь занимает ведущее место в  Госкомитете по строительству в Душанбе, курирует строительство Рогунской ГЭС, вхож к министру строительства Таджикистана.  Ему 45 лет, умен, красив, воспитан! Считает Таджикистан и таджиков - своей Родиной и своими братьями! Мой новый друг приедет летом, его сестра живет в Тамбове! Уезжать из Таджикистана, если даже не дадут очень высокую должность пока не намерен!
 Заранее представляя реакцию определенных кругов читателей  -  оговорюсь. Конечно же, во мне говорит любовь ко всему таджикскому, но даже со скидкой на мой крен в азиатскую сторону хочу сказать всем русским землякам и, особенно - рязанцам, шацчанам!!!
 Вы мои земляки и братья по крови, я люблю и ценю Вас, Вы родные мне по маме и, клянусь  в том, что я здесь написал:  нет ни капли лжи! Есть только желание донести до Вас, дожить, увидеть и попробовать самому  что - нибудь совершить сделать  для приближения часа  -  когда  мои братья по крови в России и Таджикистане  вспомнят не взаимные обиды, а совместные победы и особенно  одну!!!  Ту  -  ради которой,  я прошел от Родины мамы,  до Родины отца!!!

                сын русской и таджика, косопузый таджик
               
                алексей авганов


                ЗАОЧНИК


Большой город Шацк или не очень  я не знаю, честно говоря!
В Шацке я ни разу не был, там родилась матушка моя!!!
Родина для всех мужчин святое и об этом с детства помню я!
Никогда не забывал я это – Шацк вторая Родина моя!
Вот приеду в Шацк – пойду на площадь, где гуляла матушка моя,
Руку каждому пожму мужчине, всех старушек расцелую я!
Шацкие мужчины Вы мне – братья, Ваши жены сестры для меня!
Ваши мамы, для меня – родные тетки и сестра им матушка моя!
Шацк красивый или некрасивый я любой приму, в душе любя!
Шацк ты колыбель моя и мамы, здесь родился с матушкой и я!!!
Я уверен Шацк лучше НЬЮ-Йорка и Женева Шацку не ровнЯ!
Лучше Шацк, чем Сингапур и Сочи  потому что  -  Родина моя!!!

сын своего отца алексей


Рецензии