О новых видах детективного сюжета

                ***



Когда-то великий постмодернист Умберто Эко сказал, что все виды детектива уже написаны, - осталось только написать детектив, где убийцей был бы читатель. Да, незадача.. Понятно, что Эко всю жизнь интересовало соотношение между литературной реальностью и подлинной, и потому ему хотелось увидеть вариант, когда литературная реальность воплощается в плоть и кровь.. Но почему же только «убийцей является читатель»? Если уж говорить о вариантах детектива, когда уничтожается грань между литературной и естественной реальностью, то почему бы не представить себе, что убийцей является писатель? Конечно, в известном смысле слова писатель является убийцей всех своих литературных персонажей: он их порождает, он их и убивает, - но это происходит только в вымышленном пространстве. Или, можно вспомнить (Эко как раз вспоминает этот пример), что Агата Кристи в 1926 написала «Убийство Роджера Экройда», где сам рассказчик (а обычно это голос автора) является убийцей, - чем не «писатель-убийца»?
Однако мы о другом: имеется в виду либо вариант, когда писатель детектива сам становится персонажем собственного детективного романа и по ходу действия выясняется, что он-то и есть убийца, - либо версия, согласно которой, персонажи детективного романа оживают, обретая тело и душу, и писатель этого романа убивает их уже в реальности. Почему в таком случае не предложить и прямо противоположные варианты: литературные герои из пространства детектива переходят в реальный мир, и убивают либо писателя, либо читателей, - а то и всех вместе, - и все это тоже становится литературной реальностью? Разумеется, можно изначально вообразить вариант, где любые литературные произведения обладают онтологическим статусом, равным обычной действительности, - как своего рода «параллельный мир» - но тогда писатель был бы, по сути, равен Господу Богу.. Я уж не говорю про варианты, когда в ходе детективного расследования выяснится, что читатель, писатель и герои пьесы – это одна и та же личность, страдающая психическим расстройством.. Что бы Вы сказали о такой версии развития событий, когда герои рассказа, как и читатели с писателем, попеременно, причем в хаотическом порядке, оказываются то в «литературе», а то в «реальности»? Т.е., допустим, кто-то (писатель, читатели, литературные персонажи), может творить чудеса, и мгновенно переноситься из одной реальности в другую.. В общем, для новых видов детектива открывается широкое поле деятельности..


Рецензии
Очень необычно! Если бы такой детектив можно было воплотить в прямом смысле в жизнь, потому что реальность здесь была бы явной, то литература приобрела бы новую форму, а реальность неплохое литературное сопровождение!)

Алевтина Ремаркина   10.08.2023 07:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.