Читать Сердцем, воспринимать Душой

                1. Загадка.

    Говорят, чтобы понять Библию, её нужно читать не глазами, а Сердцем и воспринимать не сознанием, а Душой. Легко сказать, но как это делается  на практике инструкций и советов я ещё не встречал.  Может где-то этому обучают?  Можно ли  этому обучиться самому? Как этому научились наши предки?
     Кстати о предках...

     В нашем детстве телевизоров не было, даже радио имелось не во всех семьях, поэтому читали много и всё подряд,   совали свой нос всюду.  Естественно и я тоже,  научившись читать, заглянул,   в  старообряческие книги, бывшие у нас дома.
    Первое впечатление — никакого! Тексты были настолько простые и бесхитростные,  порой даже не логичные. Тогда спрашивается почему и каким образом верующие предки  видели  в них реальную мудрость?
    Кстати о верующих.
    Официальная версия утверждала, что люди верили в Бога:
от неграмотности, в смысле недостатка знаний о природе,
от боязни сил природы, и
от излишней доверчивости, мол что им наплетут, в то и верят
     Может это и так, но  к моим предкам ни один из приведённых пунктов не подходит.  Мои деды и прадеды, на своих небольшеньких судёнышках, через Финский залив, Онегу и Ладогу выбирались на промысел аж до самого  Белого моря. Так что в боязни природных сил уличить их сложновато. Отчаянные были ребята!
     Те же, кто перебирался в город и получал образование, тоже не отступали от веры  отцов.  З н а н и я   их Вере  были тоже не помеха...
    А уж  убедить в чём-то старовера или переубедить — дело совсем  безнадёжное. И даже может иметь обратный эффект!
    
      Наш декан,  Анатолий Митт,  будучи ректором (общественного)  атеистического университета, ездил по деревням Причудья с просветительными  атеистическими лекциями. В них он, на конкретных примерах из Библии,  подробно растолковывал слушателям всю нелогичность и абсурдность религиозных догм...
     В перерыве одной из лекций,  проходившей  в клубе, к нему, в комнатку за кулисами,  заявились четыре  почтенных («с роскошными окладистыми бородами» старовера)  представителя местной старообряческой общины. Несколько смущаясь, они  предложили ему стать   их...    духовным   н а с т а в н и к о м!
Уважаемые, как же так можно? Я же атеист до корней волос!
Мы, конечно, понимаем...  Но Вы, как никто другой, умеете так грамотно и подробно рассказывать  Библию...   А за нас не беспокойтесь, мы сметливые, из всего сказанного мы сами выберем то, что нам  следует услышать!..  (Имеющий уши да услышит)               
 Комментарии, как говорится, излишни...

     Говоря современным языком их убеждения (Вера), очевидно,  находятся не в физическом  сознании, которое легко переубедить логическими доводами, а в подсознании, в Душе. Такую Веру переубедить очень сложно, если вообще возможно.
    Столь сильные убеждения  могли появиться у староверов только из  религиозных текстов. Но каким образом из  «наивных» и «нелогичных»  религиозных выражений  могла сформироваться   их  м у д р о с т ь   и каким образом затем она проникала в подсознание? До последнего времени для меня  оставалось загадкой.

                2. Разгадка.
    
      Как показали мои изыски,  искусством  накопления мудрости из обычных текстов, кроме староверов, получивших только начальное образование в сельской церковно-приходской школе,  обладают и ученые-просветители высокого уровня. К ним, в первую очередь,  я отношу  отца русской рунологии Юрия Ларичева,  сторонника существования славянских рун Валерия Чудинова,  да ,  в какой-то мере,  и самого Скороходова.
    Как я выяснил из их сравнения, всем им  свойственна одна маленькая тонкость обучения или самообучения....
 
    Вспомним как мы обычно учимся читать .
   В начале мы учим отдельные буквы. Затем,  в словах или под картинками, их  рассматриваем,  каждую по отдельности,    о с о з н а ё м ,  вспоминаем какой   з в у к   она означает, и только затем произносим-читаем.
    Затем  складываем из них  слоги и слова, читаем слитно,
 выделяем в словах корни, приставки, окончания...
    А на последнем этапе обучения,  читаем уже не задумываясь. Буквы, слоги и даже целые слова  мы воспринимаем уже без участия сознания  -  п о д с о з н а т е л ь н о !    Изначальная информация   о буквах (слогах, словах) уже  проникла в подсознание (в Душу), теперь мы читаем и воспринимает текст непосредственно подсознанием (Душой).
     Вот в этом то эффекте и кроется весь секрет разных видов чтения и восприятия текстов.  Всё зависит от того,  какие   и з н а ч а л ь н ы е    сведения о буквах (и письменных знаках вообще) закладываются  в ученика на начальной стадии обучения!  Что заложат, то он и будет вычитывать из текста !

     В отличие от светской (советской городской )  школы, староверов обучали читать буквами  церковной Кириллицы. В ней, в отличие от гражданского алфавита,  каждой букве соответствовал не  звук (фонема), а  смысловое  ключевое слово, несущее  определённый  смысл-  о б р а з  (идиома) !  Буквы Кириллицы - это  не просто звуковые знаки, а ещё и  смысловые образы!
     По этой причине в подсознание староверов,  вместе с заучиванием букв алфавита,  проникал  некий  набор ключевых слов-образов....  Соответственно и при чтении,   вместе с озвученными буквой, слогом,  словом, или текстом из подсознания   возникают  некие наборы символических образов!   Читатель  в буквах  «видит» образы!  Чего не  «видят»  современные читатели   гражданских (светских) текстов.
   
    Так, например,  в букве  «А»  старовер «видит»  «АЗ» или «Азы», т. е.  некое  начало или начала,  в букве «В» (Веде) он «видит» образ  -  пару  ведущий-ведомый, в букве «Г» (Глаголи)  «видит»   д е й с т в и е  (глагол) и т. д. ! 

    Светскому читателю, например.  слово «Господь»  само по себе практически ничего не говорит. Он по смыслу его уравнивает с  термином  «Бог», а сочетание «Господь Бог»  вообще выглядит для него,  как «масло-масляное».  Но умеющий читать старовер в слове  «Господь»  увидит целый набор образов — «Глаголи(т)  Он Слово Покоя Он добро Рождающий».  Если учесть, что   «Слово Покоя» - это вечно неизменные (находящиеся в покое)  Истины, то Господь, для староверв, это  сущность, несущая народу Вечные Истины   После такого определения его  уже не спутаешь ни с Учителем, ни с Богом, ни с Господом Богом!
       Ничего подобного  светский читатель в буквах не увидит.  Он увидит в буквах  только   з в у к и,   и ничего больше!   Виктор Хажилов таких  называет зрячеслепыми...  «Смотрят в книгу, а видят фигу»,  как говорят в народе.

     Кстати, про такой приём  определения смысла термина  говорят: - «В   б у к в а л ь н о м  смысле этого слова»., т. е. в соответствии со значением его букв.
    И ещё.
   Если имеется желание узнать о «Господе» ещё больше и ещё подробнее, то можно полученные 7 слов  его «буквального  смысла» прочитать ещё раз по буквам. В результате получится набор из 35-ти образов. А это уже целая философия!..
   Но и это ещё не всё!
      Немного забегая вперёд, полезно сообщить, что у каждой буквы , в принципе, может быть не одно, а несколько ключевых слов-образов, что может дать  дополнительно ещё несколько вариантов прочтения...
 (о них подробнее чуть ниже)
  Но и  это тоже  ещё не всё!

    Как известно многие слова можно разложить  на слоги   н е с к о л ь к и м и  путями, что порой существенно расширяет и уточняет смысл термина. Поэтому на следующем этапе, в деревенских церковно-приходских школах,  уделяли  много внимания чтению   п о   с л о г а м ! (довольно долго  тренировались  читать по слогам).  На уровне подсознания,  при этом,  ученики осваивали особое «слоговую» грамоту .
    Так что восприятие текстов староверами, как видим, действительно существенно отличается от светского...

3. Правила грамматики. Зачем они нужны?

       Наверное все помнят первые правила грамматики типа - «Жи Ши пишется через «и», Ча Ща пишется через «А», Чу Щу пишется через «у» и т. д.  Помнят все, но    п о ч е м у    требуется  писать именно   т а к, приличных объяснения я  не встречал.  А вот с точки зрения церковной грамматики всё выглядит логично и толково.

   Например,  в слоге  «Жи»  первая буква  Ж-ивёте  означает Живот-Жизнь, причём жизнь на   ф и з и ч е с к о м   уровне. Она может быть у живых существ только   о д н а !  Её  смысл  можно только уточнять и расширять, поэтому за ней может стоять только буква  «И-же», в значении «который», «которая».   Если же за ней поставить  букву  «Ы», означающую множественное число, то это   о п а с н о !   При  проникновении слога «жы» в подсознание,  человек  будет не дорожить  своей жизнью, поскольку  у него их  всё равно   м н о г о ! …
      Подобное явление наблюдается в наше время, например,  у подростков, увлекающихся компьютерными играми где  у них  м н о г о    жизней...

     Похожая ситуация  и со слогом «Ши».  Одно из ключевых слов  «Ш» является «Ширь». Это понятие тоже логично только в   е д и н с т в е н н о м  числе. Его тоже можно только уточнять. Поэтому за ним писать можно только «И».
  Ча,  Ща, Чу, Щу .
  За буквами «Ч»(часть)  и «Щ (Щур) по смыслу вообще не может стоять ни одна из йотированных букв!  В Кириллице даже числа соответствующие  буквенным сочетаниям типа  Iа, Iв, I г и т. д.  о т с у т с т в у ю т .  Соответствующие им числа  11,12.13 ...20 ( в промежутке 10-20) пишутся а  о б р а т н о м  порядке, на первом месте  располагаются единицы, а десяток на втором.  Соответственно и читаются «наоборот» - один-на-дцать, две-на-дцать, три-на-дцать и т. д. до двадцати.  А после 20-ти  уже нормадьно — на первом месте десятки, а единицы на втором....
     Как видим  кириллические числа, это тоже не совсем цифры. В них тоже заключено много недоступной  для светского читателя информации. 

                4.  Учимся читать Сердцем

               Из всего сказанного вытекает  гениальный и простой (как всё гениальное) способ научиться читать сердцем и воспринимать душой древние тексты,  понимать их  п е р в и ч н ы й   смысл.   
     Для этого, в первом приближении  достаточно освоить  церковную Азбуку (Алфавит)  Килилла и Мефодия, и научиться понимать слова  « в буквальном смысле».
    Если жн не хватает ключевых слов, то дополнить их из харийской Каруницы («Русские буквы харийской Каруницы» (http://proza.ru/2011/06/21/1093).
     В дальнеёшем можно  освоить и кириллические числа и особенности графики, но на первый случай знания самих букв вполне достаточно.


Рецензии
ШЫ вообще не произносится, если пробовать произносить по порядку сначала Ш а следом и слитно Ы. Но вряд ли причину следует искать в высокой смысловой грамотности, скорее тут всё методом тыка подсказала работа на коррекцией диалектов. И сами староверы как новое движение уже из следующих поколений пост никоновских православных не возникало, видимо, по причине отсутствия борьбы с заблудившимися диалектами.
По тому и вообще общество стало требовать реформы алфавита.
Ученики стали плеваться на кириллицу, и это по их уровню естественно, без вас, уважаемый, вы всего двух даже среди учёных насчитали поклонников смысловой азбуки.
А что касается Жи то тут вы возможно правы, именно смысловая нелепица и даже подножка получилась бы. Только, может быть и причина более конкретная чем у вас, Ы - в основном смысле - завершение, тогда как Й - укорочение и окончание. Но вот в слове любимый они ни кого не пугают. И поэтому возможно вы и я тут не правы, а тоже прислушайтесь как бы звучали именно ЖЫ. Звук Ы получился бы взрывным агрессивным. Возможно хождение он тоже имел, но это не сочетается с христианской псевдо кротостью.
А звук ЧЯ возможно же произвести специально и Ч с Ю тоже, хотя будет по-детски.Но если бы и так кириллица не перегружала людей, то нашлись бы и взрослые слова. Это резерв развития, ни какого принципиального запрета от разума тут нет.

Истокон   14.03.2016 20:09     Заявить о нарушении
Видимо мы говорим о разных Кириллицах. Я имею ввиду Кириллицу Кирилла и Мефодия, сохранившийся в церковном печатании, а Вы видимо - современный русский алфавит.

"... Й - укорочение и окончание.."
Если говорить о Кириллице, то там "Й" никакого укороыения и окончания не производит. Йотированные буквы пишутся только в начале слов!
.
"...возможно же произвести специально и Ч с Ю тоже,хотя будет по-детски"
- Буквы "Я", "Е"и "Ю",строго говоря, в Кириллице йотированной не является! Они там читаются "Мягко, как в словах сеьЯ, себЕ, и СЮда. Поэтому ряд слов типа "Чюдо", "Чюжой" пишутся именно через "Ю"! Йотированными они стали только в русском алфавите...
Йотированные - это ЙЕ *писалась как Э. толко наоборот, а также ЙА. ЙУ и т.д. йотированные буквы-руны описывают йот-пространство...

О букве "Ы". как "завершение" не слышал. Для меня это просто знак множественного числа

"ШЫ вообще не произносится,"
- Да мало ли в русском языке букв пишется, которые не произносятся...

"Ученики стали плеваться на кириллицу, и это по их уровню естественно"
- Это верно! Они и сейчас плюют на грамматику даже реформированную.Грядёт очередной виток безграмотности.И это тоже естественно. Молодёжь не понимает зачем нужны правила написания, если смысл правил не понятен...

" Это резерв развития, ни какого принципиального запрета от разума тут нет."
- Мыль не понял. О каком резерве и о каком запрете идёт речь?


Александр Скороходов   14.03.2016 21:23   Заявить о нарушении
Вообще ни одно из правил правописания не запрет его нарушить если физически нарушение возможно. А что буква Е Йотированная это не больше чем чьё-то мнение, ибо этот звук можно произвести и не за счёт йотизации, и при чём это гораздо проще получится. Кириллица которая от Мефодия во многом удачная система но в качестве замены современного её аналога и почти такого же но более древнего чем кириллица это большая не удача. И не важно был ли аналог как единая система или из нескольких других систем был эффект современного алфавита. Его тоже надо постигать по смыслам, в не зависимости есть ли авторитетные ссылки или нет. Это самый естественный режим совпадающий с мозговыми ритмами человека, даже если его родной язык английский. И что вы подбиваете людей опять калечить мозги ученикам?
Хоть детей-то пожалейте! Заинтересуйте базовым алфавитам, а потом кириллицей особого добавочного к звуковой речи режима пробуйте опять же заинтересовать, а не навязать.

Истокон   14.03.2016 21:59   Заявить о нарушении
Я никому ничего не навязываю и не заинтересовываю, я делюсь своими наблюдениями с интересующимися.
Мучить детей тоже не собираюсь, я взрослым объясняю как восстановить картину мира, переданную нам предыдущими цивилизациями. Это чтобы не изобретать лишний раз велосипед.


Александр Скороходов   14.03.2016 23:00   Заявить о нарушении
Да, и никакого разговора о з а м е н е современного варианта на Кириллицу речи не идёт. Разговор идёт об изучении Кириллического Алгоритма.

Александр Скороходов   14.03.2016 23:03   Заявить о нарушении
Ну это вопрос оценок, тем более с моей стороны окончательных оценок нет. Просто обращаю внимание что больше шансов у злоупотребления чем у разумного усвоения метода. А против картины мира ни чего не имею. Но с чего Вы взяли, что практика церковно приходских школ в интуицию вкладывала смысловую автоматику? - Только предположение тут имеет свои права, но предположить можно и обратное, что приучали
к нудной зубрёжке, а потом проскакивать эти смыслы буд-то их ни когда и не было. - удар по подсознанию - по душе.

Истокон   14.03.2016 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.