29. Простые радости

НА СНИМКЕ: Фотография  размером (3,5 х 5,5 см) на очередной вклейке. На фотографии молодой паренёк с собакой породы спаниель. Качество снимка плохое, он выцвел от времени и неконстрастен.
В правом нижнем углу запись: «Снимок 1910 года».


Дмитрий Гриневич продолжает вспоминать:

...Изба, две половины. В одной из них мы: мама,  я, Зина и Вася. Полная свобода.
Игры с деревенскими ребятами: в войну, в путешественников, далёкие прогулки, купание. Здесь впервые я столкнулся с Природой.

… Коридор, я с матерью. Меня за руку ведет какой-то мужчина к одной из дверей. Я вхожу. Класс. Идут занятия. Я сажусь на одну из парт. Это Андреевское Духовное училище, куда я принят без экзамена и … бесплатно. Я в детстве был очень религиозен. Эта черта и побудила видно моего отца отдать меня сюда. Мне здесь сразу понравилось. Отношение и товарищей, и «начальства», было хорошее. Мой, немного «женственный» характер, «нежное» (я никогда не ругался и всегда краснел) обращение, расположили товарищей ко мне: они за всё время пребывания там никогда меня не обидели.

Урок истории. Преподаёт директор (смотритель) Горячко Сергей Александрович.
Ковыряев! Вызывает С.А. к кафедре подходит мальчик, блондин. Урок учил? Опять молчание. Ты что же не отвечаешь? Язык у тебя есть? Витя Ковыряев  высовывает язык…
Буря, шум, единицы и двойки!

… В классе возбуждение и шум: Витя Ковыряев вызывает на пари за 50 коп., что он остановит поезд. После уроков мы все пошли на железнодорожный мост. Мы на мосту а Витя стоит на полотне, ждёт поезда. Показывается поезд. Свистки! Гудки!.. но Витя не двигается, поезд идёт… гудки непрерывны, тревожны! Витя стоит! Поезд замедляет ход, с поезда и вагонов соскакивают люди. Мы разбежались… На следующий день узнаю. Витю поймали, его отца оштрафовали на 25 рублей, дома Витю высекли, но 50 копеек он у нас выиграл.

…Какой-то урок, не помню. Перед уроком Витя принёс щенка и посадил его под возвышением кафедры. Вошёл учитель. Я читаю молитву (я дежурный).
Тишина. Сначала тихий писк, потом визг и наконец щенок шумно заявляет о своём присутствии…
Учитель выскакивает из класса. Витя и щенок за ним. Всё в порядке. Приходит Горячко. Кто?, Что?! Как!? Кто дежурный?! – Я- Что было? – Молчание.
Мне все перемены стоять под часами и остаться без обеда.

Витя и его друг Митя Малевич собираются бежать в Америку к индейцам; идут какие-то сборы, что-то собирают, сушат. Посвящённые возмущаются (в том числе и я). Моя обязанность принести папиросы, к... Увы! Я краду из шкатулки отца, куда после набивки денщик складывает готовые папиросы. Побег не состоялся.

…Мои «рисовальные» наклонности нашли поклонников среди моих сверстников. Особенно рисунки «богинь и богов» к... Я рисовал со страниц «Истории искусств» Гнедича.
Такой рисунок был однажды отобран от «любителя» и предъявлен начальству, кое сделало «внушение» художнику, что де темы не подходящие для будущего пастыря. И стыдно и неприятно. Я больше не принимал «заказов».

Духовное развитие моих товарищей шло вне кажущегося влияния школы.  Ученики, дети из духовного сословия не проявляли особенной религиозности, были к ней равнодушны в большинстве, остальные активные скептики.

Стремление этих «остальных» было уйти на «светскую» дорогу, уйти с 4 класса семинарии в университет. Большинство уходило после семинарии продолжать дело отцов.

1910 – 1914 г.

Мне 16 лет, но я не ощущал этого возраста, как-то всё, что свойственно этому времени, этой фазе развития личности, ещё не пробудилось во мне.  Я всё еще мальчик, играю с сестрой и в «учительницы», и в «барыни», и в «гости», и пр. игры, культивировавшиеся в то время среди детей. Меня не «тревожили» вопросы пола, тогда как моих сверстников это уже интересовало…

…Смутно помню торжества 1912 года – столетие Бородинской битвы; торжества 1913 года остались в памяти в связи с освящением храма в честь 300-летия дома Романовых. Большой собор в русском стиле. Много народа, войск. На торжестве – сестра императрицы в белом монашеском платье…

…Я любил, когда никого в доме не было, садиться за рояль и импровизировать. Я играл по слуху, т.к. на учёбу не было терпения, да и родители как-то не уделили этому должного внимания.

Импровизируя, я пел. Когда я пел, то окна соседних квартир открывались, и все слушали «концерт». Однажды моя тётка (сестра матери), придя к нам, ждала в столовой, когда кончит петь … моя мать. Она была потрясена и застыла в удивлении, когда вместо матери … увидела меня!
После этого меня всегда заставляли петь.

…Иногда, во двор заходили шарманщики, артисты, трио барабан, скрипка и певец. Я любил их слушать и мне доставляло большое удовольствие, завернув в бумажку 1-3 коп. бросить «артистам»…

…Я заканчиваю Духовное училище и как сказано в в «Сведениях об учениках и поведении», «удостоен» перевода в семинарию.

…Лето это мы проводили на даче в деревне, где был специально выстроен хозяином-крестьянином домик две  половины с  террасой. Сын хозяина Петя, мальчик моих лет был нашим товарищам игр. Я сестра и Петя всё лето были неразлучны. Его мать, когда выпекала хлебы, выпекала и каждому из нас по маленькому хлебцу; в один из них запекалось яйцо. Наше волнение было безгранично: кто счастливец? Кому достанется?

…Мы на свадьбе. Женщина в нескольких крахмальных юбках, торчащих …… (не разобрал. -ПВ), в блёклых платочках под звуки цимбал и скрипки танцуют польку и кадриль…

…Убрана рожь. Праздник «дожинок». Сноп ржи, сжатый хозяйкой (первый сноп – погин…) стоящий под образами, убирается. Работницы с пением несут с поля на подносе, накрытом платком, венок из колосьев, васильков, ромашек и др. полевых цветов. Хозяин и хозяйка встречают их у порога, приветствуют и кладут деньги на поднос, принимая венок, который потом кладётся на образа. Работницы и гости идут в комнату, где стол накрыт: пиво, водка всякая, по достатку снедь. Отец и мать тогда в числе гостей. Мама постоянно с девушками. Контральто матери приводит в изумление гостей. На дворе устраиваются танцы.

… Работница хозяев, староста носит голубое эмалевое колечко – она Христова невеста и замуж не пойдёт…

…Наша дача у самого железнодорожного полотна. Когда папа проезжает из лагеря в город, он выбрасывает нам пакет в брезентовом мешке со всякой снедью. Это всегда доставляет удовольствие нам детям. Иногда мы почему-либо не встречали поезд. Тогда сброшенный пакет приносился железнодорожным смотрителем. Пакет сбрасывался у будки; иногда он «ночевал» и его приносили утром…

…У полотна лицом к насыпи стоит солдат с ружьем – часовой. Через определённый промежуток  ещё. Это проезжает царь. Едут три поезда – длинные, синие с серебряными крышами, с мощными паровозами составы. В каком царь, не знает наверное даже начальство. Поезда идут с интервалом в один час.               

…Мы стоим  в саду и колотим в подносы и тазы. Хозяйка с веником и ведром стоит у дерева и брызгает на него. Это пчёлы роятся. А чтобы они не слетели, мы шумим, а она изображает дождь. Пчёлы сидят большим комом на дереве, хозяйка ложкой кладёт их в решето и несёт в колоду – улей.

…Сегодня пятница  - нам надо с 12 до 2-х сидеть на террасе и смотреть на пригорок, на котором должна появиться крёстная сестра Валентина Доминиковна Думашева, живущая недалеко от нас на даче. (Впоследствии Гриневич упоминает о ней, когда  при переезде в Москву они останавливались у неё, она же подбирала им квартиру на ул.Донской. -ПВ). Она на лето приезжает сюда из Москвы. Для нас её приезд связан с удовольствием,  ознакомиться с калачами, сушками, розовыми баранками от Филиппова, конфетами Абрикосова (соломкой!), которые она привозит нам в подарок  плетёной корзинке.

Но вот и она. Она машет зонтиком.  Это значит «постный» обед готов и мама может идти обедать. Мама в ярком капоте (мечта молодух деревни: все такие платья отдаются в день отъезда: ягодницам, цветочницам, сметанницам). Захватив табак  - (мать нюхает его)  идёт обедать, пить чай и играть в карты, в японского дурака,  до вечера. Мы можем не пить молока, не есть супа и делать что хотим! Какая радость!

…Мой брат Василий всё время пропадает в городе, на зимней квартире, в которой летом живёт денщик. Мать очень огорчается и страдает. Он, то появится, то вновь исчезнет…

…29 июня день именин моего отца. С вечера мы украшаем веранду зеленью, готовится вкусный обед, на котором присутствую кроме нашей семьи еще Коко (так зовут крёстную сестры), и наш хозяин – крестьянин Петкович с женой. Делаются самые любимые кушанья отца: вареники с черникой, холодник (вероятно речь идет о холодце или, как его ещё называют -  студень. -ПВ.) и чудесный пирог который сама пекла моя мать. Вечером, зажигались китайские фонарики… Это традиция нашего дома.

В день именин сестра, матерью ночью перед кроватью ставится стол, на котором раскладываются все подарки, всякие вазы, цветы, письма, стихи, и вы просыпаетесь и невольно улыбаетесь, и радость наполняет ваше сердце. Нужно было внести стол и всё установить так, чтобы виновник торжества не проснулся…

Мы в городе. Я иду в семинарию, которая помещается в Троицком монастыре.
Здание монастыря очень старое. Бывший костёл. Само здание семинарии тоже (если не ошибаюсь) принадлежало монастырю и раньше было иезуитской  школой.   


Рецензии